Перейти к содержимому
Главная страница » НАЧИСЛЕНИЯ ЗА ВНЕШТАТНУЮ РАБОТУ  СЧЕТЧИКА ГАЗА

НАЧИСЛЕНИЯ ЗА ВНЕШТАТНУЮ РАБОТУ  СЧЕТЧИКА ГАЗА

  • автор:

ПОМОЩЬ АДВОКАТА

Одним из главных направлений деятельности Операторов распределения Газа является выявление у Потребителей фактов некорректной работы газового счетчика и оформления акта о нарушении, где Потребитель будет обвинен в неучтенном потреблении газа с последующим выставлением счетов в десятки, сотни тысяч и даже несколько миллионов гривен!

С целью выявления у Потребителей внештатной работы счетчика газа, являющегося фактическим похищением Потребителей этого природного топлива, в полномочия Операторов газораспределительных сетей входит проведение плановых, внеплановых проверок счетчиков бытовых и небытовых Потребителей с последующим составлением актов о нарушении.

Как правило, в своих решениях комиссии по рассмотрению актов о нарушении Операторов газа обвиняют потребителей во внештатной работе счетчика газа.

 Вместе с тем, в подавляющем большинстве такие проверки проводятся с нарушениями, проверяющие лица трактуют законодательство по своему усмотрению, что приводит к неправомерному обвинению Потребителя во вмешательство в работу средства измерительной техники, что влечет за собой составление акта о нарушении Кодекса ГРС.

 Результаты рассмотрения Комиссией указанных актов о нарушении являются в большинстве случаев их удовлетворения и начисления Потребителям объемов неучтенного потребления природного газа, стоимость которых, особенно у небытовых Потребителей, достигает огромных сумм, исчисляемых в десятках, сотнях тысяч и даже миллионов гривен!

 Отменить указанные решения Комиссий возможно только в судебном порядке, но крайне сложно Потребителям это сделать самостоятельно, поскольку при подготовке иска и рассмотрении его в суде нужно знать типичные ошибки, совершаемые Операторами распределения газа при составлении актов о нарушении, проведении экспертиз счетчика, нарушении порядка расчета неучтенного объема потребленного природного газа вследствие чего есть основания для отмены решения Оператора распределения газа.

Также применение положительных для Потребителя выводов Верховного Суда относительно споров по внештатной работе счетчика и начисления неучтенного объема газа при рассмотрении дела в суде поможет достичь для Потребителя желаемого результата.

УСЛУГИ АДВОКАТА ПРИ НАЧИСЛЕНИИ ПОТРЕБИТЕЛЮ СТОИМОСТИ ОБЪЕМОВ НЕУЧЕТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА ЗА РАБОТУ СЧЕТЧИКА ВО ВНЕШТАТНОМ РЕЖИМЕ:

1. Консультация по всем вопросам, связанным с начислением Потребителя за внештатную работу счетчика газа, анализ возникшей  ситуации и перспектив будущих судебных процессов;

2. Сбор доказательной базы и подготовка искового заявления о признании противоправным и отмене решения Комиссии о доначислении потребителю стоимости объемов потребления природного газа за внештатную работу счетчика;

3. Участие в судах всех инстанций в защиту интересов Потребителя по делам по спору о правомерности доначисления стоимости объемов потребления природного газа за внештатную работу счетчика, в том числе по иску Оператора ГРС об удержании стоимости доначисленного объема природного газа;

4. Обжалование судебных решений, вынесенных не в пользу Потребителя, в апелляционном и кассационном порядке.

ЧТО ЗНАЧИТ ВНЕШТАТНЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ КОММЕРЧЕСКОГО УЗЛА УЧЕТА ГАЗА (ВОГ) :

Внештатный режим работы коммерческого ВОГ включает:

1) истоки газа из элементов и конструкции коммерческого ВОГ, в том числе импульсных линий манометров, датчиков давления и температуры;

 2) отсутствие изменения показаний счетчика газа (вычислителя или корректора объема газа), заторможенность или движение с рывками считывающего механизма при фактическом расходовании (потреблении) природного газа;

 3) наличие посторонних шумов и нехарактерных звуков при работе счетчика газа или другого ПИТ;

4) индикация или наличие уведомлений о нарушениях в работе ПИТ, в том числе о необходимости изменения элементов питания;

5) загрязнение или отложение осадков, попадание посторонних предметов во внутреннюю полость измерительного трубопровода или счетчика газа или на рабочие поверхности первичных преобразователей;

6) другие признаки нарушений требований эксплуатации ПИТ, которые могут повлиять на результаты измерения.

Если в результате внештатного режима работы коммерческого ВОГ или его составляющих будет подтвержден факт неучтенного или учтенного частично объема распределенного (потребленного, переданного) природного газа, расчет неучтенных (учтенных частично) объемов природного газа за период неисправности коммерческого УУГ или его составляющих осуществляется согласно требованиям  Кодекса ГРС.

