Перейти к содержимому
Главная страница » АДВОКАТ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

АДВОКАТ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

 
Приобретая товары и услуги, потребители нередко сталкиваются с тем, что приобретенный товар отказывается полноценно функционировать, а заказанные работа выполняются не вовремя или потребитель не доволен качеством работ или предоставленной услуги.
Безусловно, на защиту потребителя в случае недобросовестных Продавцов или Исполнителей работ (услуг) встает Закон Про защиту прав потребителей, который предоставляет потребителю широкие права в случае нарушения его прав – возврат товара продавцу и возврат средств от продавца; замена товара; снижение цены; разрыв договора и возврат средств, принуждение к исполнению обязательства в натуре. Кроме Закона Про защиту прав потребителя, другие законы также могут содержать положения о защите прав потребителя. Например Про финансовые услуги и государственное регулирование рынка финансовых услуг, Про жилищно-коммунальные услуги. Про рынок электрической энергии, Про рынок газа, Про электронную коммерцию, Про рекламу и другие.
Законом Про защиту прав потребителей установлено, что защитой прав потребителей должен заниматься государственный орган по защите прав потребителей, которым на сегодняшний является Государственная служба по вопросам безопасности продовольственных продуктов и защиту потребителей – Госпродпотребслужба.         
Согласно положению про Госпродпотребслужбу она может проводить контрольные проверки, накладывать штрафы за нарушения прав потребителей а также передавать в органы досудебного расследования материалы, если действия субъектов хозяйствования содержать признаки преступления.
 
Это важно !!! Нужно учесть, что не только Госпродпотребслужба занимаеться защитой прав потребителей. Так, в сфере тепло-водопоставки, поставки и распределения электрической энергии, поставки и распределения газа защитой прав потребителей обязана Национальная комиссия которая осуществляет регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг; в сфере предоставления финансовых услуг ( включая страхование) – Национальный Банк Украины; в сфере предоставления связи и почтовых услуг – Национальная комиссия, которая осуществляет регулирование в сферах электронных коммуникаций, радиочастотного спектра и предоставления почтовых услуг; Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку – относительно приобретения потребителями ценных бумаг.
Но, как показывает практика, государственные органы не всегда спешат защитить нарушенные права потребителей, ссылаясь на формальные и надуманные основания, поэтому потребитель может восстановить свои права в суде. Хотя эта процедура не всегда быстрая, но судебные процедуры (включая права на обжалование судебных решений) делает процедуру восстановления нарушенных прав потребителей весьма эффективной.
Из практики обращения клиентов, права потребителей чаще всего нарушаются в следующих сферах:
  • Продажа некачественных вещей и обуви – продавцы как правило отказываются вернуть деньги за некачественный товар;
  • Продажа некачественных бытовых прибор и электроники – также продавцы отказываются принять свои некачественные устройства и вернуть потребителям деньги;
  • Электронная торговля – такая же проблема, помноженная также на формализм отношений потребителя и продавца и надежда что потребителю сложно будет защитить свои права при продаже услуг через Интернет;
  • СТО – некачественно проведенный ремонт, подмена запчастей (выдавая дорогие запчасти за дешевые), иногда откровенная некомпетентность или же откровенный обман заказчика! Также бывают случаи откровенного вымогательства, когда СТО отказывается выдавать собственнику его авто без оплаты заоблачного счета, который в десятки раз превышает реальную стоимость работ!;
  • Нарушение прав потребителей Застройщиками при инвестировании в жилье – требование дополнительных оплат, не предусмотренных договором ( в том числе безосновательно отказываясь выдавать документы на квартиру; нарушения требований стандартов относительно качества сдаваемого жилья;
  • В сфере проведения ремонтных и строительных работ- нарушение условий договора, требования подписания акта выполненных работ при наличии строительных дефектов, нарушения сроков строительства, попытка завысить стоимость работ, другие нарушения договора;
  • В сфере жилищно-коммунальных услуг – предоставление некачественных услуг, безосновательное начисление платежей, причинение ущерба потребителю, нарушения порядка учета коммунальных услуг, сложности к подсоединению к сетям или отсоединения от сетей;
  • Нарушения прав потребителей при оказании финансовых услуг – предоставление ложный информации (в том числе о процентах) при предоставлении кредита, открытии депозита, безосновательных отказов в выплате страховых сумм, безосновательного отказа в обслуживании поточного счета с одновременным блокированием денежных сумм на счету;
  • Споры по телекоммуникационным услугам ( включая мобильную связь) -безосновательное отключение от услуг, начисление безосновательных задолженностей.
По защите прав потребителей Адвокатское Бюро может предоставить следующие услуги:
  • предоставление потребителю консультации ( как устной так и письменной);
  • составление претензии в адрес Продавца или Исполнителя работ или услуг;
  • составление искового заявления, других процессуальных документов, комплексное ведение дела.
Следует также учесть, что продавец не может отказаться принять товар, ссылаясь что покупатель нарушил порядок пользования товаром без проведения экспертизы. Экспертиза проводиться за счет Продавца. Если потребителя не устроят результаты экспертизы, ее заключения можно обжаловать.  
 

