Перейти к содержимому
Главная страница » НАЗНАЧЕНИЕ ПЕНСИИ ЛЕТНОМУ СОСТАВУ И ДРУГИМ РАБОТНИКАМ АВИАЦИИ

НАЗНАЧЕНИЕ ПЕНСИИ ЛЕТНОМУ СОСТАВУ И ДРУГИМ РАБОТНИКАМ АВИАЦИИ

  • автор:

УСЛУГИ АДВОКАТА

         Согласно ст. 54 Закона «О пенсионном обеспечении» предусмотрено право работников летного состава, а также работников инженерного состава авиации на назначение пенсии за выслугу лет.

Пенсия по ст. 54 указанного Закона назначается членам экипажа, летно-инструкторскому составу, парашютистам, диспетчерам, бортпроводникам.

         Как и для всех работников, которым пенсия назначается за выслугу лет, одно из главных условий должно выполнить лицо – это уволиться с должности, работа на которой дает право на выслугу лет.

При обращении в органы Пенсионного фонда работников лётного состава и работников авиации часто принимаются решения об отказе в назначении пенсии. Как правило, органы Пенсионного фонда не хотят правильно считать летный стаж, руководствуются недействующими нормами законодательства о пенсионном обеспечении, не учитывают документы и справки для подтверждения права на назначение пенсии летного состава и других работников авиации. Еще больше тяготит вопрос назначения пенсии летного состава и других работников авиации наличие приобретенного стажа или части стажа на территории иностранного государства.

УСЛУГИ АДВОКАТА ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ПЕНСИИ ЛЕТНОМУ СОСТАВУ И ДРУГИМ РАБОТНИКАМ АВИАЦИИ:

-Предоставление консультаций по назначению пенсии, расчету летного стажа, исчислению размера будущей пенсии, определению права на назначение пенсии летному составу и другим работникам авиации;

-Обжалование в суде отказов Пенсионного фонда по назначению пенсии летному составу и другим работникам авиации;

-Обжалование в апелляционном и кассационном порядке судебных решений;

-Сопровождение дел по исполнению судебных решений по назначению пенсии летного состава и других работников авиации.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА И ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ СУДОВ ПРИ РАСМОТРЕНИИ ДЕЛ ПО СПОРАМ О НАЗНАЧЕНИИ ПЕНСИИ ЛЕТНОМУ СОСТАВУ И ДРУГИМ РАБОТНИКАМ АВИАЦИИ

         1. Согласно требованиям п. «а» ст. 54 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 5.11.1991 № 1788-XII, в редакции до внесения изменений Законами Украины от 02.03.2015 № 213-VIII, от 24.12.2015 № 911-VIII (признанные решения КСУ от 04.2015). неконституционными), право на пенсию за выслугу лет имеют работники летного и летно-испытательного состава при выслуге лет на этих должностях не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин

Пенсии за выслугу лет работникам летного состава в соответствии с Законом № 1788-ХІІ назначаются при наличии у лица страхового и специального стажа, определенного настоящим Законом, по состоянию на 11.10.2017. Вместе с тем, эти нормы не содержат никакого запрета отнесения в специальный стаж периодов работы после 11.10.2017

Если у Лица по состоянию на 11.10.2017 был необходим страховой и специальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 54 Закона № 1788-ХІІ, то для учета размера пенсии Лицу необходимо учитывать весь период работы, как работника летного состава

Постановлением суда апелляционной инстанции от 28.03.2024 отменено решение суда первой инстанции от 24.08.2023 об отказе в удовлетворении иска и удовлетворено иск Лица, признать противоправными действия пенсионного органа относительно отказа Истцу12032. самолетами, часы и неучета коэффициента 12 с 2014 года и обязано Ответчика зачесть ему согласно Справки № 45 от 24.05.2022, которая издана ООО, летной книги к специальному стажу период работы с 12.10.2017 по 31.03.2022 применением коэффициента 12 с 2014 года и перечислить пенсию с 25.05.2022, с учетом произведенных выплат.