Возможно определить наиболее частые нарушения со стороны Операторов ГРС и Комиссий по рассмотрению актов о нарушениях, которые служат основанием для обжалования (и при наличии надлежащих доказательств, удовлетворения судами исков) решений Комиссий о доначислении Потребителям стоимости объемов неучтенного потребления газа в связи с внештатной работой счетчика:

— Отсутствие оснований для проведения проверки счетчика газа;

— Нарушение порядка проведения проверки;

— Нарушения при составлении акта о нарушении, обнаружении при проверке счетчика газа;

— Нарушение направления счетчика газа на экспертизу;

– Недоказанность факта вмешательства в работу коммерческого узла учета газа или факта установления искривления данных учета природного газа;

— Нарушение 2-х месячного срока рассмотрения Комиссией акта о нарушении Кодекса ГРС;

— Неверный расчет доначисления объема неучтенного потребления природного газа;

— Не учет обстоятельств, предусмотренных Кодексом ГРС, исключающих доначисление Потребителю стоимости объемов неучтенного потребления природного газа (Потребитель   

 своевременно (до выявления нарушения представителем Оператора ГРС) в письменном виде сообщил Оператору ГРС о повреждении ПИТ/счетчика газа или пломбы (кроме ее отсутствия); отсутствуют повреждения пломбы со скрытыми мерами или несанкционированного вмешательства в работу ПИТ/счетчика газа)

—  Другие нарушения при проведении Оператором проверки счетчика природного газа на предмет установления внештатной работы ПИТ и принятии Комиссией решения о доначислении стоимости объемов неучтенного потребления газа.

Адвокат подготовит обоснованный иск о признании противоправным и отмене решения Комиссии о доначислении потребителю стоимости объемов неучтенного потребления природного газа (при внештатном режиме работы УУГ) и доведет дело в суде до положительного для клиента результата, а также защитит права потребителя при предъявлении газоснабжающего компанией к нему иска о взыскании стоимости доначисленного неучтенного объема газа.

ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ ВЕРХОВНОГО СУДА ПО СПРОРАМ ПРО НАЧИСЛЕНИЕ ЗА ВНЕШТАТНУЮ РАБОТУ СЧЕТЧИКА ГАЗА

1. Законы или другие нормативные акты распространяют свое действие только на те отношения, которые возникли после вступления им в силу, а потому действие нормативно – правовых актов не может распространяться на правоотношения, которые возникли и закончились до вступления в силу.

Акты о нарушении Кодекса ГРС, которые не были рассмотрены по состоянию на момент вступления в силу пункта 8 главы 5 раздела XI Кодекса ГРМ, в редакции постановления НКРЭКУ № 1469 от 29.07.2020, должны быть рассмотрены на заседании комиссии не позднее двух месяцев с момента вступления в силу -30.07.2020

Комиссия Оператора ГРС должна рассматривать акты о нарушениях в сроки, определенные Кодексом ГРС, а нарушение таких сроков является невыполнением требований настоящего Кодекса, что, в свою очередь, должно устанавливать ответственность за такие нарушения, в частности путем признания недействительным решения Комиссии

Объединенная Палата Верховного Суда 07.07.2023 изменила резолютивную часть судебных решений предыдущей инстанции и признала недействительными решение Комиссии от 09.09.2021 об удовлетворении акта о нарушении от 16.01.2017 № 41 и осуществлении доначисления ООО неучтенных объемовгаза за период с 29.11.2016 по 23.02.2017 и акта о нарушении от 24.09.2018 № 4137 и осуществление доначисления неучтенных объемов природного газа за период с 01.09.2018 по 24.09.2018.

Суть спора в том, что актом №41 установлено нарушение Кодекса ГРС: пропущен срок поверки счетчика газа и корректора объема газа пп. 4 п. 2 гл. 2 разд. XI Кодекса ГРС), а актом № 4137: повреждение ЗСТ (счетчика газа) или работа коммерческого ПИТ или его составляющих во внештатном режиме, вследствие чего расход (потребление) природного газа коммерческим УУГ не учитывается или учитывается некорректно (пп.3 п.1 гл .2 разд. XI Кодекса ГРС)

Заседания комиссии по рассмотрению актов о нарушениях были проведены 16.01.2017 (акт №41) и 24.09.2018 (№4137). Протоколами от 09.09.2021 № 3835 и № 3834 удовлетворены акты и доначислены по актам-расчетам ООО неучтенный объем газа соответственно на суммы 810 900 грн. и 209 950 грн.

Суды предыдущих инстанций пришли к выводу о неправомерности принятых Комиссией Оператора ГРМ спорных решений по рассмотрению актов о нарушении и, соответственно, последующих действий по совершению доначисления объема и объема природного газа и его стоимости, совершенных на основании неправомерных решений с учетом неполномочного состава комиссии.

