Перейти к содержимому
Главная страница » АДВОКАТ ПО КРЕДИТУ ОНЛАЙН

АДВОКАТ ПО КРЕДИТУ ОНЛАЙН

Кредитование онлайн адвокат
Кредитование онлайн адвокат.
 
Быстрота и доступность кредитования онлайн, которое предлагают микрофинансовые организации (МФО), привлекает определенное количество граждан, в связи с чем они и используют данный способ займа, не всегда просчитывая возможные риски и реальные расходы по кредиту. Как результат, некоторые сталкиваются со значительными переплатами, неспособностью выполнять кредитные обязательства, а практически каждая статья или отзыв о микрокредитовании содержит фразу «ОЧЕНЬ ДОРОГО». Однако это не все риски, которые несет заем онлайн – опасным может также оказаться предоставление заемщиком своих личных данных и копий документов для оформления кредита. Данная информация может попасть в руки лиц, которые используют ее в мошеннических целях, однако и это, к сожалению, не единственный риск, угрожающий финансовой безопасности граждан в связи с существованием кредитования онлайн.
 
Так, кредитование онлайн имеет настолько простые условия, что теоретически любой человек, имеющий доступ в Интернет, может зайти на такой веб-сайт и оформить кредит на любого человека. Все, что нужно онлайн кредитования – копии ИНН, паспорта и номер телефона. А подписывается такая заявка, как правило, путем введения кода, полученного из сообщения на телефоне. При этом, электронная подпись и электронный документ с такой подписью обладают такой же юридической силой, как и бумажный договор, подписанный обычной ручкой. А условиями онлайн кредитования не предусмотрена встреча заемщика и кредитора либо посещение какого-либо учреждения, что также создает риски в связи с отсутствием полноценной верификации заемщика.
 
Конечно же, такие условия онлайн кредитования и различные неблагоприятные последствия, с которыми сталкиваются граждане в данном виде кредитования, становятся причиной принятия изменений в законодательство, новых законодательных актов, а также причиной появления новых инструментов для защиты от мошенничества. А эксперты советуют также читать отзывы в Интернете об учреждении, в котором планируется брать займ, как и читать на самом сайте такого учреждения о том, как зашифрованы, и защищены данные.
 
Деятельность микрофинансовой организации (МФО) регулируется Законом Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финуслуг», Законом Украины № 79-IX от 12.09.2019 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию функций по государственному регулированию рынков финансовых услуг» от 1 января 2021 года, а также ЗУ «О потребительском кредитовании», постановлениями НБУ и прочими законодательными актами.
 
А органом, который эту деятельность регулирует, является Национальный банк Украины.
 
Самое первое, на что необходимо обратить внимание при оформлении онлайн – название компании, наличие у нее действительной разрешительной документации, четкие, полные и понятные для потребителя условия кредитования. А при ознакомлении с условиями кредитования, паспортом кредита и кредитным договором — определить, все ли условия кредитования в них указаны – сумма кредита, срок, на который берется кредит, процентная ставка за день, скрытые комиссии (за обслуживание личного кабинета, уточнения, на что не распространяется акция либо на каких потребителей, прочее) и дополнительные платежи (например, страховка), штрафные санкции за ненадлежащее выполнение либо невыполнение обязательств по договору – какой размер и как рассчитываются, полная стоимость кредита.
 
Своим постановлением от 3 ноября 2021 г. № 113 НБУ обязал небанковские финучреждения заключать кредитные договора с понятными для потребителей условиями, в том числе, относительно прав и обязанностей сторон договора, а также последствий для потребителя при невыполнении условий и обязательств – в каких случаях наступают эти последствия, сроки, размеры, суммы и тд.
 
Все плюсы МФО излагают на сайте, а минусы, как правило, возможно найти только в документах, которые они предоставляют на подписание.
 
