Обычное потребление электрической энергии может вызвать необходимость решения спорных вопросов потребителя с поставщиками электрической энергии и операторами распределения электрической энергии – вынесли средство учета, на точку, где Вы не давали согласования? В платежках на электрическую энергию излишни суммы? Вас без причины отключили от электрической энергии? К Вам приехали работники оператора распределения и составили акт, что Вы без учета потребляли электрическую энергию, а их комиссия выставила Вам счет на сумасшедшие суммы?
В ходе реформы, запущенной в связи с принятием Закона Украины «О рынке электрической энергии», из бывших Облэнерго выделились новые субъекты, с которыми вступают в правоотношения большинство потребителей – бытовые и малые небытовые потребители – операторы сетей и поставщики универсальных услуг.
Операторы электросетей и поставщики электроэнергии остались монополистами, стремящимися начислить потребителю дополнительные денежные обязательства, также путем выявления у потребителя нарушений, следствием чего является наложение многотысячных штрафов. И не каждый потребитель способен надлежащим образом оградить себя от часто необоснованных претензий Энергетиков по незнанию своих прав и законов.
Для адвоката по электроэнергии АО «Ткачук и партнеры» спорные ситуации с поставщиками электрической энергии типичны и благодаря имеющемуся опыту такие вопросы решаются в пользу потребителя.
Адвокат по электроэнергии защитит Вас от безосновательных претензий Поставщиков электроэнергии и Операторов электросетей помогут разобраться с тонкостями законодательной базы использования электроэнергии, проконсультируют, что необходимо делать в случае возникновения споров по электроэнергии.
Чаще всего к Адвокату по Электроэнергии обращаются по следующим вопросам:
-Споры по подключению потребителя к электросетям (включая также типовое или нетипичное подключение, подключение другой мощности или типа напряжения);
-Споры относительно незаконных требований оператора по распределению сетей по снижению мощности потребителя, переносу прибора коммерческого учета и т.п.);
-Споры по неверному начислению за электроэнергию, выставление потребителю надуманных счетов, включая штрафы и пеню;
-Споры по неучтенной электроэнергии (включая претензии вмешательства в работу приборов учета потребителя, пользование электроэнергией без оформления договора и т.п.);
-Споры по присоединению к электросетям электроустановки Потребителя по «зеленому тарифу»;
-Споры оплаты задолженности по «зеленому тарифу»;
-Другие вопросы, связанные со спорами с поставщиками электроэнергии и операторами электросетей.
УСУГИ АДВОКАТА В СПОРАХ ПО ВОПРОСАМ ПОСТАВКИ И ПОТРЕБЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ:
-Изучение поставленного клиентом вопроса и составление обоснованного правового заключения возможных путей решения проблемы по учету действующего законодательства (изменений к нему), а также судебной практики, анализ перспектив возможных судебных процессов;
– Решение проблемы во внесудебном порядке, в том числе путем подачи жалобы в Национальную комиссию, осуществляющую Государственное регулирование в сферах Энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), и контроль над ее надлежащим рассмотрением;
– Собрание доказательной базы и предъявление иска в суд с целью защиты прав и интересов клиента в сфере электроэнергетики;
– Подготовка необходимых процессуальных документо-адвокатского запроса, претензий, ответов на претензии, жалоб, исков, возражений, письменных объяснений, ходатайств, и т.п.;
-Участие в судах всех инстанций с целью защиты интересов клиента по делам по спорам по электроэнергии;
-Обжалование судебных решений, постановленных не в пользу клиента в Апелляционный и Верховный Суд;
-Правовое сопровождение клиента на стадии исполнительного производства.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ, РЕГЛИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ ПОСТАВКИ И ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОНЕРГІЇ
Для выполнения требования Закона Украины «О рынке электрической энергии» Национальной комиссией, осуществляющей Государственное регулирование в сферах Энергетики и коммунальных услуг, был принят ряд обязательных для участников рынка электрической энергии Правил:
-правила рынка;
-правила рынка «на сутки вперед» и внутрисуточный рынок;
-кодекс системы передачи;
-кодекс систем распределения;
-кодекс коммерческого учета;
-правила розничного рынка электроэнергии.
На розничном рынке электрической энергии не допускается потребление (использование) электрической энергии потребителем без заключения в соответствии с ПРРЭЭ договором с электропоставщиком и других договоров, предусмотренных ПРРЭЭ.
ПРАВООТНОШЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ С ОБЛЕНЕРГО (ПОСТАВЩИКАМИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И ОПЕРАТОРАМИ ЭЛЕКТРОСЕТЕЙ)
Договор о поставке электрической энергии поставщиком универсальных услуг заключается путем присоединения к условиям договора о поставке электрической энергии поставщиком универсальных услуг, опубликованного в средствах массовой информации и на веб-сайте поставщика, путем оплаты счета, полученного от поставщика универсальной услуги, или фактического потребления любых объемов электрической энергии (при условии предоставления счета поставщиком договора о поставках электрической энергии.