Кроме того, доказательства свидетельствуют о неоднократном отложении заседания комиссии Оператора по рассмотрению указанных актов. Окончательно такое рассмотрение состоялось только 09.09.2021, то есть со всплеском более четырех и трех лет с даты составления соответствующих актов.

Следовательно, суды отметили, что рассмотрение актов о нарушении от 16.01.2017 № 41 и от 24.09.2018 № 4137 состоялось с нарушением двухмесячного срока с момента вступления в силу новой редакции пункта 8 главы 5 раздела XI Кодекса ГРС, и вказан правом, которое может осуществляться в ущерб интересам Общества.

Основанием передачи данного дела на рассмотрение Объединенной Палаты Верховного Суда определена необходимость отступления от заключения, изложенного в постановлении Верховного Суда 26.07.2022 о применении пункта 8 главы 5 раздела XI Кодекса ГРС, поскольку в последнем указано, что акт о нарушении от 08.05 .2020 составленный к внесению изменений в указанный пункт, обязанность оператора ГРМ осуществлять рассмотрение актов о нарушении Комиссией в течение двухмесячного срока на спорные правоотношения не распространяется.

ОП ВС по этому делу считала необходимым отступить от указанного заключения, поскольку толкование содержания статьи 58 Конституции Украины, изложенными в решениях КСУ (от 13.05.1997, 09.02.1999, 05.04.2001,13.03.20). акты распространяют свое действие только на те отношения, которые возникли после вступления законов или других нормативно-правовых актов в силу; действие нормативно-правового акта во времени следует понимать так, что оно начинается с момента вступления этого акта в силу и прекращается с утратой им действия, то есть к событию, факту применяется тот закон или другой нормативно-правовой акт, во время действия которого они наступили или имели место; действие закона и иного нормативно-правового акта не может распространяться на правоотношения, возникшие и закончившиеся до вступления в силу настоящего закона или иного нормативно-правового акта.

Таким образом, единый орган конституционной юрисдикции фактически предусмотрел порядок преодоления правовых коллизий путем применения принципа, согласно которому новый закон отменяет положения закона, принятого ранее, если оба этих закона регулируют аналогичные виды правоотношений и содержат противоречивые между собой положения.

До вступления в силу изменений в пункт 8 главы 5 раздела XI Кодекса ГРС проведение заседания комиссии по рассмотрению акта о нарушении не ограничивалось каким-либо сроком, поэтому Оператор не был ограничен сроками, однако с принятием 29.07.2020 постановления НКРЭКУ № 1469, которым данный пункт дополнено императивным, ограничительным для Оператора требованием о проведении заседания Комиссии не позднее двухмесячного срока со дня составления акта о нарушении, учитывая, что правоотношения по рассмотрению акта о нарушении продолжались и после внесения указанных изменений, по мнению ВС, такие изменения не могут применяться только к актам, что были составлены после вступления в силу указанного постановления.

Поскольку правоотношения, возникшие на основании актов о нарушении от 16.01.2017 № 41 и от 24.09.2018 № 4137 по состоянию на момент вступления в силу указанного постановления, не прекратились, ведь заседания комиссии по рассмотрению указанных актов проведено не было, дальнейшая процедура рассмотрения актов , в частности, срок такого рассмотрения, должен соответствовать условиям, определенным в новой редакции пункта 8 главы 5 раздела XI Кодекса ГРС.

Следовательно, акты о нарушениях, которые не были рассмотрены по состоянию на момент вступления в силу указанного постановления НКРЭКУ, должны быть рассмотрены на заседании комиссии не позднее двух месяцев с момента вступления в силу -30.07.2020.

Другое понимание приводило бы к неоправданному злоупотреблению Оператором своим правом, что ставило бы Общество в неблагоприятное положение и приводило к применению процедуры рассмотрения актов о нарушении отмененной редакции Кодекса ГРС.

В то же время предыдущая редакция Кодекса ГРС может применяться только в части определения сущности выявленного нарушения. Процессуальный (процедурный) порядок рассмотрения актов о нарушении (порядок уведомления потребителя о заседании комиссии, составе комиссии, сроках рассмотрения актов) должен определяться на основании действующей на момент проведения заседания комиссии редакции Кодекса ГРС.

Однако Оператором ГРС нарушен 2-х месячный срок рассмотрения актов о нарушении более чем на год.

Наряду с этим, ОП ВС отметила, что не соответствует законодательству одновременное признание недействительным и отмена решения комиссии Оператора. Такие требования по своей сути альтернативны, поскольку имеют различные правовые последствия, в частности, из-за разницы во времени действия такого акта.

