Перейти к содержимому
Главная страница » НАЗНАЧЕНИЕ ПЕНСИЙ ПРОРАБАМ (ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ РАБОТ)

НАЗНАЧЕНИЕ ПЕНСИЙ ПРОРАБАМ (ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ РАБОТ)

  • автор:

УСЛУГИ АДВОКАТА

Назначение льготной пенсии прорабам (производителям работ) предусмотрено ст. 13 Закона «О пенсионном обеспечении», ст. 114 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», Списком 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях в разделе Строительство .

Однако при оформлении пенсии прорабу (производителю работ) органами Пенсионного фонда часто принимаются решения об отказе в назначении такой льготной пенсии, мотивируя это недостатками записей в трудовой книжке (неправильно записанная должность, отсутствие приказов, другие недостатки записи трудовой книжки) и, следовательно, отсутствием необходимого льготного стажа, отсутствием необходимых льготных справок или их неправильное содержание; отсутствие аттестации рабочего места. В большинстве случаев такие отказы носят формальный и надуманный характер и отменяются в суде.

УСЛУГИ АДВОКАТА ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ПЕНСИИ ПРОРАБАМ (ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ РАБОТ):

-Расчет льготного и общего стажа, определение права на

назначение пенсии прорабам (производителям работ), расчет размера

пенсии;

-Представительство интересов в органах Пенсионного фонда при

 предоставлении документов по оформлению документов на назначение

 пенсии прорабам (производителям работ);

-Обжалование в судебном порядке отказов органов Пенсионного фонда

 о назначение пенсии прорабам (производителям работ);

-Обжалование в апелляционном и кассационном порядке судебных

 решений о назначении пенсии прорабам (производителям работ);

-Сопровождение исполнения судебных решений по назначению пенсии

 прорабам (производителям работ).

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА И ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ СУДОВ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ О НАЗНАЧЕНИИ ПЕНСИИ ПРОРАБАМ
(ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ РАБОТ)

         1. На льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы, работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, — по Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных КМУ (должности мастер и прораб), и по результатам аттестации рабочих мест – после достижения 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет у мужчин, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах, и не менее 20 лет у женщин, из них не менее 10 лет на указанных работах (п.«б» ст. 13 Закона № 1788-ХІІ с учетом Решения КСУ от 23.01.2020 по делу № 1-р/2020)

Работникам, не имеющим стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, предусмотренного абз.1 п.«б» ст. 13 Закона № 1788-ХІІ, но имеют не менее половины стажа на указанных работах, при наличии предусмотренного общего стажа работы пенсии по возрасту на льготных условиях назначаются с уменьшением пенсионного возраста, установленного абз.1 ч.1 ст. 26 Закона № 1058-ІV

Факт труда Лица на указанных работах в ООО, которое не производит строительные работы, а является управленческим, не влияет на право на льготную пенсию

Постановлением Верховного Суда от 19.03.2021 оставлено по-прежнему постановление суда апелляционной инстанции об удовлетворении иска Лица о признании противоправным и отмене решения пенсионного органа и обязан последний назначить и выплатить Истцу пенсию в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 13 Закона Украины пенсионное обеспечение» № 1788-ХІІ с отнесением к льготному стажу период работы в должностях мастером и прорабом (прораб) в УНР-5 с 09.11.1983 по 10.12.1990 начиная с 15.03.2016.

Оспариваемое решение пенсионного органа мотивировано тем, что Управление начальника работ является управленческим учреждением и никаких строительных работ не производит, а потому оснований для зачисления периода работы с 09.11.1983 по 10.12.1990 в льготный стаж не имеет.

ВС отметил, что в соответствии с пунктом «б» статьи 13 Закона № 1788-ХІІ (в редакции действующей на время возникновения спорных правоотношений) на льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы, работники, занятые полный рабочий день других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, — по Списку № 2 и по результатам аттестации рабочих мест — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 30 лет у мужчин, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах, и не менее 25 лет у женщин, из них не менее 10 лет на указанных работах.

По содержанию этой статьи работникам, не имеющим стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, предусмотренным абзацем первым настоящего пункта, но имеющим не менее половины стажа на указанных работах, при наличии предусмотренного общего стажа работы пенсии по возрасту на льготных условиях назначаются с уменьшением пенсионного возрасту, установленному абз.1 ч.1 ст. 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» № 1058-ІV.

Согласно Разделу ХХІХ Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций подразделения «б» Инженерно-технические работники Список №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа на которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержден постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. №1173, внесены должности, которые занимал истец, а именно – мастера и прорабы.

Установлен факт работы истца в течение периода с 09.11.1983 по 10.12.1990 в должности мастера и прораба в ОАО согласно копии трудовой книжки и архивных справок ОАО, из которых усматривается, что истец в спорные периоды работал в указанных должностях и такие отнесены в Список №2.

В совокупности льготный стаж истца составляет 7 лет и 1 месяц, что согласно статье 13 Закона № 1788-ХІІ и ст. 26 Закона № 1058-IV при достижении 59-летнего возраста достаточно для назначения пенсии на льготных условиях.

Относительно доводов, изложенных в кассационной жалобе, о том, что управление начальника работ, в котором истец работал, является управленческим учреждением и никаких строительных работ не производит, ВС пришел к выводу, что такие доводы Ответчика безосновательны, поскольку Закон не связывает с такими обстоятельствами право на льготную пенсию.

2. Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. Однако если в трудовой книжке не указаны сведения об условиях труда и характере выполняемой работы, то для подтверждения специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий, учреждений, организаций или их правопреемников

Уточняющая справка должна приниматься пенсионным органом как надлежащее подтверждение наличия льготного стажа у Лица, даже если она содержит ошибки в оформлении, которые являются формальными и не влекут установления каких-либо дополнительных гарантий для Лица.