Постановляю решение суд апелляционной инстанции исходил из того, что решение суда первой инстанции по другому делу от 26.09.2022 удовлетворен иск Лица, признано противоправным решение пенсионного органа от 02.06.2022 об отказе в назначении Личности пенсии за выслугу лет в соответствии с п. «а» ст. 54 Закона № 1788-ХІІ и обязано Ответчика повторно рассмотреть заявление Лица от 25.05.2022 с учетом выводов суда и Справки № 45 от 24.05.2022, выданного ООО.

По результатам повторного рассмотрения Истец с 25.05.2022 назначена пенсия за выслугу лет с учетом страхового стажа 38 лет 10 дней, в том числе специальный стаж 26 лет 9 месяцев 16 дней. При этом, как усматривается из расчета стажа (форма РС-право) при рассмотрении заявления Ососбы Ответчиком отнесены к его страхового и специального стажа периоды, что составляет всего: 38 лет 9 дней 6960 ч.

06.04.2023 Истец обратился к Ответчика с заявлением, в котором просил сообщить или осуществлен с 2013 года перерасчет его пенсии с применением коэффициента 12 и отнести к специальному стажу периоды его работы с 12.10.2017 по 31.03.2022 с применением коэффициента 12.

Письмом от 09.05.2023 пенсионный орган сообщил Истцу о том, что с отменой норм действующего законодательства в части назначения пенсий за выслугу лет с 11.10.2017, оснований для зачисления периода работы с 12.10.2017 по 31.03.2022 в специальный стаж нет. Кроме этого, за период с 01.08.2013 по 31.12.2013 проставлено вместо 20 часов налета в месяц – 12 часов налета в месяц по занимаемой должности инструктора. Ответчик также отметил, что согласно записям трудовой книжки с 12.03.2014. Лицо было принято на должность командира воздушного судна-инструктора по совместительству, а с 01.04.2014 г. — переведено на основное место работы, в связи с чем возникла необходимость проверки правильности внесения сведений в трудовую книжку о занимаемых должностях, чего сделано не было.

 Отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу, что страховой и специальный стаж заявителя, которые дают право на пенсию за выслугу лет в соответствии с п. «а» ст. 54 Закона № 1788, должно исчисляться по состоянию на 11.10.2017. Такой вывод суда основывается на том, что, учитывая положения п. 2-1 и п. 16 раздела ХV «Заключительные положения» Закона № 1058, пенсия, назначается лицам, имевшим выслугу лет и стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, предусмотренный ст. 54 Закона № 1788, на день вступления в силу Закона № 2148, то есть по состоянию на 11.10.2017.

         Не соглашаясь с указанным выводом, суд апелляционной инстанции отметил, что учитывая Решением КСУ № 2-р/2019 от 04.06.2019, статья 54 Закона № 1788-ХІІ подлежит применению в редакции до внесения изменений Законами от 2 марта 2015 года, от 24 декабря 2015 г. № 911-VIII.

Согласно требованиям п. «а» ст. 54 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 г. № 1788-XII, в редакции до внесения изменений Законами Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о пенсионном обеспечении» от 2 марта 2015 г. № 213-VIII, «О внесение изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 24 декабря 2015 года № 911-VIII, право на пенсию за выслугу лет имеют работники летного и летно-испытательного состава при выслуге лет на этих должностях не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин.

Порядок исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам лётного состава, Перечень должностей работников лётного состава, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, Порядок назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам лётно-испытательного состава гражданской авиации, утвержденные Постановлением КМУ от 21.07. .1992 г. №418.

Из предоставленной Истцом трудовой книжки и справки о налете часов для назначения пенсии по выслуге лет с годами и типами самолетов подтверждается для отнесения спорный период Истеца в специальный стаж работникам летно-испытательного состава гражданской авиации. Справка содержит сведения, что Лицо действительно работал в летной должности и имеет налет — часов. Дает ему право на пенсию за выслугу лет по списку, утвержденному постановлением КМУ от 21.07.1992 № 418, согласно ст. 54 ЗУ № 1788-ХІІ, Порядка исчисления сроков выслугу лет для назначения пенсий работникам летного состава, подпунктов «а» и «б» пункта 1.

Кроме того, апелляционный суд отметил, что Положение Закона Украины от 05.11.1991 № 1788-ХІІ применяются в части определения права на пенсию за выслугу лет для лиц, которые на день вступления в силу Закона от 03.10.2017 № 2148-VІІІ «О внесении в некоторые законодательные акты Украины о повышении пенсий» имеют выслугу лет и стаж, необходимые для назначения такой пенсии.

