Удобно иметь автомобиль. Вместе с этим он является средством повышенной опасности и нередко попадает в дорожно-транспорте происшествия, в результате чего наносится вред здоровью и имуществу их участников.
Как правило, водители попадают в ДТП внезапно, как вследствие собственной самонадеянности, так и вследствие противоправных действий других лиц, что как правило заключается в нарушении правил дорожного движения.
Сразу после ДТП, кроме морального стресса, возникает множество юридических вопросов:
• Как оформить ДТП? Как вести себя на месте ДТП?
• Как о ДТП сообщить страховым компаниям?
• Как рассчитать восстановительный ремонт автомобиля?
• Как получить возмещение ущерба от виновника ДТП?
• Как поступить, если на Вас составлен протокол как на виновника ДТП, но в действительности вашей вины нет?
• Если потерпевший требует в суде слишком завышенную сумму ремонта автомобиля, не соответствующую действительности?
Это небольшое количество юридических вопросов, возникающих при ДТП. Вопросы ДТП регулируются Законом «О дорожном движении», Правилами дорожного движения, Кодексом Украины об Административных правонарушениях, Законом «О полиции», глава 82 Гражданского Кодекса Украины.
Разобраться с этими законодательными нормами и оказать эффективную помощь поможет адвокат по ДТП.
Услуги адвоката при ДТП:
• юридические консультации, связанные с дорожно-транспортными происшествиями;
• взыскание страхового возмещения после ДТП;
• взыскание морального и материального вреда;
• обжалование действий полиции;
• ознакомление с материалами ДТП;
• назначение экспертизы: авто-техническое, товароведческое и другие по делу, которое произошло в результате ДТП, сопровождение уголовного дела;
• составление и представление в различные инстанции заявлений, жалоб, претензий;
• защита интересов в суде, государственных учреждениях и правоохранительных органах;
• обжалование процессуальных и судебных решений.
Вопросы, возникающие при урегулировании вопроса о взыскании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия:
1. Что сразу делать после ДТП?
Указанный вопрос регламентирован ст. 33 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств».
• Обязательно оставаться на месте совершения ДТП.
• Вызвать скорую помощь при наличии пострадавших участников события.
• Оценить наличие или отсутствие оснований для составления сообщения о ДТП — Европротокола при условии: участия только обеспеченных транспортных средств, отсутствия травмированных (погибших) людей, а также с согласия водителей этих транспортных средств об обстоятельствах его совершения, при отсутствии у них признаков алкогольного, наркотического или иного опьянения или нахождения под влиянием лекарственных препаратов, снижающих внимание и быстроту реакции.
• Зафиксировать данные свидетелей ДТП (ФИО, номер страхового полиса ОСАГО и КАСКО (при наличии), номера телефонов, госномера автомобилей, адрес регистрации, если выйти) и свидетельские показания. Все это лучше делать с помощью фото и видео. Записать данные занимает время, а в состоянии шока часто забываешь, что необходимо фиксировать.
• Зафиксируйте местоположение камер видеонаблюдения.
• Вызвать полицию. Оформление ДТП с помощью европротокола возможно без полиции при условии взаимного согласия, нет пострадавших и пьяных возможен при сумме убытков до 50 000 грн (имущество)
• Уведомить страховую компанию. По условиям страховых договоров, уведомить страховую компанию необходимо сразу же после ДТП, поэтому после вызова полиции можно сообщить в страховую компанию. Исходя из опыта, важнее зафиксировать обстоятельства ДТП и свидетелей. Недобросовестные водители всячески пытаются скрыть свою вину поэтому прибегают к разным ухищрениям. Страховой компании необходимо сообщить данные участников ДТП, данные полисов (номер и страховщиков, данные о составлении европроткола, повреждении автомобиля, пострадавших и т.д.). При существенных повреждениях, страховая компания может вызвать аварийного комиссара для фиксирования повреждений и телесных повреждений.
Важно также знать, что порядок оформления ДТП при наличии повреждений авто и (или) потерпевших, предусмотрен разделом IX Инструкции по оформлению полицейскими материалов об административных правонарушениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированных не в автоматическом режиме, должен составляться протокол, к которому должны прилагаться :
1) схема места ДТП (приложение 8), которую подписывают участники ДТП и полицейский;
2) объяснение участников происшествия и свидетелей (при их наличии);
3) показания технических приборов (при их наличии);
4) показание средств фото- и/или видеонаблюдения (при их наличии).
Остальные материалы прилагаются при необходимости.