Потребление электрической энергии осуществляется на основании договора о пользовании электрической энергией, заключенного между потребителем и разрабатываемым электропоставщиком электропоставщиком, в котором четко должны быть определены все права и обязанности как поставщика так и потребителя.
При нарушении электропоставщиком условий договора потребитель вызывает представителя электропоставщика для составления и подписания акта-претензии потребителя, в котором указываются сроки, виды, показатели нарушений и т.д.
После поступления обращения потребителя о вызове представителя энергопоставщика для составления акта-претензии руководитель участка обеспечивает составление акта-претензии по месту потребления электрической энергии потребителем в течение 3-х дней со дня обращения в городах и в течение 7 дней в сельской местности.
Нередко при оформлении договоров на поставку электроэнергии работники энергокомпании требуют от абонента написать заявление на проведение технических работ и оплатить их стоимость.
Для переоформления договора требуется перечень документов согласно нормативным документам. Эта услуга производится бесплатно. Проведение технических работ и их оплата никак не связаны с заключением договоров и противоправны со стороны работников энергокомпании.
При работе с нарушением узла учета электрической энергии необходимо срочно обращаться к Оператору сетей с заявлением о нарушении работы узла учета, иначе Электроснабжающая компания может начислить неправильно начисленные объемы потребленной электроэнергии к оплате.
В случае отказа представителя электропоставщика от подписания акта, он считается действительным, если его подписали не менее трех потребителей или потребитель и выборное лицо домового, уличного, квартального или другого органа самоуправления.
Акт-претензия потребителя представляется электропоставщику, который в десятидневный срок устраняет недостатки или предоставляет потребителю обоснованный отказ в удовлетворении его претензии.
При превышении мощности напряжения, при котором сгорели электроприборы или оборудование, необходимо вызвать аварийную бригаду. Следующий этап – зафиксировать причину аварии и попросить аварийную бригаду расписаться. Оценить сумму ремонта сгоревших электроприборов и оборудования с указанием причин поломки. Следующий шаг – это составить претензию энергоснабжающей компании или организации, эксплуатирующей дом, с требованием возместить причиненный ущерб. В случае отказа в возмещении нанесенного ущерба необходимо обращаться в суд.
Если в результате некачественного предоставления электроснабжения потребителю причинен вред, он имеет право обратиться с заявлением о возмещении ущерба в Постоянно действующую комиссию по рассмотрению обращений потребителей. При наличии документально подтвержденного факта повреждения имущества, причинения вреда здоровью и т.д. (оценивается из акта, акта-претензии и других полученных документов) электропоставщиком выплачивается компенсация потребителю в добровольном (досудебном) порядке, а случае отказа в судебном порядке.
ПРИСОЕДИНЕНИЕ (ПОДКЛЮЧЕНИЕ) К ЭЛЕКТРОСЕТЯМ.
Очень часто у потребителей электрической энергии возникает потребность в подключении к энергосистеме новых электроустановок или увеличении разрешенной существующей мощности, например, при переоборудовании производственных мощностей и комплексов. Это осуществляется по процедуре присоединения к электросетям, по которой осуществляется также повышение уровня надежности, изменение степени напряжения и схемы электропитания и регулируется Кодексом систем распределения.
В подавляющем большинстве присоединение выполняется в сети оператора системы распределения (ОС), к которому потребитель может обратиться для получения этой услуги и заключения соответствующего договора.
Присоединения распределяются на два вида: стандартные и нестандартные, а последние подразделяются на подсоединение «под ключ» и присоединение с проектированием заказчиком его линейной части (это электрические сети, которые необходимо построить для выполнения присоединения). Эти виды обуславливают присоединение к сетям ОС, но, при определенных условиях, оно может быть осуществлено и к сетям другого потребителя (кроме бытового), что регламентировано отдельной процедурой и относится к нестандартным. Присоединение не включает установку приборов учета.
Наиболее удобным является стандартное присоединение, поскольку оно полностью выполняется ОС, но относительно него существуют определенные ограничения: присоединяемая мощность не должна превышать 50 кВт, а расстояние-300 м. Все остальные присоединения являются нестандартными.
Услуга стандартного присоединения предоставляется ОС на основании публичного типового договора и включает следующие этапы:
– подача заявления с приложенными к нему документами;
– подготовка и выдача ОС технических условий, расчета платы и счета;
– оплата потребителем счета;
– разработка ОС проекта для построения необходимых для выполнения подсоединения электросетей;
– выполнение ОС работ согласно проекту, испытания, предоставления ОС уведомления о предоставлении услуг.
В заявлении кроме своего названия и реквизитов потребитель должен указать тип
присоединение, данные электроустановки (название, адрес, функциональное назначение), его режим работы, необходимые мощность, уровень надежности и степень напряжения и т.д.
К заявлению прилагаются документ на право собственности или пользование электроустановкой; графические материалы с указанием электроустановки, границ земельного участка и прогнозируемой точки присоединения (для новых объектов), технико-экономическое обоснование.
