Верховный Суд рассмотрев 29.06.2022 дело по спору о правомерности налоговых уведомлений –решений о начислении физическому лицу (землепользователю) земельного налога пришел к выводу, что если ставка земельного налога (процент от денежной оценки земли) установлена только для налогоплательщиков-субъектов хозяйствования), являющейся объектом налогообложения, и объектов недвижимого имущества, расположенного на ней.
Постановлением Верховного Суда от 29.06.2022 оставлено в силе постановление апелляционной инстанции о частичном удовлетворении иска Лица 1 признал противоправными и отменил налоговые уведомления-решения от 12.10.2016, которыми Лицу 1 определено налоговое обязательство по 1 грн7 за 2 налога. и за 2015 год на сумму 16083 грн. в частях ошибочного указания суммы этих обязательств прописью «девяносто две тысячи сто девяносто две гривны 99 копеек»; от 12.10.2016, которым Лицу 1 определено налоговое обязательство по земельному налогу за 2016 год на сумму 92 192 грн.
Соглашаясь с противоправностью налогового уведомления-решения о начислении Истцу земельного налога за 2016 год, Верховный Суд обратил внимание, что согласно подпункту 14.1.147 п.14.1 ст. 14 НКУ (в редакции, действовавшей до 01 января 2015 года) плата за землю – общегосударственный налог, взимаемый в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.
Вместе с тем с 01 января 2015 года в указанную норму были внесены изменения и предусмотрено, что плата за землю — обязательный платеж в составе налога на имущество, взимаемое в форме земельного налога или арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.
Согласно п. 269.1 ст. 269.1 ст. 269 НКУ плательщиками налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев), землепользователи.
По содержанию п. 271.1 ст. 271 НКУ базой налогообложения являются: нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, определенного в соответствии с порядком, установленным настоящим разделом; площадь земельных участков, нормативная денежная оценка которых не проведена.
Пунктом 274. 1 НКУ (в редакции, действовавшей до 01 января 2015 года) предполагалось, что ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, устанавливается в размере 1 процента от их нормативной денежной оценки, за исключением земельных участков, указанных в статьях 27.2.
В дальнейшем к этому пункту определены изменения и установлено, что ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, устанавливается в размере не более 3 процентов от их нормативной денежной оценки, а для сельскохозяйственных угодий — не более 1 процента от их нормативной денежной оценки.
Установлено, что пунктом 1.5 решения горсовета от 27.01.2015 «О введении платы за землю» (с изменениями и дополнениями) предусмотрены следующие ставки земельного налога: в размере 1,2% от нормативной денежной оценки – за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена (независимо от их местонахождения); 0,1% от нормативной денежной оценки – для сельскохозяйственных угодий; 4% от нормативной денежной оценки – за земельные участки, которые находятся в постоянном пользовании субъектов хозяйствования (кроме государственной и коммунальной формы собственности); 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым или по области, за земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена.
На основании указанного решения городского совета и выписки из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка от 14.09.2016 Ответчиком определен Истец земельный налог за 2016 год в сумме 92 192,99 грн., то есть по ставке 4% от нормативной денежной оценки.
Впрочем, исходя из содержания вышеуказанного решения совета, ставка земельного налога в размере 4% нормативной денежной оценки земельных участков установлена только для начисления земельного налога за земельные участки, находящиеся в постоянном пользовании субъектов хозяйствования.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований по состоянию на 23.03.2017 в нем содержится запись о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица-предпринимателя Лица 1от 02.11.2015.
Следовательно, в 2016 году Истец не имел статуса предприятия в понимании ст. 55 ХКУ.
При этом ВС отклонил доводы налогового органа, что на спорном земельном участке находится имущество хозяйственного назначения, а сам земельный участок выделен для обслуживания имущественного комплекса, то есть ставка 4% применена правомерно.
ВС отметил, что предписания НК Украины и положения решения горсовета от 27.01.2015 устанавливают обязанность по уплате земельного налога по ставке 4 процента от нормативной денежной оценки за земельный участок, находящийся в постоянном пользовании исключительно при наличии у землепользователя статуса субъекта хозяйствования, независимо от назначения земельного участка (кроме земель сельскохозяйственного назначения) и объектов недвижимого имущества, которые на ней расположены.
Таким образом, Ответчик противоправно начислил Истцу сумму налогового обязательства по земельному налогу с физических лиц за 2016 год, применив ставку земельного налога 4 процента, поскольку Лицо 1 в указанный период не являлся субъектом хозяйствования.
По поводу недостатков в налоговых уведомлениях-решениях, которыми Лицу 1 определены налоговые обязательства по земельному налогу в соответствии с 2014 и 2015 годами, ВС отметил, что отдельные дефекты формы решения контролирующего органа не должны восприниматься как безусловные основания для вывода относительно его противоправности и, как следствие, отмены.
Если спорное решение принято контролирующим органом в пределах своей компетенции и по его содержанию можно четко установить содержание, такое решение может быть признано правомерным даже в том случае, если не соблюдены отдельные элементы его формы.
Установлено, что в налоговых уведомлениях-решениях, которыми Лицу 1 определены налоговые обязательства по земельному налогу за 2014 и 2015 годы, имеются разногласия между суммой налога в цифровом выражении и прописью. При этом, апелляционный суд установил, что сумма налоговых обязательств по земельному налогу за 2014 год составила 12 877 грн., за 2015 год – 16 083 грн. и каких-либо оснований для вывода о неправильном определении этих обязательств судом не выявлено.
Вместе с тем, с целью устранения разногласий в вынесенных налоговых уведомлениях-решениях ВС согласился с судом апелляционной инстанции о необходимости их отмены в части ошибочного указания суммы этих обязательств прописью «девяносто две тысячи сто девяносто две гривны 99 копеек».