Если в результате ДТП ее участникам причинены телесные повреждения, вызывается следственно-оперативная группа для проведения следственных действий на месте происшествия в соответствии с требованиями УПК Украины.
По требованию участников ДТП им предоставляется возможность сделать фотографию схемы ДТП, а в случае отсутствия технической возможности ее копия и фотографии с места ДТП предоставляются по письменному заявлению в подразделении полиции в случае, если материалы не были отправлены по принадлежности.
Схема места ДТП должна графически изображать и фиксировать объекты, определенные п. 4 Инструкции, и быть подписаны водителями транспортных средств.
В случае необходимости получения дополнительных данных материалы в течение суток направляются для дальнейшего рассмотрения уполномоченному лицу подразделения полиции, на территории обслуживания которого произошло происшествие, которое в кратчайшие сроки, но не более одного месяца с даты совершения ДТП должно провести соответствующие проверочные действия по установлению обстоятельств совершения ДТП. , объективного определения лица, совершившего административное правонарушение, предусмотренное статьей 124 КУоАП, составить в отношении такого лица протокол об административном правонарушении и в пятидневный срок направить его в соответствующий суд.
В случае если один из участников скрывшийся с места ДТП полицейский оформляет схему места ДТП, отбирает пояснения у потерпевшего, свидетелей (в случае их наличия), устанавливает наличие средств внешнего видео-, фотонаблюдения и безотлагательно уведомляет уполномоченное лицо подразделения полиции, ответственное за розыск лиц, скрывшихся с места ДТП, которое обязано принять все возможные меры для установления виновников ДТП и обстоятельств его совершения в кратчайшие сроки, но не более двух месяцев.
Розыск лиц, скрывшихся с места ДТП, осуществляется путем использования баз (банков) данных, входящих в единую информационную систему МВД, открытых источников информации, отправку запросов о получении необходимых фото- и/или видеофиксаций соответствующего происшествия, вызова лиц для прибытия в подразделение или посещение их по месту жительства (пребывания), работы.
При установке транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, производятся его осмотр и фотофиксация.
В случае установления факта проживания владельца транспортного средства на территории, обслуживаемой другим подразделением полиции, материалы направляются по территориальности.
Вопрос возмещения ущерба по результатам ДТП урегулирован Законом Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств».
Основное бремя возмещения вреда, вызванного по результатам ДТП, должно нести страховщик и именно он является надлежащим ответчиком по делам по искам о возмещении вреда в пределах страховой суммы.
Большая Палата Верховного Суда в постановлениях от 04 июля 2018 года по делу № 755/18006/15-ц (производство №14-176цс18) (пункт 59), от 03 октября 2018 года по делу №760/15471/15-ц (производство № 14-316цс18) неоднократно обращала внимание на то, что по делам о возмещении материального ущерба, причиненного страхователем по договору обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, в пределах лимита страхового возмещения надлежащим ответчиком будет страховщик.
2. Как посчитать убытки?
Ущерб возмещается страховой компанией виновного в совершении ДТП.
После сообщения о повреждении страховая компания виновника ДТП осматривает автомобиль потерпевшего. Страховая компания обычно имеет 90 дней с даты уведомления о столкновении для выплаты компенсации, в то время как оценщик страховщика обычно производит проверку в течение первых 10 дней с даты получения соответствующего уведомления страховой компании. В случае мелких повреждений компании все чаще не посылают представителя компании для осмотра ущерба, а довольствуются фотографиями, сделанными самим потерпевшим или даже заявлением о самом ДТП. На основании этого они производят предварительную оценку ущерба. Однако очень часто она отличается от реальной стоимости ремонта. Важно знать, что
К заявлению о страховом возмещении необходимо добавить среди прочего экспертную оценку ущерба – важно согласовать со страховой размер ущерба, в т.ч. путём проведения дополнительной экспертизы.
Следует знать! Виновники ДТП очень часто могут не соглашаться с размером ущерба, посчитанного оценщиком на том основании, что не присутствовали при составлении акта осмотра транспортного средства. Однако Методика товароведческой экспертизы и оценки колесных транспортных средств не требует присутствия виновника при осмотре, а предусматривает только его желаемое сообщение о времени и месте осмотра. Если же его не было при проведении осмотра, то оценка не может быть подвергнута сомнению по этим основаниям.
К такому правовому заключению пришел Верховный Суд в постановлении №643/10751/16-ц от 23.11.2020 года.
3. Можно ли сделать ремонт авто и предъявить счет виновнику?