В случае признания акта недействительным в суде нет необходимости отменять его, поскольку признание его недействительным означает, что он не создает правовых последствий с момента его совершения. Отмена же акта означает утрату действия таким актом на будущее с момента вступления в силу соответствующего судебного решения.

Следовательно, ВС изменил резолютивную часть решений судов предыдущих инстанций, определив оспариваемые акты неправомерными без их указания об их отмене.

2. Предписаниями абз. 1 п. 8 главы 4 раздела XI Кодекса ГРС установлена ​​поощрительная норма, исключающая применение требований раздела XI настоящего Кодекса при осуществлении расчетов безучетного потребления газа в случае уведомления потребителем о повреждении счетчика до выявления нарушения оператором ГРС, то есть в случае принятия потребителем всех зависимых от него мер по надлежащему исполнение обязательства согласно договору

Постановлением Верховного Суда от 06.09.2023 оставлено без изменений решение судов предыдущих инстанций об удовлетворении иска Оператора ГРМ об удовлетворении встречного иска Оператора ГРС природного газа в размере 645136 грн. отказал.

Верховный Суд отметил, что в оспариваемом решении указано об установлении нарушения п.п.1 п.3 гл.2 разд.XI Кодекса ГРС — повреждение ПИТ (счетчика газа) или работа коммерческого УУГ или его составляющих во внештатном режиме, в результате чего расход ( потребление) природного газа коммерческим ВОГ не учитывается или учитывается некорректно.

В соответствии с пп. 1 п. 4 см. 4 разд. XI Кодекса ГРС в случае обнаружения оператором ГРМ пропуска срока периодической поверки счетчика газа или сужающего устройства по вине потребителя, неисправности счетчика газа или сужающего устройства (преобразователя разности давления), произошедшей вследствие его повреждения или внештатного режима работы, при отсутствии несанкционированного вмешательства ЗСТ перерасчет объема распределенного (потребленного) природного газа производится с учетом следующего: при определении счетчика газа или сужающего устройства (преобразователя разности давления) непригодными к применению по результатам внеочередной или экспертной поверки, перерасчет производится за период с даты выхода из строя ПИТ (с даты начала просрочки периодической поверки) до момента установления и опломбирования исправного и поверенного ПИТ. В случае если дату выхода из строя ПИТ невозможно достоверно определить, перерасчет производится с начала расчетного периода до даты установления и опломбирования исправного и поверенного ПИТ.

Такой подход позволяет квалифицировать повреждение ПИТ (счетчика газа) или работу коммерческого УУГ или его составляющих во внештатном режиме, в результате чего расход (потребление) природного газа коммерческим ВОГ не учитывается или учитывается некорректно, как нарушение «не по вине потребителя», поскольку потребитель в этих случаях не осуществлял несанкционированного вмешательства, в то же время мог выявить повреждение ЗСТ/счетчика газа или внештатный режим работы, что по п. 6 см. 6 раздела Х Кодекса ГРС обхватывает ситуации, которые потребитель может найти.

Согласно п. 8 см. 4 разд. XI Кодекса ГРС в случае своевременного (до выявления нарушения представителем оператора ГРС) письменного уведомления потребителем оператора ГРС о повреждении ПИТ/счетчика газа или пломбы (кроме ее отсутствия) и при отсутствии повреждения пломбы со скрытыми мерами или несанкционированного вмешательства в работу ЗСТ/счетчика газа процедура, предусмотренная настоящей главой, не применяется (кроме периода отсутствия поврежденного ПИТ/счетчика газа, направленного на экспертизу и/или внеочередную или экспертную поверку).

Следовательно, в случае сообщения о внештатном режиме работы счетчика газа до выявления этих обстоятельств оператором ГРС, процедура пересчета неучтенного потребления природного газа может применяться только в период отсутствия поврежденного ПИТ/счетчика газа, направленного на экспертизу и/или внеочередную или экспертную поверку, до момента установки и опломбирования исправного и поверенного ПИТ. В то же время, в случае установления внештатного режима работы счетчика газа оператором ГРС самостоятельно, если не было обнаружено несанкционированное вмешательство в работу ПИТ, как это предусмотрено пп. 1 п. 4 см. 4 разд. XI Кодекса ГРС, процедура пересчета неучтенного потребления природного газа может применяться за период с даты выхода из строя ПИТ, или с начала расчетного периода, если дату выхода из строя ПИТ невозможно достоверно установить, или с даты просрочки периодической поверки, если такое нарушение доказано, до момента установки и опломбирования исправного и поверенного ПИТ.

Внештатный режим работы коммерческого ВОГ, в частности, включает отсутствие изменения показаний счетчика газа (вычислителя или корректора объема газа), возникающего, в частности, в результате повреждения счетчика, неисправности счетчика вследствие его несоответствия нормативным документам в сфере метрологии, установленной по результатам внеочередной или экспертной поверки.