Абз. 1 пункта 2-1 раздела ХV «Заключительные положения» Закона № 1058 установлено, что лицам, на день вступления в силу Закона № 2148 (11.10.2017) имеют выслугу лет и стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, предусмотренный ст. ст. 52, 54 и 55 Закона №1788, пенсия за выслугу лет назначается по их обращению с соблюдением условий, предусмотренных Законом №1788.

Следовательно, пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом № 1788 назначаются при наличии у лица страхового и специального стажа, определенного настоящим Законом, по состоянию на 11.10.2017. Вместе с тем, эти нормы не содержат никакого запрета отнесения в специальный стаж периодов работы после 11.10.2017.

Учитывая приведенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у Истца по состоянию на 11.10.2017 был необходим страховой и специальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 54 Закона № 1788 и для исчисления размера пенсии истца необходимо учитывать весь период работы как работника летного состава.

Относительно непроведения проверки пенсионным органом достоверности сведений, указанных в трудовой книжке, апелляционный суд отметил, что трудовая книжка является основным документом, подтверждающим стаж работы. Невозможность пенсионного органа воспользоваться правом на проверку указанных в трудовой книжке сведений или получения необходимых сведений может быть основанием для ограничения права пенсионера на получение надлежащей пенсии.

2. Если в соответствии с летной книгой справки о налете часов и справки ОК-5 истец была членом экипажа при совершении полетов, а согласно последней он отнесен к «бортпроводникам»- работа на должности «Инструктор-проводник» засчитывается в спецстаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в соответствии с п. «г» ч.1 ст. 54 Закона Украины «О пенсионном обеспечении»

Постановлением суда апелляционной инстанции от 28.03.2024 оставлено в силе решение суда первой инстанции об удовлетворении иска Лица об обязательстве пенсионного органа назначить Истцу пенсию за выслугу лет соответственно п. «г» ч.1 ст. 54 Закона Украины «О пенсионном обеспечении».

Отказ в назначенные Истцу пенсии пенсионные органы мотивировали тем, что к специальному стажу, предоставляющему право на пенсию за выслугу лет, не отнесен период работы истца с 17.07.2007 по 31.08.2011, поскольку должность «инструктор-проводник» не предусмотрена перечнем должностей, согласно ст. 54 Закона № 1788-ХІІ только должность «бортпроводник».

Соглашаясь и решение первой инстанции об удовлетворении иска суд апелляционной инстанции отметил, что в соответствии со ст. 52 Закона № 1788-XII право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, отдельные категории работников авиации и лётно-испытательного состава.

Упомянутые отдельные категории работников авиации и лётно-испытательного состава разграничены именно в нормах ст. 54 Закона №1788-XII. В порядке п.»а» ч.1 ст. 54 Закона № 1788-XII право на пенсию за выслугу лет имеют работники лётного и лётно-испытательного состава, а согласно п.»г» ч.1 ст. 54 этого закона право на пенсию за выслугу лет имеют бортпроводники.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 21.07.1992 г. №418 на дальнейшее развитие предписаний ст.54 Закона Украины от 05.11.1991г. №1788-ХІІ был утвержден ряд актов, а именно: Перечень должностей работников летного состава, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет; Перечень должностей и работ инженерно-технического состава авиации, дающих право на пенсию за выслугу лет и т.д.

Согласно ст. 57 Воздушного кодекса Украины экипаж воздушного судна состоит из лиц летного состава, к которому принадлежат лица летного экипажа и экипажа пассажирского и грузового салона, которые во время полета постоянно выполняют следующие функции: 1) выполнения процедур, предусмотренных руководством по летной эксплуатации воздушного судна; 2) обслуживание оборудования, механизмов и приборов, необходимых для полета воздушного судна, как и оборудования, установленного на воздушном судне и необходимого выполнения полетного задания; 3) обеспечения процедур безопасности пассажиров на борту воздушного судна и их обслуживания.

