Государством для исполнения заданий и функций в разных сферах государственного регулирования создано систему центральных органов исполнительной власти Украины, в которые входят министерства, другие центральные органы исполнительной власти и центральные органы исполительной власти со специальным статусом. Именно эти органы в пределах компетенции должны решать вопросы, с которыми обращаются к ним граждане и юридичсекие лица и принимать меры к устранению обнаруженых нарушений и возобновления нарушеных прав.
Дискреционные полномочия-это совокупность прав и обязанностей органов государственной власти и местого самоуправления, лиц, уполномоченных на исполнение функций государства или местного самоуправления, предоставляющих возможность на собственное усмотрение определить полностью или частично вид и содержание управленческого решения, которое принимается, или возможность выбора на собственное усмотрение одного из нескольких вариантов управленческих решений, предусмотренных нормативно-правовым актом, проектом нормативно-правового акта.
Верховный Суд неоднократно указывал на то, что суды при рассмотрении дел о призании недействительными решений центральных органов исполнительной власти не должны перебирать не себя не присущие суду функции, осуществляющиеся исключительно этими органами, но при этом обязаны проверять только правильность применения органами соответствующих правовых норм. Суд не наделен полномочиями вмешиватся в свободное усмотрение (дискрецию) органа. Суд не может подменять другой орган государственной власти и перебирать на себя поломочия относительно решений вопросов, отнесенных законодательством к компетенции этого органа, а поэтому заданием суда является контроль за легитимностью принятия решений (правовая позиция изложена, в частности, в постановлении Большой Палаты Верхового Суда от 02.07.2019 в деле № 910/23000/17).
Вместе с тем, на практике возникает проблема нерешения многих вопросов относительно нарушеных прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц из-за во-первых неосведомленности в какой орган необходимо обращатся, во-вторых безосновательное нерассмотрение или ненадлежащее рассмотрение этими органами обращений. Однако, как указано высше, обращение в суд за защитой прав может и не дать позитивного результата, с учетом невозможности судебного вмешательства в дискрецию этих органов.
Предлагается рассмотреть компетенцию и полномочия по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц Антимонопольным комитетом Украины и Национальной Комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг.
Антимонопольный комитет Украины-государственный орган, призванный осуществлять государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, защиту интересов предпринимателей и потребителей от его нарушений. Основные задания, принципы деятельности, функции и компетенцию Антимонопольного комитета Украины, а также систему его органов определяет Закон Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» от 26.11.1993 № 3659-ХІІ.
Задания АМКУ
Основным заданием АМКУ является участие в формировании и реализации конкурентной политики в части: осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции и предотвращения, выявления и прекращения нарушений законодательства о защите экономической конкуренции; контроль за концентрацией, согласоваными действиями субъектов хозяйствования и регулированием цен (тарифов) на товары, которые производятся (реализуются) субъектами природных монополий; содействие развитию добросовестной конкуренции; контроль относительно создания конкурентной среды и защиты конкуренции в сфере публичных закупок.
Полномочия АМКУ
Для обеспечения исполнения указанных заданий в каждой из указанных сфер деятельности АМКУ имеет соответствующие полномочия: определение границ товарного рынка и монопольного положения предпринимателей на нем; принятие обязательных для исполнения субъектами хозяйствования распоряжений о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и о восстановлении первоначального положения, о принудительном разделе монопольных образований, прекращения неправомерных соглашеий между препринимателями; внесение в соответствующие государственные органы обязательных для рассмотрения представлений об отмене лицензий, прекращение операций внешнеэкоомической деятельности препринимателей в случае нарушения ими антимонополього законодательства; разработка и принятие нормативных актов по вопросам ограничения монополизма и недопущения недобросовесной конкуренции; государственный котроль за соблюдением антимонопольного законодательства и др.
Среди указанных полномочий одними из основных являются: рассмотрение заявлений и дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции и проведения расследования по этим заявлениям и делам; принятие за результатами соответствующих распоряжений и решений; рассмотрение дел про административные нарушения предусмотренные законодателсьтвом о защите экономической конкуренции; проверка субъектов хозяйствования, объединений, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля относительно соблюдения ними требований законодательства о защите экономической конкуренции и др.
