Споры в области водоснабжения и водоотведения являются одними из самых сложных. Чаще они возникают из-за неудовлетворения потребителей с суммами по квитанциям, неправомерного доначисления объемов, якобы, неучтенного потребления воды, незаконного снятия с учета счетчика, без обязательной предварительной его проверки, несоответствующим качеством предоставленных услуг или временным отсутствием важных преимуществ по получению воды.
Как правило, споры с Водоканалом начинаются на стадии заключения договоров на водоснабжение и водоотвод, так называемые «преддоговорные споры», когда вам, как потребителю, отказывают в заключении договора или затягивают с этим или включают в соглашение такие условия, которые вас не устраивают. Такие действия Водоканала приводят к длительной переписке Потребителей с разными инстанциями в целях получения услуг по водоснабжению и все это время Потребители находятся без воды.
Кроме того, если, например, Вы получили квитанцию с большой суммой для оплаты за водоснабжение (водоотвод), с которой не согласны, а организация по водоснабжению отказывается сделать перерасчет или наоборот начисляет штрафные санкции за неуплату «несуществующего» долга, такого как долг за неучтенное потребление воды. Промедление с решением данных вопросов может привести к отключению вашего помещения от водоснабжения, поэтому Вам крайне необходима помощь квалифицированного юриста, специализирующаяся в сфере водоснабжения.
Нередки случаи, когда Водоканал не выполняя свои обязанности относительно своевременной бесплатной проверки прибора учета воды, снимают его с учета и начисляют оплату без его показателей, пытаясь при этом перевести такие действия на Потребителя. Это приводит к тому, что Потребитель должен сам организовывать межинтервальную проверку счетчика, при этом платно, и при вполне исправном счетчике, платить за воду без его показателей, то есть за объемы, не соответствующие действительности потребления.
Правовая помощь Вам необходима также в случае, когда суд незаконно издал приказ о взыскании задолженности за водоснабжение, а также в случае причинения Вам материального ущерба в результате аварии (прорыва) сети водопровода.
Следует помнить, что каждая коммунальная организация, в том числе водоснабжающая, имеет целый юридический департамент, с которым человек должен спорить без юридических знаний и опыта, что крайне сложно.
Не меньше сложностей возникает и у юридических лиц, ФЛП в конфликтных ситуациях с Водоканалом. В частности, Водоканал массово подает в суд иски о взыскании средств за сброс сточных вод с превышением допустимых объемов и концентраций загрязняющих веществ. При этом данные иски не всегда обоснованы, а доначисленные суммы за сверхнормативные сбросы достигают миллиона гривен !!!
Адвокаты АБ «Ткачук и партнеры» имеют огромный опыт по разрешению споров с Водоканалом и помогут урегулировать конфликтные ситуации в сфере водоснабжения в пользу клиента, предоставив следующие услуги:
Получение консультации по Вашему вопросу, оценка возникшей ситуации и перспективы возможных судебных процессов;
Помощь в решении преддоговорных споров по заключению договора с Водоканалом;
Помощь в пересчете выставленных счетов за водоснабжение, в том числе начисленного за неучтенное потребление воды или без показателей снятого с учета счетчика;
Помощь в случае незаконного снятия Водоканалом счетчика с учета;
Составление претензий к водоснабжающей организации, подготовка
ответы на претензию;
Ознакомление с материалами дела, если дело по спору с Водоканалом находится уже в суде;
Сбор доказательной базы и подготовка процессуальных документов-адвокатского запроса, жалоб, иска, ходатайства, возражения на иск, ответы на возражения и т.п.;
Обжалование судебных решений (судебного приказа) путем подготовки, заявлений, апелляционных и (или) кассационных жалоб;
Представительство интересов клиента в судах всех инстанций в спорах
Водоканалом.
Из опыта адвокатов нашего Бюро можно определить самые частые споры, возникающие с Водоканалом, в частности:
заключение, расторжение, прекращение договора о предоставлении услуг Водоканалом;
неоказание, некачественное предоставление услуг по водоснабжению;
чрезмерное, неправильное начисление платы за водоснабжение;
начисление объемов неучтенного потребления воды;
снятие с учета счетчика без обязательной его межинтервальной проверки;
применение неверных (завышенных) тарифов;
начисление штрафных санкций;
аварии (прорывы) на сетях водоснабжения и возмещения в связи с этим материального ущерба;
претензии Водоканала по сбросам сточных вод сверх установленных нормативов и другие.
Возможно рассмотреть отдельные споры, возникающие с водоканалом и возможные пути их разрешения с помощью адвокатов АБ «Ткачук и партнеры».
ПОМОЩЬ АДВОКАТА В СПОРАХ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ С ВОДОКАНАЛОМ
ПРЕДДОГОВОРНЫЕ СПОРЫ С ВОДОКАНАЛОМ
Предоставление жилищно-коммунальных услуг, в том числе водоснабжения, является разновидностью договорных обязательств, поэтому порядок их предоставления, защита прав потребителей и урегулирование других отношений, возникающих вокруг предоставления услуги по водоснабжению регулируется действующим законодательством, а также договорами.
