ПОМОЩЬ АДВОКАТА
Гибель или получение инвалидности военнослужащих предусматривает осуществление Государством единовременной выплаты, порядок и размер которых предусмотрен Порядком назначения и выплаты единовременного денежного пособия в случае гибели (смерти), инвалидности или частичной потери трудоспособности без установления инвалидности военнослужащих, военнообязанных и резервистов, призванных на учебные (или проверочные) и специальные сборы или для прохождения службы в военном резерве Вопросы некоторых выплат военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава, полицейским и их семьям во время военного действия состояния и вопросом некоторых выплат военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава, полицейским и их семьям во время действия военного положения.
Для выплаты помощи подается заявление и соответствующие документы в соответствии с Порядком-свидетельством о смерти, или заключение МСЭК о присвоении группы инвалидности, документ свидетельствующий о причинах и обстоятельствах получения травмы или увечья, другие документы, предусмотренные Порядком. Однако, как показывает практика, в действительности единовременная денежная помощь не всегда выплачивается в предусмотренном постановлениями Кабинета Министров размерами, случаются безосновательные случаи рассрочки выплат и случаи безосновательных отказов в выплате единовременного денежного пособия в случае гибели военнослужащего или получения инвалидности. Так, безосновательные отказы мотивируют якобы не полным пакетом документов, что лицо не может получить помощь (касается детей рожденных после гибели военнослужащего), что смерть наступила якобы в результате болезни, отказа в выплате единовременного пособия из-за смены группы инвалидности в результате получения нового ранения и других безосновательных отказов.
Помощь адвоката в получении единовременного пособия в случае гибели военнослужащего или получения инвалидности
● Предоставление консультаций и помощи в получении документов необходимых документов;
● Помощь при предоставлении документов на получение единовременной денежной помощи в уполномоченный орган;
● Составление иска и ведение дела при получении отказа в выплате единовременного денежного пособия и (или) других незаконных действий Уполномоченного органа;
● Составление апелляционной жалобы и ведение дела в суде Апелляционной инстанции;
● Составление кассационной жалобы и ведение дела в Верховном суде
● Решение вопросов исполнения судебных решений
За последние годы сформировалась практика судов по взысканию единовременного пособия, с освещением некоторых вопросов:
Поэтапная выплата единовременной денежной помощи незаконна
Истица обратилась в суд с исковым заявлением в Министерство обороны о признании противоправными действия по выплате единовременной помощи частями и обязать выплатить единовременную помощь одной суммой.
Решением местного административного суда от 20 сентября 2023 года, оставленным без изменений постановлением Апелляционного административного суда от 4 апреля 2024 года, в удовлетворении иска было отказано. Отказывая в удовлетворении иска, суды отметили, что Ответчик действовал согласно Порядка Условий назначения и выплаты единовременного денежного пособия в случае гибели (смерти) военнослужащих Вооруженных сил Украины во время действия военного положения, сначала 1/5 части выплаты и остальная сумма в течение 40 месяцев.
Верховный Суд, отменяя решение предыдущих судов своим постановлением от 11 сентября 2024 года, решение предыдущих судов отменил и удовлетворил иск исходя из того, что согласно положениям ст. , ст. 19, 22, 58, п. 6 ч. 1 ст. 92 Конституции Украины, применению подлежал Порядок назначения и выплаты единовременного денежного пособия в случае гибели (смерти), инвалидности или частичной потери трудоспособности без установления инвалидности военнослужащих, военнообязанных и резервистов, призванных на учебные (или проверочные) и специальное сборы или для прохождения службы в военном резерве и Положение об организации в Министерстве обороны Украины работы по исчислению выслуг лет для назначения пенсий военнослужащим и обеспечения социальными выплатами лиц, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах Украины, и членов их семей, не предусматривающих выплаты единовременной помощи частями, а не Порядок и условия назначения и выплаты единовременной денежной помощи в случае гибели (смерти) военнослужащих Вооруженных Сил Украины в период действия военного положения, а основанием для выплаты единовременного денежного пособия является принадлежность к кругу лиц, предусмотренных Постановлением № 168 от 28 февраля 2022 года.
Родившийся после смерти военнослужащего ребенок принадлежит к получателям одноразовой денежной помощи
Истец обратилась в суд с иском в Министерству обороны, об отмене решения об отказе в выплате единовременного пособия и обязать выплатить единовременное пособие. Решением местного административного суда от 14 августа 2023 года, оставленным без изменений Апелляционным административным судом, иск был удовлетворен частично, признан незаконным и отменен пункт решения об отказе в выплате единовременного денежного пособия и было обязано ответчика повторно рассмотреть заявление о выплате. Выводы судов были обоснованы тем, что сам факт рождения ребенка после смерти военнослужащего не является основанием для отказа в выплате единовременного пособия, поскольку другое толкование будет противоречить закону о социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей.
Верховный суд согласился с таким толкованием предыдущих судов, отмечая, что преамбулой Конвенции о правах ребенка предусмотрено, что ребенок нуждается в правовой защите как до рождения так и после рождения, а ст. 3 настоящей Конвенции предусмотрено, что первостепенное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Подход Ответчика дискриминационный, а ребенок принадлежит к кругу получателей единовременной денежной помощи.
в случае смерти военнослужащего, связанная с болезнью, полученной при исполнении обязанностей военной службы по защите Родины, размер одноразовой денежной помощи рассчитывается в соответствии с п. 2 Постановления №168 в размере 15000000 грн
В феврале 2023 года Истец обратилась в суд с иском к Министерству обороны, где просила признать недействительным пункт решения об отказе в выплате единовременной денежной помощи и обязать Министерство обороны осуществить доплату единовременного денежного пособия на сумму 13139250 грн.
Решением местного административного суда от 8 сентября 2023 иск был удовлетворен, было признано недействительным пункт решения Ответчика и обязано осуществить доплату единовременной денежной помощи.
Удовлетворяя иск, местный административный суд указал, что после введения военного положения членам семьи погибшего военнослужащего подлежит выплате сумма в размере 15000000 грн. согласно пункту 2 постановления Кабинета Министров Украины №168.
Постановлением Апелляционного административного суда от 16 января 2024 апелляционную жалобу Министерства обороны было удовлетворено и принято новое решение об отказе в иске. Отменяя решение местного административного суда, апелляционный суд отметил, что произведя выплату в размере 750 кратном размере прожиточного минимума – 1860750 грн. ответчик – Министерство обороны полностью выполнило свои обязательства. В соответствии с содержанием постановления Верховного Суда от 17 июля 2024 г., решение местного административного суда было оставлено в силе, а постановление Апелляционного Суда отменено, учитывая следующее:
Военнослужащие считаются исполняющими обязанности военной службы при условиях, определенных Законом Украины О воинской обязанности и военной службе.
Согласно выписке из протокола Региональной военно-врачебной комиссии, заболевание умершего произошло из-за сердечной недостаточности, а Согласно выписке приказа командира части, смерть военнослужащего произошла именно в результате сердечной недостаточности, связанной с выполнением военной службы.
Таким образом, решение местного административного суда является полным и всесторонним, а постановление апелляционной инстанции необоснованным.
Обращайтесь к адвокатам АБ «Ткачук и партнеры»