Кроме этого, последние изменения в законодательство ввели дополнительные правила, которых МФО должна придерживаться:
 
— При выдаче потребительского кредита (менее суммы минимальной зарплаты, установленной в Украине) потребителя не должны обязывать оформлять страховку
 
— Нельзя накладывать штраф и пеню на одно и то же нарушение заемщика несколько раз
 
— Размер той суммы, которую реально нужно вернуть МФО (тело кредита, проценты, комиссии, штрафы и тд.) не может превышать сумму двух выданных кредитов, т.е. максимум, что могут потребовать вернуть – это в 2 раза больше, чем взял заемщик
 
— Запрещено менять процентную ставку в худшую для потребителя сторону
 
— Заемщик должен дать письменное согласие на передачу, хранение и обработку своих личных данных (согласно ЗУ «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно потребительского кредитования и формирования и обращения кредитных историй»), а в случае непредоставления такого согласия — кредитор должен отказать в заключении договора и в осуществлении кредитной операции.
 
Что должна содержать реклама/информация на сайте
 
ЗУ «О потребительском кредитовании» устанавливает следующие требования для рекламы потребительского кредита:
 
1. Если в рекламе по предоставлению потребительского кредита указывается процентная ставка или какие-либо данные, относящиеся к общим расходам по потребительскому кредиту, такая реклама дополнительно к требованиям, установленным законодательством о рекламе, должна содержать стандартную информацию.
 
2. В стандартной информации определяется:
 
1) максимальная сумма, на которую может быть выдан кредит;
2) реальная годовая процентная ставка;
3) максимальный срок, на который выдается кредит;
4) в случае предоставления кредита для приобретения товаров (услуг) в форме оплаты с отсрочкой или с рассрочкой платежа – размер первого взноса.
 
Стандартная информация должна быть понятной и точной.
 
3. В рекламе по предоставлению кредита запрещается указывать, что данный кредит может предоставляться без документального подтверждения кредитоспособности заемщика или что кредит беспроцентным, или предоставляется под ноль процентов, а также другую аналогичную информацию.
 
Реальная годовая процентная ставка исчисляется в соответствии с нормативно-правовыми актами органов, осуществляющих государственное регулирование рынков финансовых услуг. В этих целях определяются общие расходы по потребительскому кредиту.
 
В общие расходы по потребительскому кредиту включаются, в том числе и платежи за дополнительные и сопутствующие услуги кредитодателя (в том числе за ведение счетов), которые оплачиваются потребителем, связанные с получением, обслуживанием и возвратом кредита, рассчитанные на дату заключения договора о потребительском кредите, обязательные для заключения договора о потребительском кредите, а также за услуги кредитного посредника (при его наличии). В случае если эти расходы не были включены в общие расходы по потребительскому кредиту, заемщик не должен платить за эти услуги.
 
До заключения кредитного договора заемщик должен иметь возможность ознакомиться со следующей информацией, которую кредитор разместил на своем официальном веб-сайте:
 
1. Информация об имеющихся и возможных схемах кредитования у кредитора.
Заемщик должен самостоятельно изучить данную информацию и принять осознанное решение.
В случае отказа кредитора в выдаче кредита в связи с данными, полученными из официальных источников, определенных законодательством, в том числе, из бюро кредитных историй, заемщика должны проинформировать об этом и с указанием таких источников, а по его желанию – в письменном виде.
 
2. До заключения договора о потребительском кредите кредитодатель предоставляет потребителю информацию, необходимую для сравнения различных предложений кредитодателя с целью принятия им обоснованного решения о заключении соответствующего договора, в том числе с учетом избрания определенного типа кредита.
Данная информация предоставляется в специальной письменной форме (паспорт потребительского кредита), с указанием даты предоставления такой информации и срока ее актуальности.
 