Установлено, что по результатам внеочередной поверки 24.06.2022 Ответчиком выдана справка о непригодности законодательно регулируемого средства измерительной техники, а именно о непригодности счетчика газа, основанием для признания ПИТ непригодным определено — погрешность превышает допустимые значения. В то же время, суды не установили обстоятельства несанкционированного вмешательства в работу ПИТ.

Также установлено, что 16.06.2022 Потребитель самостоятельно обратился к Ответчику с заявлением № 270 (зарегистрированным в 10:40), в котором просил направить представителя для проверки узла учета газа, в связи с самостоятельно выявленной остановкой работы счетчика учета газа,а акт составлен в 14-00 ч.

К тому же ни в акте о нарушении, ни в других документах не зафиксирована информация об обнаружении механических повреждений счетчика или его элементов.

Итак, Верховный Суд пришел к выводу о своевременном (до выявления нарушения представителем оператора ГРС) сообщения потребителем Оператора ГРС о внештатном режиме работы счетчика, что исключает доначисление ему объемов неучтенного потребления природного газа.

3. О внештатном режиме работы счетчика может свидетельствовать факт отсутствия изменения показаний счетчика газа (вычислителя или корректора объема газа) за определенный период и такой сбой должен быть зафиксирован надлежащими доказательствами (актами поверки и т.п.)

Процедура перерасчета (доначисления) или изменения режима начисления объемов природного газа, предусмотренная главой 4 раздела XI Кодекса ГРС, не применяется, если: 1) потребитель своевременно (до выявления нарушения представителем Оператора ГРС) в письменном виде сообщил Оператору ГРС о повреждении ПИТ/счетчика газа или пломбы (кроме ее отсутствия); 2) отсутствуют повреждения пломбы со скрытыми мерами или несанкционированного вмешательства в работу ПИТ/счетчика газа

Постановлением Верховного Суда от 25.04.2024 оставлено по-прежнему решение судов предыдущих инстанций об отказе в удовлетворении иска Оператора ГРС о взыскании с АО 63 238 грн. стоимости неучтенного (доначисленного) объема природного газа и удовлетворения встречного иска отмены решения Комиссии по рассмотрению актов о нарушении от 10.06.2022 (по акту от 25.05.2022).

Суть спора в том, что 23.03.2022 АО в телефонном режиме сообщил Оператору ГРМ о выходе из строя учетного механизма — самостоятельной остановке счетного механизма счетчика объема газа.

Согласно акту о прекращении газоснабжения и пломбировании запорных устройств от 23.03.2022 на объекте Потребителя прекращено газоснабжение по другим причинам (временное непотребление природного газа на летний период, остановка производства и т.п.). Показания приборов учета природного газа на момент прекращения газоснабжения не снимались и установлена ​​пломба на месте обнаружения.

Потребителем было направлено письменное сообщение от 24.03.2022 Оператору ГРС с просьбой о направлении представителя на коммерческий узел учета газа потребителя для внеочередной поверки в составе счетчика учета газа и корректора учета газа, завершить замену ЭЖ до начала отопительного сезона, поскольку плановая поверка8. .2023, корректора — 20.10.2023.

25.05.2022 Оператором ГРС осуществлена ​​проверка и выявлено нарушение подпункта 2 пункта 3 главы 2 раздела XI Кодекса ГРС, а именно: неисправность учетного механизма (не учитывает) и расхождение между показами механического счетчика и корректора. Расхождение составляет 8 239,91 куб.м; показатель механического счетчика составляет 000020,61 куб.м, показатель счетчика по корректору составляет 8260,52 куб.м.

Об обнаруженном нарушении в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 главы 2 раздела XI Кодекса ГРС Оператором ГРС составлен акт от 25.05.2022, по результатам рассмотрения которого Комиссией 10.06.2022 АО доначислена стоимость неучтенного природного газа за период с 10.11.2. № 548 о возобновлении газоснабжения) до 23.03.2022 15:00 час (акт № 525 об отключении газоснабжения) в размере 63 238 грн.

Верховный Суд согласился с тем, что в данных правоотношениях применены предписания пп.1 п. 4 главы 4 раздела XI Кодекса ГРС.

Вместе с тем, процедура перерасчета (доначисления) или изменения режима начисления объемов природного газа, предусмотренная главой 4 раздела XI Кодекса ГРС, не применяется, если: 1) потребитель своевременно (до выявления нарушения представителем Оператора ГРС) в письменном виде сообщил Оператору ГРС о повреждении ЗСТ/счетчика газа или пломбы (кроме ее отсутствия); 2) отсутствуют повреждения пломбы со скрытыми мерами или несанкционированного вмешательства в работу ПИТ/счетчика газа.