Состав экипажа определяется в зависимости от типа воздушного судна, характеристик и продолжительности полета, характера операций, для которых это воздушное судно предназначено. Состав испытательного экипажа определяется в соответствии с авиационными правилами Украины по проведению испытательных полетов. Поименный список членов экипажа определяется эксплуатантом перед каждым полетом.

Минимальная численность состава экипажа воздушного судна устанавливается руководством по летной эксплуатации конкретного типа воздушного судна. Все члены экипажа принадлежат к летному составу.

Из материалов дела усматривается, что согласно справки Ок-5 истца указан код основания для учета спецстажа, который начинается с 1998 года по март 2011 года с указанием ЗПЗ054Г1 – что означает «Бортпроводники: мужчины – по достижении 55 лет и при общем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 15 лет как бортпроводник; женщины – после достижения 45 лет и при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет как бортпроводница».

Следовательно, в соответствии с летной книгой, справка о налете часов и справка ОК-5 истец была членом экипажа при совершении полетов.

Приведенное свидетельствует об ошибочности доводов пенсионного органа, что должность «инструктор-проводник» не предусмотрена перечнем должностей согласно Закону Украины «О пенсионном обеспечении» и стаже работы истца на этом посту не может быть отнесен к спецстажу.

         3. Решением от 04 июня 2019 г. № 2-р/2019 по делу № 1-13/2018(1844/16, 3011/16) Конституционный Суд Украины признано неконституционными положения пункта «а» статьи 54, статьи 55 Закона Украины «О пенсионное обеспечение» от 05.11.1991 ноября 1991 года с изменениями, внесенными законами Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о пенсионном обеспечении» от 02.03.2015 № 213-VIII, «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 24.12 .2015 № 911-VIII и утратили силу со дня принятия КСУ этого Решения. Следовательно, отказ пенсионного органа о назначении (переводе) пенсии за выслугу лет как работнику летного состава со ссылкой при определении необходимого стажа на указанные положения нормативных актов является неправомерным

Перевод с одного вида пенсии на другой осуществляется со дня подачи заявления и других документов в пенсионный орган, а не со дня получения последним этого заявления

Решением суда первой инстанции от 15.01.2024 удовлетворен иск Лица к пенсионному органу, отменено решение от 08.07.2021 об отказе Лицу в переводе с пенсии по возрасту на пенсию за выслугу лет как работнику летного состава и обязано перевести Лицо 31.01.2021.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 28.06.2024 указанное решение первой инстанции изменено и обязано пенсионный орган перевести Лицо за выслугу лет как работнику летного состава с 31.01.2021.

В обоснование оспариваемого решения Ответчиком указано, что стаж парашютиста составляет 20 лет 9 месяцев 16 дней при необходимом стаже с 01.04.2021 по 31.03.2022- не менее 28 лет 6 месяцев у мужчин (абз.1 пункта «а» ст. 54 с изменениями , внесенными Законом № 911 -VIII от 24.12.2015).

Апелляционный суд согласился с решением суда первой инстанции об удовлетворении иска ввиду того, что у истца имеется выслуга лет за период с 18.08.1983 по 10.01.1994, что превышает 20 лет (9 месяцев 6 дней) и подтверждается расчетом такой выслуги, осуществленным Ответчиком.

Следовательно, Истец имеет право на пенсию за выслугу лет в соответствии с п. а ч. 1 ст. 54 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 № 1788-ХІІ, учитывая что у Ответчика имелись основания для перевода истца на пенсию за выслугу лет как работника летно-испытательного состава в соответствии с п. а ч. 1 ст. 54 Закона № 1788-XII в редакции по состоянию на 09.12.2012, действовавшей по состоянию на день возникновения спорных правоотношений.

При этом, как следует из спорного решения от 08.07.2021, Ответчик при его вынесении для определения необходимой выслуги года истца для перевода на пенсию за выслугу лет применено положение п. а ч. 1 ст. 54 Закона № 1788-ХІІ в редакции законов № 213-VIII от 02.03.2015 и № 911-VIII от 24.12.2015.

В то же время, решением от 04.06.2019 № 2-р/2019 по делу № 1-13/2018(1844/16, 3011/16) Конституционным Судом Украины признано неконституционными положения пункта «а» статьи 54, статьи 55 Закона № II с изменениями, внесенными указанными Законами и указанные положения утратили силу со дня принятия КСУ настоящего Решения.