Однако необходимо заметить, что согласно «О внесении изменений в некоторые законы Украины о потребительском кредитовании и формировании и обращении кредитных историй», данный паспорт должен быть предоставлен в том случае, если потребитель берет кредит, сумма которого превышает минимальную зарплату, установленную в Украине на дату обращения за кредитом. Что, по мнению некоторых экспертов, создает риски для потребителей, которые берут кредит на сумму, которая не превышает данную минимальную зарплату, а сами риски состоят в возможном скрытии со стороны кредитодателя определенной информации о кредите для потребителя.
 
Что же касается самого паспорта,  то в нем указываются реальная годовая процентная ставка и дополнительные комиссии. Это требования Закона Украины «О потребительском кредитовании».
 
По объему информации и данным, которые в нем указаны, паспорт потребительского кредита  в определенной степени похож на кредитный договор, однако на практике некоторые банковские и небанковские организации, сокращают количество информации в нем и предоставляют более сокращенный вариант. А согласно требованиям ЗУ «О потребительском кредитовании», данный паспорт должен содержать следующую информацию:
 
1) наименование и местонахождение кредитодателя и его структурного подразделения, через которое предоставляется потребительский кредит, реквизиты лицензии и/или свидетельства о внесении кредитодателя в Государственный реестр банков или Государственный реестр финансовых учреждений;
 
2) тип кредита (кредит, кредитная линия, кредитование счета и т.п.);
 
3) сумму кредита, срок кредитования, цель получения и способ предоставления кредита;
 
4) тип процентной ставки (фиксированная, изменяемая), порядок ее исчисления, в том числе порядок ее изменения, а также индексы, применяемые для расчета изменяющейся процентной ставки. Индекс, применяемый для расчета изменяющейся процентной ставки, должен отвечать требованиям, установленным Гражданским кодексом Украины;
 
5) виды обеспечения по кредиту, необходимость проведения оценки предмета обеспечения по кредиту и о том, за чей счет такая оценка проводится;
 
6) ориентировочная реальная годовая процентная ставка и ориентировочная общая стоимость кредита для потребителя на дату предоставления информации.
Если кредитодатель предлагает различные способы предоставления кредита, в предоставленной заемщику информации должно быть указано, что по другим способам кредитования может быть другая реальная годовая процентная ставка.
Если платежи за услуги кредитодателя, связанные с получением, обслуживанием и возвратом кредита, могут меняться – это должно быть указано в предоставленной информации;
 
7) необходимость заключения договоров о предоставлении услуг третьими лицами — перечень лиц, которых кредитодатель определил для предоставления соответствующих услуг (при наличии), а также ориентировочная стоимость таких услуг. К примеру, это могут быть услуги страховой компании, нотариуса и прочее.
В случае отсутствия у кредитодателя информации о стоимости какой-либо услуги третьих лиц – указывается ее ориентировочная стоимость;
 
8) порядок возврата кредита и уплаты процентов за пользование потребительским кредитом, включая количество платежей, их размер и периодичность внесения, в виде графика платежей (в случае кредитования в виде кредитования счета, кредитной линии — график платежей может не предоставляться);
 
9) предупреждение о последствиях неисполнения обязательств по уплате платежей, в том числе размер неустойки, процентной ставки, других платежей, а также о праве кредитодателя и/или нового кредитора привлекать к урегулированию просроченной задолженности коллекторскую компанию. При этом указывая установленные законодательством требования по взаимодействию с должниками при урегулировании просроченной задолженности (требования по этическому поведению), право потребителя обращаться в Национальный банк Украины в случае несоблюдения этого кредитором/коллектором, а также в случаях незаконного сбора, хранения, использования, распространения конфиденциальной информации о третьих лицах;
 
10) порядок и условия отказа от предоставления и получения кредита;
 
11) порядок досрочного возврата кредита;
 
12) предупреждение о том, что кредитор может потребовать вернуть кредит досрочно (если он хочет установить такое условие), срок предупреждения о таком требовании.
Информация о платежах обязательно должна включать расчет платежей (сумму, на основании которой производится соответствующий расчет, в том числе сумму предоставленного кредита, сумму непогашенного кредита и прочее).
 
