Перейти к содержимому
Главная страница » ИСЧИСЛЕНИЕ ПЕРИОДА ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ ЕГО В СТАЖ РАБОТЫ, КОТОРЫЙ ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ПО ВЫСЛУГЕ ЛЕТ

ИСЧИСЛЕНИЕ ПЕРИОДА ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ ЕГО В СТАЖ РАБОТЫ, КОТОРЫЙ ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ПО ВЫСЛУГЕ ЛЕТ

  • автор:
lonjczgryd

Объединенная Палата Верховного Суда от 03.03.2021 отступила от правовых выводов, изложенных, в частности, в постановлениях ВС от 19.09.2018, 27.03.2018 и с целью приведения судебной практики к единому толкованию и применению норм Закона «О пенсионном обеспечении2» назначение пенсии за выслугу лет сделал вывод о том, что основным актом, на основании которого осуществляется исчисление периода прохождения военной службы для зачисления его в стаж является закон № 2262-ХІІ. Льготное исчисление периода прохождения военной службы производно от определяющего основания и может определяться другими подзаконными нормативно-правовыми актами, в частности, Постановлением КМУ №393 от 17.07.1992. Возможность льготного исчисления указанного периода связывается прежде всего со специальным статусом, который лица приобрели в результате выполнения соответствующей работы, определенной в законодательном порядке.

 Такая позиция была также поддержана Верховным Судом в постановлении от 14.04.2021, который пришел к выводу, что в рамках Закона № 2262-ХІІ календарная выслуга – это выслуга, состоящая из полного количества календарных дней соответствующего периода (календарный год – 365 календарных дней, календарный месяц – 30). Для назначения пенсий за выслугу лет по Закону № 2262-ХІІ календарная выслуга лет может быть засчитана на льготных условиях в соответствии с Постановлением №393.

Верховный Суд, рассмотрев 27.11.2024 дело по спору об обжаловании решения пенсионного органа об отказе в назначении пенсии военнослужащему за выслугу лет, обратил внимание суда первой инстанции о незаконности судебного решения об отказе в удовлетворении иска, поскольку Истец имел достаточное количество льготного стажа.

Так, Верховный Суд 27.11.2024 оставил по-прежнему постановление суда апелляционной инстанции об удовлетворении иска Лица 1 о признании противоправным и отмене решения ГУ ПФУ области от 06.10.2023; обязано Ответчика назначить Истцу пенсию за выслугу лет согласно пункта «а» статьи 12 Закона №2262-XII с 02.10.2023.

Суть спора в том, что оспариваемым решением пенсионного органа об отказе в назначении пенсии Истец мотивирована тем, что выслуга лет Лица 1 в календарном исчислении составляет 21 год 04 месяца 01 день (в льготном исчислении: 27 лет №2 момент увольнения со службы.

  Постановление Верховного Суда мотивировано тем, что в соответствии со статьей 12 Закона №2262-XII пенсия за выслугу лет назначается лицам офицерского состава, прапорщикам и мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и военной службы по контракту, другим лицам, указанным в пунктах «б»-«д», «ч» статьи 1-3. , независимо от возраста, если они уволены со службы, в том числе с 1 октября 2020 года или после этой даты и на день увольнения, имеют выслугу 25 календарных лет и более.

Определяющим основанием в вопросе возможности льготного исчисления периода прохождения военной службы для зачисления его в стаж работы, который дает право на пенсию за выслугу лет, является наличие законодательного регулирования, предусматривающего включение указанного периода (срока) в стаж работы работников определенной категории для реализации этими лицами права на назначение различных видов пенсий или других социальных выплат.

Законом № 2262-ХІІ как единственное, обязательное условие назначения пенсии за выслугу лет предусматривает наличие у лица определенного количества лет определенного вида службы (выслуги). При этом наличие необходимой выслуги лет обеспечивает право на пенсию за выслугу лет безотносительно к возрасту, стажу и трудоспособности лица.

Определение в указанном Законе выслуги именно в календарных годах предусматривает обязательную выслугу всех календарных дней (365), что в таком случае будет составлять календарный год и будет соответствовать правилу, закрепленному в ч. 4 ст. 17 этого же Закона о возможности учета при назначении пенсии только полных лет выслуги.

