Перейти к содержимому
Главная страница » Изменения в законодательстве Украины в связи с введением военного положения

Изменения в законодательстве Украины в связи с введением военного положения

  • автор:
Зміни у законодавстві України

Последствия невыполнения гражданско-правовых обязательств
Военная агрессия Российской Федерации против Украины повлияла почти на все сферы жизнедеятельности человека в Украине, в том числе возможность выполнения гражданско-правовых обязательств.
Предполагается, что по этим причинам большое количество заключенных в Украине гражданско-правовых договоров не будут исполнены должным образом. В связи с чем необходимо исследовать вопрос о последствиях невыполнения гражданско-правовых обязательств по причинам введения военного положения в Украине.
Так, Законом Украины от 15 марта 2022 года № 2120-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно действия норм на период действия военного положения» (далее — Закон № 2120-IX) дополнен, среди прочего, раздел «Заключительные и переходные положения» Гражданского процессуального кодекса Украины пунктом 18.
В частности, указанным пунктом определено, что в период действия в Украине военного, чрезвычайного положения и в тридцатидневный срок после его прекращения или отмены в случае просрочки заемщиком выполнения денежного обязательства по договору, согласно которому заемщику был предоставлен кредит (заем) банком или другим кредитодателем (ссудодателем), заемщик освобождается от ответственности, определенной статьей 625 настоящего Кодекса, а также от обязанности уплаты в пользу кредитодателя (ссудодателя) неустойки (штрафа, пени) за такую ​​просрочку. Также указанным пунктом установлено, что неустойка (штраф, пеня) и другие платежи, уплата которых предусмотрена соответствующими договорами, начисленные включительно с 24 февраля 2022 года за просрочку исполнения (неисполнение, частичное исполнение) по таким договорам, подлежат списанию кредитодателем (заемодателем).
Также Законом № 2120-IX дополнен раздел IV «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О потребительском кредитовании» пунктом 61.
Указанным пунктом определено, что в период действия в Украине военного, чрезвычайного положения и в тридцатидневный срок после дня его прекращения или отмены при просрочке потребителем выполнения обязательств по договору о потребительском кредите потребитель
освобождается от ответственности перед кредитодателем за такую просрочку. При допущении такой просрочки потребитель освобождается, в частности, от обязанности уплаты кредитодателю неустойки (штрафа, пени) и других платежей, уплата которых предусмотрена договором о потребительском кредите за просрочку исполнения (неисполнение, частичное исполнение) потребителем обязательств по такому договору.
Запрещается увеличение процентной ставки за пользование кредитом по другим причинам, чем предусмотренные частью четвертой статьи 1056-1 Гражданского кодекса Украины, в случае невыполнения обязательств по договору о потребительском кредите в период, указанный в этом пункте.
Также установлено, что неустойка (штраф, пеня) и другие платежи, уплата которых предусмотрена договором о потребительском кредите, начисленные включительно с 24 февраля 2022 за просрочку исполнения (неисполнение, частичное исполнение) по такому договору, подлежат списанию кредитодателем»
Кроме того, Законом № 2120-IX также дополнен раздел VI «Заключительные положения» Закона Украины «Об ипотеке» пунктом 52. Указанным пунктом остановлено действие отдельных положений Закона Украины «Об ипотеке» в части реализации права ипотекодержателя на
приобретение права собственности на предмет ипотеки, в части реализации права ипотекодержателя на продажу предмета ипотеки, в части выселения жильцов из жилых домов и помещений, переданных в ипотеку, которых есть судебное решение об обращении взыскания на такие объекты и в части реализации предмета ипотеки на электронных торгах.
Из анализа вышеуказанных изменений можно сделать вывод, что достаточно четко урегулированы последствия просрочки выполнения обязательства по договорам займа. То есть фактически заемщики освобождаются от какой-либо ответственности, в связи с невозможностью выполнить обязательства по договору займа в период военного положения.
Отмена требований по получению лицензий и разрешений на большинство видов деятельности

Постановлением №314 от 18 марта 2022 года Кабмин ввел декларативный принцип получения права на осуществление хозяйственной деятельности без необходимости получения документов разрешительного характера, лицензий и т.п.
То есть в период военного положения перед началом деятельности предпринимателю необходимо подать декларацию установленной формы в Министерство экономики, а в случаях осуществления охранной деятельности – в Министерство внутренних дел.
В то же время, есть ряд исключений, среди которых — деятельность, связанная с радиоактивными и другими опасными веществами, добычей полезных ископаемых, производством лекарственных средств, внешнеэкономической деятельностью, организацией и проведением азартных игр, оценкой соответствия технических регламентов и т.д.