Таким образом АМКУ- орган, в который могут обратится физические и юридические лица за защитой нарушеных прав в сфере антимонопольного законодательства, в частности о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, на основании которых соответствующим органом Комитета, при наличии оснований, начинается рассмотрение дел и принимается соответствующее решение.
Заявления по каким вопросам подаются в АМКУ
Распоряжением АМКУ № 5 от 19.04.1994 утверждено Временные правила рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства Украины.
Согласно этих Правил имеют право подать заявление о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции (в том числе, нарушениях законодательства о недобросовестной конкуренции) субъекты хозяйствования- конкуренты, поставщики или покупатели ответчика и другие физические и юридические лица, которые могут подтвердить, что действия или бездеятельность ответчика, определены указанными законами как нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, могут непоредственно и негативно повлиять на их права.
Форма заявления и сроки рассмотрения
Заявление подается исключительно в письменном виде. Обязательная информация, которая должна содержатся в заявлении, а также документы, которые прилагаются предусмотрено в п. 18 Правил.
Заявление рассметривается на протяжении 30 календарных дней. В случае необходимости получения дополнительной информации, которая не может быть надана заявителем, срок рассмотрения завления может быть продолжен на 60 календарных дней (заявитель получает письменное уведомление от органа Комитета, уполномоченного его рассматривать). Подача заявления бесплатная.
В случае, если заявитель считает, что поданое им завление может причинить для него наступление нагативных последствий, АМКУ может осуществить расследование по собственной инициативе. Для этого заявитель может подать мотивированое ходатайство о начале рассмотрения дела по собственной инициативе органов Комитета.
Рассмотрение заявления
Если заявление подано без соблюдения требований согласно с п. 18 Правил, то оно оставляется без движения (заявитель получает письменное уведомление) и предоставляется срок для устранения недостатков. Время оставления заявления без движения не засчитывается в срок рассмотрения заявления.
Заявление оставляется без рассмотрения: в случае неисполнения заявителем указанных требований в установленный срок (но это не лишает заявителя права обратится в Комитет с повторным заявлением); в случае, когда заявитель отказался от заявления. Отказ от заявления не препятствует для продолжения Комитетом исследования поставленных в нем вопросов.
Рассмотрение заявления может быть приостановлено:
- по собственной инициативе соответствующего органа Комитета, главы территориального отделения, по заявлению лица, которое подало заявление, до завершения рассмотрения органом Комитета, судом связаной с этим заявлением другого дела;
- до решения органом Комитета или другим государственным органом связаного с ним (заявлением) другого вопроса.
О приостановлении рассмотрения заявления и его возобновления принимается распоряжение, которое направляется заявителю на протяжении трех рабочих дней со дня его принятия.
В рассмотрении заявления может быть отказано:
- если заявление подано одним и тем же заявителем по одному и тому же вопросу, если вопрос, поставленый в раньше поданом заявлении рассмотрен по существу;
- если не обнаружено признаков нарушения законодательства о защите экономической конкуренции (заявитель уведомляется письменно, согласно п.20 Правил);
- если действия или бездеятельность, содержащая признаки нарушения, не имеют ощутимого влияния на условия конкуренции на рынке (на основании части ІІ статьи 36 Закона Украины «о защите экономической конкуренции»);
- если заявление было подано после шести месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Однако, если Комитет, отделение признает уважительными причины пропуска срока обращения с заявлением, нарушеное право подлежит защите (согласно ст. 28 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции»).
Следует обратить внимание, что о действиях или бездействии субъектов хозяйствования, органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые сордержат признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, могут уведомлять Комитет, и его терриориальные отделения, лица, права которых НЕ нарушаются в следствии неправомерных действий в конкуренции.
Такие уведомления не являются заявлениями о нарушении в понимании абзаца второго части 1 статьи 36 Закона Украины «О защите экономической конкуренции». К ним не может быть применено нормы о рассмотрении органами Комитета заявлений о нарушении законодательства. Если в следствии такого уведомления органом Комитета будут начаты процесуальные действия, лицо, которое его подало, не будет иметь процесуальных прав заявителя в этом деле. Такое уведомление может быть оформлено в свободной форме с изложением известных заявителю действий или бездеятельности.