ВС отметил, что о внештатном режиме работы счетчика мог свидетельствовать факт отсутствия изменения показаний счетчика газа (вычислителя или корректора объема газа), имевшего место с 17.03.2022 по 23.03.2022, однако сбоев за этот период не было зафиксировано.

В то же время свидетельством о поверке законодательно регулируемого средства измерительной техники от 31.08.2021 (действующим до 31.08.2023) подтверждается, что счетчик газа отвечает требованиям методики поверки. Свидетельством от 20.10.2021 (действующим до 20.10.2023) подтверждается, что корректор объема газа отвечает установленным требованиям.

Основные доводы Кассатора сводятся к тому, что в соответствующем заявлении АО никакой ссылки на повреждение ПИТ/счетчика нет, а есть только заявление о проведении внеочередной проверки, в связи с выходом из строя учетного механизма — самостоятельная остановка счетного механизма счетчика газа, о чем было сообщено в телефонном режиме.

Вместе с тем, проверка УУГ проведена по инициативе потребителя, что свидетельствует о том, что истец сообщил о выходе из строя счетчика до выявления нарушения Оператором ГРС, то есть своевременно в понимании абзаца 1 пункта 8 главы 4 раздела XI Кодекса ГРС.

Обстоятельств о составлении других актов о нарушении по объекту Потребителя судами не установлено.

Согласно абзацу 8 пункта 5 главы 4 раздела XI Кодекса ГРС при обнаружении случаев, когда датчик давления и/или датчик температуры, и/или вычислитель (корректор) объема газа работает вне измерения или во внештатном режиме, о чем зарегистрированы и зафиксированы в отчетах вычислителя или корректора объема газа сообщение об имеющихся аварийных/диагностических ситуациях (неисправность) (фиксация корректором или вычислителем объема газа данных по сбоям в работе коммерческого УУГ) — перерасчет объема распределенного (потребленного) природного газа производится за время продолжительности аварийного/диагностического сообщения и с учетом срока устранения нарушения. Объем газа, посчитанный корректором/вычислителем за время продолжительности аварийной/внештатной ситуации, в таких случаях не в счет.

ВС указал о неправомерности начислений стоимости неучтенного (доначисленного) объема природного газа за период с 15.11.2021 по 23.03.2022 в связи с отсутствием данных, свидетельствующих о том, что аварийные/диагностические ситуации продолжались непрерывно, зафиксирован продолжительностью 00:00:00. Поэтому доначисленная сумма, заявленная к взысканию с Потребителя не соответствует правилам перерасчета объема распределенного (потребленного) природного газа на определенном Истецом основании в первоначальном иске, в том числе и с учетом внештатной работы счетчика.

Указанный период расчета отвечает и требованиям абзаца 9 пункта 5 главы 4 раздела XI Кодекса ГРС. В случае признания датчика давления и/или датчика температуры и/или вычислителя (корректора) объема газа непригодны к применению по результатам периодической, внеочередной, экспертной поверки, или по результатам проверки технического состояния коммерческого УУГ и/или повреждения пломб, а также в случае пропуска срока ПИТ по вине потребителя -пересчет объема распределенного (потребленного) природного газа производится с начала расчетного периода и до момента установления и опломбирования Оператором ГРС исправного и поверенного ЗСТ, на основании акта между оператором ГРС и потребителем.

В данном деле Оператором ГРС не доказано, что 15.11.2022 является началом расчетного периода. Также не доказан факт внештатной работы ВОГ за период с 15.11.2022 по 23.03.2022. Срок поверки потребителем не пропущен. Поэтому судами правильно применены к спорным правоотношениям нормы пунктов 4, 5 главы 4 Раздела XI Кодекса ГРС.

4. Именно на Оператора ГРС возложено обязательство обеспечить надлежащую работу Комиссии для рассмотрения акта о нарушении Кодекса ОРС в 2-х месячный срок со времени его составления

Формирование постоянного состава Комиссии из большего количества ее членов (более 3 членов) закон не запрещает, однако указанное не должно влиять на соблюдение требования о субъектном составе такой комиссии обязательного наличия среди членов комиссии при рассмотрении акта о нарушении Кодекса ГРС как представителя ( -ов) инженерно-технического персонала, да и юриста (-ов). Несоблюдение этого свидетельствует о неуважительном составе Комиссии и решения, принятые на заседании Комиссии, подлежат отмене

Обстоятельства нарушения Комиссией Оператора ГРС установленного порядка принятия обжалуемых решений (с нарушением установленного 2-х месячного срока и неуполномоченным составом) являются самостоятельными и достаточным основанием для удовлетворения иска об отмене решений Комиссии о доначислении Потребителя стоимости объема неучтенного потребления газа (в нештатном режиме) безотносительно к установленным судами в дальнейшем иным основаниям, в том числе неправильности расчета доначисления; наличия оснований для освобождения истца от такого доначисления и т.п.

