Перейти к содержимому
Главная страница » БЛАГОДАРЯ БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЕВРО-РЕКОНСТРУКЦИЯ» ЖИТЕЛИ ГОРОДА КИЕВА ОПЛАЧИВАЛИ УСЛУГИ ПО ТЕПЛОПОСТАВКЕ ПО ЗАВЫШЕННЫМ ТАРИФАМ

БЛАГОДАРЯ БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЕВРО-РЕКОНСТРУКЦИЯ» ЖИТЕЛИ ГОРОДА КИЕВА ОПЛАЧИВАЛИ УСЛУГИ ПО ТЕПЛОПОСТАВКЕ ПО ЗАВЫШЕННЫМ ТАРИФАМ

  • автор:
amvaamaya

         ООО «ЕВРО-РЕКОНСТРУКЦИЯ» являеться юридическим лицом, основной деятельностью которой есть производство электрческой энергии; передача электрической энергии магистральным, межгосударственным, местным (локальными) электросетями; поставка электрической енерггии по урегулированным и неурегулированным тарифом; оплатная поставки электрической энергии, а также производство и поставка теплово энергии портебителям; производство тепловой энергии на теплоэлектроцентраляхтии установках с использованием нетрадиционных обновленных источников энергии.

         Решением Антимонопольного Комитета от 10.11.2022 установлено, что указанное Общество с октября 2019 года по апрель 2020 года занимало монопольное (доминирующее) положение на рынке услуг по централизованной теплопоставке Дарницкого и Днипровского районов города Киева в зоне теплопоставки Общества с долей 100 %.

         Постановлением НКРЭКУ от 17.03.2020 № 623 установлены тарифы на услуги по поставке тепловой энергии Обществу для нужд населения на уровне 689,32 грн/Гкал (без НДС) за счет снижения стоимости топливной составляющей, составляющей себестоимость тепловой энергии по сравнению с ее ценой, учтенной в тарифах, установленных постановлением НКРЭКУ от 11.12.2018, для ООО.

          При этом постановление НКРЭКУ № 623 применялось к потребителям, с которыми заключены договоры после 01.05.2019, и именно таким потребителям услуги по снабжению тепловой энергией осуществлялись по сниженным тарифам.

         Вместе с тем, как установлено АМК, Общество не приняло решение об изменении (уменьшении) размера начислений потребителям платы за услуги по централизованному отоплению в связи с изменением (уменьшением) цены природного газа в период с декабря 2019 по апрель 2020 года и соответственно не произвело соответствующих перерасчетов.

          Следовательно, такие действия Общества являются нарушением законодательства о защите экономической конкуренции, предусмотренного пунктом 2 статьи 50 и частью 1 статьи 13 Закона №2210-III, в виде злоупотребления монопольным (доминирующим) положением на рынке услуг по централизованному отоплению Дарницкого и Днепровского районов. е конкуренции на рынке.

         С учетом указанных обстоятельств АМК своим Решением за совершенное правонарушение на ООО наложило штраф в размере 9 646 253 грн; обязано ООО устранить последствия нарушения законодательства о защите экономической конкуренции путем осуществления перерасчета потребителям за услуги централизованного отопления в связи с изменением (уменьшением) цены природного газа за период с декабря 2019 года по апрель 2020 года.

         Общество обжаловало указанное решение АМК в суд, дело по которому рассматривалось неоднократно в судах всех инстанций.

         Верховный Суд 18.01.2024 отменил судебные решения предыдущих инстанций об удовлетворении иска ООО, а дело направил на новое рассмотрение. По результатам нового разбирательства суд первой инстанции повторно удовлетворил иск ООО. Вместе с тем, апелляционный суд 25.02.2025 отменил решение первой инстанции и постановил новое об отказе удовлетворении иска ООО об отмене Решения АМК с учетом следующего.

         Установлено, что в условиях действия договоров о предоставлении услуг по централизованному отоплению, которые заключались до 01.05.2019, ООО в период с декабря 2019 по апрель 2020 года продолжало начислять населению плату за услуги по централизованному отоплению по тарифам на уровне 1117,942 грн. (без НДС).

