Перейти к содержимому
Главная страница » АДВОКАТ ПО СПОРАМ С УКРТРАНСБЕЗОПАСНОСТЬЮ

АДВОКАТ ПО СПОРАМ С УКРТРАНСБЕЗОПАСНОСТЬЮ

 
При осуществлении своей деятельности перевозчики грузов и пассажиров часто сталкиваются с представителями Государственной службы Украины по безопасности на транспорте — Укртрансбезопасность, что осуществляет государственный контроль за автомобильными перевозками (грузовой транспорт, пассажирский транспорт, такси). Данная служба действует на основании Положения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины № 103 от 11.02.2015 года.

Должностные лица Укртрансбезопасности проверяют у перевозчиков следующее:

  • схемы маршрутов, расписание движения, наличие соответствующей категории в удостоверении водителя, наличие лицензии на перевозку; 
  • техническое состояние транспортного средства;
  • документы на груз (товарно-транспортная накладная и т. д.);
  • проверка работы тахографа в транспортном средстве;
  • наличие соответствующих разрешений и соблюдение стандартов при перевозке опасных грузов;
  • соответствие количества пассажиров, которые перевозятся, техническим характеристикам транспортного средства;
  • осуществление габаритно-весового контроля транспортного средства.

Этот перечень вопросов, по каким проводят проверки транспортных средств инспектора Укртрансбезопасности не является полным и, как правило, после такого общения находятся нарушения и на перевозчика накладывается штраф, размеры которого, в зависимости от вида нарушения, могут достигать десятки тысяч гривен.  

Отменить такой штраф возможно, как правило, только в судебном порядке.

Однако, не все примененные к перевозчикам штрафы являются юридически безупречны, так как пытаясь наложить как можно больше штрафов, инспектора Укртрансбезопасности допускают грубые нарушения, дающие основания обжаловать такой штраф в суд и отменить его (ошибки в составлении документов, двусмысленность, неправильно выбранная норма права и другие).

Также следует помнить, что в административном суде все неточности и ошибки в документах, составленных Укртрансбезопасностью, будут толковаться в пользу перевозчика.

Как показывает судебная практика, неотмененный штраф Укртрансбезопасности при нарушении норм габаритно-весового контроля влечет риск получить иски на возмещение затрат на ремонт дорог, размер которых может достигать несколько сотен тысяч гривен!

Опытные и квалифицированные адвокаты АБ «Ткачук и партнеры» в случае возникновения конфликтных ситуаций с Укртрансбезопасностью предоставят следующие юридические услуги:

  • Консультация адвоката, оценка ситуации, разработка стратегии и путей решения возникшего спора с Укртрансбезопасностью;
  • Проведение проверки  на предмет правомерности действий, решений служебных лиц Укртрансбезопасности, в том числе сбор доказательств, составление адвокатского запроса и т.д.;
  • Обжалование постановлений о наложении административно-хозяйственных штрафов и привлечения физических лиц к административной ответственности в судебном порядке;
  • Составление процессуальных документов- исков, отзыва, апелляционной и кассационной жалоб, ходатайств, объяснений и т.д.;
  • Представительство интересов клиента в судах всех инстанций и органах Укртрансбезопасности при рассмотрении дел о нарушениях в сфере автомобильных пассажирских и грузовых перевозок.

ЗА КАКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРО АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ МОЖЕТ БЫТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья 60 Закона Украины «Про автомобильный транспорт» устанавливает правонарушения, за которые органами Укртрансбезопасности к автомобильным перевозчикам применяются административно-хозяйственные штрафы:

  • перевозка грузов и пассажиров (в том числе осуществление резидентами или нерезидентами Украины международных перевозок) при отсутствии предусмотренных этим Законом документов и разрешений, а также без опознавательных знаков государства регистрации транспортного средства;
  • отказ от льготного перевоза пассажира;
  • использование легкового автомобиля без соответствующей лицензии как такси (в том числе стоянка и посадка пассажиров на стоянке такси);
  • нарушение режимов работы и отдыха водителями транспортных средств (в том числе перевоз пассажиров свыше 500 км одним водителем);
  • при осуществлении международных пассажирских перевозок отсутствует список лиц, управление транспортным средством происходит без контрольных приспособлений (тахографов) (или они выключены) регистрации режимов труда и отдыха водителей или без ежедневных регистрационных листов эти режимов;
  • неисполнение перевозчиками предписаний органов государственного контроля об устранении нарушений транспортного законодательства;

превышение установленных законодательством габаритно-весовых норм от 5 до 10 процентов при перевозке без разрешения неделимого груза или делимого груза. Соответственно штраф увеличивается в случае превышения этих норм: от 10 до 20 %, от 20 до 30 %; свыше 30 %.