В соответствии с Правилами пользования системами централизованного коммунального водоснабжения и водоотвода в населенных пунктах Украины, утвержденными Приказом Министерством по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины № 190 от 27.06.2008 договорные отношения между исполнителем услуги по централизованному водоснабжению/централизованному водоотводу и потребителем осуществляются исключительно на договор в Законы Украины «О питьевой воде, питьевом водоснабжении и водоотводе», «О жилищно-коммунальных услугах» и «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения».
Форма Типового индивидуального договора о предоставлении услуг по централизованному водоснабжению и централизованному водоотводу утверждена постановлением КМУ № 85 от 02.02.2022.
Нередко споры с водоканалом происходят еще на стадии преддоговорных отношений. К примеру, работники Водоканалы затягивают, отказывают с заключением договора или в него включены такие условия, которые не устраивают Потребителя.
Так, в хозяйственный суд обратилось ОСМД с иском к Водоканалу с иском об обязательстве ответчика заключить с истцом как коллективным потребителем договор о предоставлении услуг по централизованному водоснабжению и централизованному водоотводу в предложенной редакции.
Исковые требования мотивированы тем, что после государственной регистрации ОСМД оно трижды с целью выполнения своих уставных обязанностей обращалось в Водоканал с заявлением о заключении договора о предоставлении услуг по централизованному водоснабжению и централизованному водоотводу. Однако ответчик отказал в заявлениях по следующим причинам:
— услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу в данный дом предоставляются на основании договора, заключенного с Обслуживающим кооперативом (ОК), от которого не поступало обращений или документов относительно досрочного прекращения договора или подтверждающих документов о переходе жилого дома в ОСМД.
— при предоставлении техническо-проектной документации на водоснабжение и водоотвод здания, паспорта коммерческого учета и декларации о готовности объекта к эксплуатации или сертификату, а также права собственности на здание, ответчик предоставит два экземпляра договора для ознакомления и подписания.
Постановлением хозяйственного апелляционного суда от 07.10.2021 оставлено в силе решение суда первой инстанции от 30.06.2021 (в порядке дело не пересматривалась) об удовлетворении иска и обязательства ответчика заключить с истцом договор на централизованное водоснабжение в редакции, предложенной последним.
Удовлетворяя иск в полном объеме суды исходили из того, что материалами дела подтверждается факт обращения истца к ответчика с предложением заключить договор о предоставлении услуг по централизованному водоснабжению и централизованному водоотводу и факт отказа ответчика от заключения такого договора;
Из содержания статей 13, 14 «О жилищно-коммунальных услугах» (в редакции на время возникновения спорных правоотношений), следует обязанность исполнителя коммунальной услуги, занимающего монопольное положение на рынке, при наличии у него технических возможностей, заключить с объединением совладельцев многоквартирного дома как коллективным потребителем договор о предоставлении соответствующей коммунальной услуги.
Договоры между исполнителем коммунальной услуги и потребителем заключаются в соответствии с типовыми или примерными договорами. Законодательством не предусмотрено представление каких-либо других документов, чем те, которые истец приобщал к предложениям о заключении договора. Несмотря на установленную законодательством обязанность исполнителя коммунальных услуг (ответчика), занимающего монопольное положение, заключить договор с потребителем услуги, ответчик в течение длительного времени игнорирует законные требования истца.
Техническая возможность на заключение договора о предоставлении услуг по централизованному водоснабжению и централизованному водоотводу в дом существует, поскольку между ответчиком и третьим лицом (ОК) заключен такой договор.
Заключение в судебном порядке между сторонами договора о предоставлении услуг по централизованному водоснабжению и централизованному водоотводу будет основанием для прекращения договора с индивидуальным потребителем в здании (третьим лицом), помещение которого является самостоятельными объектами недвижимого имущества, о предоставлении услуг по централизованному водоснабжению и централизованному водоотводу ;
Относительно доводов ответчика об отсутствии у истца доказательств передачи ему на баланс соответствующего объекта недвижимости третьим лицом, то суды отметили, что при анализе уст. 5 ЗУ «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» следует, что действующим законодательством не предусмотрена передача на баланс объединению совладельцев многоквартирного дома от заказчика строительства такого дома, а предусмотрена только обязанность передачи технической документации. При этом, в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлениях Верховного Суда от 07.06.2018 и от 12.03.2020, обязанность бывшего балансодержателя дома, либо лица, осуществлявшего управление многоквартирным домом, либо заказчика строительства, либо предыдущего владельца дома по передаче экземпляра документации на здание объединению совладельцев многоквартирного дома возникает у него исключительно со дня государственной регистрации объединения и не зависит от принятия объединением решения о передаче ему функций по управлению домом и принятия дома на баланс, поскольку любых других условий, кроме государственной регистрации объединения, для передачи документации от предыдущего балансодержателя Законом не определено.
Требование истца об обязательстве заключить договор в определенной редакции в случаях, допускающих разрешение таких споров судом, следует толковать как требование о признании заключенным такого договора в судебном порядке в предложенной истцом редакции, не противоречащей способам защиты, определенным пунктом 1 части 2 ст. . 16 ГКУ и отвечает способам защиты, установленным ст. 20 ХКУ. Указанное согласуется с правовой позицией ОП ВС от 18.09.2020, учитывая что суд отклонил утверждение ответчика о неправильно избранный истцом способ защиты.