Таким образом, предусмотренная Законом № 2262-ХІІ календарная выслуга – это выслуга, состоящая из полного количества календарных дней соответствующего периода (календарный год – 365 календарных дней, календарный месяц – 30 календарных дней). В свою очередь, предусмотренные ст. 17-1 Закона льготные условия назначения пенсий в соответствии с Порядком №393 состоят в льготном (кратном) зачислении выслуги лет.

При этом такое зачисление не является самостоятельным видом выслуги и не конкурирует с ее календарным исчислением, а является лишь льготным зачислением уже имеющейся выслуги. Фактическая продолжительность выслуги при таком зачислении не меняется, а только засчитывается на льготных (кратных) условиях.

С учетом изложенного Верховный Суд пришел к выводу, что к актам правового регулирования условий и порядку назначения пенсий за выслугу лет относятся и те правовые акты, которые предусматривают льготное (кратное) исчисление периода прохождения военной службы для отнесения его к стажу работы, дающего право на назначение и получение различных видов пенсий и социального обеспечения.

При этом ВС обратил внимание, что право на льготное исчисление выслуги лет регулируется не только Порядком №393 для целей Закона № 2262-ХІІ, но и специальными законами, которым в данном случае является ЗУ «О Государственной уголовно-исполнительной службе Украины» от 23.06.2005г. ин), положениями части 4 статьи 23 которого предусмотрено льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсий лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы. Положения этой нормы действовали на время увольнения Истца из Службы и его обращения к Ответчика с заявлением о назначении пенсии.

 Из анализа приведенных правовых норм усматривается, что моментом возникновения у Истца права на пенсию по выслуге лет является дата увольнения со службы, поэтому к спорным правоотношениям следует применять условия назначения пенсий за выслугу лет, действовавших на момент увольнения истца со службы.

 Ответчик, отказывая в оформлении представления для назначения Истцу пенсии исходил из того, что на день увольнения со службы календарная выслуга лет Истца за время его работы составляет 23 года 06 месяцев, что недостаточно для назначения пенсии за выслугу лет на основании пункта «а» статьи 12 Закона №2262-XII е или льготной выслуги лет.

Пунктом 3 Порядка №393, в частности, было предусмотрено, что к выслуге лет для назначения пенсий лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 настоящего Постановления, в частности, на должностях Государственной уголовно-исполнительной службы (в которой работал Истец), засчитывается на льготных условиях один месяц службы за 40 дней о времени прохождения.

Таким образом, с момента утверждения в 1992 году пунктом 3 Порядка №393 были предусмотрены условия льготного зачисления выслуги лет в целях исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом № 2262-ХІІ.

Такое содержание п.3 Порядка № 393 действовало до 16.02.2022 года и указывало на то, что льготное исчисление выслуги лет предусмотрено в целях именно назначения пенсии, что соответствовало требованиям статьи 17-1 Закона №2262-ХІІ, на выполнение которой и был утвержден Порядок №3.

В то же время, Постановлением от 16.02.2022 №119 Кабинетом Министров Украины в Порядок №393 внесены изменения, которыми, среди прочего, первый абзац пункта 3 Порядка №393 изложен в следующей редакции: К выслуге лет для определения размера пенсии лицам, указанным в абз.1 п. Такими изменениями введен льготный зачет выслуги лет уже не при определении права на назначение пенсии, а в целях определения размера пенсии.

Вместе с тем, ВС отмечает, что истец получил право на назначение в декабре 2017 года, во время действия предыдущей редакции Порядка № 393, а потому изменения, внесенные в него постановлением Кабмина № 119, не подлежат применению к спорным правоотношениям.

Поскольку выслуга лет Истца в льготном исчислении стажа его работы в день увольнения составляет 27 лет, а потому, согласно пункта «а» ч. 1 ст. 12 Закона № 2262-ХII он получил право на назначение пенсии по выслуге лет на основании этого Закона. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях ВС от 25.05.2022, 10.06.2024, 20.11.2024.

Учитывая указанные правовые нормы, заключения ВС по делам по подобным правоотношениям и установленные судами обстоятельства, подтверждаемые материалами дела, в частности, что Истец получил право на назначение льготной пенсии в декабре 2017 года, когда действовала редакция Порядка №393 к изменениям, внесенным12 Постановлением2 7 лет льготного стажа при необходимом 23 года и 6 месяцев, Верховный Суд пришел к выводу, что у Истца есть все условия для назначения пенсии за выслугу лет из пункта «а» в. 12 Закона № 2262-ХІІ.