Что изменилось в сфере государственных услуг во время войны
В период войны важно не только качественно прорабатывать все средства и умения на линии фронта, но и обеспечивать функционирование государства в тылу. С введением военного положения первоочередным приоритетом государства в сфере государственной регистрации остается защита содержащейся в реестрах информации от незаконного или несанкционированного вмешательства. Для этого постановлением Кабмина от 6 марта 2022 г. №209 «Некоторые вопросы государственной регистрации в условиях военного положения и внесения изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2022 г. № 164» установлено, что в условиях военного положения государственная регистрация наиболее
значимых процессов в жизни украинцев производится с учетом определенных особенностей.
В частности, государственная регистрация проводится исключительно государственными регистраторами, должностными лицами Министерства юстиции, его территориальных органов, включенными в утвержденный Министерством юстиции перечень государственных регистраторов и должностных лиц, которым в условиях военного положения предоставляется доступ к государственным реестрам. Этот перечень может предусматривать определенные ограничения на проведение (принятие) включенными в него государственными регистраторами, должностными лицами регистрационных действий (решений о государственной регистрации прав).
Государственная регистрация проводится по принципу экстерриториальности, то есть независимо от местонахождение недвижимого имущества, юридических лиц, физических лиц-предпринимателей или общественных формирований, если соответствующие ограничения (условия) не предусмотрены отдельным перечнем.
Имейте в виду, что требования законодательства относительно необходимости нотариального заверения подлинности подписи на документе для государственной регистрации не применяются в случае, если такая подпись выполнена в присутствии государственного регистратора, должностного лица с установлением лица подписчика на основании
удостоверяющего личность документа.
Также значительно упрощена процедура регистрации тех общественных объединений и благотворительных фондов, которые направляют свою деятельность на помощь Вооруженным силам Украины, другим военным формированиям, правоохранительным (специальным) органам, органам гражданской защиты, добровольческим формированием территориальных общин, другим лицам, которые обеспечивают национальную безопасность и оборону. В случае госрегистрации таких организаций административный сбор не взимается, а что касается сроков, то сейчас у нас нет времени на длительное рассмотрение документов, ведь каждый день официальной деятельности таких организаций это еще один маленький вклад в общую победу украинского народа. Специалисты юстиции проводят государственную регистрацию безотлагательно после получения в полном объеме надлежащих документов.
Министерство юстиции продолжает работу над расширением круга субъектов государственной регистрации и видов административных услуг, предоставляемых на территории Украины, где отсутствуют боевые действия.
Пока очень важно, чтобы бизнес и государство функционировали при любых условиях, даже если в стране война. Ограничивая доступ к реестрам, но не закрывая их в полной мере, наше государство пытается обеспечить баланс между безопасностью и доступностью реестров и того содержащегося в них массива информации. Просим относиться с пониманием временных ограничений и неудобств, связанных с проведением государственной регистрации в условиях военного положения. В итоге все будет Украина!
Не забываем и о государственной регистрации актов гражданского состояния, ведь во время войны значимые события в жизни людей (а это брак, рождение детей и т.п.) отделы ДРАЦС регистрируют без взыскания государственной пошлины и без всякого ожидания, прямо в день обращения.
Нотариальное сообщество также находится в строю. В каждом уголке страны можно обратиться за услугами соответствующего специалиста.
Выплата и доставка пенсий на период введения военного положения Постановлением Кабинета Министров Украины от 26.02.22 № 162 «Об особенностях выплаты и доставки пенсий, денежных пособий на период введения военного положения» (с изменениями) (далее — Постановление №
162), определен, в частности, механизм выплаты и доставки пенсий на период введения военного положения.
В соответствии с Постановлением № 162 в случае невозможности осуществлять уполномоченными банками выплату пенсий получателям их выплата осуществляется путем перевода средств получателю без открытия счета через банк, уполномоченный на осуществление расчетно-кассовых операций со средствами Пенсионного фонда Украины, определенный распоряжением Кабинета Министров Украины от 21. 04 № 25 «Об определении уполномоченного банка, осуществляющего расчетно-кассовые операции с средствами Пенсионного фонда Украины», в соответствии с Порядком выплаты пенсий и денежной помощи через текущие счета в банках, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от
30.08.99 № 1596.
В случае обращения получателей пенсий в органы Пенсионного фонда Украины лично, посредством средств телекоммуникационной связи или в личном электронном кабинете на вебпортале электронных услуг Пенсионного фонда Украины о временном изменении их фактического места жительства выплата пенсий осуществляется по желанию лиц АО “Укрпочта”
в выплатном объекте или с доставкой на дом по месту их нахождения или путем перевода средств получателям без открытия счета в банке. Выплата пенсий за месяц, в котором поступило обращение, производится после поступления от АО «Укрпочта» информации о невыплате сумм пенсий таким получателям по предыдущему месту жительства.
Невозможность (в том числе техническая) доставки АО «Укрпочта» пенсий на территории административно-территориальных единиц, указанных в абзаце пятом пункта 1 Постановления № 162, включая потерю сведений на выплату пенсий, отсутствие наличных средств, удостоверяется соответствующей военно-гражданской администрацией.