Судебная практика по делам о защите прав потребителей

Дело № 531/751/18
Существенным недостатком в силу п. 12 ст. 1 Закона Украины О защите прав потребителей является недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевой назначением, возник по вине производителя (продавца, исполнителя), после его устранения проявляется вновь по независимым от потребителя причинам и при этом наделен хотя б одним из следующих признаков: а) он вообще не может быть устранен; б) его устранение требует более четырнадцати календарных дней; в) он производит товар существенно другим, чем предусмотрено договором.
Согласно постановлению Полтавского Апелляционного Суда от 27 мая 2019 года, потребитель обратился в суд с иском про разрыв договора купли-продажи обуви к физическому лицу предпринимателю, так как товар оказался некачественным и у обуви отпала подошва.  Решением суда первой инстанции иск был удовлетворен частично, договор купли-продажи обуви был разорван, взысканы в пользу покупателю уплаченные за обувь денежные средства, неустойка и затраты на адвоката.
Поданную апелляционную жалобу Предпринимателя Апелляционный суд отклонил, так как согласно
ст. 708 ГК Украины, при наличии недостатков товара или фальсификации товара, покупатель имеет право разорвать договор и осуществить возврат средств.
 
Дело № 752/18727/18
Если товар не поставлен покупателю, то в таком случае договор купли-продажи подлежит разрыву с возвратом денежных средств покупателю.
Так, покупатель заказал через Интернет промышленный пылесос и оплатил счет продавца. Однако магазин данный товар покупателю так и не поставил.
В соответствии с требованиями ст. 704 ГК Украины Если договор розничной купли-продажи заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в установленный договором срок доставить товар по месту, указанному покупателем, а если место передачи товара покупателем не указано, — по месту жительства физического лица-покупателя или местонахождением юридического лица-покупателя.
Суд удовлетворил требования покупателя, ссылаясь на положения Гражданского Кодекса, согласно которым розничный договор купли-продажи подлежит разрыву, если Магазин в разумные сроки не передаст товар Потребителю.
 
Дело №495/3796/20
Недостаток товара — любое несоответствие продукции требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов, условиям договоров или предъявляемым к ней требованиям, а также информации о продукции, предоставленной производителем (исполнителем, продавцом).
Потребитель обратился в суд с иском к Продавцу, аргументируя это тем, что новоприобретенный холодильник работает ненадлежащим образом – в камере хранения овощей происходит заморозка овощей. Потребитель обратился в магазин с заявлением про замену холодильника, который его принял, однако потребителю магазин исправный холодильник так и не вернул.
Ссылаясь на положения Гражданского Кодекса и закона Про защиту прав потребителей, суд пришел к заключению, что магазин не провел обязательную экспертизу по какой причине произошла неисправность, замену товара не произвел, решил удовлетворить исковые требования Потребителя, разорвать договор купли-продажи и взыскать с магазина денежные средства.  
 
Дело № 759/11033/18
Потребитель имеет право при приобретении товара или заказа услуг на возмещение имущественного и морального вреда
Истец обратился с иском в суд, мотивируя это тем, что магазин Эпицентр отказался принять у него остаток неиспользованной плитки. На заявление истца магазин никакого ответа не дал. Суд иск удовлетворил, признал противоправным бездеятельность магазина, которая выразилась в непредоставлении ответа Потребителю и взыскал в его пользу моральный ущерб.