Следовательно, в случае отказа Водоканала заключить договор с Потребителем на его условиях, данный спор разрешается в судебном порядке, в чем помогут адвокаты нашего Бюро.
ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРА-ОФОРМЛЕНИЕ АКТА-ПРЕТЕНЗИИ
Законом предусмотрено, что потребитель может не оплачивать стоимость коммунальных услуг (кроме поставки тепловой энергии) в случае их неиспользования (при отсутствии приборов учета) за период своего временного отсутствия в жилом помещении потребителя и других лиц более 30 календарных дней. Однако это возможно только при условии документального подтверждения в соответствии с условиями договоров о предоставлении коммунальных услуг заключенных между исполнителем и потребителем.
Для реализации этого права потребитель должен обратиться к исполнителю услуг с письменным заявлением и официальными документами, подтверждающими факт отсутствия. Это могут быть документы с места временного проживания, работы, лечения, обучения, прохождения военной службы, отбывания наказания.
Обращаю внимание! Чтобы не платить за услуги холодного и горячего водоснабжения на период временного отсутствия потребителя и членов его семьи, следует обратиться с заявлением к исполнителю указанных услуг для опломбирования запорных вентилей на вводе в квартиру или собственное здание. По письменному заявлению потребителя исполнитель в течение суток возобновит предоставление услуг, сняв пломбы.
Если уровень предоставляемых услуг по водоснабжению не соответствует предъявляемым требованиям, потребитель имеет право требовать защиты своих прав в рамках Законов Украины «О защите прав потребителей» и «О жилищно-коммунальных услугах». Этот вид защиты прав потребителей питьевой воды реализуется через составление и подписание актов-претензий в связи с: нарушением порядка предоставления услуг водоснабжения, изменением их потребительских свойств и превышением сроков проведения аварийно-восстановительных работ; безвозмездном получении от Водоканала подробный расчет распределения объема потребленных водоснабжающих услуг между потребителями многоквартирного дома; безвозмездном получении информации о произведенных Водоканалом начислении платы за водоснабжающие услуги (с распределением по периодам и видам начислений) и полученные от потребителя платежи.
Порядок оформления претензий потребителей предусмотрен статьей 27 ЗУ О жилищно-коммунальных услугах.
Так, потребитель имеет право на уменьшение размера платы за предоставленные услуги по водоснабжению. Для этого потребитель имеет право вызвать представителя исполнителя для составления и подписания акта-претензии, в котором указываются сроки, виды, показатели нарушений. Вызов представителя исполнителя должен осуществляться способом, оговоренным в договоре между потребителем и исполнителем, в частности, путем направления письменного заявления
По результатам проверки качества предоставления услуг водоснабжения составляется акт-претензия, который подписывается потребителем и исполнителем услуги. При этом исполнитель услуги по водоснабжению обязан прибыть по вызову потребителя в сроки, определенные в договоре, но не позднее чем в течение суток с момента получения уведомления потребителя.
Акт-претензия должен содержать информацию о том, в чем заключалось непредоставление, предоставление не в полном объеме или ненадлежащего качества услуги по водоснабжению, дату (срок) ее предоставления с нарушениями, а также другую информацию, характеризующую эти нарушения. В случае проведения проверки качества предоставленных услуг по централизованному водоснабжению, централизованному снабжению горячей водой потребитель вправе осуществить забор проб, информация о чем включается в акт-претензии.
В случае неприбытия исполнителя услуги по водоснабжению в установленный срок или необоснованного отказа подписать акт-претензию такой акт подписывается потребителем, а также не менее чем двумя потребителями соответствующей услуги, проживающими (расположенными) в соседних зданиях ( помещениях многоквартирного дома) и направляемым исполнителю услуги рекомендованным письмом.
Исполнитель услуги по водоснабжению в течение пяти рабочих дней решает вопрос об удовлетворении требований, изложенных в акте-претензии, или выдает (отправляет) потребителю обоснованный письменный отказ в удовлетворении его претензии. В случае непредоставления исполнителем ответа в установленный срок претензии потребителя считаются таким исполнителем.
Статьей 28 указанного Закона регламентирован порядок оформления претензий потребителей в многоквартирном доме, основанный на тех же принципах. Однако, есть некоторые особенности, например:
-в случае непредоставления, предоставления не в полном объеме или ненадлежащего качества услуг по водоснабжению, предоставляемых в многоквартирном доме на основании индивидуальных договоров, вызов исполнителя для проверки количества и качества предоставленных коммунальных услуг, подписание акта-претензии, отобрание проб производятся совладельцем — стороной договора или его представителем,
— по требованию совладельца — стороны договора в проверке количества и качества предоставляемых услуг по водоснабжению принимают участие представитель ОСМД или управляющий, подписывающий акт – претензию. Их неприбытие или отказ от подписи акта-претензии не являются препятствием для проведения проверки количества и качества предоставленных услуг по водоснабжению и/или подписанию акта-претензии, а информация об отказе указывается в акте-претензии,
-в случае непредоставления, предоставления не в полном объеме или ненадлежащего качества услуги по водоснабжению, которые предоставляются в многоквартирном доме на основании договора, заключенного между Водоканалом и ОСМД, как коллективным потребителем, вызов исполнителя для проверки количества и качества предоставленных услуг, подписание акта-претензии, отнятие проб производится представителем ОСМД при участии, по их желанию, с совладельцами дома.