В заявлении необходимо указать: признаки нарушения (по мнению заявителя); название, известные реквизиты (адреса, телефон и т.п.) субъектов хозяйствования, органов государственной власти или органов местного самоуправления. Данная информаци должна быть принята во внимание органом Комитета во время исполнения своих заданий и функций.
Этими Правилами предусмотренно порядок рассмотрения дел, вынесения по ним решений, а также порядок обжалования.
К сожалению существуют нередкие случаи безосновательного оставления обращений без рассмотрения, что вынуждает заявителей обращатся в суд с иском, в частности, с требованиями, обязать АМКУ рассмотреть заявление по существу, что приводит к неоправданной волоките его рассмотрения по существу и восстановления, при наличии оснований, нарушеных прав заявителя.
О таких случаях может свидетельствовать обзор судебной практики
Возможно привести постановление Верховного Суда от 19.012023 по делу № 910/13222/21, которой оставлено без изменений решение первой инстанции об удовлетворении иска общества об обязательстве АМКУ рассмотреть заявление истца согласно требований Правил рассмотрения заявлений и дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, утвержденных распоряжением от 19.04.1994 № 5.
Исковые требования обоснованы тем, что истец обратился к ответчику с заявлением о нарушении медиагруппами законодательства о защите экономической конкуренции. Указанное заявление АМКУ оставила без движения и заявителю надано срок для предоставления запрашиваемой информации и документов. Однако АМК письмом заявление оставил без рассмотрения с ссылкой на то, что Обществом не надано копий всех документов, подтверждающих изложенные в заявлении обстоятельства и необходимые для его рассмотрения.
Верховный Суд оставляя решение первой инстанции без изменений указал, что Правила, в том числе, пункты 18 и 19, не содержат такого понятия как «подтверждающие документы», которым пользуется АМКУ, в частности, в оспариваемом решении (письмо об отказе в рассмотрении заявления истца).
Вместо этого Правила четко указывают на неоходимость приложения к заявлению, во-первых, имеющихся у заявителя, во-вторых, документов и других материалов, подтверждающих изложенные в заявлении обстоятельств. Следовательно, в Правилах, которыми руководствуется АМК, определено, что заявитель обязан подать имеющиеся именно у него документы и другие материалы.
Документ- это материальный носитель, содержащий информацию, основными функциями которого является ее сохранение и передача во времени и пространстве (статья 1 Закона Украины «Про информацию»). Касательно же понятия «другие материалы», то Правила не содержат, ни определения такого понятия, ни требований к таким матералам, кроме того, что такие материалы подтверждают изложенные в заявлении обстоятельства и есть в наличии у заявителя.
Также, суд указал, что Правила не отождествляют такие понятия как «имеющиеся у заявителя документы и другие материалы» с понятием «доказательства», сбор которых осуществляется Комитетом во время рассмотрения дела.
С учетом того, что истей на исполнение требований АМКУ предоставил имеющиеся у него документы и материалы, а касательно неподаных документов объяснил ответчику о невозможности их предоставления с указанием причин, Верховный Суд пришел к выводу, что ответчик, принимая обжалуемое решение, допустил формальное оставление без рассмотрения заявления, указывая об неустранении недостатков и возможности истца повторно обратится с соответствующим заявлением в случае приложения к нему документов, которые запрашивались АМКУ.
Аналогично постановлением Верховного Суда от 26.03.2020 в деле № 826/8041/18 оставлено без изменения судебные решения о признании протиправным оставление без рассмотрения жалобы ответчика, как такой, которая не соответствует требованиям ч.1 ст. 18 Закона Украины «О публичных закупках», а именно-не содержит обоснованности наличия нарушеных прав и законных интересов по поводу решения, действий или бездеятельности Заказчика, что противоречит законодательству в сфере публичных закупок и вследствии которых нарушено право или законные интересы Заявителя, связанные с участием в процедуре закупки. Верховный Суд согласился с выводами судов предыдущих инстанций о безосновательности оставления жалобы ответчика без рассмотрения, с учетом ее соответствия требованиям законодательства.
