Перейти к содержимому
Главная страница » ПРЕТЕНЗИОННО-ИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРЕТЕНЗИОННО-ИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Претензионно-исковая адвокатская деятельность

В ходе осуществления хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования нередко возникают спорные ситуации – несвоевременная оплата работ и услуг, некачественное или с нарушением сроков выполнения работ, непоставка или несвоевременная поставка продукции.

В этой связи возникает потребность в защите нарушенных прав, отстаивании законных интересов путем взыскания задолженности, признания сделок недействительными, расторжения (изменения) договора, выполнения обязательств по соглашению, возмещения нанесенного ущерба и т.п.

Претензионно-исковая адвокатская работа – это комплекс юридических действий, направленных на упорядочение хозяйственных отношений, восстановление нарушенных имущественных и личных неимущественных прав субъектов хозяйствования.

Судебно-претензионная работа юриста требует знания тонкостей работы конкретного субъекта хозяйствования и истории его деловых отношений с контрагентом, нюансов нормативно-правовых актов, регулирующих работу в конкретном случае. В таких случаях обращайтесь за правовой помощью к опытным в этой сфере юристам АБ «Ткачук и партнеры».


Адвокаты по претензионно-исковой деятельности АБ «Ткачук и партнеры» могут предоставить следующие юридические услуги:

-Консультация на всех этапах правоотношений между субъектами хозяйственной деятельности, начиная от подготовки претензии, требования или иного документа на этапе досудебного разрешения конфликта и заканчивая исполнением судебных решений и помощь клиенту в принятии взвешенного решения относительно возможности и перспектив досудебного урегулирования спора, а также целесообразности и эффективности судебной защиты;

-Составление претензий, требований, предоставление ответов на такие претензии и требования, проведение переговоров с контрагентом для достижения взаимовыгодной договоренности, позволяющей избежать разрешения спора в судебном порядке;

-Собрание доказательств и подготовка необходимых процессуальных документов-адвокатского запроса, иска, ходатайств, возражений и т.п.;

-Участие в целях защиты интересов клиента во всех судебных инстанциях;

-Обжалование незаконных судебных решений в апелляционном и кассационном порядке;

-Юридическое сопровождение при исполнении судебных решений.

Претензионно-исковая работа состоит из двух этапов: досудебное и судебное урегулирование споров. При этом часто еще на досудебном этапе удается прийти к компромиссу и найти оптимальный вариант решения проблемы.   

ПРЕТЕНЗИОННАЯ РАБОТА АДВОКАТА — ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРА


Досудебное урегулирование любого спора – это поиск общего знаменателя между сторонами конфликта и наименее обременителен для обеих сторон такого спора. Учитывая специфику ведения бизнеса, рано или поздно каждая фирма сталкивается с определенными конфликтными ситуациями, решить которые мирным договорным путем невозможно. Они могут быть связаны с финансовыми, хозяйственными или другими вопросами.

В этом случае подобные спорные вопросы переходят в область юриспруденции и подготавливается претензия.

 

Претензия – это юридический документ, на основе которого производится досудебное рассмотрение спора между сторонами.

 

Настоящий документ составляется пострадавшей стороной в письменной форме. В нем кредитор излагает свои требования к должнику, документально подкрепляя их фактами. Например, чаще всего такой документ составляется в тех случаях, когда дебиторская задолженность контрагента перед предприятием по истечении оговоренного в договоре о сотрудничестве срока перерастает (или в ближайшее время перерастет) на просрочку.

Понятие «досудебное» определяет претензию как предварительный этап в процессе защиты своих прав и восстановления уже нарушенных. Претензия должна быть направлена участнику отношений к обращению в суд, поскольку такой механизм создан с целью уменьшения нагрузки на судебную систему и соответственно ускорения урегулирования споров между контрагентами (поскольку судебное рассмотрение споров между юридическими лицами может осуществляться годами).

Претензия по требованиям законодательства должна быть направлена по почте заказными письмами или ценными письмами или же вручена под расписку. Однако надежным вариантом будет посылать претензию кроме почтового пути еще и путем электронной связи, однако такой вариант требует указания в договоре между сторонами электронных адресов для переписки.