Кроме этого, при проведении рейдовых проверок инспектора Укртрансбезопасности проверяют наличие у водителя необходимых для осуществления перевозок документов, отсутствие которых влечет за собой также ответственность в виде применения административно-хозяйственных штрафов, а именно:

При осуществлении пассажирских перевозок:

  • удостоверение водителя, регистрационные документы на транспортное средство, схема маршрута (согласование маршрута при перевозке детей), расписание движения, таблица стоимости проезда, выписка с разрешения на маршрут, протокол проверки технического состояния транспорта;
  • протокол проверки и адаптации тахографа, тахокарты (или распечатка с цифрового тахографа), личная карточка водителя (индивидуальная контрольная книжка) (при международных перевозках), паспорт маршрута;
  • копия договора с заказчиком услуг; документ подтверждения оплаты услуг, страховой полис у пассажиров.

У грузовых перевозчиков, кроме указанных документов должны быть:

  • свидетельство о допуске транспортного средства и подготовки водителя к перевозкам опасных грузов, инструкция на случай аварии или чрезвычайной ситуации;
  • санитарная книжка водителя (для перевозки пищевых продуктов);
  • товарно-транспортная накладная на груз;
  • разрешение на движение автомобильными дорогами (при превышении габаритно-весовых ограничений).

Дополнительно при международных перевозках необходимо иметь:

  • билетно-учетную документацию и список пассажиров;
  • разрешения Украины и иностранных государств, по территории которых будет осуществляться перевозка; про согласование условий и режимов перевозки в случае превышения габаритно-весовых ограничений;
  • сертификат соответствия транспортных средств безопасности движения и экологической безопасности требованиям государств, на территории которых будет осуществляться перевозка.

В случаях выявления уполномоченными лицами Укртрансбезопасности нарушений законодательства по вопросам безопасности на наземном транспорте могут привлекаться к административной ответственности водители и другие лица по статьям КУоАП: 122-2, 132-1, 133-1, 133-2, 136, 141, 142, 164, 188-57 и другие – в части, что касается правонарушений в сфере хозяйственной деятельности, связанной с перевозкой пассажиров и грузов.

В частности, лица могут быть привлечены к ответственности за: регулярные перевозки пассажиров на постоянных маршрутах без заключения соответствующего договора или без паспорта маршрута; нарушения правил предоставления услуг по перевозке организованных групп туристов или детей; перевозку пассажиров такси, в которых не работает (не установлено) таксометр; отсутствие визуальной  или громкоговорящей информации для пассажиров про отправление, прибытие автобусов, стоимости проезда, правил предоставления услуг и льготы на пассажирском транспорте, а также отсутствие визуальной информации; нарушение правил, направленных на обеспечение сохранности грузов; неисполнение водителем требований работника Укртрансбезопасности про остановку автомобиля и другие.

Таким образом перечень нарушений, за которые перевозчик или водитель, или другое лицо могут быть привлечены к ответственности путем наложения штрафа множество, а юридические услуги относительно проверки их законности и обжалования предоставит профессиональный адвокат по спорам с Укртрансбезопасностью АБ «Ткачук и партнеры».

ПОРЯДОК ВЫЯВЛЕНИЯ, ФИКСАЦИИ НАРУШЕНИЙ И ПРИНЯТИЯ СООТВЕТСВУЮЩИХ РЕШЕНИЙ

Порядок выявления, оформления и обжалования административно –хозяйственных штрафов осуществляется в соответствии с Порядком проведения рейдовых проверок (проверок на дороге), утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины № 1567 от 08.11.2006.

Выявленные во время проверки на дороге нарушения требований законодательства и норм и стандартов по организации перевозок автомобильным транспортом указываются в акте с ссылкой на нарушенную норму.

Водитель может отказаться от подписания акта рейдовой проверки транспортного средства, о чем в него вносится соответствующая запись.

Следует помнить, что нарушения законодательства про автомобильный транспорт, предусмотренные абзацами 14-17 ч. 1 статьи 60 Закона Украины «Про автомобильный транспорт» могут быть зафиксированы в автоматическом режиме согласно с Порядком, утвержденным постановлением КМУ № 1174 от 27.12.209.

Дело о нарушении рассматривается в территориальном органе Укртрансбезопасности и по результатам рассмотрения, при наличии оснований, принимается постановление о применении административно-хозяйственного штрафа к перевозчику, которое вручается или направляется последнему не позднее 3-х дней со дня его принятия.

При установлении в действиях автомобильного перевозчика-физического лица признаков административного правонарушения рассмотрение дел происходит по правилам, установленным Кодексом Украины об административных нарушениях.

В случае своевременного обращения к адвокату по спорам с Укртрансбезопасностью нашего Бюро, он еще до рассмотрения дела о нарушении поможет собрать необходимые материалы и доказать позицию про отсутствие оснований для наложения на перевозчика административно-хозяйственного штрафа или привлечения физического лица к административной ответственности.

ОБЖАЛОВАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ШТРАФОВ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ

Наиболее действенный способ отменить незаконные административно-хозяйственные штрафы Укртрансбезопасности –это судебный в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Украины.

Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд на протяжении 10 дней со времени его получения и этот срок может быть восстановлен.

При этом, указанные дела согласно с КАСУ являются незначительной сложности, а поэтому, как правило, рассматриваются в упрощенном производстве без вызова сторон.