Информация в документах выкладывается шрифтом одного размера и типа, и в одном формате печати (не менее 11 печатных пунктов).
Запрещается затруднять прочтение заемщиком такой информации, в том числе и путем ее печати шрифтом меньшего размера, чем основной текст, слияние цвета шрифта с цветом фона и прочее.
 
Кредитор до заключения кредитного договора по требованию заемщика предоставляет ему разъяснения с целью понимания заемщика, подходят ли ему условия кредитования, и принятия осознанного решения.
Потребитель, который вследствие непредоставления ему данной информации или предоставления ее в неполном объеме, или предоставления недостоверной информации заключил договор на менее благоприятных для себя условиях, чем предусмотренные в этой информации, вправе требовать приведения заключенного договора в соответствие с указанной информацией, что кредитор обязан сделать.
 
Однако на практике до предоставления кредитного договора банковские и небанковские организации иногда дают разъяснения относительно кредитного продукта и будущих условия договора, используя формулировку, что это предварительные условия, а более точные будут прописаны в кредитном договоре. Так же эту формулировку они иногда включают и в паспорт потребительского кредита, а также и ту формулировку, что условия, приведенные в данном паспорте кредитования, могут отличаться от условий, которые будут изложены в кредитном договоре. И предоставляют паспорт с такой формулировкой на подпись потребителя.
 
Что должен содержать кредитный договор
 
Согласно постановления НБУ от 3 ноября 2021 г. № 113 требования следующие:
 
— Условие договора, которое по содержанию принадлежит к одному разделу договора, не
должно выкладываться в другом разделе (не касается условия, которое конкретизируется
условием в другом разделе договора). А сам договор должен содержать:
 
1) дату заключения;
 
2) названия видов денежных обязательств (проценты, комиссии и другие платежи за
предоставление и использование кредита; пени, штрафы, неустойки и другие виды
компенсации, применяемые или взимаемые в случае невыполнения или
ненадлежащего исполнения обязательства) и другие термины, используемые за
текстом договора, с разъяснением их экономической сущности, базы расчета и
порядка вычисления;
 
3) даты предоставление/выдачи и возврат (выплаты) кредита;
 
4) информацию об условиях, разрешающих изменение процентной ставки или других платежей за услуги кредитора, включенные в общие расходы по кредиту (если такие условия предусмотрены законодательством Украины);
 
5) перечень и стоимость сопроводительных услуг (при их наличии);
 
6) информацию о том, что в течение срока действия договора тарифы и комиссии остаются неизменными или могут быть изменены;
 
7) сведения об отсутствии или наличии у кредитора права передать другому лицу свои права кредитора по сделке отступления права требования без согласия или с согласия потребителя, а также обязанность кредитора сообщить заемщику о переуступке данного права в течение 10 рабочих дней с даты такого отступления;
 
8) информацию о фиксировании кредитором/новым кредитором/коллекторской компанией каждого взаимодействия по вопросам урегулирования просроченной задолженности с заемщиком, его близкими, представителем или третьими лицами, взаимодействие с которыми предусмотрено договором или которые дали согласие на такое фиксирование, а также об обязанности предупредить указанных лиц о таком фиксировании (с помощью видео- и/или звукозаписывающего технического средства);
 
9) сведения, что сторона договора, нарушившая обязательства, освобождается от ответственности за нарушение обязательства, если она докажет, что это нарушение произошло в результате наступления форс-мажорных обстоятельств (обстоятельства непреодолимой силы), удостоверяемые Торгово-промышленной палатой Украины;
 
10) указание предмета залога (при наличии условия залога), сведений о проведении/непроведении его оценки (включая разъяснения — кем, как часто, за чей счет проводится оценка);
 
11) информацию о последствиях неисполнения или ненадлежащего исполнения кредитором своих обязанностей по договору;
 