При участии адвокатов нашего Бюро указанное досудебное урегулирование спора будет более эффективно, чем попытка его урегулировать самостоятельно и с более высокой вероятностью конфликтная ситуация не дойдет до рассмотрения в судебном порядке.
СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ СПОРА
МЕЖДУ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ И ВОДОКАНАЛОМ
Если урегулировать спор путем передачи акта-претензии не удалось – есть смысл обращаться в суд, в чем помогут адвокаты нашего Бюро.
При этом в случае удовлетворения требований потребителя суд одновременно решает вопрос о возмещении морального (неимущественного) ущерба.
Статьей 257 ГКУ установлено, что общая исковая давность составляет три года.
Что касается правил подсудности, то п. 5 ст. 28 ГПКУ регламентировано: иски о защите прав потребителей могут предъявляться также по зарегистрированному месту жительства или пребывания потребителя или по месту причинения вреда или исполнения договора.
ПОМОЩЬ АДВОКАТА В СПОРАХ ПО ИСКАМ
ВОДОКАНАЛА К ПОТРЕБИТЕЛЯМ
Обращаю внимание, если потребитель имеет задолженность за жилищно-коммунальные услуги и отказывается платить ее в добровольном порядке или заключить договор реструктуризации, то такая задолженность взимается в судебном порядке.
При этом судебный процесс в подавляющем большинстве проходит в «упрощенном» порядке (ст. 95 ГПКУ) путем выдачи судебного приказа, без вызова должника. Кроме того, согласно части 2 ст. 625 ГКУ кредитор вправе потребовать уплату задолженности с учетом пени, индекса инфляции за все время просрочки, а также 3% годовых от суммы долга.
Данные судебные приказы, в случае несогласия с суммой или вообще наличием задолженности, подлежат обжалованию в 15-дневный срок со дня его получения, в чем помогут юристы нашего Бюро.
Так, определением суда от 23.10.2023 отменен судебный приказ, выданный судьей по заявлению КП «Водоканал» о взыскании с физического лица задолженности за предоставленные услуги по поставке воды и водоотвода.
Заявление об отмене судебного приказа мотивировано тем, что заявительница требования взыскателя считает необоснованными и соглашается с суммой задолженности, указанной в судебном приказе, отрицает правильность и бесспорность расчетов задолженности за предоставленные услуги. Указывает, что производила ежемесячные расчеты самостоятельно и производила оплату за фактически полученные услуги согласно показателям счетчика. Кроме того, заявитель отметила, что долгое время не проживала в квартире и это жилье в аренду не сдавала, в течение этого времени никто не пользовался услугами водоснабжения и водоотведения, поэтому и показатели счетчика не передавались.
Отменяя судебный приказ суд отметил, что в заявлении об отмене судебного приказа приведены ссылки на обстоятельства, свидетельствующие об оспаривании требований взыскателя, должник обосновывает свои возражения против требований взыскателя, ссылаясь на доказательства, и при вынесении приказа не рассматривалась обоснованность заявленных взыскателем требований.
Также суд апелляционной инстанции 29.09.2022 отказал Водоканалу в отмене определения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении его заявления о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности за услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу с четырех потребителей.
В заявлении, с которым Водоканал обратился в суд, говорится, что четыре жителя одной из квартир задолжали за услуги водоканала 5 249 грн. (учет начислений и оплаты отражен в лицевом счете). Абонент частично рассчитывался за фактическое использование услуг, подтверждающих потребление, а следовательно, факт присоединения к условиям договора о предоставлении таких услуг, а потому просил выдать судебный приказ о взыскании долга. К заявлению добавлен расчет о начислении и оплате должниками услуг по централизованному водоснабжению и водоотводу.
Вместе с тем апелляционный суд обратил внимание, что судебный приказ как особая форма судебного решения выдается на основании документов, подтверждающих бесспорность материально-правовых требований.
Если заявлено требование о взыскании задолженности за оплату жилищно-коммунальных услуг, надлежащими и достаточными доказательствами на обоснование этого требования: 1) письменный договор о предоставлении таких услуг; 2) соответствующий расчет задолженности.
В то же время, Водоканал не предоставил суду письменный договор о предоставлении услуг водоснабжения и, при его отсутствии, не привел доводов о наличии договорных отношений на другом правовом основании между заявителем и должниками.
Также водоканал не предоставил никакой информации о тарифах, владельцах квартиры, потребителях, с которых следует взыскать долг, доказательств бесспорности и правильности расчетов. возможно установить период, за который начислена указанная задолженность, и соответственно установить или прошел срок исковой давности установленный законом для таких требований.
На таких основаниях, апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления Водоканала о выдаче судебного приказа о взыскании долга.
Адвокаты нашего Бюро помогут обжаловать незаконный судебный приказ о взыскании задолженности по водоснабжению и водоотводу, а в случае обжалования Водоканалом в апелляционном порядке определения об отказе в выдаче приказа подготовят аргументированное отзыв (отрицание) на аргументы апелляционной жалобы.