Постановлением Верховного Суда от 03.10.2024 оставлено по-прежнему решение судов предыдущих инстанций об удовлетворении иска ООО об отмене решений Комиссии от 08.02.2023 актов о нарушении требований Кодекса ГРС № 5036, 5037 от 29.12.2021 и доначисления стоимости неучета.

Верховный Суд согласился с выводами судов предыдущих инстанций о том, что ответчиком осуществлено рассмотрение актов о нарушении №№ 5036, 5037 от 29.12.2021 только 08.02.2023, то есть более чем через тринадцать месяцев с даты их составления, с нарушением предусмотренного Кодексом ГРС двухмесячного срока для их рассмотрения, без предоставления доказательств пропуска указанного срока по уважительным причинам, учитывая необеспечение надлежащей работу Комиссии в январе-феврале 2022 и в течение мая 2022-января 2023 года.

Также ВС указал об имеющихся правовых основаниях для применения поощрительной нормы пункта 8 главы 4 раздела XI Кодекса ГРС при рассмотрении акта о нарушении № 5036 от 29.12.2021, учитывая факт своевременного (до выявления нарушения представителем Оператора ГРС) письменного сообщения Истцом Ответчика.

Кроме того, ВС согласился с выводами судов предыдущих инстанций, что принятие спорных решений состоялось неуполномоченным составом комиссии Оператора ГРС, поскольку в составе комиссии не было юриста.

Согласно пункту 9 главы 5 раздела XI Кодекса ГРС в состав комиссии по рассмотрению актов о нарушении должно входить не менее трех представителей оператора ГРС из состава инженерно-технического персонала и юристов.

Приведенная норма Кодекса ГРС определяет как минимальный количественный состав членов комиссии для рассмотрения акта о нарушении, так и ее субъектный состав (инженерно-технический персонал и юристы) без конкретизации их соотношения, однако с указанием необходимости наличия в составе комиссии при рассмотрении акта о нарушение каждого из них. Формирование постоянного состава комиссии из большего количества ее членов (более 3 членов) закон не запрещает, однако указанное не должно влиять на соблюдение требования о субъектном составе такой комиссии обязательного наличия среди членов комиссии при рассмотрении акта о нарушении как представителя (-ов) ) инженерно-технического персонала, так и юриста (-ов).

Принимая во внимание непредоставление доказательств присутствия юриста на заседании комиссии 08.02.2023 и протоколы заседаний комиссии Оператора ГРМ от 08.02.2023 №№ 10377, 10376, из которых усматривается присутствие на заседании 6 членов комиссии и отсутствие ВС говорила о наличии упущений со стороны самого ответчика, который не обеспечил надлежащую работу Комиссии Оператора ГРС, а следовательно, заседания состоялись ненадлежащим составом комиссии оператора ГРМ, которая принимала спорные решения о доначислении объемов газа Истец.

По результатам пересмотра дела ВС обратил внимание, что указанные обстоятельства нарушения комиссией Оператора ГРС установленного порядка принятия обжалуемых решений (с нарушением установленного срока и неуполномоченным составом) являются самостоятельными и достаточными основаниями для удовлетворения иска безотносительно установленных судами в дальнейшем других оснований, в том числе неправильности расчета доначисления истцу неучтенных объемов природного газа; наличия оснований для освобождения истца от такого доначисления из поощрительной нормы пункта 8 главы 4 раздела XI Кодекса ГРС и т.д.

5. Для того чтобы повреждения или работа коммерческого ВОГ или его составляющих во внештатном режиме имели следствием применения к потребителю санкций предусмотренных Кодексом ГРС должен быть точно установлен (доказан) факт того, что такие нарушения привели к тому, что расход (потребление) природного газа коммерческим ВОГ не учитывается или учитывается некорректно

Решениями судов предыдущих инстанций отказано в удовлетворении иска ООО об отмене решения от 07.12.2021 о начислении 4 867 013 грн. задолженности за неучтенный объем природного газа.

Суть спора в том, что в акте о нарушении от 26.11.2021 установлено нарушение Истцом Кодекса ГРС: работа коммерческого УУГ или его составляющих во внештатном режиме, в результате чего расход (потребление) природного газа коммерческим УУГ не учитывается или учитывается некорректно (п.п. 1 п.3 главы 2 раздела XI Кодекса). По результатам внеочередной поверки от 30.11.2021 года измерительный комплекс истца был признан нетрудоспособным.

Верховный Суд, отменяя 12.09.2023 решение судов предыдущих инстанций отметил, что для того, чтобы повреждения или работа коммерческого УУГ или его составляющих во внештатном режиме имели следствием применения к потребителю санкций, предусмотренных Кодексом ГРС, должен быть точно установлен (доказан) факт того, что такие нарушения привели к тому, что расход (потребление) природного газа коммерческим УУГ не учитывается или учитывается некорректно.