12) информацию о наличии у заемщика права отказаться или расторгнуть договор или прекратить по его требованию обязательство по договору – условия, срок и порядок реализации такого права заемщика в одностороннем порядке (если это предусмотрено законодательством Украины для соответствующего вида договора);
 
13) перечень, описание экономической сущности, срок действия сопроводительных услуг кредитора и услуг третьих лиц (при наличии таких услуг);
 
14) порядок отказа потребителя от сопроводительных услуг кредитора и услуг третьих лиц (если это предусмотрено условиями публичного предложения кредитора для соответствующего вида договора);
 
15) порядок информирования заемщика об изменениях в условиях предоставления кредита, с указанием сроков и канала информирования (если такие изменения предусмотрены договором);
 
16) наименование уполномоченных государственных органов, к которым, в соответствии с законодательством Украины, заемщик имеет право обратиться для защиты своих прав потребителя финансовых услуг;
 
17) информацию о порядке обращения заемщика по вопросам исполнения договора к кредитору;
 
18) информацию об отсутствии или наличии у заемщика права продлевать срок кредитования или срок выплаты кредита, и происходит ли при этом изменение условий договора;
 
19) способ предоставления заемщику денежных средств кредита: на банковский счет заемщика (включая реквизиты заемщика) либо выдача наличными.
 
Каждый экземпляр договора, заключаемого в виде электронного документа, должен содержать:
 
1) электронные подписи сторон договора с учетом требований законодательства Украины;
2) дату и время его заключения;
3) адрес вебсайта кредитодателя в шаблоне [URL доменное имя вебсайта] или название мобильного приложения на языке, на котором такое приложение представлено в онлайн-магазинах приложений App Store, Google Play и других, с использованием которого заключен договор;
4) сведения о:  
порядке его заключения, а также порядке создания и наложения электронных подписей сторонами договора;
способе/способах идентификации и верификации заемщика с учетом требований, определенных НБУ;
5) согласованный сторонами способ отправки заемщику подписанного договора.
 
Экземпляр договора, заключенный в виде электронного документа, направляется заемщику сразу после его подписания и до начала предоставления ему услуги договора (выдачи кредита).
Электронная версия договора должна быть читабельной и отображаться на экранах различных устройств телекоммуникаций, а содержание текста договора не должно быть утрачено или изменено с момента его подписания.
 
Дополнительные требования к заключению договоров
 
Договора, которые предусматривают списание средств с банковского
счета заемщика в пользу кредитора, должны содержать следующую информацию:
 
1) наличие у заемщика права отказаться или прекратить списание по его требованию, а также, как он может осуществить это одностороннем порядке — через какой канал, включая дистанционный канал (если такое право предусмотрено законодательством Украины для данного вида договора);
 
2) списание в пользу кредитора осуществляется в соответствии с порядком возврата кредита и уплаты процентов за пользование кредитом, как указано в подписанном между кредитором и заемщиком графике платежей (который содержит определенное количество платежей, их размер и периодичность уплаты).
 
Договора не должны содержать положений, которые любым способом
ограничивают права заемщика:
 
1) право заемщика полностью или частично досрочно вернуть кредит;
 
2) право заемщика подать жалобу, иск в суд или применить другую аналогичную по содержанию процедуру в случае, если кредитор не выполняет условия договора.
 
Договора не должны содержать:
 
1) понятие/сроки, определенные законодательством Украины, в собственной
интерпретации понятий/сроков;
 
2) понятия/термины, которые вводят или могут ввести потребителя в заблуждение
через пересечение или совпадение их экономической сущности с другими терминами;
 
3) процентные ставки по кредиту из числа тех, которые вообще есть у кредитора, но которые не применяются к договору, который заключается.
 