Контрагент вправе рассматривать претензию в пределах месячного срока с даты ее получения, если иное не предусмотрено договором или законодательством (например, для договоров перевозки – это три месяца). Указанный срок достаточно значительным и по результатам рассмотрения такой претензии должен быть дан обратный ответ. Если же ответ отрицательный или вообще отсутствует, существует полное право на обращение в суд.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИВЛЕЧЕНИЯ АДВОКАТА НА СТАДИИ ПРЕТЕНЗИОННОГО УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРА

 МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

 

Адвокат поможет добиться ключевой цели претензионной работы – не допустить рассмотрение дела в суде, поскольку это усложнит конфликту ситуацию и затянет клиента в ненужные судебные тяжбы.

Кроме того, это позволит сэкономить время и денежные средства на судебный спор, поскольку вторая сторона может выполнить требования на основании претензии, не дожидаясь обращения в суд.

При этом профессиональный юрист выберет в зависимости от ситуаций кратчайший путь решения претензии в пользу клиента, в частности:

– Во время переговоров. Чаще удается разрешить споры в ходе прямых переговоров. По итогам стороны заключают мировое соглашение. Участие в переговорах специалиста-юриста помогает найти компромисс, поскольку он юридически грамотно разъяснит сторонам последствия всех вариантов принимаемых ими решений.

-В письменной форме (путем обмена официальными письмами). Данный вариант применяется при наличии претензии по конкретному пункту соглашения между сторонами или конкретному действию стороны договора по приложению соответствующих документов. 

В случае получения письменного ответа об отказе в удовлетворении претензии Вы будете осведомлены о основаниях, которыми оппонент может обосновывать свои возражения в суде, что позволит лучше подготовиться к будущему судебному спору. При этом дело в суде будет вести адвокат, привлеченный на стадии претензионного урегулирования спора, а значит, будет всесторонне осведомлен с сложившейся ситуацией. 


Из опыта адвокатов нашего Бюро можно констатировать, что направление контрагенту юридически грамотной претензии со ссылкой на соответствующие нормы законодательства и положительную судебную практику, с указанием на то, что в случае судебного спора к основному обязательству будут добавлены требования по компенсации штрафных санкций, правовой помощи и судебного сбора побуждает контрагента к мирному разрешению конфликта.

Аналогично подготовленный адвокатом ответ на претензию поможет «убедить» контрагента в том, что, прежде всего, в его интересах не доказывать рассмотрение его требований, изложенных в претензии, в судебном порядке.

  Это существенно повышает вероятность решения спорной ситуации не доводя дело до суда, а сторон – до конфликта и разрыва отношений. 

С целью досудебного урегулирования спора адвокаты нашего Бюро подготовят претензию, заявление или требование с просьбой к контрагенту устранить определенные нарушения, или ответят на претензию или требование, поступившее от контрагента.

 

ИСКОВАЯ АДВОКАТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-

РЕШЕНИЕ СПОРА В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ


В случае невозможности досудебного урегулирования спора любая сторона может обратиться в суд для защиты своих, охраняемых законом, интересов.

То есть, если же судебного спора избежать нет возможности необходимо правильно оценить нанесенный ущерб противоправным поведением или неисполнением стороной своих обязательств, собрать необходимые документы (доказательства) и подготовить исковое заявление, в чем Вам помогут адвокаты АБ «Ткачук и партнеры».

Судебная адвокатская деятельность предусматривает обращение в судебный орган в соответствии с правилами подсудности с исковым заявлением о защите нарушенного права клиента; участие во всех судебных инстанциях, в том числе подготовка необходимых процессуальных документов (ходатайств, возражений, объяснений и т.п.); обжалование незаконных судебных решений, а также правовое сопровождение при исполнении решения суда.


ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИВЛЕЧЕНИЯ АДВОКАТА НА СТАДИИ

ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ИСКА И ДАЛЬНЕЙШЕМ СУДЕБНОМ УРЕГУЛИРОВАНИИ СПОРА МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ


Даже самый простой спор между субъектами хозяйствования, который решается в судебном порядке, требует знания всех юридических и законодательных нюансов, которые не может знать лицо, которое не сталкивается каждый день с данной сферой.

Помните, что стандартных ситуаций не бывает и иск, конечно, возможно взять из сети Интернет, но допустить, на ваш взгляд, незначительную ошибку, которая приведет к непринятию иска к рассмотрению или отказу в его удовлетворении не по существу, а по процессуальным вопросам. .

Как показал опыт адвокатов наиболее характерными «ошибками» при подготовке иска, поддержке его в суде, обжаловании судебных решений и их исполнении есть следующие.