В связи с этим, для отмены судом незаконно наложенного административно-хозяйственного штрафа, следует обосновать исковое заявление и подкрепить, изложенную в нем позицию надлежащими доказательствами, в чем Вам поможет квалифицированный юрист по спорам с Укртрансбезопасностью нашего Бюро.

Аналогично в судебном порядке возможно обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности водителей транспортных средств, а также других лиц за правонарушения, связанные с грузовыми и пассажирскими перевозками.

О ЧЕМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Как засвидетельствовала практика адвокатов нашего Бюро, наиболее спорных вопросов возникает при наложении административно-хозяйственных штрафов на перевозчика за превышение габаритно-весовых норм транспортных средств.

Рассматривая дела данной категории суды прежде всего проверяют соблюдение должностными лицами Укртрансбезопасности порядка таких проверок транспортных средств, в частности, его замеров и взвешивания, а также надлежащего оформления выявленных нарушений.

Так, суд в деле № 440/7886/20 признал незаконным и отменил постановление о наложении штрафа в размере 34 000 грн. за превышение установленных законодательством габаритно-весовых норм свыше 20 % при перевозке груза без соответствующего разрешения.

Суд указал, что при проведении проверки работники Укртрансбезопасности не проводили фактическое взвешивание автомобиля, а ограничились только информацией о весе, указанном в товарно-транспортной накладной.

Согласно позиции суда, товарно-транспортная накладная, с которой ответчик взял массу груза является первичным документом, который содержит информацию о хозяйственной операции, и не может считаться документом, безусловно определяющим массу груза.

Доказательств проведения габаритно-весового контроля в специально отведенном месте с использованием сертифицированного оборудования, ответчиками к материалам дела не предоставлено. Материалы дела также не содержат никаких доказательств по поводу того, что после установления превышения нормативно допустимых весовых параметров водителю или собственнику транспортного средства предлагалось привести габаритно-весовые параметры в соответствие с установленными нормами или дальнейшее движение транспортного средства, которым управлял водитель, было запрещено.

Следовательно, поскольку должностными лицами органа контроля не проведено взвешивание транспортного средства и груза, выводы ответчиков о том, что истцом превышено нормативно допустимую массу транспортного средства вместе с грузом, являются необоснованными.

Кроме этого, нередко имеют место случаи наложения административно-хозяйственных штрафов на собственника груза, транспорта или других лиц, в то время как ответственность за нарушения требований законодательства в сфере автомобильного транспорта во время перевозки груза и пассажиров применяется именно к перевозчикам. 

Так, Верховный Суд в деле № 540/383/21 отменил решения предыдущих инстанций об отказе в удовлетворении иска об отмене постановления о наложении штрафа на собственника транспортного средства за перевозку грузов с превышением весовых норм на одиночную ось.

Отменяя судебные решения ВС указал, что материалы дела не содержат сведений о соответствующих замерах расстояний между осями принадлежащего истцу транспортного средства, в частности, в акте проверки графа «расстояние между осями»- не заполнена. Следовательно, при отсутствии замеров расстояний между осями невозможно установить, что оси транспортного средства являются именно одиночными и, как результат, установить факт перегруза на ось.  

Кроме этого, штраф наложено на собственника транспортного средства, а суды должны при рассмотрении такой категории дел выяснить правильность определения субъекта административной ответственности за такие правонарушения, которым есть, в частности, перевозчик.

Доказать те или иные нарушения, допущенные должностными лицами Укртрансбезопасности при проведении проверки, поможет квалифицированный специалист — юрист по спорам с Укртрансбезопасностью нашего Бюро.

Также, перевозчику могут насчитать плату за проезд крупногабаритного транспортного средства автомобильными дорогами общего пользования, в частности, габаритно-весовые параметры которого превышают нормативные.

Обращаю внимание, что сама плата за проезд в судебном порядке в административном суде не оспаривается. Такая плата может быть взыскана Укртрансбезопасностью с перевозчика через хозяйственный суд в порядке хозяйственно-процессуального законодательства. Однако, если административный суд признает процедуру взвешивания неправомерной, хозяйственный суд должен учитывать данные выводы при решении вопроса о взыскании платы за проезд.

Кроме этого, в отношении водителя, осуществляющего перевозку, могут составить протокол за правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 122-2 КУпАП, согласно которой он подлежит ответственности за неисполнение требований работника Укртрансбезопасности про остановку автомобиля.

Как правило, суды занимают позицию не в пользу инспекторов Укртрансбезопасности, в связи с нарушением порядка оформления правонарушения, ненадлежащей доказательной базы, в частности, отсутствия видеофиксации.  

Кроме этого, судами принимается во внимание, что работники Укртрансбезопасности наделены полномочиями требовать остановки транспортного средства только в пунктах габаритно-весового контроля или в других определенных местах, а к тому же если водитель не остановился, не могут его преследовать, а только передать эту информацию в соответствующее подразделение Национальной полиции.

Таким образом, в случае несогласия с решением, постановлением, действиями должностных лиц органов Укртрансбезопасности не медлите с обращением к адвокату по спорам с Укртрансбезопасностью АБ «Ткачук и партнеры», который проведет юридический аудит всех документов, обжалует их в судебном порядке и доведет дело до позитивного для клиента результата.