Конституционный Суд Украины 23.12.2022 рассмотрел дело № 3-р/2022 и удовлетворил заявление бывшего государственного служащего про неконституционность подпункта 1 пункта 2 раздела ХІ «Заключительные и Переходные положения» Закона Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 № 889-VІІІ. Этими предписаниями Закон Украины № 3723-ХІІ «О государственной службе» признан утратившим силу, кроме ст. 37, которая применяется к лицам, указанным в п.п. 10,12 раздела ХІ «Заключительные и Переходные положения» Закона № 889-VІІІ.
Чем регулируется перерасчет пенсии государственным служащим
Со дня вступления Закона № 889-VІІІ в законную силу пенсионное обеспечение государственных служащих стало регулироватся общим Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» № 1058-ІV. В то же время право на назначение пенсии госслужащим согласно ст. 37 Закона № 3723-ХІІ, как специального закона, сохранено для лиц, указанных в п.п.10,12 раздела ХІ «Заключительные и Переходные положения» Закона № 889-VІІІ. Вместе с тем, этим лицам не надано право на индексацию и перерасчет размера назначенных пенсий.
То есть если человек получал пенсию госслужащего, то она не подлежала индексации и перерасчету. Однако при каждой индексации пенсии по общему Закону она сравнивалась с пенсиями, которые получают госслужащие. Если выяснялось, что пенсия, которую госслужащий мог бы получать по общему Закону, больше его пенсии госслужащего, то последнего переводили на обычную пенсию. И это до принятия указанного Решения Конституционным Судом Украины было единственным способом пересмотреть размер пенсии госслужащего.
Разъяснение о перерасчете пенсии госслужащих Конституционным Судом Украины
Конституционный Суд Украины в Решении подчеркнул, что в Украине действует принцип верховенства права «правовластие» (ч.1 ст.8 Конституции Украины), одним из требований которого является юридическая определенность и предсказуемость предписаний закона. То есть каждое лицо имеет право рассчитывать на разумную стабильность (неизменность) предписаний актов права и четко понимать юридические последствия для себя при применении таких предписаний.
Кроме того, принятые законодательные акты не могут нарушать равенство конституционных прав и свобод, в частности лицо или группа лиц не может получать привилегии или терпеть ограничения в реализации и пользовании правами и свободами в какой-либо форме.
Гарантированное ст. 46 Основного Закона Украины право на социальную защиту базируется на том, что размеры пенсий, других видов социальных выплат и помощи, являющихся основным источником существования, должны быть определены с учетом потребностей человека, его достоинства и других конституционных ценностей, а также на том, что при наличии экономических и других предпосылок размеры пенсий, других видов социальных выплат и помощи должны быть своевременно индексированы и/или пересчитаны. Поэтому на исполнение Конституции Украины Верховный Совет Украины должен обеспечить развитие, конкретизацию и детализацию ряда конституционных норм и принципов, определивши в законах основания, порядок, условия индексации и перерасчета размеров пенсий, других видов социальных выплат и помощи для всех групп пенсионеров и получателей таких выплат и помощи.
В то же время отсутствие возможности пересчитать пенсии госслужащих ставит их в неравные условия не только с пенсионерами, получающими другой вид пенсии, но и существует отличие в размерах пенсии и самих госслужащих в зависимости от времени ее назначения. Учитывая изложенное, Конституционный Суд Украины указывает, что современное положение законодательного урегулирования касательно перерасчета размеров пенсий госслужащих является законодательным упущением, нарушающим Конституцию Украины.
Дальнейшее нормирование индексации пенсий государственным служащим
Таким образом Верховный Совет Украины должен унормировать в законах основания, порядок и условия индексации, а также перерасчета размеров всех видов пенсий для всех групп пенсионеров.
На основании изложенного Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что пп.1 п.2 раздела ХІ «Заключительные и Переходные положения» Закона № 889-VІІІ противоречит ч.2 ст.3, ч.ч. 1,2 ст.8, ч.1 ст.24, ст. 46 Конституции Украины в том, что он сделал невозможным перерасчет размера пенсий госслужащих, назначеных на основании ст. 37 Закона № 3723.
Учитывая изложенные обстоятельства после утраты законной силы (с учетом сроков, определенных в Решении) указанной нормы права можно смело обращатся в пенсионные органы с заявлением об индексации и перерасчете пенсии госслужащего, а в случае отказа – в суд.