         Учитывая указанное, оспариваемое решение пенсионного органа принято из нормы закона, которая признана неконституционной и была недействительной.

Вместе с тем суд апелляционной инстанции не согласился с судом первой инстанции в части обязательства пенсионный орган перевести Лицо с пенсии по возрасту на пенсию за выслугу лет как работника летного состава с 09.03.2021 (дата получения пенсионным органом соответствующего заявления).

Апелляционный суд отметил, что перевод с одного вида пенсии на другой осуществляется со дня подачи заявления на основании документов о страховом стаже, заработной плате (доходе) и других документов, находящихся на время перевода с одного вида пенсии на другой в пенсионном деле, а также дополнительных документов, полученных органами Пенсионного фонда (ч. 3 ст. 45 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»).

Следовательно, суд апелляционной инстанции согласился с доводами Истец, что перерасчет должен быть осуществлен с 31.01.2021, поскольку именно в эту дату Истец подал в почтовое отделение соответствующее заявление в пенсионный орган.

         4. Право на назначение пенсии и ее перерасчет – два разных права и реализация каждого из них должно осуществляться по правилам и в соответствии с нормами, действующими на момент реализации каждого из определенных прав

Неправомерна ссылка пенсионных органов, как на основание невозможности применения к спорным правоотношениям ч.3 ст. 53 Закона № 1788-ХІІ в редакции Закона от 17.11.1999 №1222-XIV, постановления КМУ от 10.02.2000 №264 и п.7 Порядка № 418 для перерасчета пенсии бортоператору, выполнявшему специальные работы в полетах и обратился за перерасчетом 27.10.2015 на пункт 2 раздела II «Заключительные положения» Закона от 17.11.1999 №1222-XIV

Постановлением Верховного Суда от 20.05.2021 отменены судебные решения предыдущих инстанций об отказе в удовлетворении Лица об обязательстве пенсионный орган перечислить пенсию за выслугу лет с 27.10.2015 в размере 68% заработка, исчисленного в соответствии с пп. «б» п. 7 «Порядка назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава гражданской авиации», утвержденного постановлением КМУ от 21.07.1992 №418 с учетом заработка за период работы с января 1986 года по декабрь 1990 года на основании справки о заработке4. 2015 и за период с июля 2003 по сентябрь 2003 — на основании данных персонифицированного учета сведений в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования, с применением в соответствии с постановлением КМУ №713 от 09.08.2005 ежегодных коэффициентов роста средней заработной платы работников экономики, с учетом ранее произведенных выплат.

Решения судов предыдущих инстанций мотивированы тем, что положения ч.3 ст. 53 Закона № 1788-ХІІ при исчислении пенсии Истеца, назначенной с 27.10.2015, применены быть не могут, поскольку действие этой правовой нормы, согласно п.2 раздела ІІ «Заключительные положения» Закона Украины от 17.11.1999 №1222-XIV, распространены на лиц, вышедших на пенсию до вступления в силу настоящего Закона. Из этих оснований к спорным правоотношениям не применяется и п. 7 Порядка № 418. Кроме того суды отметили отсутствие подтверждения того, что истец работал борт оператором, который выполняет специальные работы в полетах, а из постановления суда от 30.05.2016 по другому делу усматривается, что истец был зачислен в состав внештатной парашютно-десантной группы парашютистов-спасателей из состава инструкторов-парашютистов.

Не соглашаясь с решениями судов предыдущих инстанций, отметил, что п.6, абз.1 п. 7 Порядка № 418 установлено, что работникам летно-испытательного состава пенсии за выслугу лет исчисляются из среднемесячного заработка за работу, дающую право на эту пенсию (ч.1 ст. 64 и статьи 65, 66, 69 Закона № 1788-ХІІ), получаемого перед ее прекращением.

Пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава назначаются в размере 55 % заработка (п. 6 Порядка) и за каждый год выслуги (у мужчин – более 30 лет и у женщин – более 25 лет) пенсия увеличивается на 1 процент заработка, но не менее чем на 1 процент минимального размера пенсии по возрасту. За каждый год работы, дающей право на пенсию на льготных условиях согласно пункту «а» статьи 13 и статье 14 Закона, пенсия увеличивается на 1 процент заработка.