Нет, поскольку Законом Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» определена процедура возмещения вреда, причиненного имуществу пострадавших в результате ДТП и защита имущественных интересов страхователей.
Согласно ст.3 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств осуществляется, в частности, с целью обеспечения возмещения ущерба имуществу пострадавших в результате ДТП и защиты имущественных интересов страхователей.
Статьей 1194 ГК Украины предусмотрено, что лицо, застраховавшее свою гражданскую ответственность, в случае недостаточности страховой выплаты (страхового возмещения) для полного возмещения причиненного им вреда обязано уплатить потерпевшему разницу между фактическим размером ущерба и страховой выплатой (страховым возмещением).
Следовательно, основное бремя возмещения вреда, вызванного по результатам ДТП, должен нести страховщик и именно он является надлежащим ответчиком по делам по искам о возмещении ущерба в пределах страховой суммы.
Возмещение вреда лицом, его причинившим, возможно только при условии, что согласно Закону Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» у страховщика не возникла обязанность по выплате страхового возмещения, или размер причиненного ущерба превышает лимит ответственности страховщика. В последнем случае объем ответственности страхователя ограничен разницей между фактическим размером причиненного ущерба и суммой страхового возмещения. Возложение обязанности по возмещению вреда в пределах страхового возмещения на страхователя, заключившего соответствующий договор страхования и уплачивающего страховые платежи, противоречит целям института страхования гражданско-правовой ответственности, закрепленному в ст. 3 данного Закона.
В то же время в Законе подчеркивается, что обязательное страхование гражданско-правовой ответственности осуществляется с целью обеспечения возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и/или имуществу пострадавших в результате ДТП и защиты имущественных интересов страхователей. То есть, Закон как направлен прежде всего на защиту прав лиц пострадавших в результате ДТП, при этом также обеспечивает имущественные интересы виновного лица, заключающиеся в возмещении причиненного вреда не им, а страховщиком (страховой компанией) за определенные страховые взносы. То есть положения настоящего Закона направлены как на защиту прав потерпевшего лица на возмещение вреда, так и на то, что виновное лицо имеет право рассчитывать на возмещение причиненного им вреда страхователем, у которого застрахована его ответственность.
4. Что если вы виновник ДТП и счет потерпевшего сильно завышены?
В соответствии с Законом Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» в случае наступления страхового случая страховщик в пределах страховых сумм, определенных в страховом полисе, возмещает в установленном настоящим Законом порядке оцененный ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия жизни, здоровью, имуществу третьего лица. В свою очередь, страховой является сумма, в пределах которой страховщик обязан произвести выплату страхового возмещения в соответствии с условиями договора страхования.
Вредом, причиненным в результате ДТП имуществу потерпевшего, является, в частности, вред, связанный с повреждением или физическим уничтожением транспортного средства. Минимальный размер страховой суммы, в пределах которой страховщик обязан возместить потерпевшему ущерб, причиненный его имуществу на сегодняшний день составляет 50 тыс. грн. на одного человека. Обычно в полисах ОСГПО («автогражданках») размер страховой суммы страховщика за вред причиненный имуществу потерпевшего составляет 100 тыс. грн. на одного потерпевшего. В полисах КАСКО эти суммы устанавливаются по договоренности сторон и могут превышать вышеуказанные.
Следовательно, в случае наступления ДТП страховая компания виновника несет ответственность за причиненный третьим лицам ущерб в пределах лимита страховых сумм, определенных в страховом полисе. В свою очередь страховая компания потерпевшего не может требовать от виновника ДТП уплаты сумм фактических расходов за причиненный оцененный ущерб, если размер таких сумм не превышает размер страхового лимита.
5. Можно ли взыскать ущерб, если на виновника ДТП не налагалось административное взыскание?
Да, можно, но не во всех случаях. Согласно абзацу второго пункта 33.2 статьи 33 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» в случае наступления дорожно-транспортного происшествия (ДТП) с участием только обеспеченных транспортных средств, при отсутствии травмированных (погибших) людей, а также при согласии водителей этих транспортных средств относительно обстоятельств ее совершения, при отсутствии у них признаков алкогольного, наркотического или иного опьянения или нахождения под влиянием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, эти водители имеют право совместно составить сообщение о ДТП ( Европротокол).
В случае невыполнения хотя бы одного из указанных условий вызов соответствующего подразделения Национальной полиции для оформления ДТП является обязательным.