СПОРЫ С ВОДОКАНАЛОМ О НАЧИСЛЕНИИ
НЕУЧТЕННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ВОДЫ
Согласно п.п. 3 п. 2 ст. 7 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» индивидуальный потребитель обязан обеспечивать целостность оборудования приборов (узлов) учета коммунальных услуг в соответствии с условиями договора и не вмешиваться в их работу. Согласно п. 5.18 Правил пользования системами централизованного коммунального водоснабжения и водоотвода в населенных пунктах Украины, потребитель отвечает за целостность и сохранность средств учета, пломб и деталей пломбирования, установленных представителями территориальных органов Госпотребстандарта и производителем в местах соединений средств учета, запорной арматуры манометра и другого оборудования узла учета, независимо от места его расположения.
Снимать средства учета, осуществлять любые замены их частей или изменения положения на водомерном узле, где они установлены, снимать пломбы, имеет право только изготовитель или потребитель по разрешению производителя. В случае самовольных действий потребитель платит расход воды согласно пунктам 3.3, 3.4 настоящих Правил, в соответствии с которыми водопользование считается безучетным, если потребитель самовольно присоединился к системам централизованного коммунального водоснабжения и водоотвода или самовольно пользуется ими.
При безучетном водопользовании производитель производит расчет расхода воды по пропускной способности трубы ввода при скорости движения воды в ней 2,0 м/сек и действием ее полным сечением в течение 24 часов в сутки. Расчетный период при безучетном водопользовании устанавливается со дня начала такого использования. Если сроки начала безучетного водопользования выявить невозможно, расчетный период составляет один месяц.
В случае неправомерного доначисления водоканалом объемов неучтенного потребления воды есть 2 варианта выйти из данной ситуации:
-Если Водоканал подал иск о взыскании такой задолженности, то адвокаты нашего Бюро построят линию защиты клиента для достижения результата отказа в удовлетворении иска, либо путем предъявления встречного иска о признании доначисленных объемов неучтенного потребления воды противоправными;
— Учитывая, что возникновение задолженности по воде может быть основанием для отключения водоснабжения, лучше безотлагательно обжаловать такое неправомерное доначисление объемов неучтенного потребления воды в суд, в том числе поставить требование о возобновлении водоснабжения, если оно все же прекращено.
Водоканал обратился в суд с иском к Лицу о взыскании доначисления за безучетное использование воды и возмещение ущерба в сумме 4242 грн. Иск мотивирован тем, что контролером Водоканала был составлен акт акт о том, что при проверке абонента Лицо, с которым заключен договор, был обнаружен опломбированный ввод воды в ванной комнате и зафиксирован перекрытый центральный вентиль, который опломбирован пломбой. В акте было указано о самовольном Особом срыве пломбы с центрального вентиля и безучетном потреблении воды. Согласно расчету, проведенному в соответствии с положениями п. 3.4 вышеупомянутых Правил, доначисление за безучетное потребление питьевой воды составило 4242 грн. При составлении акта ответчику было предложено явиться в Водоканал и затем направлено предупреждение с указанным расчетом заказным письмом, которые остались без соответствующего реагирования со стороны ответчика.
Решением суда первой инстанции от 13.08.2021 (не пересматривалось в апелляционном и кассационном порядке) иск частично удовлетворен на сумму 424 грн. учитывая следующее.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 08.02.2021 года в квартире ответчика имел место факт повреждения целостности пломбы из центрального вентиля без согласия водоканала и соблюдения соответствующей процедуры, что является нарушением требований действующего законодательства и договора о предоставлении населению услуг по водоснабжению. Данное обстоятельство подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, свидетельскими показаниями, не отрицается ответчиком и является свидетельством самовольного присоединения последней к системе централизованного коммунального водоснабжения и водоотведения, что привело к безучетному водопользованию.
Определяя период такого безучетного водопользования, суд исходит из следующего.
Актом от 28.01.2021 г. у абонента было зафиксировано наличие пломбы на центральном вентиле. Как установлено в судебном заседании и подтвердил в своих показаниях свидетельница такая пломба 08.02.2021 была срезана им в связи с установкой счетчика на воду. В этот же день о данном факте ответчик сообщила истцу, что подтвердила в своих показаниях свидетель-контролер и представитель истца. Однако, зная об отсутствии пломбы 08.02.2021, представители истца составляют акт о самовольном срыве пломбы и безучетном потреблении воды только 09.02.2021, не отмечая в нем день начала такого водопользования. При этом комиссия, составлявшая указанный акт, имела возможность такую дату установить, поскольку в их распоряжении был номер телефона абонента, последняя была заинтересована в соблюдении процедуры подключения к водоснабжению, неоднократно обращалась к водоканалу за соответствующими разъяснениями, сообщала о проведенных действиях. возможности водопользования, подтвержденные в судебном заседании свидетели.
Акт был составлен в отсутствии ответчика, без его ведома и сообщения, в присутствии лица, не являющегося владельцем квартиры и не являющейся стороной договора о предоставлении населению услуг по водоснабжению. Такой акт не был вручен ответчику и после его составления, а факт его направления не является свидетельством того, что такой последний получил, поскольку надлежащих доказательств этого материала дела не содержат. Комиссия вообще не пыталась установить дату срыва пломбы, хотя имела такую возможность, как путем выяснения даты отключения воды в связи перекрыванием общего крана у других потребителей, так и путем отобрания объяснений у лиц, присутствовавших при составлении акта, однако не привлечены к участию в этом по независящим от них причинам. Таким образом, акт был составлен односторонне представителями истца без привлечения и уведомления о его составлении потребителя, что также подтверждается самим актом, в котором в графе «в присутствии» кого составлялся акт не указан ничего.