Услуга по нестандартному присоединению предоставляется ОС в соответствии с публичным типовым договором, а присоединение «под ключ» осуществляется ОС по процедуре, предусмотренной для стандартного присоединения.
Такой вид присоединения выбирается потребителем, желающим получить услугу «под ключ», но нужные ему параметры присоединения превышают предусмотренные для стандартного присоединения ограничения.
Если заказчиком принято решение о самостоятельном проектировании линейной части, он должен обеспечить разработку проекта и отвод в пользу ОС земельных участков под объекты электроэнергетики.
Присоединение к электрическим сетям других потребителей от вышеприведенных видов отличается тем, что все вопросы его осуществления решаются между заказчиком и потребителем, который его разрешил. Заключается трехсторонний договор, а к заявлению дополнительно прилагается техническое решение указанного потребителя.
Нормами КСР установлены различные сроки выполнения присоединения, которые зависят от вида присоединения и присоединяемой мощности и могут достигать от 45 до 350 календарных дней. На эти сроки могут существенно влиять сроки отвода земельных участков под устройство элементов электросетей.
При несоблюдении ОС без обоснованных причин сроков предоставления услуг законодательством предусмотрено применение к нему штрафных санкций-предоставлению потребителю скидки на оплату присоединения, размер которой зависит от количества дней превышения утвержденных сроков.
Стоимость присоединения к электрическим сетям рассчитывается с учетом ставок, утвержденных НКРЭКУ и определяющих стоимость присоединения 1 кВт мощности и построения 1 метра линейной части присоединения.
Формулы определения стоимости присоединения к электросетям:
1.Стандартное: необходимая мощность х соответствующая ставка.
- Нестандартное «под ключ»: необходима мощность х соответствующая ставка+ длина его линейной части х соответствующая ставка.
3.Нестандартное с проектированием заказчиком его линейной части: необходимая мощность х соответствующая ставка + стоимость построения линейной части присоединения
Стоимость присоединения к электрическим сетям другого потребителя действующим законодательством не устанавливается и зависит от предлагаемых потребителем условий.
При подключении к электрическим сетям и потребителям могут возникнуть ряд проблемных вопросов, в частности: отказ операционной системы принимать заявление по причинам ее неверного заполнения или недостатков в документах, добавленных к нему; предоставление технических условий с необоснованными требованиями; выдвижение необоснованных замечаний к проектно-сметной документации, несоблюдение сроков и т.д.
Потребитель может оспорить неправомерные действия ОС в:
- НКРЭКУ- по соблюдению ОС процедуры и сроков предоставления услуги.
- Госэнергонадзор – об обоснованности предоставленных ОС технических условий.
- Антимонопольный комитет Украины по соблюдению ОС норм антимонопольного законодательства
Подготовить указанные жалобы поможет Адвокат по электроэнергии, а в случае отказа в их удовлетворении подготовит исковое заявление в суд.
«ЗЕЛЕНЫЙ» ТАРИФ.
“Зеленый” тариф – специальный тариф, по которому закупается электрическая энергия, произведенная на объектах электроэнергетики, в том числе на введенных в эксплуатацию очередях строительства электрических станций (пусковых комплексах), из альтернативных источников энергии (а с использованием гидроэнергии – только микро-, мини- и малыми гидроэлектростанциями);
«Зеленый» тариф устанавливается НКРЭКУ, на электроэнергию, произведенную на объектах электроэнергетики, в том числе на введенных в эксплуатацию очередях строительства электрических станций (пусковых комплексах), генерирующих установках частных домохозяйств, потребителей, в том числе энергетических кооперативов, из альтернативных источников энергии (кроме доменного только микро-, мини- и малыми гидроэлектростанциями) (п. 1 ст. 9-1 Закона Украины “Об альтернативных источниках энергии”).
Участники рынка электрической энергии осуществляют свою деятельность на рынке электрической энергии на договорных началах.
Электрическая энергия, производимая на объектах электроэнергетики из альтернативных источников энергии (кроме указанных выше исключений) может быть реализована на оптовом рынке электрической энергии Украины, по договорам с потребителями или по договорам с энергопоставщиками. Поставщики электроэнергии (энергорынком) обязаны приобрести ее от следующих источников: малые гидроэлектростанции (установленной мощностью до 30 МВт); ветровые электростанции; солнечные электростанции; электростанции, использующие биомассу в качестве топлива.
Ставки «зеленого» тарифа на электрическую энергию установлены Постановлением НКРЭКУ от 30.12.2022 № 1961 «Об установлении «зеленых» тарифов на электрическую энергию, произведенную генерирующими установками частных домохозяйств» (вступает в силу 01.01.2023).
ОСОБЕННОСТИ ПРОДАЖИ И УЧЕТА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, ПРОИЗВЕДЕННОЙ ЧАСТНЫМИ ДОМОХОЗЯТВАМИ, А ТАКЖЕ РАСЧЕТ ЗА НЕЕ
Электрическая энергия, производимая из энергии солнечного излучения объектами электроэнергетики (генерирующими установками) частных домохозяйств, величина установленной мощности которых не превышает 30 КВт, приобретается энергопоставщиками, осуществляющими поставку электрической энергии по регулируемому тарифу на территории осуществления лицензионной деятельности, по “зеленому” электроэнергии такими частными домохозяйствами.