         Лицо, работавшее на должностях прораба, и.о. старшего прораба, старшего прораба, не может быть лишен права на зачисление периодов его работы на льготных условиях по Списку № 2 из-за отсутствия подтверждения проведения аттестации рабочих мест в этот период по вине руководства

Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.11.2022 оставлено в силе решение суда первой инстанции об удовлетворении иска Лица об отмене решения пенсионного органа и обязательства последнего назначить Лицу 1 и произвести соответствующие выплаты пенсии по возрасту на льготных условиях по Списку7 2. .2019 (дать подачи заявления о назначении пенсии).

Оспариваемое решение пенсионного органа мотивировано тем, что льготная справка № 01/08 от 26.06.2019 не соответствует постановлению КМУ № 162 от 11.03.1994, а именно неверно указан раздел и подраздел указанного постановления, а льготный стаж Лица 2 3 месяца 19 дней; следовательно в силу не исполнения условий ст. 114 Закона № 1058-ІV оснований для назначения льготной пенсии нет.

Установлено, что на время обращения Истца к Ответчика с заявлением о назначении пенсии по возрасту на льготных условиях (24.07.2019), Лицу, исполнилось 57 лет. Обстоятельства наличия у Истца необходимого в понимании Закона № 1058-IV страхового стажа, достаточного для назначения пенсии в 57 лет, подтверждается записями трудовой книжки истца, как основного документа, подтверждающего общий страховой стаж почти 39 лет. Кроме того, согласно материалам пенсионного дела Лица полный страховой стаж Истца 41 год 7 месяцев 18 дней.

Таким образом, Лицо имеет страховой стаж более 30 лет в свете применения к нему требований абз. 1 п. 2 ч. 2 ст. 114 Закона №1058-IV.

Суд апелляционной инстанции отметил, что в материалах дела содержится справка от 26.06.2019 № 01/08, которая выдана ЗАО, в которой указано, что стаж работы за период с 01.05.1988 по 17.06.1990 в должности монтажника по монтажу стальных и составляет 2 года 1 месяц 16 дней; за период с 18.06.1990 по 21.08.1992 в должности мастера строительного участка составляет 2 года 2 месяца 3 дня, что предусмотрено Списком №2.

Суды отметили, что уточняющая справка является соответствующей требованиям законодательства и является надлежащим доказательством, подтверждающим льготный стаж работы Истца с 01.05.1988 по 21.08.1992.

Судами не принято во внимание доводы Ответчика, что уточняющая справка не соответствует постановлению КМУ № 162, поскольку Общество ошиблось в оформлении справки, что не является основанием для лишения Лица на учет указанных периодов в льготный стаж, поскольку ошибка в номере раздела и подразделения не отменяет юридического факта существования льготного стажа Истца. Указанная ошибка является формальной и не влечет за собой установление каких-либо дополнительных гарантий для истца.

Итак, как видно из всего изложенного выше, стаж истца по должностям монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций и мастера строительного участка составляет 4 года 3 месяца 19 дней.

Кроме того, как усматривается из письма ЗАО период работы прораба с 02.11.1992 по 13.09.1998 не отнесен к Списку № 2, так как указанная должность прораба не была аттестована на предприятии.

Записями в трудовой книжке подтверждается, что с 02.11.1992 по 18.05.2005 лицо работал на должностях прораба, и.о. старшего прораба, старшего прораба.

Трудовая книга является главным документом о трудовой деятельности работника. Следовательно, трудовой книжкой подтверждаются обстоятельства, что истец не работал по совместительству или в течение неполного рабочего дня, что является свидетельством трудовой деятельности истца в течение полного рабочего дня в период с 02.11.1992 по 18.05.2005.

Согласно п. 3 Порядка применения Списков №1 и №2 утвержденного приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 18.11.2005 №383, при определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях применяются Списки, действующие на период работы лица. В льготный стаж засчитывается весь период работы на соответствующих должностях или по профессиям независимо от даты их внесения в Списки при подтверждении документами соответствующих условий труда за время выполнения работы до 21.08.92 и по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда после 21.08.92.

Следовательно, основанием для назначения пенсии по возрасту на льготных условиях, в том числе, является наличие профессии (должности) и производства соответствующему Списку №2.

Так, в соответствии с разделом XXVII Списка № 2 должность «исполнители работ» 2290000б-24441 является должностью, стаж по которой засчитывается в льготный стаж для получения льготной пенсии.

Анализ норм Порядка №383 свидетельствует о том, что основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. Однако если в трудовой книжке не указаны сведения об условиях труда и характере выполняемой работы, то для подтверждения специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий, учреждений, организаций или их правопреемников.

Согласно Порядку № 442, ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации возлагается на руководителя предприятия, организации.

При этом на работника, занятого в работах с вредными и тяжелыми условиями труда, нельзя возлагать ответственность за непроведение или несвоевременное проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Непроведение или несвоевременное проведение аттестации рабочих мест собственником предприятий или уполномоченным им органом не может лишать граждан их конституционного права на социальную защиту, в том числе по предоставлению пенсий по возрасту на льготных условиях.

Из анализа материалов дела и норм права суды пришли к выводу, что истец не может быть лишен права на зачисление периодов его работы в ЗАО на льготных условиях по Списку № 2 из-за отсутствия подтверждения проведения аттестации рабочих мест в этот период.

Апелляционный суд обратил внимание, что именно должностные лица ЗАО предоставили истцу справку, где определили, что должности, занимаемые истцом относятся к Списку №2, доказательства признания данных справок и личного пенсионного дела Истец недействительными в суд не предоставлены.