Вместе с тем, Истец отмечал, что в данном случае не было и не могло быть установлено обстоятельств неучтенного или учтенного частично потребления природного газа, поскольку счетчик учитывал даже больше газа, чем он был фактически потреблен, а следовательно, Истец еще и переплачивал за газ, не потреблявший. В частности, согласно протоколу поверки счетчика газа от 30.11.2021 измерения потребления природного газа на минимальном расходе (Qmin) вообще не производилось, в таблице проведенных измерений по значению Qmin отсутствуют никакие данные: рабочий эталон, действительное значение расхода, объем, измеренный рабочим эталоном , объем, измеренный счетчиком, разрежение в рабочем эталоне, температура в рабочем эталоне.

В письме ГП «Укрметртестстандарт» от 20.09.2022 отмечено, что результаты определения относительной погрешности счетчика, полученные при проведении поверки и задокументированные в протоколе поверки от 18.01.2022 № № 39-2-6/0008, свидетельствуют о том, что при измерении объема газа счетчиком при объемном расходе 5 м3/ч и 8 м3/ч относительная погрешность измерения составила 4,34% и 2,32%, соответственно, поэтому объем газа, измеренный при указанных расходах, больше условно истинного на такую же самую величину, в связи с чем оснований оценивать результат измерения объема газа счетчиком при указанных объемных расходах как недоучтенный и/или учтенный частично некорректен.

Однако надлежащая оценка указанным доводам и доказательствам, предоставленным в их подтверждение, и, соответственно, оценка метода выявления нарушения, со ссылкой на нормативно-правовое обоснование и правомерность его применения, судами не была предоставлена.

По результатам нового рассмотрения дела 15.04.2024, суд первой инстанции с учетом правовой позиции Верховного Суда иск ООО удовлетворил и отменил оспариваемое решение Комиссии.

6. Несанкционированным вмешательством является не только доведение факта несанкционированного вмешательства в работу коммерческого УУГ путем повреждения пломб, но и установление факта искажения данных учета природного газа

Является неправомерным начисление потребителю неучтенных объемов (объемов) природного газа при отсутствии факта искажения данных учета природного газа

Постановлением Верховного Суда от 06.12.2023 оставлены по-прежнему решения судов предыдущих инстанций об удовлетворении иска КП об отмене решения Комиссии от 10.12.2020 об удовлетворении акта о нарушении от 12.10.2020 и доначисления 65 558 грн. стоимости неучтенного объема природного газа.

Суть спора в том, что согласно акту Оператором на объекте Потребителя обнаружено несанкционированное вмешательство в работу ПИТ, а именно отсутствие пломбы, о чем составлен акт о нарушении. Однако по результатам проведенной экспертизы установлено, что вмешательство в работу самого ЗСТ не обнаружено.

 Перед Верховным Судом по этому делу встал вопрос: правомерно ли начисление потребителю неучтенных объемов (объемов) природного газа при отсутствии факта искажения данных учета природного газа.

Отвечая негативно на этот вопрос, Верховный Суд подчеркнул, что он неоднократно указывал на то, что несанкционированным вмешательством является не только доведение факта несанкционированного вмешательства в работу коммерческого УУГ путем повреждения пломб, но и установление факта искажения данных учета природного газа (когда расходы природного газа коммерческим узлом). учета не учитываются, учитываются частично или с нарушением).

Это свидетельствует о том, что искривление данных учета природного газа является обязательным следствием несанкционированного вмешательства в работу ПИТ/счетчика газа. Указанное также подтверждается тем, что в соответствии с положениями гл.5 разд.XI Кодекса ГРС при удовлетворении Комиссией акта о нарушении составляется акт-расчет неучтенного (доначисленного) объема (объема) природного газа и его стоимости.

Согласно акту экспертизы ПИТ и/или пломбы от 20.10.2020 установлено соответствие мест фактического расположения пломб местам, указанным в протоколе, целостность и соответствие местонахождению пломб, целостность заводского поверочного клейма ПИТ, целостность счетного механизма и корпуса, соответствие маркировки ПИТ документации. По результатам экспертизы не выявлено вмешательства в работу ПИТ.

С учетом заключения экспертизы обстоятельство, которая заключается в отсутствии пломбы на ПИТ, не явилось следствием несанкционированного отбора газа со стороны Истца и потребления природного газа коммерческим узлом учета вне учета (учитывалось частично или с нарушением законодательства). Другие обстоятельства, которые могли привести к искривлению данных учета природного газа Ответчиком не доказано.

 При таких обстоятельствах Верховный Суд указал о наличии оснований для признания недействительным оспариваемым решением Комиссии от 10.12.2020 об удовлетворении акта о нарушении от 12.10.2020 и доначислении 65 558 грн. неучтенного объема природного газа.