Производство электроэнергии по энергии солнечного излучения частными домохозяйствами осуществляется без соответствующей лицензии. Порядок продаж и учета такой электроэнергии, а также расчетов за нее утверждается НКРЭКУ.
Индивидуальный бытовой потребитель, установивший в пределах своего частного домохозяйства генерирующую установку, предназначенную для превращения энергии из энергии солнца и/или ветра в электрическую энергию с совокупной установленной мощностью, не превышающей мощность в соответствии с законом и разрешенной мощностью в соответствии с договором потребителя о предоставлении услуг по распределению (передаче) электрической рынка электрической энергии на основании договора о купле-продаже электрической энергии по “зеленому” тарифу частным домохозяйством, являющимся приложением 2 к договору о поставке электрической энергии поставщиком универсальных услуг, к условиям которого бытовой потребитель присоединился в соответствии с настоящими Правилами. Поставщик универсальных услуг не имеет права отказать потребителю в покупке по “зеленому” тарифу электрической энергии, произведенной генерирующей установкой (генерирующими установками) при условии, если ее присоединение осуществлено в порядке, установленном КСР и выполнены требования Правил.
С целью продажи электрической энергии по “зеленому” тарифу, произведенной генерирующей установкой частного домохозяйства, бытовой потребитель обращается к поставщику универсальных услуг с заявлением-уведомлением об установке генерирующей установки по форме, приведенной в приложении 13 Правил, к которой добавляет копию документа, которым определено право собственности или пользования (аренда и копия паспорта точки распределения (передачи) электрической энергии. При размещении генерирующих установок в пределах земельного участка частного хозяйства потребитель предоставляет документ, которым определены границы земельного участка (паспорт застройки земельного участка, технический паспорт БТИ, правоучредительный документ и т.п.). В заявлении-сообщении бытовой потребитель обязательно указывает банковские реквизиты счета для перечисления средств поставщиком универсальных услуг за произведенную генерирующей установкой частного домохозяйства по “зеленому” тарифу электрическую энергию.
Бытовой потребитель обязан в течение 15 календарных дней со дня получения от оператора системы паспорта точки распределения (передачи) электрической энергии, но не позднее окончания календарного месяца, предоставить его копию поставщику универсальных услуг, с которым заключен договор о поставке электрической энергии.
Копия паспорта точки распределения (передачи) электрической энергии является неотъемлемой частью договора о купле-продаже электрической энергии по “зеленому” тарифу частным домохозяйством (п. 11.3.6. Правил).
Поставщики универсальных услуг должны размещать и ежеквартально обновлять на своих веб-сайтах информацию о величине “зеленого” тарифа для частных домохозяйств, установленного НКРЭКУ.
Величины “зеленого” тарифа утверждаются Регулятором и применяются поставщиком универсальных услуг согласно дате подачи и регистрации заявления-уведомления об установке генерирующей установки бытовым потребителем.
Условия и порядок оплаты электроэнергии, произведенной генерирующей установкой частного домохозяйства, предусмотренные Правилами, указываются в договоре о купле-продаже электрической энергии по “зеленому” тарифу частным домохозяйством.
Ответственность за нарушение условий и порядка оплаты устанавливается договором о купле-продаже электрической энергии по “зеленому” тарифу частным домохозяйством в соответствии с законодательством.
Споры, возникающие между бытовым потребителем и поставщиком универсальных услуг при заключении договора и купли-продажи электрической энергии, произведенной из альтернативных источников энергии генерирующей установкой частного домохозяйства, разрешаются как в досудебном порядке путем подачи жалобы в НКРЭКУ или в судебном порядке, в чем окажет юридическую помощь адвокат по электроэнергетике.
В процессе взаимоотношений между энергопоставщиками или операторами сетей и потребителями возникает ряд проблем по многим вопросам, по которым можно выделить наиболее типичные ситуации.
Самой распространенной конфликтной ситуацией является несоблюдение должностными лицами порядка составления актов о выявленных нарушениях в сфере электроэнергетики.
ВАЖНО!
- Никогда не оставляйте представителей энергокомпании лицом к лицу со счетчиком при снятии показаний.
2.Вы вправе пригласить двух соседей на период проверки.
3.При подозрении в предвзятости работников РЭС, неплохим вариантом защитить свои права – это грамотная видеозапись. Процесс необходимо зафиксировать от начала (состояние счетчика, показания прибора учета, состояние пломбы) и до конца, только в таком случае это может являться доказательством. Видеозапись – это средства защиты своих прав и имеет право применяться.
Процедура составления Акта о нарушении регулируется Правилами розничного рынка электрической энергии (ПРРЕЭ), которую Энергетики не всегда соблюдают, допускают неточности, не всегда заполняют все графы Акта, что ставит под сомнение законность претензий к Потребителю и его только по этим основаниям можно признать недействительным в судебном порядке.
