Перейти к содержимому
Главная страница » ЗАПРЕЩЕНО НАЧИСЛЕНИЕ СТОИМОСТИ УСЛУГ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ОТОПЛЕНИЮ БЕЗ ПОКАЗАНИЙ СЧЕТЧИКА УЧЕТА, УСТАНОВЛЕННОГО ДО ИЗМЕНЕНИЙ В ЗПАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

ЗАПРЕЩЕНО НАЧИСЛЕНИЕ СТОИМОСТИ УСЛУГ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ОТОПЛЕНИЮ БЕЗ ПОКАЗАНИЙ СЧЕТЧИКА УЧЕТА, УСТАНОВЛЕННОГО ДО ИЗМЕНЕНИЙ В ЗПАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

         Верховный Суд, пересмотрев 22.02.2023 судебные решения по делу по спору о признании действий Теплоэнерго противоправными, пришел к выводу, что начисление стоимости услуг по центральному отоплению без  показаний счетчика, установленного и взятого на коммерческий учет до изменений в законодательстве, нарушает права истца на рациональное потребление тепловой энергии и оплату за фактически полученные услуги.

Лицо обратился в суд с иском к Теплоэнерго о признании противоправными действий по начислению стоимости услуг центрального отопления его квартиры без учета показателей счетчика тепловой энергии и обязательства осуществить перерасчет на основании показателей счетчика.

Иск мотивировал тем, что он потребитель услуг центрального отопления, которые предоставляет Теплоэнерго. С октября 2018 года истец установил в квартире счетчик квартирного учета тепловой энергии, который поставил на коммерческий учет (что подтверждается соответствующим актом). В дальнейшем оплату услуг центрального отопления производил по счетчику. Между тем с октября 2019 года ответчик начал начислять стоимость услуг по центральному отоплению без учета показателей счетчика учета, чем нарушает права истца.

  Решениями судов первой и апелляционной инстанции в удовлетворении отказано. Решения мотивированы тем, что согласно рабочему проекту оборудования квартирного узла учета тепловой энергии, счетчик квартирного учета тепловой энергии установлен непосредственно в квартире Лица, где отсутствует единый тепловой ввод в квартиру, что делает невозможным установление распределительного учета тепловой энергии. В жилом доме, где находится квартира Истец, обустроена система отопления, в которой происходит подключение отопительных устройств от подающих стоек вертикального типа. Учитывая нормативно определенные критерии, техническая возможность установки узлов распределительного учета тепловой энергии при указанной схеме отсутствует. Следовательно, суды пришли к выводу о возможности установить в квартире Истец приборов-распределителей, а не установку узлов распределительного учета тепловой энергии, а потому отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.

Вместе с тем, постановлением Верховного Суда от 22.02.2023 указанные судебные решения отменены, а иск удовлетворен с учетом следующего.

Статьей 32 Закона Украины «О теплоснабжении» предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из размера утвержденных цен/тарифов и показаний средств учета или по нормам, утвержденным в установленном порядке.

При наличии средств учета оплата коммунальных услуг производится исключительно на основании их показателей на конец расчетного периода согласно условиям договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Согласно части седьмой статьи 4 Закона Украины «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения» узлы распределительного учета тепловой энергии в случаях, когда это технически невозможно, не устанавливаются.

В таком случае для определения объема тепловой энергии, потребленной на потребности отопления, на всех отопительных приборах (кроме расположенных в помещениях (местах) общего пользования многоквартирных домов) должны быть установлены приборы-распределители тепловой энергии, кроме случаев, когда это экономически нецелесообразно.

То есть, при наличии отдельного ответвления системы отопления в квартиру установка узлов распределительного учета тепловой энергии обязательна.

Однако Порядком № 205 (действовавший на время установки счетчика Истец) не было запрещено установку узла распределительного учета тепловой энергии и за пределами помещения при наличии соответствующих условий.

Установлено, что устройство узла коммерческого учета тепловой энергии выполнено на основании рабочего проекта оборудования квартирного узла учета тепловой энергии, согласованного Теплоэнерго, который принят на коммерческий учет.

Следовательно, учитывая, что Теплоэнерго, которое является исполнителем услуг по централизованному отоплению квартиры, вопреки положениям Закона Украины «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения», а также Правил № 630, которые действовали на время установления истцом счетчика тепловой энергии, ограничило право Лица осуществлять оплату стоимости фактически полученной тепловой энергии в соответствии с данными установленного индивидуального распределительного узла учета тепловой энергии в принадлежащей ему квартире.

         Претензии поставщика относительно технической возможности установления средства учета тепловой энергии, предусмотренном Порядком № 829, принятым после установления узла распределительного учета тепловой энергии и после принятия его на коммерческий учет счетчик тепловой энергии истца, а именно 12 и 10 октября 2018 года, прямо противоречит ст. 58 Конституции Украины о необратимом действии во времени законодательных актов.

В квартире истца установлен теплосчетчик, отвечающий требованиям ДСТУ ЭК 1434, что подтверждается действующим до 26.09.2022 свидетельством.

Приведенное дает основания для выводу, что суды предыдущих инстанций не учли, что изменение законодательства, регулирующего вопросы порядка установления и принятия на учет узла распределительного учета тепловой энергии, не прекращает возможность потребителя тепловой энергии при наличии установленного в предусмотренном порядке (на момент установления) индивидуального прибора учета тепла оплачивать такие услуги по показателям соответствующего счетчика.

Изменение законодателем технических требований относительно порядка установления узлов распределительного учета тепловой энергии (квартирных счетчиков) не является основанием для установки потребителем нового оборудования для учета тепла при условии, что таким потребителем до принятия нового Порядка № 829 уже установлен индивидуальный узел распределительного учета тепловой энергии.

На момент возникновения спорных правоотношений относительно установления теплосчетчика и его учета Закон Украины «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения» и Правила № 630 определяли право потребителя на установление квартирных средств учета и взятие их на абонентский учет, а также проведение оплаты за потребленные услуги согласно показателями индивидуальных приборов учета

Следовательно, показатели счетчиков, установленных и принятых на учет в установленном законом порядке до принятия Порядка № 829 и № 270, должны учитываться исполнителем услуг-теплоэнерго.

Верховный Суд также обратил внимание на то, что Порядок № 829 не предусматривает необходимость приведения ранее установленного узла учета в соответствие с настоящим Порядком и не устанавливает запрета на учет показателей по таким счетчикам, которые предоставляются потребителями.

Этот порядок не предусматривает повторное принятие на абонентский учет узла распределительного учета в соответствии с новой процедурой, ранее принятой на абонентский учет, до вступления в силу Порядка № 829.