Также суд обратил внимание на то, что истец, обосновывая исковые требования, отмечает, что расчетный период безучетного водопользования составляет 10 дней и производит за них начисление нанесенного шода, однако не отмечает, какой именно день он считает днем начала безучетного пользования водой и с какого времени осуществляет отсчет этих 10 дней, поскольку период с 29.01.2021 по 08.02.2021 составляет 12 дней, хотя, в силу требований ч.ч. 1, 6 ст. 81 ГПК Украины должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований, а доказывание не может основываться на предположениях.
В судебном заседании нашло свое подтверждение, что срыв пломбы и соответственно начало безучетного водопользования имело место 08.02.2021 года, указанное не было опровергнуто стороной истца и доказательств сорвания пломбы с центрального вентиля другого дня суда не предоставлено.
Таким образом, суд установил, что ответчик как потребитель услуг по водоснабжению, предоставляемая истцом, нарушила требования договора и действующего законодательства, а именно допустила безучетное водопользование в течение одного дня, в результате чего нанесла водоканалу убытки, поэтому, с учетом проведенного истцом расчета суммы начисления за безучетное потребление воды за один день осуществленный согласно предписаниям п. 3.3 Правил и является арифметически правильным, считает необходимым взыскать с ответчицы в пользу Водоканала доначисление за безучетное использование воды в сумме 424 гривны, а иск удовлетворить частично.
По другому делу 04.06.2021 года в суд поступило исковое заявление, которым истец просит признать действия ответчика Водоканала по демонтажу счетчика водоснабжения и начисления платы за воду в размере 4353 грн. противоправными, отменить ее и обязать ответчика восстановить водоснабжение указанного жилого дома в месте узла учета, где был демонтирован работниками ответчика счетчик водоснабжения 26.05.2021. Истец считает, что изъятие в ее квартире водосчетчика и его демонтаж произведено в ее отсутствие, без предупреждения, что является незаконным прекращением водоснабжения.
Решением суда первой инстанции от 07.10.2021 иск удовлетворен с учетом следующего.
Предоставляя оценку вышеупомянутым актам от 26.05.2021 года, суд пришел к выводу, что они являются ненадлежащими доказательствами факта выявления 26.05.2021 года представителями Ответчика повреждения корпуса и отсутствие заводской пломбы водомера, поскольку на них отсутствует подпись истца, составленного единолично представителями Ответ свидетелей и владельца домовладения, поскольку лицо, указанное как свидетель, должным образом не установлено и не подтвердило факт обнаружения повреждения водомера и отсутствия пломбы, и они оба имеют содержательные разногласия, хотя касаются одних и тех же событий.
Из договора о водоснабжении, что между Ответчиком и истцом не усматривается, что он касается именно спорного недвижимого имущества, поскольку, как усматривается из материалов дела, по этому адресу имеет в собственности два объекта недвижимого имущества спорную часть дома, что является отдельной квартирой и которую она получила по наследству и в которой никто не проживает, и, соответственно, и не пользуется услугами водоснабжения, что подтверждается заявлением истца об отключении этой спорной квартиры от услуг водоснабжения, и еще одну квартиру – в которой проживает сама.
Итак, что представители Ответчика 26.05.2021 года без разрешения и без присутствия потребителя — истца , в нарушение п.5.21 Правил получили доступ к колодцу, где был установлен счетчик водомер , самовольно без каких-либо правовых оснований демонтировали его, чем нарушили право Истеца на обеспечение питьевого водоснабжения.
Учитывая то, что счетчик-водомер был установлен в колодце, расположенном в общем дворе, к которому имеют доступ посторонние лица, истицы, непредоставление ответчиком доказательств о наличии соответствующего Договора с истцом относительно спорной квартиры, и отсутствие доказательств о наличии действий истицы, направленных на безучетное водопользование, в том числе — путем повреждения водомера, снятия его пломбы, или несоблюдение условий Договора о водопользовании в части ответственности за сохранение соответствующих пломб, усматривается безосновательными осуществленными ответчиком начисления истцу расчета расхода воды как безучетное использование — в размере 4353 грн. и, как следствие, неправомерное отключение от водоснабжения.
Таким образом, в случае неправомерного доначисления Водоканалом объемов неучтенного потребления воды и отключения вашего помещения от водоснабжения не откладывайте обращения к адвокатам нашего Бюро, которые обжалуют такие неправомерные действия Водоканала в судебном порядке.
СПОРЫ С ВОДОКАНАЛОМ О СНЯТИИ С УЧЕТА СЧЕТЧИКОВ БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ
Обращаем внимание, что именно водоканал несет ответственность за своевременную поверку прибора учета воды, установленного в помещении Потребителя обслуживания и ремонта, в том числе демонтаж, транспортировку и монтаж после поверки. При этом такая периодическая проверка осуществляется бесплатно за счет Водоканала.