Так, акт о нарушении должен быть обязательно по форме, приведенной в приложении №9 к ПРРЕЭ. В абзаце 3 п. 8.2.5 приведен перечень необходимой информации, обязательно указывается в акте, в частности, содержание выявленного нарушения со ссылкой на соответствующие пункты правил, необходимые для определения объема и стоимости неучтенной электрической энергии, параметры, характеризующие электроустановку потребителя, схему подключения электроустановки потребителя и ее графическое изображение. В акте указываются меры, которые были приняты или которые необходимо принять для устранения допущенных нарушений.
Потребители, представители оператора системы, другие лица, присутствующие при проверке, во время проверки электроустановок имеют право осуществлять фото- и видеосъемку.
Акт о нарушении составляется в двух экземплярах, один из которых передается или направляется потребителю. Потребитель имеет право вносить в акт свои замечания. Акт о нарушении подписывается представителем (представителями) оператора системы, участвующим в проверке, и потребителем (представителем потребителя) или другим лицом, допустившим представителей оператора системы на объект (территорию) потребителя для проведения проверки.
В случае отказа потребителя (представителя потребителя или другого лица, допустившего представителей оператора системы на объект (территорию) потребителя для проведения проверки) подписать акт о нарушении или оставлении им места нарушения в акте о нарушении производится соответствующая запись. В этом случае акт о нарушении считается действительным, если его подписали более одного уполномоченного представителя оператора системы и незаинтересованное лицо (представитель жилищно-эксплуатационной организации, балансодержателя или управляющего здания, выборное лицо домового, уличного, квартального или иного органа самоорганизации населения или одного органа местного самоуправления, другой потребитель представителя оператора системы, а отказ потребителя (представителя потребителя или другого лица, допустившего представителей оператора системы на объект (территорию) потребителя для проведения проверки) подписывать акт о нарушении подтверждается видеосъемкой.
Например, Верховный Суд по делу № 904/4372/18 оставил в силе решение хозяйственного суда Днепропетровской области об удовлетворении иска ГПКП “Днепросантехмонтаж” к КТ “ДТЭК Днепровские электросети” и отменил оперативно-хозяйственные санкции по начислению истцу стоимости недоучетной 1 электроэнергии в сумме 5 грн. В мотивировочной части решения отмечено, что потребитель отказался от подписания акта о нарушении, который (акт) в дальнейшем был подписан только тремя представителями поставщика электроэнергии (без видеосъемки). Таким образом, суд пришел к выводу, что акт о нарушении недействителен и не может служить основанием для начисления потребителю стоимости не учтенной электрической энергии за нарушение, зафиксированное таким актом.
Акт передается для рассмотрения комиссии Оператора сетей. Не позднее 7 дней до заседания комиссии поставщик уведомляет потребителя о дате и времени заседания, в котором последний может принимать участие. По окончании процесса составляется протокол, в котором указываются нарушения и сумма нанесенного ущерба со ссылкой на методику расчета.
В случае несогласия с принятым комиссией решением оспаривается в судебном порядке.
На практике наиболее распространенные споры в сфере электроэнергетики – это обжалование решений о доначислении неучтенной электроэнергии. Анализ судебной практики рассмотрения данной категории дел и принятия решений в пользу потребителей, которым безосновательно начислена оперативно-хозяйственная санкция за не учтенную (не учтенную) электроэнергию позволит определиться с правовой позицией судов относительно нарушений, допускаемых Электроэнергетиками при проведении таких проверок.
Частью 1 ст.77 Закона Украины “О рынке электрической энергии” предусмотрено, что участники рынка, нарушившие нормативно-правовые акты, регулирующие функционирование рынка электрической энергии, несут ответственность по закону.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 77 настоящего Закона правонарушениями на рынке электрической энергии является кража электрической энергии, самовольное подключение к объектам электроэнергетики, потребление электрической энергии без приборов учета.
По положению ст. 27 указанного Закона Украины правонарушения в электроэнергетике влечет установленную законодательством Украины гражданскую, административную и уголовную ответственность. Правонарушения в электроэнергетике есть, в частности, нарушение правил пользования электрической энергией.
Как правило оперативно-хозяйственные санкции за не учтенную (не учтенную) электроэнергию начисляются в больших размерах и встает вопрос как защитить себя, если такие начисления безосновательны.
Так, согласно ч.ч.1 ст. 235 Хозяйственного Кодекса Украины за нарушение хозяйственных обязательств к субъектам хозяйствования и другим участникам хозяйственных отношений могут применяться оперативно-хозяйственные санкции-меры оперативного воздействия на правонарушителя с целью пресечения или предупреждения повторения нарушений обязательства, используемых самими сторонами обязательства в одностороннем порядке; к субъекту, нарушившему хозяйственное обязательство, могут быть применены только те оперативно-хозяйственные санкции, применение которых предусмотрено договором.