Такой формальный подход касается не только оставления без рассмотрения заявлений, но и жалоб об обжаловании решений органов Комитета.
Так, Верховный Суд постановлением от 17.03.2020 оставил без изменения судебные решения в деле № 826/4665/18, которыми удовлетворено иск общества и обязано АМКУ принять заявлените истца к рассмотрению.
Иск обосновано тем, что, по мнению истца, постоянно действующая административная коллегия АМКУ противоправно оставила без рассмотрения его жалобу касательно установления заказчиком дискриминационных требований в документации конкурсных торгов по мотивам несоответствия такой жалобы требованиям ч.1 ст. 18 Закона Украины «О публичных закупках», а именно: из-за отсутствия документа об осуществлении оплаты за подачу жалобы в орган обжалования.
В то же время суды признавая противоправным оставление без рассмотрения жалобы указали о формальном отказе ответчиков в ее принятии, поскольку она была оплачена обществом на валютный счет, указанный на сайте ответчика, что не запрещено законом.
Следует указать, что бездеятельность Комитета приводит к порождению безосновательных судебных споров и выводам судов о ненадлежащем рассмотрении этих вопросов в судебной компетенции.
Например, рассмотрев дела № 910/4425/16, № 914/2667/20 Верховный Суд пришел к выводу, что к полномочиям именно органа Антимонопольного комитета Украины отнесено решение вопросов относительно признания субъекта хозяйствования таким, которое занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке, и наличие или отсутствие оснований считать лицо злоупротребляющим своим монопольным положением и суды не должны перебирать на себя не присущие суду функции, которые осуществляют исключительно органы АМКУ.
Аналогичная ситуация сложилась с обеспечением прав потребителей в сфере энергетики.
26.11.2016 года вступил в силу Закон Украины «Про Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг» от 22.09.2016 № 1540-VІІІ, который определяет правовой статус НКРЭКУ (Регулятора), ее задания, функции, полномочия и порядок их осуществления.
НКРЭКУ осуществляет государственное регулирование с целью достижения баланса интересов потребителей, субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, и государства, обеспечение энергетической безопасности, европейской интеграции рынков электрической энергии и природного газа Украины.
Одним из основных заданий Регулятора является:
- обеспечение эффективного функционирования и развитие рынков в сферах энергетики и коммунальных услуг;
- содействие эффективному открытию рынков в сферах энергетики и коммунальных услуг для всех потребителей и поставщиков и обеспечение недикриминационного доступа пользователей к сетям/трубопроводам;
- реализация ценовой и тарифной политики в сферах энергетики и коммунальных услуг;
- обеспечение защиты прав потребителей товаров, услуг в сферах энергетики и коммунальных услуг касательно получения этих товаров и услуг надлежащего качества в достаточном колличестве по обоснованым ценам и другие.
Для еффективного исполнения заданий государственного регулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг Регулятор осуществляет такие функции и полномочия:
- принимает обязательные к исполнению решения по вопросам, принадлежащим к его компетенции;
- разрабатывет и утверждает нормативно-правовые акты в пределах компетенции, в частности: лицензионные условия, правила рассмотрения обращений потребителей, порядок решения споров между субъектами хозяйствования и потребления в сферах энергетики и другие;
- осуществляет лицензирование видов хозяйственной деятельности в сфервах энергетики и коммунальных услуг, предусмотренных законом;
- обеспечивает защиту прав и законных интересов потребителей товаров (услуг), которые производятся (предоставляются) субъектами хозяйствования, осуществляющих деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, рассмотрение обращений таких потребителей и урегулирование споров, предоставление разъяснений по вопросам применения нормативно-правовых актов Регулятора;
- обеспечивает досудебное рассмотрение споров, возникающих между субъектами хозяйствования, осуществляющих деятельность в сфере энергетики и коммунальных услуг;
- проводит расследование нарушений отосительно функционирования рынков электрической энергии и прирдного газа в соответсвии с утвержденным порядком.
Исполняет другие функции и полномочия, определенные законом.