Так, Лицо обратился в суд с иском к Водоканалу о защите прав потребителей услуг по централизованному водоснабжению и водоотводу. Обосновывая исковые требования, Лицо ссылался на то, что он является Потребителем этих услуг, а исполнителем является ответчик. Он оплачивает указанные услуги по показателям причитающегося ему счетчика, установленного в его квартире и принятого в эксплуатацию, но он получил письменное уведомление ответчика о том, что межповерочный интервал счетчика всплыл и оплата за услуги по водоснабжению и водоотводу будет осуществляться по нормам потребления, долг за полученные. услуги составляет 90,13 грн. Истец не согласен с указанными действиями ответчика и считает их незаконными.
Решениями судов первой и апелляционной инстанции иск удовлетворен, обязан ответчика восстановить на абонентском учете счетчик холодной воды, установленный в квартире, обязан Водоканал осуществить за свой счет периодическую поверку, в том числе демонтаж, транспортировку и монтаж счетчика холодной воды и провести перерасчет начислений за услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу по лицевому счету с учетом показаний счетчика.
Постановлением Объединенной Палаты Верховного Суда от 27.03.2019 указанные судебные решения оставлены по-прежнему с учетом следующего.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 28 ЗУ «О метрологии и метрологической деятельности» (в редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношений) находящиеся в эксплуатации средства измерительной техники подлежат периодической поверке через межповерочные интервалы. Периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) указанных средств измерительной техники осуществляются за счет предприятий и организаций, оказывающих услуги по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению.
Согласно ч.4 ст. 17 указанного ЗУ (вступившего в силу с 01.01.2016, в редакции, действующей до 01.08. 2017, то есть на время уведомления истца о истечении срока поверки его прибора учета и начисления ему за услуги по водоснабжению по нормам потребления) поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) средств измерительной техники (результаты измерений которых используются для осуществления расчетов за потребленные для бытовых нужд электрическую и тепловую энергию, газ и воду), являющиеся собственностью физических лиц, осуществляются за счет субъектов хозяйствования, оказывающих услуги по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению. Ответственность за своевременность проведения периодической поверки, обслуживания и ремонта (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) средств измерительной техники (результаты измерений которых используются для осуществления расчетов за потребленные электрическую и тепловую энергию, газ и воду), являющиеся собственностью физических лиц, возлагаются на субъектов хозяйствования, оказывающих услуги по электро-, тепло, газо- и водоснабжению. Периодическая поверка производится за счет тарифов на электро-, тепло-, газо- и водоснабжение.
Порядок предоставления коммунальных услуг, права и ответственность потребителей и исполнителей этих услуг регламентируется (на время возникновения правоотношений) Правилами предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотводом, утвержденными постановлением КМУ от 21.07.2005 № 630 (в настоящее время –Правила предоставление услуг по централизованному водоснабжению и централизованному водоотводу от 02.02.2022 № 85).
Пунктами 9, 30, 32 Правил № 630 предусмотрено, что квартирные средства учета воды и тепловой энергии берутся исполнителем на абонентский учет, а их периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) производятся за счет исполнителя, в обязательном порядке которого входит контроль межповерочных интервалов, поверка квартирных средств учета, их обслуживание и ремонт, в то время как обязанностью потребителя является своевременная оплата предоставленных услуг по ценам и тарифам, установленным в соответствии с требованиями законодательства.
С учетом вышеприведенного ОП ВС пришла к выводу, что ответчик несет ответственность за своевременную поверку средства учета воды, установленного в квартире истца, его обслуживания и ремонт, в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж после поверки. Включение в тарифы платы за поверку приборов учета воды, в том числе демонтаж, транспортировку и монтаж после поверки не зависит от действий истца, поскольку касается правовых взаимоотношений между Водоканалом как исполнителя услуг и органов государственной власти и местного самоуправления, а истец имеет право на безвозмездную поверку, обслуживание и ремонт средства учета воды.
Итак, если Водоканалом ваш счетчик снят с учета, без соответствующей предварительной его проверки или последний требует плату за такую проверку, адвокаты нашего Бюро обжалуют такие неправомерные действия в судебном порядке.
КТО ДОЛЖЕН ЛИКВИДИРОВАТЬ АВАРИЮ (ПРОРЫВ) НА СЕТИ ВОДОПОСТАВКИ И ГРАНИЦЫ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОДОКАНАЛА
Очень часто при аварии (прорыве) сети водоснабжения и водоотвода возникают конфликты ситуации относительно того, кто должен ликвидировать аварию, провести ремонт и вообще отвечать за обслуживание – водоканал или потребитель.
В соответствии с указанным Приказом № 190 Водоканал обслуживает уличные, квартальные и дворовые сети водоснабжения и водоотведения, сооружения и оборудования, а также технологические приборы и устройства на них, находящиеся у него на балансе или имеющие соответствующий договор на обслуживание с потребителем, а сети водоснабжение и водоотвод потребителя эксплуатируются и обслуживаются потребителем (кроме случаев заключения отдельного договора).
Разграничением по точке распределения между внутренними и внешними водопроводными сетями является муфтовый вентиль, расположенный в месте подсоединения к водопроводной сети. Водоканалы обслуживают внутриквартальную водопроводную сеть и часть водопроводного ввода в сеть водоснабжения к муфтовому вентилю в смотровом колодце, а после муфтового вентиля функция по обслуживанию водопроводной сети принадлежит управляющей компании или ОСМД.