Частями 1,2 ст. 237 ХК Украины предусмотрено, что основанием для применения оперативно-хозяйственных санкций есть факт нарушения хозяйственного обязательства второй стороной. Порядок внедрения сторонами конкретных оперативно-хозяйственных санкций определяется контрактом. В случае несогласия с применением оперативно-хозяйственных санкций заинтересованная сторона может обратиться в суд с заявлением об отмене такой санкции и возмещении убытков, причиненных ее применением.
Постановлением НКРЭКУ от 14.03.2018 № 312 утверждены Правила розничного рынка электрической энергии и признано утратившим силу с 11.06.2018 постановление Национальной комиссии по вопросам регулирования электроэнергетики Украины от 31.07.1996 №28 “Об утверждении Правил пользования
В соответствии с пунктом 2.3.4 ПРРЕЭ (как и в п. 3.3 ПКЭЭ, действующего до 10.06.2018) ответственность за сохранение и целостность средств коммерческого учета электрической энергии и пломб (отпечатков их тавр в соответствии с актом о пломбировании возлагается на владельца (пользователя) электроу установлены.
По содержанию подпункта 8 пункта 5.5.5 ПРРЕЭ (как и в подункте 26 п. 10.2 ПКЭЭ) потребитель электрической энергии обязан обеспечивать сохранность и целостность установленных на его территории и/или объекте (в его помещении) расчетных средств коммерческого учета отопления отопления.
Следовательно потребитель ответственен за сохранность и целостность расчетных средств учета электроэнергии и пломб (отпечатков их тавр), указанных в соответствующих актах о пломбировании.
Как указано в постановлениях Верховного Суда от 15.06.2018 по делу № 923/1013/17, от 03.04.2019 по делу № 912/793/18, от 27.06.2019 по делу № 923/611/17, от 0 918/344/18, от 12.11.2019 по делу № 908/2039/17 решая спор о применении энергопоставщиком к потребителю электрической энергии оперативно-хозяйственной санкции в виде взыскания стоимости электроэнергии, неучтенной вследствие нарушения потребителем Правил, суды должны исследовать обстоятельства.
То есть ответственность потребителя за обеспечение сохранения за целостность пломб не может быть безусловной (постановления Верховного Суда от 19.04.2018 по делу 905/2632/17 и от 12.03.2019 по делу № 908/1358/17).
В постановлении Верховного Суда от 15.01.2019 по делу 906/233/17 указано, что для доначисления потребителю суммы неучтенной электроэнергии определяющим является факт нарушения Правил, который может приходиться в том числе, но не исключительно, актом.
Поэтому, разрешая спор о применении энергопоставщиком к потребителю электрической энергии оперативно-хозяйственной санкции посредством доначисления стоимости электроэнергии, не учтенной вследствие нарушения потребителем Правил пользования электрической энергией, суды должны исследовать обстоятельства совершения потребителем такого нарушения.
В частности, Восточный апелляционный хозяйственный суд 17.07.2019 (оставлен в силе 01.11.2019 Верховный Судом) по делу № 922/2992/18 удовлетворил иск ООО “Рекорд Гранул” к АО “Харьковоблэнерго” и отменил решение о наложении недоучетной энергии в размере 288 070 грн.
Судом решение мотивировано тем, согласно акта о нарушении ограждения шкафа прибора учета, клеммная крышка прибора учета, входно-учетный шкаф и схема подключения – не нарушены, а также не выявлено, что ответчиком было любое вмешательство в расчетные средства измерительной техники и отсутствие самовольного подключения к средству коммерческого облика. При этом учтено, что сорванные пломбы находились не в помещении ООО “Рекорд Гранул”, а в общедоступном месте вне его помещений и на значительном расстоянии, что делает невозможным осуществление истцом непрерывных мероприятий по сохранению пломб и ограничению доступа к ним посторонних лиц. Также не установлен факт кражи электроэнергии обществом.
Аналогично по делу № 908/2039/17 по иску ООО “Фактор Нафтогаз” к ПАО “Запорожьеоблэнерго” хозяйственным судом Запорожской области 26.06.2019 (оставленным в силе 26.02.2019 судами апелляционной инстанции 10 и 12). оперативно-хозяйственную санкцию наложенную на истца в виде уплаты недочисленной электроэнергии на сумму 1 427 501 грн.
Судебные решения мотивированы тем, что в акте проведения экспертизы счетчика электроэнергии факт повреждения пломб и/или приборов учета не зафиксирован, а значит, что потребителем электроэнергии совершались действия, которые привели к изменению показов расчетного средства учета, зафиксированного на дисплее счетчика ответчиком не доведен.
Поскольку состояние опломбирования истцом и его целостность на момент осуществления проверки ответчиком не нарушено, суды пришли к выводу о том, что факт вмешательства потребителя в работу прибора учета не подтвержден, а следовательно начисление объема неучтенной электроэнергии по недоказанности факта нарушения истцом положений Правил пользования электроэнергией и вмешательства в работу безосновательным, поскольку основывается не на доказательствах, а на предположениях ответчика.