4) право на одностороннее изменение условий договора без фактической отправки сообщения потребителю и через тот канал связи, который был согласован
между кредитором и заемщиком, а также позволяет установить дату
отправки;
 
5) обязательство заемщика сообщить кредитору о своем намерении расторгнуть договор или досрочно выполнить обязательство в определенный срок, что само по себе является неразумным;
 
6) исключительное право кредитора определять, исполнили ли обе стороны условия договора;
 
7) право кредитора требовать от заемщика оплаты услуг кредитора или третьих лиц, срок предоставления которых по договору еще не
наступил (если иное не предусмотрено законодательством Украины);
 
8) признание даты предоставления/выдачи кредита, даты частичного возврата
кредита или даты возникновения задолженности по кредиту фактом инициирования
со стороны заемщика продления (пролонгации) срока кредитования/срока
договора;
 
9) право кредитора в одностороннем порядке продлевать срок
кредитования, установленный договором, или срок выплаты кредита после
наступление определенных договором обстоятельств;
 
10) в случае досрочного погашения кредита — обязательство заемщика уплатить проценты, комиссии за пользование кредитом или любые другие платежи, связанные с его обслуживанием, за весь срок кредитования, определенный в договоре и абсолютно не учитывая дату фактического (раньше срока) погашения кредита;
 
11) право кредитора устанавливать плату/компенсацию за полный или частичный досрочный возврат кредита.
 
Как регулирует деятельность банковских и небанковских учреждений Национальный банк Украины
 
В сфере потребительского кредитования НБУ осуществляет следующие функции:
 
1) утверждает методику расчета общей стоимости кредита для потребителя, реальной годовой процентной ставки по договору о потребительском кредите;
 
2) устанавливает требования к кредитным посредникам и их деятельности;
 
3) устанавливает требования к кредиторам, новым кредиторам, коллекторским компаниям и их деятельности при осуществлении ими урегулирования просроченной задолженности;
 
4) осуществляет надзор за соблюдением кредиторами, новыми кредиторами, коллекторскими компаниями законодательства о защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе требований по взаимодействию с потребителями при урегулировании просроченной задолженности (требований по этическому поведению);
5) осуществляет контроль за соблюдением кредитором законодательства о рекламе;
 
6) рассматривает обращения и жалобы потребителей финансовых услуг, а в случае выявленных нарушений со стороны финучреждений — в пределах своей компетенции принимает меры, направленные на пресечение и устранение данных нарушений, а также восстановление прав потребителей;
 
7) принимает решение о внесении коллекторских компаний в реестр или об отказе в таком внесении;
 
8) ведет реестр коллекторских компаний и устанавливает порядок его ведения;
 
9) осуществляет другие возможности, предусмотренные законодательством Украины.
 
НБУ осуществляет надзор в сфере потребительского кредитования в формах инспекционных проверок и безвыездного надзора.
Другие государственные органы осуществляют контроль в сфере потребительского кредитования в пределах полномочий, определенных законодательством Украины.
 
Практика Национального Банка по жалобам потребителей
 
Около 30-60% поступающих в НБУ жалоб имеют признаки правонарушений, а в среднем, за год НБУ обрабатывает около 30 — 40 000 обращений. Как правило, в течении квартала, чаще всего с обращаются с жалобами на одни и те же банки (2-4 банка), однако НБУ отмечает, что связано это с тем, что данные банки обслуживают значительную часть населения Украины, а соответственно, имеют больше клиентов и осуществляют больше операций. В среднем же, во всех жалобах могут фигурировать 40-50 банков и 300 небанковских учреждений. При этом, обращения относительно деятельности небанковских учреждений могут составлять 90-75% от общего количества обращений.
 
К проблемным вопросам относительно деятельности банков, чаще всего относятся случаи мошенничества со счетами клиентов, навязывание дополнительных услуг,
жесткие действия по взысканию проблемной задолженности. А к проблемным вопросам относительно деятельности небанковских учреждений — начисление процентов сверх срока кредитования, мошенничество с использованием утраченных документов потребителей, проблемные, вопросы со страховыми компаниями, жесткие методы взыскания проблемной задолженности.
 
