Перейти к содержимому
Главная страница » ТЕПЛОЭНЕРГО ОГРАНИЧИВАЕТ ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЯ НА РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ПРАВО НА ОПЛАТУ ЗА ФАКТИЧЕСКИ ПОЛУЧЕННЫЕ УСЛУГИ

ТЕПЛОЭНЕРГО ОГРАНИЧИВАЕТ ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЯ НА РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ПРАВО НА ОПЛАТУ ЗА ФАКТИЧЕСКИ ПОЛУЧЕННЫЕ УСЛУГИ

  • автор:
1636723632 a76f16c147fc8a6087b1

В постановлении Верховного Суда от 02.11.2021 указано, что согласно пункту 3 Порядка № 829 распределительный учет потребления коммунальной услуги по снабжению тепловой энергии в отдельных помещениях здания, которое присоединено к внешним инженерным сетям и оснащено узлами коммерческого учета тепловой энергии, обеспечивается путем установки узлов в отдельное помещение здания или приборов – распределителей тепловой энергии на отопительных приборах.

Согласно требованиям пункта 10 Порядка № 205, при наличии отдельного ответвления системы отопления в квартиру, другое жилое или нежилое помещение установка узлов распределительного учета тепловой энергии для такой квартиры (помещение) обязательна.

Осуществляя начисление потребителю стоимости услуги по централизованному отоплению в отопительный сезон без учета показателей счетчика тепловой энергии, теплоэнерго ограничивает право лица на рациональное потребление тепловой энергии и оплату за фактически полученные услуги по снабжению тепловой энергии.

Изменение законодателем технических требований относительно порядка установки узлов распределительного учета тепловой энергии (квартирных счетчиков) не является основанием для установки Потребителем нового оборудования для учета тепла при условии, что такой потребитель до принятия нового Порядка № 829 уже установил индивидуальный узел распределительного учета тепловой энергии

Несмотря на существующую судебную практику, Теплоэнерго продолжает начислить стоимость услуг по централизованному отоплению без учета индивидуальных счетчиков, а суды первой и апелляционной инстанций признают такие действия правомерными, мотивируя такие решения изменениями в законодательстве относительно порядка установления узлов распределительного учета тепловой энергии.

О ошибочности такой позиции как Теплоэнерго, так и судов предыдущих организаций в очередной раз подчеркнул Верховный Суд по делу по спору правомерности действий Теплоэнерго о начислении Потребителям оплаты за теплоснабжение без учета показателей индивидуального счетчика.

Так, Лицо 1 обратилась в суд с иском к Теплоэнерго о признании противоправным начисление стоимости централизованного отопления без учета показателей индивидуального счетчика и обязательства совершить действия.

Иск мотивировал тем, что он является Потребителем услуг центрального отопления, которые предоставляет Теплоэнерго. С октября 2018 года истец установил в квартире счетчик квартирного учета тепловой энергии, который поставил на коммерческий учет (что подтверждается актом). отопление без учета показателей счетчика учета, чем нарушает права истца.

Поэтому истец просил суд просил суд признать действия теплоэнерго противоправными; обязать Теплоэнерго осуществить перерасчет стоимости услуг по центральному отоплению квартиры начиная с октября 2019 года до даты вступления решения в законную силу в соответствии с показателями счетчика тепловой энергии и осуществлять Лицо 1 начисления стоимости из центрального отопления квартиры на основании показателей счетчика тепловой энергии.

Решениями судов первой и апелляционной инстанций в удовлетворении отказано по мотивам того, что согласно рабочему проекту оборудования квартирного узла учета тепловой энергии, счетчик квартирного учета тепловой энергии установлен непосредственно в квартире Лицо 1. Однако в квартире отсутствует единый тепловой ввод в квартиру, что делает невозможным установление распределений. Суды отметили, что в жилом доме обустроена система отопления, в которой происходит подключение отопительных устройств от подающих стоек вертикального типа. Учитывая нормативно определенные критерии, техническая возможность установки узлов распределительного учета тепловой энергии при указанной схеме отсутствует. То есть суды пришли к выводу о возможности установить в квартире истца приборов-распределителей, а не установку узлов распределительного учета тепловой энергии, а потому отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.

Верховным Судом 22.02.2023 решение судов предыдущих инстанций отменено и удовлетворено иск Лица 1 в полном объеме с учетом следующее.

ВС обратил внимание, что то обстоятельство, что Постановлением от 10.10. 2018 № 829 Кабинет Министров Украины утвердил Порядок определения технической возможности установления узлов распределительного учета тепловой энергии и экономической целесообразности установления приборов – распределителей тепловой энергии, не является основанием для неучета ответчиком показателей счетчика квартиры.

Согласно требованиям пункта 10 Порядка № 205, при наличии отдельного ответвления системы отопления в квартиру, другое жилое или нежилое помещение установка узлов распределительного учета тепловой энергии для такой квартиры (помещение) обязательна.

На время установления истцом узла распределительного учета тепловой энергии ПАО (предыдущий исполнитель услуг) осуществлял распределение объемов коммунальных услуг, а потому изменение законодательства, регулирующего вопросы порядка установления и принятия на учет узла распределительного учета тепловой энергии, не прекратила возможность потребителя тепловой энергии, при наличии установленного в предусмотренном порядке (на момент установления) соответствующего счетчика.

Изменение законодателем технических требований относительно порядка установки узлов распределительного учета тепловой энергии (квартирных счетчиков) не является основанием для установки Потребителем нового оборудования для учета тепла при условии, что такой потребитель до принятия нового Порядка № 829 уже установил индивидуальный узел распределительного учета тепловой энергии.

Закон Украины “О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения” и Правила № 630 определили право Потребителя на установление квартирных средств учета и взятие их на абонентский учет, а также проведение оплаты за потребленные услуги согласно показателям индивидуальных приборов учета.

Следовательно, показатели счетчиков, установленных и принятых на учет в установленном законом порядке до принятия Порядка № 829, должны учитываться исполнителем услуг, то есть в этом случае Теплоэнерго.

Верховный Суд также обратил внимание на то, что Порядок № 829 не предусматривает необходимость приведения ранее установленного узла учета в соответствие с настоящим Порядком и не устанавливает запрета на учет показателей по таким счетчикам, которые предоставляются потребителями. Этот порядок не предусматривает повторное принятие на абонентский учет узла распределительного учета в соответствии с новой процедурой, ранее принятой на абонентский учет, до вступления в силу Порядка № 829.

ВС указал на то, что 04.10.2018  Поставщик услуг по центральному отоплению указанный счетчик квартирного учета тепловой энергии принял на коммерческий учет.

Таким образом, Верховный Суд пришел к выводу, что о неправомерности действий Ответчика по снятию с учета установленного в квартире истца прибора учета тепловой энергии и начисления ей оплаты за коммунальную услугу с централизованного отопления в отопительный сезон 2019-2020 без учета ежемесячных показателей счетчика.