Кроме того, согласно п.8.4.1 ПРРЕЭ в случае своевременного (до выявления нарушения представителями энергопоставщика) письменного уведомления потребителем об обнаруженных им повреждениях приборов (систем) учета, повреждении или срыве пломб и при отсутствии явных признаков вмешательства в работу приборов (систем) учета глава 8.4 ПРРЕЭ В данном случае истец самостоятельно уведомил ответчика о повреждении счетчика.
Кроме того, при рассмотрении данной категории дел суды учитывают указанный выше п. 2.3.4 Правил, свидетельствующий о том, что ответственным за эксплуатацию и техническое состояние средств (узлов) измерительной техники является их владелец, к границе балансовой принадлежности которого они принадлежат, и осуществление соответствующего разграничения ответственности должно быть согласовано сторонами отдельным актом.
Так, 10.10.2019 хозяйственный суд Киевской области решением, оставленным без изменений постановлениями Северного апелляционного хозяйственного суда от 10.12.2019 и Верховного Суда от 25.02.2020, по делу № 911/1678/18 удовлетворил иск Киевской области в ПАО “Киевоблэнерго” и признал недействительным решение об осуществлении начисления ответчику стоимости не учтенной электроэнергии на сумму 377 954 грн. В акте проверки, по результатам которого было принято оспариваемое решение, было указано, что истцом нарушен пункт 7.6 Правил ПРРЕЭ, а именно: самовольное подключение токоприемников вне средства учета в сетях энергоснабжающей организации; электроэнергия, потребляемая проводником безучетного присоединения, не учитывалась; подключение осуществлено от ячейки в ЗТП № 645 к существующему рубильнику.
Судебные решения мотивированы тем, что между сторонами по делу были заключены договоры на пользование электрической энергией и закупку товаров (работ или услуг) за государственные средства, предметом которых является обязанность поставщика (ответчика) поставлять электрическую энергию истцу, а последний их оплатить. Согласно договору принадлежность электросетей ЗТП №645 расположена и относится к поставщику. По таким основаниям суды пришли к выводу о том, что поскольку владельцем ЗТП № 645, в помещении которого произошло самовольное подключение, есть ответчик, то, соответственно, на него и возлагается ответственность за техническое состояние средств учета и обязанность принятия мер по сохранению своего имущества.
Аналогично решением хозяйственного суда Черниговской области от 25.09.2018 (оставлено в силе постановлениями от 21.01.2019 судами апелляционной инстанции и от 02.04.2019 кассационной инстанции) по делу № 927/421/18 было удовлетворено “Черниговоблэнерго” и отменено решение о проведении начисления истцу стоимость неучтенной электрической энергии в размере 137 887 грн.
Суд, рассмотрев дело, установил, что в акте проверки зафиксировано самовольное подключение электропроводки к электрической сети, которая находится в помещении, не принадлежащем истцу, а находится на балансе другого предприятия, осуществляющего обслуживание электросетей. По таким основаниям суд пришел к выводу, что общество не может отвечать за выявленные нарушения, которые привели к неучтенной электроэнергии.
В то же время, если действительно был установлен факт нарушения со стороны потребителя электроэнергии ПРРЭЭ, что привело к наличию неучтенной электроэнергии, следует обратить внимание на верность расчета взысканий.
Расчет объема электрической энергии, который подлежит оплате, осуществляется в соответствии с порядком, определенным главой 8.4 раздела VIII ПРРЭЭ (дополненный Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг № 1525 от 18.07.2019; ранее данный вопрос о определении объема потребителями правил пользования электрической энергией, утвержденным постановлением Национальной комиссии по вопросам регулирования электроэнергетики Украины от 04.05.2006 № 562).
Перечень нарушений при которых рассчитываются объем и стоимость не учтенной электрической энергии оператором системы на основании акта о нарушении приведен в пп 1-9 п.8.4.2 ПРРЭЭ.
Расчет стоимости неучтенной электрической энергии осуществляется исходя из: стоимости среднемесячных расходов оператора системы на покупку одного киловатт-часс (кВт.год) электрической энергии на компенсацию незапланированых потерь электрической энергии, ее передачи и распределения в период нарушения потребителем этих Правил (Ц, грн/кВт.год); величины рассчетного суточного объема потребления электрической энергии (W доб, кВт·год); количества дней, на протяжении которых потребление электрической энергии осуществлялось с нарушением требований Правил (Д, день).
Количество дней, в течении которых потребление электрической энергии осуществлялось с нарушением Правил, раскладывается на составляющие в соответствии с количеством дней (Д i, день) в каждом календарном месяце (ценовом периоде), на протяжении которых потребление электрической энергии осуществлялось с нарушением Правил, таким образом, чтобы выполнялось уравнение:
n-количество календарных месяцев (ценовых периодов), на протяжении которых потребление электрической энергии осущетвлялосьс нарушением правил.