Своим Постановлением № 15 от 09.02.2021 г. Национальный банк также закрепил порядок контроля за соблюдением банками законодательства о защите прав потребителей финансовых услуг. Согласно Постановления, данный контроль осуществляется в двух формах: безвыездной надзор и инспекционные проверки. А основными источниками информации о возможных нарушениях являются обращения потребителей в НБУ, договора банков с клиентами, другие документы, информация на сайтах банков и в рекламе, данные из открытых источников, а также отчетность учреждений.
 
Данное постановление закрепляет, что случае выявления нарушения, НБУ составляет справку об этом и предоставляет банку рекомендацию для устранения правонарушения. А за нарушение законодательства о защите прав потребителей финансовых услуг НБУ вправе накладывать на должностных лиц банка административные взыскания, применять к банку штрафные санкции, а также применять другие меры воздействия.
 
НБУ также изложил алгоритм действий потребителя в случае нарушения, отметив при этом, что в зависимости от типа нарушения, последовательность действий может меняться, однако, в целом, существуют универсальные правила, которых нужно придерживаться:
 
1. Внимательно читать все условия предоставления услуг. При этом, не только кредитный или депозитный договор, но и анкету клиента, договор обслуживания, условия и правила обслуживания в банке в связи с тем, что в данных документах могут быть прописаны тарифы, комиссии, размер кредитного лимита, возможность для банка вносить изменения в одностороннем порядке, возможность для банка погашать просроченный кредит за счет зарплаты и других поступлений и прочее.
 
2. Всегда уточнять полную стоимость услуги, включая кредит. При этом, уточнять все дополнительные платежи, а также ознакомиться с условиями и паспортом потребительского кредита.
 
3. Если потребитель считает, что банковское либо небанковское учреждение нарушило его права — обратиться непосредственно к руководителю данного учреждения.
 
4. Если банковское либо небанковское учреждение не реагирует на данное обращение — обратиться в Национальный банк.
 
Относительно пункта 4 – стоит также отметить, что иногда банковское либо небанковское учреждение может реагировать на обращение и даже неоднократно. Однако предоставлять формальные ответы для соблюдения законодательных норм о правилах обработки обращения. И, как правило, данные обращения обрабатываются специальным отделом и не доходят до руководителя учреждения. Таким образом, можно отметить, что не всегда есть смысл вести длительный диалог с банковским либо небанковским учреждением, если решение вопроса не наступает.
 
Судебная практика
 
Судебная практика располагает различными подходами и порой уникальными решениями, в связи с тем, что обстоятельства каждого дела и мотивы участников индивидуальны, а иногда и достаточно специфичны. Относительно вопросов задолженности заемщика – довольно часто судебная практика является «социальной» и положительной для заемщика. Так, нередкими являются случаи оспаривания сделок (кредитного договора, договора поручительства), изменения процентной ставки, реструктуризации задолженности, продления срока кредитования и прочее.
 
Чаще всего заемщики заявляют о нарушении принципов договорных отношений: добросовестности, разумности и справедливости. И в связи с этим просят признать заключенный кредитный договор недействительным либо признать недействительными отдельные его пункты.
 
Также иногда эффективным способом для защиты интересов и прав заемщика является назначение судебной экономической экспертизы (на стадии судебного процесса) или проведение экономического исследования (на досудебной стадии спора). Кроме того, такая экспертиза, как и сам судебный процесс, занимает время и, соответственно, дает заемщику больше возможностей и предотвращает некоторые возможные неблагоприятные последствия для заемщика, которые могли бы наступить вследствие действий кредитора, если бы заемщик не обратился в суд.
 
Таким образом, с целью максимально исключить возможные неблагоприятные последствия, перед подписанием кредитного договора необходимо консультироваться с юристом, а если спор с банковским или небанковским учреждением уже дошел до суда – участвовать в судебном процессе только при поддержке адвоката.

Адвокат по спорам с МФО (по микрокредитам и онлайн кредитам)