Невыплаченные суммы пенсий включаются в выплату в последующих выплатных периодах.

Выплата пенсии для лиц, которые в условиях войны изменили свое постоянное местожительство и уехали за границу Согласно статье 47 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» пенсия выплачивается ежемесячно, в срок не позднее 25 числа месяца, за который выплачивается пенсия, исключительно в денежной форме по указанному в заявлении месту проживания пенсионера в пределах Украины независимо от задекларированного или зарегистрированного места жительства пенсионера организациями, осуществляющими выплату и доставку пенсий (АО
«Укрпочта»), или через учреждения уполномоченных банков в порядке, предусмотренном Кабинетом Министров Украины.
Избрание способа доставки пенсионных средств производится пенсионером путем подачи соответствующего заявления.
При этом, в случае выезда пенсионера на временное проживание за границу, выплата пенсии в Украине по этой причине не прекращается.
Также в соответствии с Порядком выплаты пенсий и денежной помощи через текущие счета в банках, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 30.08.99 № 1596, изменение способа выплаты пенсии лицами, получавшими ее в отделениях почтовой связи и открывшим текущий счет в одном из уполномоченных банков, перечень которых размещен по
ссылке https://cutt.ly/BHtBmR8, осуществляется путем подачи ими соответствующих заявлений лично в орган ПФУ по указанному в заявлении месту жительства получателя в населенном пункте в пределах Украины.
Заявление о выплате пенсии может приниматься органом ПФУ через учреждения уполномоченного банка.
Заявление также может подаваться в орган Пенсионного фонда Украины в электронной форме через вебпортал электронных услуг Пенсионного фонда Украины с использованием средств квалифицированной электронной подписи.
Возможность формирования такого заявления предусмотрена в личном электронном кабинете пенсионера, созданном на вебпортале Пенсионного фонда Украины.

Выплата пенсии по инвалидности в период введения военного положения

Согласно статье 34 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» пенсия по инвалидности назначается на весь срок установления инвалидности. Постановлением Кабинета Министров Украины от 30.03.22 № 390 «О внесении в некоторые
постановления Кабинета Министров Украины изменений о сроке повторного осмотра лиц с инвалидностью и продлении срока действия некоторых медицинских документов в условиях военного положения» внесены изменения в постановление Кабинета Министров Украины от 08.03.22 № 225 «Некоторые вопросы порядка проведения медико-социальной экспертизы на
период действия военного положения на территории Украины», которыми предусмотрено, что для лиц с инвалидностью повторный осмотр, срок которого пришелся на период действия военного положения на территории Украины, переносится на срок после прекращения или отмена военного положения, но не позднее шести месяцев после его прекращения или отмены
при невозможности направления.