         Итак, в отопительный период 2019/2020 годов (с декабря 2019 года по апрель 2020 года), осуществляя начисление платы за услуги по централизованному отоплению по тарифам, установленным постановлениями НКРЭКУ до 01.05.2019, которые не могли соответствовать экономическим обоснованным затратам. , могло произвести, но не сделало соответствующие перечисления платы более 100 000 абонентам (квартир) за услуги по централизованному отоплению, что является злоупотреблением (доминирующим) положением на соответствующем товарном рынке.

         То есть, такие тарифы выше на 429 грн за тарифы на услуги по поставке тепловой энергии, установленные Постановлением от 17.03.2020 № 623, в связи с чем часть потребителей истца за фактически одни и те же услуги переплачивала более 38% (или в 1,6 раза).

         Учитывая требования законодательства, Комитет не был обязан устанавливать/проверять на какую именно сумму (в каком именно размере корректировки) теплоснабжающие организации вправе самостоятельно уменьшать размер начислений, поскольку предметом дела было именно бездействие ООО, которое заключалось в непринятии решения по изменению (уменьшению) размера начислений по газа.

         Однако положение Постановления №1082 обязывало истца, как субъекта хозяйствования (теплоснабжающую организацию) самостоятельно принять решение об изменении начислений за потребленную услугу в случае уменьшения цены природного газа, как составляющей экономически обоснованных затрат на ее производство без внесения изменений в действующий тариф. Указанное не противоречит положениям Закона №2189-VIII, Порядка №689 и Порядка №377, а наоборот прямо предусмотрено ими и было бы проявлением добросовестности со стороны истца.

         В то же время отсутствие каких-либо правил, положения или методики такого перерасчета в спорном вопросе не может ставить потребителей тепловой энергии/услуг по централизованному отоплению в зависимость не от верховенства права, а от воли монополиста (истца), которая в силу норм законодательства о защите экономической конкуренции не может быть абсолютной.

         Апелляционный суд также отметил, что между Обществом как субъектом хозяйствования, занимавшим монопольное (доминирующее) положение на рынке снабжения тепловой энергии, и потребителями отсутствует конкуренция, поскольку истец осуществляет реализацию тепловой энергии потребителям, соответственно осуществляющим деятельность по приобретению соответствующего товара, и не являются друг для друга конкурентами.

         Кроме того, установлено, что в течение 2020-2021 годов в АМК поступали обращения потребителей относительно соответствия требованиям законодательства о защите экономической конкуренции действий Общества, которые заключались в несовершении в течение отопительного периода 2019/2020 годов перерасчетов платы, в частности, за услуги по централизованному отоплению, в связи.

          По информации потребителей, они обращались с соответствующими заявлениями в Общество с просьбой осуществить в течение 2019/2020 отопительного периода перерасчеты платы за услуги централизованного отопления в связи со снижением цены природного газа.

         Однако, в ответ на такие заявления ООО отказывало потребителям, мотивируя это тем, что нет правовых оснований для проведения таких мероприятий, а потребители смогут получать услуги по снабжению тепловой энергией по сниженному тарифу после подписания индивидуальных договоров, заключенных в соответствии с требованиями Закона №2189.

         По этим основаниям апелляционный суд пришел к выводу, что доказанным обстоятельства злоупотребления истцом монопольным (доминирующим) положением, что отразилось в непринятии решения относительно уменьшения размера платы тепловой энергии в соответствии с разницей цен на природный газ, которое было бы невозможным для истца при существовании конкуренции на рынке.

         В частности, бездействие Истеца в виде неосуществления перерасчетов размера начислений за тепловую энергию в период декабрь 2019 — апрель 2020 в связи с изменением для Общества цены природного газа в течение отопительного периода 2019-2020 привело к нарушению и ограничению интересов потребителей. ценам.

         При этом, апелляционный суд обратил внимание, что такое бездействие истца, которое привело к ущемлению интересов потребителей, было бы невозможно при условии существования значительной конкуренции на рынке снабжения тепловой энергии, поскольку потребители тепловой энергии, вследствие возможности выбора поставщика тепловой энергии, избрали бы другого поставщика с более благоприятными условиями потребления указанного товара.

         По таким основаниям суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности оспариваемого ООО Решения АМК.