Регулятор имеет право:
- принимать решения по вопросам, принадлежащим к его компетенции, которые являются обязательными к исполнению;
- устанавливать граничные цены (временные минимальные и/или масимальные ценовые границы) на рынке «на сутки вперед», внутресуточном рынке и балансирующем рынке для каждой торговой зоны в соответствии с методикой, определенной Регулятором;
- требовать от операторов систем передачи и распределения электрической энергии или операторов газотранспортной и газораспределительной систем при необходимости изменят условия и положения, в том числе тарифы или методики, с целью обеспечения их пропорциональности и применения на недискриминационной основе;
- получать бесплатно на свое усмотрение от субъектов хозяйствования, органов государственной власти документы и информацию, необходимые для исполнения возложенных функций;
- передавать в порядке, установленном законодательством, соответствующим государствененным органам материалы о выявленных фактах нарушения законодательства и другие права, определенные законом.
Таким образом возможно сделать вывод, что одним из главных заданий НКРЭКУ является контроль за соблюдением прав потребителей при предоставлении им услуг в сфере энергетики.
Для надлежащего исполнения указанного задания НКРЭКУ осуществляет проверку обращений по всем вопросам, которые относятся к ее компетенции и по результатам принимает все необходимые меры для устранения обнаруженых нарушений.
По каким вопросам возможно обратится в НКРЭКУ
Постановлением Национальной Комиссии от 02.07.2019 № 1333 утверждено Правила рассмотрения обращений потребителей относительно действий субъектов хозяйствования, которые проводят деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, и урегулирования споров.
Пунктом 4 Правил предусмотренно, что заявитель имеет право обратится к НКРЭКУ с заявлением касательно:
- препятствий в реализации его личных прав и законных интересов;
- уведомления о нарушении действующего заокнодательства;
- бездеятельности или недостатков в деятельности субъекта хозяйствования.
Следует обратить внимание, что к полномочиям Регулятора рынка энергетики (НКРЭКУ), в соответствии с Порядком урегулирования споров, возикающим между субъектами хозяйствования, которые проводят деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, отнесено решение споров. Однако такие споры НКРЭКУ должна урегулировать только между субъектами хозяйствования, которые проводят деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг. То есть на досудебное урегулирование споров, возникающих между бытовыми потребителями и энергопостащиками (субъектами хозяйствования), указанные полномочия Регулятора не распространяются.
Обращение может быть подано заявителем (индивидуально) или группой заявителей (коллективное).
Обращение направляется почтой или передается заявителем в НКЕЭКУ лично или через уполомоченное им лицо, полномочия которого оформлены в соответствии с законодательством Украины. Письменное обращение также может быть направлено с использованием сети Интеренет, средств электронной связи (электронное обращение).
Требования к оформлению обращений
Требования к оформлению обращения указаны в п. 2 Правил, которых следует придерживатся, поскольку обращение, оформленное без соблюдения требований этих Правил, возвращается заявителю (без рассмотрения) с соответсвующими разъяснениями не позднее чем через 10 дней со дня его поступления (п.2.8 Правил).
Для скорейшей проверки и принятия соответсвующих мер в заявлении необходимо указать факты нарушения законодательства и/или лицензионных условий.
Рассмотрение нарушений
Если вопросы, поставленные в обращении, не относятся к полномочиям НКРЭКУ, такое обращение в срок не более 5 рабочих дней со дня его получения пересылается за подведомственностью соответствующему органу или должностному лицу, про что информируется заявитель, подавший обращение (п.2.9 Правил).
НКРЭКУ имеет право прекратить рассмотрение обращения, если НКПЭКУ получено:
- ходатайство заявителя об оставлении его обращения без рассмотрения;
- информацию о принятии судом к рассмотрению иска заявителя потому же самому вопросу, с которым заявитель обратился в НКРЭКУ, или судом принято решение, которое вступило в силу.
Обращение субъекта хозяйствования в суд не является основанием для прекращения НКРЭКУ уже начатого рассмотрения обращения заявителя. Если обращение является жалобой, то такое обращение рассматривается в соответствии с главой 4 этих Правил. В случае подачи заявителем искового заявления в суд НКРЭКУ информирует заявителя о прекращении рассмотрения обращения на протяжении пяти рабочих дней со дня получения НКРЭКУ информации о совершении заявителем таких действий с ссылкой на источник информации (п.2.10 Правил).