Европротокол – это специальный бланк сообщения о наступлении дорожно-транспортного происшествия, который заполняется водителями-участниками ДТП на месте аварии, затем предоставляется страховщику и является основанием для выплаты страхового возмещения потерпевшим.
Европротокол может заполняться:
• в бумажном виде на специальном бланке,
• в электронной форме с использованием системы «Электронный Европротокол».
6. Что делать, если размер ущерба, рассчитанный экспертом, оказался меньше реального ремонта?
С целью определения стоимости нанесенного ущерба, можно привлечь независимого эксперта со своей стороны, который совершит выезд, осмотрит поврежденное авто и составит отчет об определении стоимости материального ущерба, нанесенного владельцу. В таких случаях проводится автомобильно-товароведческая экспертиза.
В соответствии с Законом Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» процедуре выплаты страхового возмещения предшествует этап согласования страховой компанией виновника суммы такой выплаты с владельцем авто, которому причинен вред. Страховая сообщает о точной сумме, которая должна быть вам выплачена. Понимая, что страховая компания со своей стороны низко оценила причиненный ущерб и занижает сумму страхового возмещения, со своей стороны можно предоставить письменные возражения о несогласии с суммой, предложенной страховой и потребовать выплату разницы между фактическим размером ущерба – суммой, указанной в отчете по вашему заказу , и страховой выплатой и расчет стоимости возобновительного ремонта, отчет независимого эксперта, рецензию на отчет страховой.
Если же страховая отказала в выплате разницы, преемник может стать обращением в суд за защитой своих нарушенных прав с исковым заявлением в страховую компанию в пределах лимита ответственности виновника ДТП. Если ущерб превышает лимит ответственности ответчиками будут страховая компания и виновник ДТП.
Подборка актуальной судебной практики.
Заочным решением Синельниковского горрайонного суда Днепропетровской области от 19 сентября 2022 года по делу № 191/1119/22 в удовлетворении иска ОСОБА_2, поданный в интересах ОСОБА_1, в частное акционерное общество «Страховая компания «Евроинс Украина» (далее — страховая компания «Евроинс Украина») о возмещении ущерба, причиненного смертью физического лица отказано.
Иск был мотивирован тем, что 31 марта 2020 на проезжей части автодороги между с. Днепровкой и с. Водяное Каменско-Днепровского района Запорожской области произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля «RENAULT Master», регистрационный номер НОМЕР_1 , под управлением водителя ЛИЦО_4 , совершившего наезд на пешехода ЛИЦО_5, ИНФОРМАЦИЯ_1.
Постановлением Днепровского апелляционного суда от 07 декабря 2022 года апелляционная жалоба ОСОБА_2 оставлена без удовлетворения, а решение Синельниковского горрайонного суда Днепропетровской области от 19 сентября 2022 года — по-прежнему.
Верховный Суд в составе коллегии судей Второй судебной палаты Кассационного гражданского суд пересматривая дело в порядке не согласился с позицией судов первой и апелляционной инстанций и сделал следующие выводы:
• при отказе в удовлетворении суды считали, что со стороны пешехода ОСОБА_5 вина в ДТП, что стало законным основанием для применения страховщиком пункт 36.3 статьи 36 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» при определении размера страхового возмещения истцу;
• суды обратили внимание, что абзац 1 пункта 36.3. статьи 36 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» рассчитан на случаи, если: 1) вред причинен взаимосвязанными, совокупными действиями нескольких лиц, ответственных за это, то есть поведение которых обязательно есть неправомерной, вследствие чего они вместе повлекли причинение вреда; 2) последняя неделима (например, в случаях с причинением вреда здоровью или моральному вреду). Только при таких условиях размер страхового возмещения (регламентной выплаты) за каждое лицо из нанесших ущерб нужно определять путем разделения его размера на количество лиц, которые этот вред причинили;
• суды установили, что общий размер суммы страхового возмещения составляет 233849,00 грн; страховым актом № 29806/20 от 12 июня 2020 года, составленным ответчиком, определен размер страхового возмещения расходов на погребение в сумме 7145 грн; cтраховым актом № 60573/1/2022 от 18 мая 2022 года, составленным ответчиком, определен размер страхового возмещения морального вреда потерпевшей ЛИЦО_2 в сумме 113 352,00 грн;
• суды не учли, что моральный ущерб по этому делу не причинен взаимосвязанными, совокупными действиями нескольких лиц, которые за это ответственны, а потому основания для применения абзаца 1 пункта 36.3. статьи 36 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» отсутствуют.