Чаще споры возникают в том участке трубопровода, который находится после муфтового вентиля и до участка трубопровода в здание.
На практике во многих домах отсутствуют договоры с водоканалами на обслуживание внебалансовых частей водопровода, что может привести к избеганию имущественной ответственности Водоканалом.
Следовательно, адвокаты нашего Бюро советуют заключать такие договоры, благодаря чему в случае аварийной ситуации на сети водоснабжения отвечать за это будет исключительно Водоканал, с которого в судебном порядке можно взыскать причиненный аварией материальный ущерб в полном объеме, в том числе моральный ущерб.
Вместе с тем, при проведении экспертизы и установлении связи между ненадлежащим обслуживанием Водоканалом внешней сети произошла авария внутренней сети возможно взыскать с последнего материальный и моральный ущерб.
Так, судом апелляционной инстанции 26.07.2021 оставлено без изменений решение первой инстанции о взыскании в пользу потребителя 1- 679 049 грн. материальный ущерб и 25 000 грн. морального вреда, в пользу потребителя 2-192 014 грн. материальный ущерб, причиненный аварией (прорывом) сети водоснабжения.
При этом суды решение обосновали тем, что согласно экспертному заключению авария (утечка, прорыв) произошла на внебалансовой части трубопровода, устранение которой произошло путем привлечения Водоканала, к полномочиям и обязанностям которого отнесено содержание водопроводного ввода сети водоснабжения в месте разрыва трубы условным проходом и муфтовым вентелем газопроводной трубы, а также совершение мер по техническому обследованию, ремонту и реконструкции внутридомовых систем. Учитывая, что ответчиком вовремя не обнаружена скрытая утечка, имело место замачивание части земельного участка с южной стороны указанного здания жилого дома, по результатам которого появились трещины на поверхности земельного участка между колодцем и зданием жилого дома, произошло влияние на основание, почву основания под фундаментом здания жилого дома потерял устойчивость (прочность) и стал сжимаемым при нагрузке от собственного веса здания жилого дома, что привело к аварии в виде неравномерного просадки здания и возникновению трещин на поверхности стен дома истцов.
Адвокаты нашего Бюро соберут надлежащую доказательную базу и взыщут в судебном порядке с Водоканала причиненный материальный и моральный ущерб потребителю в результате аварии сети водопровода.
СПОРЫ С ВОДОКАНАЛОМ ПО СБРОСАМ СТОЧНЫХ ВОД
В КАНАЛИЗАЦИЮ
Как показал опыт юристов нашего Бюро, возникает множество судебных процессов между Водоканалом и юридическими лицами, ФЛП, которые сбрасывают все виды сточных вод в городскую систему канализации.
Данные вопросы регулируются Правилами № 190 и Правилами приема сточных вод в системы централизованного водоотведения и Порядка определения размера платы, взимаемой сверхнормативными сбросами сточных вод в системы централизованного водоотведения, утвержденными приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины № 312 от 01.01.2017.
Согласно указанным Правилам абоненты обязаны, в частности, осуществлять систематический контроль за количеством и качеством сточных вод, которые сбрасываются ими в городскую канализацию согласно графику отбора проб, согласованному с Водоканалом, и не превышать установленные объемы водоотведения и допустимой концентрации (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах при их сбросе в городскую канализацию. При этом определение вида, количества ингредиентов и периодичность проведения химанализа сточных вод абонента является исключительной компетенцией Водоканала.
В целях контроля качества сточных вод абонентов Водоканалом осуществляется отбор разовых проб, характеризующих химический состав сточных вод.
Выявленные таким образом превышения ДК являются основанием для начисления организациям и ФЛП дополнительной платы, для взыскания которой (при отказе уплаты в добровольном порядке) Водоканал обращается в суд и такие виды споров по качеству сбросов являются преимущественными среди споров с Водоканалом.
Адвокаты нашего Бюро защитят права клиента в судебном порядке и докажут безосновательность предъявленных Водоканалом требований.
Например, постановлением апелляционного суда от 21.02.2023 оставлено по-прежнему решение суда первой инстанции от 18.07.2022 (после отмены Верховным Судом 17.02.2022 судебных решений об удовлетворении иска) отказано в удовлетворении Водоканала к ООО о взыскании18. за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Судебные решения мотивированы тем, что в дела отсутствуют надлежащие доказательства в подтверждение того, что отбор проб сточных вод был осуществлен Водоканалом в присутствии уполномоченного лица ООО.
Следовательно, отбор проб сточных вод, поступающих от ООО в канализационные сети, осуществлен без участия представителя абонента, чем нарушен порядок отбора, а следовательно иск о взыскании средств, начисленных за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ в размере 180 602 грн. является необоснованным и не подлежит удовлетворению.
Следовательно, спорить с Водоканалом крайне сложно для гражданина или организации, поскольку, кроме общего законодательства, следует знать отраслевые поднормативные акты, регулирующие правоотношения в сфере водоснабжения и водоотвода. Поэтому в случае конфликтной ситуации с Водоканалом, обращайтесь к адвокатам АБ «Ткачук и партнеры», которые проконсультируют и защитят интересы клиента в судебном порядке.