Сроки рассмотрения обращений
Обращение рассматривается НКРЭКУ в срок не больше одного месяца со дня его получения.
Если для рассмотрения поставленных заявителем вопросов следует провести проверку информации, изложенной в обращении, получить дополнительные материалы, то срок рассмотрения может быть продолжен, про что информируется заявитель. Общий срок рассмотрения вопросов, поставленных в обращении, не может превысить сорок пять дней.
НКРЭКУ письменно уведомляет заявителя о результатах рассмотрения его обращеия (п.2.12.Правил).
Принятие решений по результатам рассмотрения обращений
По результатам рассмотрения жалобы НКРЭКУ принимает решение:
- прекращение нарушения субъектом хозяйствования, осуществляющего деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, законодательства в соответствующей сфере;
- прекращение нарушения субъектом хозяйствования, осуществляющего деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, лицензионных условий;
- наложение штрафа на субъект хозяйствования, осуществляющего деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, в установленном порядке;
- прекращение рассмотрения обращения заявителя.
Решение НКРЭКУ принимается на заседании. Которе проводится в форме открытого слушанья, в соответствии с Регламентом Национальной Комиссии, утвержденного постановлением НКРЭКУ от 06.12.2016 № 2133.
Решение НКРЭКУ, принятое в соответствии с этими правилами, является обязательным к исполению субъектом хозяйствования, осуществляющего деятельность в сфере энергетики и коммунальных услуг. Указанное решение может быть обжаловано в суде (пп.7.1-7.3 Правил).
Следует помнить, что обращение в НКРЭКУ не ограничивает права потребителей на обращение за защитой нарушеных прав и законных интересов к энергетическому омбудсмену, в суд и другие уполномоченные органы власти.
Не соблюдение НКРЭКУ этих Правил при рассмотрении обращений потребителей, а также ненадлежащее рассмотрение по существу поставленного вопроса приводит к нарушению прав потребителей, которые, в лучшем случае, возможно восстановить в судебном порядке, а в худшем-вобще не восстановить.
Как правило, потребители обжалуют нарушение своих прав в судебном порядке, поскольку, во-первых, как свидетельствует судебная практика, это наиболее эффективный способ защиты, во-вторых, даже принятые Комиссией, по результатам проверки, меры, чаще всего, не дают позитивного результата касательно восстановления нарушеных прав потребителя.
Об отсутствии эффективности мер влияния НКРЭКУ может свидетельствовать, напраимер, дело № 911/383/20.
Суть дела в том, что ПАО «ГТЭК Киевские региональные электросети» относительно потребителя электроэнергии было составлено акт о нарушении учета электроэнергии и начислено стоимость неучтенной электроэнергии.
По обращению потребителя НКРЭКУ было проведено проверку законности указанного акта, за результатами которой наложено штраф на поставщика за несоблюдение требований нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование рынка электрической энергии, нарушения лицензионных условий с распределения электрической энергии и осуществления мер государственного регулирования и обязано его привести свои действия относительно потребителя к требованиям ПРРЭЭ путем отмены насчитаного по Акту о нарушении объема и стоимости неучтенной электрической энергии.
Про указанные неэффективные меры свидетельствует тот факт, что поставщик обратился в суд к потребителю о взыскании задолженности за электрическую энергию по составленному акт на сумму 237 799 грн.
Судебным решением отказано в удовлетворении иска поставщика, но потребителю уже второй раз, в суде, пришлось доказывать неправомерность составленного акта, на основании которого поставщик пытался взыскать с него деньги.
Таким образом, государством создано соответствующие органы, в которые имеют право обратится физические и юридические лица за защитой своих нарушеных прав и эти органы должны надлежащим образом рассмотреть эти обращения и принять действующие меры для восстановления прав заявителя не доводя эти дела до суда.
Для верного определения органа к которому необходимо обратится с заявлением о нарушении необходимо обратится к специалисту-юристу, который поможет составить соответствующее обращение, а также при необходимости защитит права клиента как в досудебном так и в судебном порядке.