— не соблюдение формы искового заявления;

— нарушение правил подсудности;

— не уплата или уплата в неполном объеме судебного сбора;

— пропуск срока исковой давности без обоснованного ходатайства о его возобновлении;

— иск не подтвержден надлежащими доказательствами.

Это лишь небольшой перечень возможных ошибок истца только при подаче иска и каждая из них может привести к возвращению иска или решению дела не в пользу истца. Также из-за отсутствия знаний в сфере юриспруденции истец может не заявить, например, требований о взыскании с ответчика штрафных санкций за неисполнение (исполнение не в срок) хозяйственных обязательств.

  Многие юридические нюансы могут возникнуть и при рассмотрении дела в суде, а также при выполнении положительного для истца судебного решения.

В не более выгодном без помощи адвоката положении может находиться и ответчик по делу. Существует много примеров, когда суды удовлетворяют иск фактически только из-за отсутствия у ответчика знаний в правовой сфере, в то время как с помощью квалифицированного адвоката можно было бы «отбиться» от исковых требований.

  

В подтверждение указанного можно привести несколько примеров.

Постановлением Верховного Суда от 17.12.2021 оставлено без изменений судебные решения об отказе в удовлетворении иска предприятия к компании о признании пункта договора об оговорке о рассмотрении споров между ними о толковании договора, его исполнении, нарушении, прекращении или недействительности в Международном коммерческом арбитражном суде при торговле -промышленной палате Украины.

Верховный Суд исходил из того, что право национального суда на открытие производства по делу в случае наличия во внешнеэкономическом договоре арбитражного соглашения, если суд определит, что такое соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено, и от любой стороны не позднее начала рассмотрения дела по существу, но до подачи им первого заявления по существу спора поступили возражения против разрешения спора в хозяйственном суде.

Национальный суд в случае поступления иска в правоотношениях с арбитражной оговоркой дает оценку такой оговорке, если от любой стороны не позднее начала рассмотрения дела по существу, но до подачи им первого заявления по существу спора поступили возражения против разрешения спора в хозяйственном суде, и только после определения вопроса о действительности/недействительности, потере/не утрате силы или возможности/не возможности быть выполненным третейской оговоркой, принимает решение об оставлении иска без рассмотрения и направления сторон в арбитраж или рассмотрение дела по существу, в соответствии с установленными им обстоятельствами.

То есть, зная действующее законодательство и судебную практику адвокат не допустил бы порождение бесперспективного дела не по существу хозяйственного спора (рассматривавшегося более года) или совершил вышеупомянутые процессуальные действия для возможности рассмотрения возникшего между сторонами спора в хозяйственном суде.

Кроме того, определением хозяйственного суда от 11.07.2019, оставленным без изменений постановлением апелляционного суда от 15.10.2019, в удовлетворении ходатайства ООО (истца) об освобождении от уплаты судебного сбора от 14.06.2019 отказано и возвращено ему встречу заявлено.

  ООО трижды обжаловало в порядке указанные судебные постановления, но ВС отказывал в открытии кассационного производства. При этом постановлением ВС от 09.11.2020 на ООО наложен штраф за злоупотребление своими процессуальными правами в размере 2 102 грн.

Несмотря на указанное ООО четвертый раз обратился с аналогичной кассационной жалобой в ВС, который постановлением от 22.02.2021 в очередной раз вернул ее кассатору, наложив штраф за злоупотребление своими процессуальными правами в размере 11 350 грн.

Указанное свидетельствует, что квалифицированная помощь адвоката помогла бы найти другие разумные пути решения данной проблемы в пользу клиента по существу исковых требований без расходования средств на подачу безосновательных кассационных жалоб по процессуальным вопросам, и более того, уплаты за это наложенных судом штрафов.

Следовательно, претензионно-исковая работа обязательно включает анализ ситуации, приведшей к возникновению спора, разработку позиции по делу, представительство клиента при проведении переговоров с контрагентами компании или в суде.

Следует помнить, что надлежащим образом организованное ведение претензионно-исковой работы адвокатом всегда является действенным инструментом разрешения любых конфликтных ситуаций.

Компетентные специалисты адвокатского бюро «Ткачук и партнеры» имеют огромный опыт по всем правовым вопросам и квалифицированные адвокаты обеспечат эффективную и организованную в соответствии с действующим законодательством претензионно исковую работу Вашего предприятия, а также помогут быстро разрешить конфликтную ситуацию в пользу клиента.