Стоимость не учтенной электрической энергии (В но, грн) рассчитывается по формуле:
, де Ц i- стредняя стоимость затрат оператора системы на покупку одного киловатт-часа электрической энергии на компенсацию незапланированых затрат электрической энергии, ее передачи и распределения на протжении i- того календарного месяца (ценового периода), который определяется в зависимости от приведенных в этом пункте ПРРЭЭ периодах. При этом в случае присоеденения электроустановки потребителя к электрическим сетям оператора системы передачи тариф на услуги с распределения електрической енергии принимается равным нулю. W i – объем потребления электрической энергии, соответствующей i -тому календарному месяцу (ценовому периоду) кВт·год, который расчитывается по формуле W i = W доб · Д i, де W доб – расчетная величина суточного потребления электрической энергии кВт·год; Д i – количество дней, определенное в соответствии с уравнением, указанным высше.
В п. 8.4.8 приводится порядок определения количества дней, на протяжении которых потребление электрической энергии осуществлялось с нарушением требований этих Правил, в зависимости от фактически совершенного нарушения.
В случае обнаружения у небытового потребителя нарушений, указанных в подпунктах 1-5 пункта 8.4.2 этой главы, величина расчетного суточного объема потребления электрической энергии на протяжении рабочего времени (W доб, кВт·год) расчитывается по формуле: W доб = P · t доб · K в, где Р-мощность (кВт); t доб – длительность работы оборудывания на протяжении суток; K в – коэффициент использования токоприемников. Определение указаных показателей указано в п. 8.4.10.
При установлении у бытового потребителя нарушений, указанных в подпунктах 1-5 пункта 8.4.2 этой главы, величина расчетного суточного объема потребления электрической энергии (W доб, кВт·год) расчитывается по формуле W доб. = 24 · P дог. · K сез. · K вик., где Р дог величина разрешенной мощности для этой точки комерческого учета, предусмотренная договором между бытовым потребителем и оператором системы.; К сез- коэффициент сезонности; К вик- коэффициент использования мощности. Определение этих показателей указано в п. 8.4.11.
Также п. 8.4.11 содержит формулы определения W доб. в случае шунтирования или самовольной замены бытовыми потребителями опломбированых оператором системы коммутационных устройств, ограничивающих мощность потребления электрической энергии до величины Р дог.
В случае установления у небытового потребителя нарушений, указанных в подпунктах 6-8 пункта 8.4.2 этой главы, величина расчетного суточного объема потребления электрической энергии через провода (кабеля), которыми осуществлено самовольное подключение (W доб.с.п., кВт·год), расчитывается по формуле :W доб.с.п. = P с.п. · t вик.с.п., где P с.п.- мощность самовольного подключения (кВт), определение которого предусмотрено п. 8.4.12.
При установлении у бытового потребителя нарушений, указанных в подпунктах 6-8 пункта 8.4.2 этой главы, величина расчетного суточного объема потребления электрической энергии через провода (кабеля), которыми осуществлено самовольное подключение (W доб.с.п., кВт·год), определяется по формуле W доб.с.п. = P с.п. · t вик.с.п., которая аналогичная как и определение показателей п. 8.4.12 (с разницей показания t вик.с.п – 8 часов).
В случае установления у небытового потребителя нарушений, указанных в подпункте 9 пункта 8.4.2 этой главы расчетный объем потребленной за период нарушения электрической энергии (W, кВт·год) расчитывается по формуле: W = (W надх. – W відд.) · Д к, где W надх – суммарное среднесуточное поступление электрической энергии в сетях потребителя, кВт·год; W відд -суммарная среднесуточная отдача электрической энергии из сетей потребителя на протяжении периода нарушений с учетом технологических затрат на передачу электрической энергии кВт·год; Д к – количество календарных дней, за которые необходимо провести перерасчет потребленной электрической энергии. Определение данных показателей предусмотрено п. 8.4.14.
Таким образом глава VIII ПРРЭЭ содержит исчерпывающий перечень формул (для каждого конкретного нарушения) с детальным порядком определения их показателей для установления объема и стоимости электрической энергии, не учтенной вследствии нарушений этих Правил.
Как свидетельствует судебная практика суды указывают, что неправильный расчет стоимости не учтенной электроэнергии является безусловным основанием (больше того – единственнным) для признания решения энергопоставщика о наложении такой санкции незаконным и недействительным.
Так, решением хозяйственного суда Житомирской области от 19.10.2017, оставленным без изменений 26.12.2017 Ровенским апеляционным хозяйственным судом (с которым согласился 10.04.2018 Верховный Суд) по делу № 906/585/17 удовлетворено иск Квартирно-эксплуатационного отдела г. Житомира к ПАО “Энергопоставочная компания “Житомироблэнерго” и отменено оперативно-хозяйственную санкцию наложеную на истца за не учтенную электроэнергию в размере 45 148 грн.
Единственным основанием для отмены решения о применении санкции было то, что ответчиком сделано расчет объема и стоимости, не учтенной электроенергии вопреки формуле, которая применяется для данного установленного нарушения.
Как усматривается из изложенного, в сфере электроэнергетики возникает множество конфликтных ситуаций между потребителями и поставщиками электроэнергии и операторами электросетей, а достигуть позитивного результата в их решении в пользу потребителей поможет Адвокат по электроэнергии.