При таких обстоятельствах суды сделали неправильный вывод об отказе в удовлетворении иска.
Поэтому судебные решения следует отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска.
Постановлением от 22.02.2023 года кассационная жалоба ОСОБА_2 удовлетворена.
Заочное решение Синельниковского горрайонного суда Днепропетровской области от 19 сентября 2022 и постановление Днепровского апелляционного суда от 07 декабря 2022 отменено и принято новое решение.
Взыскано с частного акционерное общество «Страховая компания «Евроинс Украина» в пользу ОСОБА_2 113 352,00 грн., а именно: 28 338 грн. недоплаченного страхового возмещения морального вреда, причиненного смертью физического лица; 85 014 грн. недоплаченного страхового возмещения, связанного с потерей кормильца, а также расходы на профессиональную помощь в суде кассационной инстанции.
Решением Хозяйственного суда Львовской области от 12.06.2023 по делу № 914/607/23 частично удовлетворено иск Общество с ограниченной ответственностью «Раф-Транс» (далее — ООО «Раф-Транс») к Обществу с дополнительной ответственностью «Страховая группа «Оберіг» (далее – ОДО «СГ «Оберіг») о взыскании 127500,00 грн. страхового возмещения, 35920,62 грн. пени, 2155,24 грн 3% годовых и 8635,80 грн. инфляционных потерь. Стягнуто с ОДО «СГ «Оберіг» в пользу ООО «Раф-Транс» 127500,00 грн. страхового возмещения, 35903,21 грн пени, 2154,19 грн 3% годовых, 8635,80 грн. инфляционных потерь, 2683,73 грн. судебного .В удовлетворении остальных исковых требований отказано.
Указанное судебное решение оставлено по-прежнему постановлением Западного апелляционного хозяйственного суда от 06.09.2023 и постановлением Верховного суда в составе коллегии судей Кассационного хозяйственного суда от 07.12.2023 года.
Судебные решения мотивированы тем, что гражданское законодательство в деликтных обязательствах предусматривает презумпцию вины причинителя вреда, согласно которому лицо, причинившее вред, будет считаться виновным, если оно не докажет отсутствие своей вины.
Следовательно, хозяйственные суды пришли к выводу о том, что ответчик является ответственным лицом за причиненный ущерб истцу (владельцу автомобиля) в соответствии с положениями Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» в пределах, предусмотренных полисом №208713159, а именно в размере 127 500,00 грн.
При этом хозяйственные суды, осуществив собственный расчет сумм пени, 3% годовых и инфляционный урон, пришли к выводу, что в части взыскания сумм пени и 3% годовых исковые требования подлежат удовлетворению частично, а в части взыскания инфляционных потерь — в полном объеме.
По приговору Жовковского районного суда Львовской области от 4 июля 2022 года в уголовном производстве, внесенном в Единый реестр досудебных расследований №12021140000000793 (дело № 444/3247/21) ОСОБА_9 и ОСОБА_2. 286 УК к наказанию в виде лишения свободы сроком на 5 лет с лишением права управлять транспортными средствами сроком на 3 года. На основании статей 75, 76 УК ЛИЦО_9 и ЛИЦО_10 , каждый освобожден от отбывания наказания с испытательным сроком продолжительностью 3 года и возложен на них определенные обязанности.
Гражданский иск потерпевшего удовлетворен частично.
В частности, взыскано с Частного акционерного общества Страховой компании «Интер-Полис» и Общества с дополнительной ответственностью «Страховая компания «Мотор-Гарант» в пользу ОСОБА_8 по 44 802 грн. возмещения ущерба, связанного с лечением потерпевшего; по 33 879,32 грн. ущерба, связанного с временной потерей трудоспособности; по 5 127,54 грн. моральный вред.
Согласно приговору суда ОСОБА_9 и ОСОБА_10 признаны виновными и осуждены по ч. 2 ст. 286 УК (нарушение правил безопасности дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, причинившим тяжкое телесное повреждение), при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
Апелляционный суд оставил без удовлетворения апелляционные жалобы прокурора, ООО «Страховая компания «Мотор-Гарант» в лице директора ОСОБА_11, представителя ПАО Страховая компания «Интер-Полис» – адвоката ОСОБА_12, а приговор суда – без изменения.
Кассационная жалоба представителя ПАО Страховая компания «Интер-Полис» постановлением Верховного Суда коллегии судей Второй судебной палаты Кассационного уголовного суда от 04.07.2023 оставлена без удовлетворения, а приговор суда и судебное решение апелляционного суда — без изменений.