Исчисление размера пенсии указанным работникам определено ст. 53 Закона № 1788-ХІІ, частью третьей которой, в редакции, с изменениями, внесенными Законом Украины от 17.11.1999 №1222-XIV.

         Пунктами 1, 2 раздела II «Заключительные положения» Закона Украины от 17.11.1999 №1222-XIV предусмотрено, что этот Закон вступает в силу дня его опубликования, а также установлено, что действие ст. 53 Закона № 1788-ХІІ распространяется на работников из числа лиц летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, летчиков-наблюдателей) и бортоператоров, выполнявших специальные работы в полётах настоящим Законом.

В связи с принятием Закона Украины от 17.11.1999 №1222-XIV КМУ принял постановление от 10.02.2000 №264, которым установлено, что лицам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилотам, штурманам, бортинженерам, бортинженерам надзорщикам) и бортоператорам, выполняющим специальные работы в полетах, заработок для исчисления пенсии определяется согласно п.7 Порядка № 418.

Применяя принцип действия законов во времени к спорным правоотношениям (Решение КСУ от 09.02.1999 по делу №1-рп/99), а также учитывая, что с заявлением о назначении пенсии истец обратился 27.10.2015, Верховный Суд пришел к выводу, что правоотношение , связанные с практической реализацией Лица его права на пенсионное обеспечение, возникли именно с этой даты, поэтому к этим отношениям подлежит применению законодательство, которое было действующим по состоянию на тот момент.

 Часть третья статьи 53 Закона № 1788-ХІІ в редакции Закона от 17.11.1999 №1222-XIV вступила в силу со дня опубликования настоящего Закона, т.е. лет и регулировала правоотношения, связанные с исчислением размера такой пенсии.

 Действующим по состоянию на 27.10.2015 было и постановление КМУ от 10.02.2000 №264, которым установлено, что заработок для исчисления пенсии лицам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации определяется согласно п. 7 Порядка №418.

При этом ВС отметил, что право на назначение пенсии и ее перерасчет – два разных права. Соответственно, реализация каждого из них должна производиться по правилам и в соответствии с нормами, действующими на момент реализации каждого из определенных прав.

Следовательно, ошибочным является вывод судов предыдущих инстанций о том, что к спорным правоотношениям не подлежит применению ч.3 ст. 53 Закона № 1788-ХІІ в редакции Закона от 17.11.1999 №1222-XIV, постановление КМУ от 10.02.2000 №264 и п.7 Порядка № 418.

При этом ВС признает неприемлемыми ссылки судов как на основание невозможности применения к спорным правоотношениям вышеназванных актов законодательства на пункт 2 раздела II «Заключительные положения» Закона от 17.11.1999 №1222-XIV, поскольку, во-первых, этой нормой законодатель только предоставил обратного действия во времени статьи 53 Закона № 1788-ХІІ путем прямого указания об этом в соответствующей норме Переходных положений и не указывал на невозможность применения соответствующих законодательных положений после вступления в силу настоящего Закона; во-вторых, согласно статье 58 КУ действие законов во времени начинается с момента вступления акта в силу и распространяется на события, факты, во время которых они наступили или имели место.

Необоснованны и выводы судов предыдущих инстанций об отсутствии у Истеца права на спорный перерасчет пенсии по правилам вышеуказанных норм законодательства, учитывая отсутствие подтверждения того, что истец работал борт оператором, выполняющим специальные работы в полетах. Судебным решением по другому делу установлено, что выслуга лет Истца как парашютиста-спасателя за период работы с 22.06.1982 по 23.10.2003 составляет 37 лет. К выслуге лет истца, как парашютиста-спасателя относится время работы с 22.06.1982 по 23.10.2003 в должности летного состава и общий размер его выслуги лет, как работника летно-испытательного состава составляет 37 лет. На основании изложенного, суд по другому делу пришел к выводу об отсутствии у ответчика пенсионного органа правовых оснований для отказа Лицу в назначении пенсии в связи с отсутствием у него соответствующего трудового стажа.

По результатам нового рассмотрения решением суд первой инстанции от 11.08.2021 исковые требования Лица удовлетворены в полном объеме.