УСЛУГИ АДВОКАТА
В результате проведенных реформ жилищно-коммунального хозяйства появилась такая структура по предоставлению жилищно-коммунальной услуги – управляющая компания, которая должна предоставлять услуги по управлению многоквартирным домом.Однако, как это часто бывает, хорошие замыслы власти не всегда обладают хорошим воплощением при реализации этих замыслов.
Управляющая компания — это предприятие, имеющее лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по управлению многоквартирным домом.
В услуги управления домом входят услуги технического обслуживания домовых систем водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, канализации, обслуживания лифтов, вентиляции, противопожарных систем, текущий ремонт этих систем, ремонт конструктивных элементов дома, уборка дома и прилегающей территории, проведение других работ для функционирования общего имущества дома.
Однако очень часто эти услуги не всегда предоставляются Управляющей компанией ненадлежащим образом либо надлежащего качества, либо они вообще не предоставляются. Однако платежные квитанции на оплату услуг по содержанию дома и придомовых территорий направляются Потребителям ежемесячно и выставляются к оплате определенные суммы, а перерасчет за непредоставленные услуги практически не производится.
В связи с этим у Потребителей возникает множество конфликтных ситуаций с Управляющей компанией по поводу:
— Неоказание услуг по обслуживанию дома и придомовой территории или предоставление не в полном объеме или ненадлежащем качестве;
— Безосновательное завышение тарифов;
— Отказ устранить недостатки предоставленных услуг ненадлежащего качества или в неполном объеме, или оплаченных Потребителем, но неосуществленных Управляющая компания;
— Отказ направлять представителя для проверки выявленных Потребителем недостатков в предоставленных услугах;
— Отказ Управляющей компанией выполнить ремонтные работы в доме и на придомовой территории;
— Отказ возместить причиненный потребителю ущерб, причиненный ненадлежащим исполнением Управляющей компанией свои обязанности (например, заливка квартиры вследствие протекания крыши, выход из строя лифта, вследствие не проведения его текущего ремонта из привлечением специализированного предприятия и т.п.).
При этом на жалобы, претензии, акты проверки Управляющие компании отправляют потребителям формальные отписки или вообще не отвечают.
Урегулировать спорные вопросы и заставить Управляющую компанию должным образом выполнять свои обязанности, обязать произвести перерасчет оплаты за содержание дома и придомовых территорий, исключив из квитанций суммы на какие услуги не предоставлены или предоставлены некачественно или вследствие завышения установленных тарифов возможно в судебном порядке.
Однако, нередко суды отказывают Потребителям в удовлетворении таких исков, в частности из-за недоказанности надлежащими доказательствами непредоставления или некачественного предоставления услуг Управляющей компанией, а потому для достижения положительного результата не обойтись без квалифицированного и опытного адвоката, который не только подготовит обоснованный иск а задолженности.
УСЛУГИ АДВОКАТА В СПОРАХ С УПРАВЛЯЮЩИМИ КОМПАНИЯМИ :
-Консультация по всем вопросам по спорам с управляющими компаниями, анализ возникшей ситуации и перспектив будущих судебных процессов;
-Подготовка претензий Управляющей компании по непредоставлению/предоставлению не в полном объеме или ненадлежащем качестве услуг;
-Подготовка ответа на претензию управляющей компании по наличию задолженности у Потребителя;
— Составление жалобы в Госпродпотребслужбу;
-Подготовка исковое заявление в суд с исковыми требованиями к Управляющей компании;
-Подготовка процессуальных документов-адвокатского запроса, акта-претензии, ответы на исковое заявление Управляющей компании, заявления,
ходатайства и т.п.;
-Ознакомление с материалами дела, если дело по спору с Управляющей компанией уже находится в суде;
-Обжалование решений судов, вынесенных не в пользу клиента, в апелляционном и кассационном порядке;
-Представительство интересов клиента в суде первой инстанции, апелляции, Верховном Суде по спору с Управляющей компанией.
ЧТО ВХОДИТ В КОМПЕТЕНЦИЮ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ ?
Деятельность Управляющей компании регулируется Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 09.11.2017 № 2189-VIII.
Несмотря на схожие обязанности, Управляющие компании заметно отличаются от ЖЭКов, в частности, они имеют четкий перечень обязанностей и фиксированную стоимость.
В обязанности Управляющей компании входит:
-уборка подъездов и придомовых территорий;
-техническое обслуживание внутренних домовых систем;
-дезинсекция — комплекс профилактических и истребительных мер по уничтожению и урегулированию количества насекомых и защите от них;
— дератизация – комплексные меры по уничтожению грызунов;
-обслуживание дымовых каналов;
-уборка опавших листьев и снега, покос травы;
-техническое обслуживание электросетей;
-текущий ремонт конструктивных элементов;
-аварийная служба;
-техническое обслуживание лифтов;
-освещение мест общего пользования (лестничные площадки, холл
подъезда, крыльцо, детская площадка и т.п.);
-текущий ремонт подъездов, кровли, фасада здания.
Кроме того в Управляющей компании должен круглосуточно работать call-центр, принимающий обращения жителей.
КАКИМ ОБРАЗОМ ВОЗМОЖНО РЕАГИРОВАТЬ НА НЕВЫПОЛНЕНИЕ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИЕЙ ?
Прежде всего необходимо дать определение понятию «Некачественное предоставление услуги» — предоставление Управляющей компанией услуги с нарушением требований по ее качеству, предусмотренных договором о предоставлении услуги по управлению многоквартирным домом, а также стандартами, нормативами, нормами, порядками и правилами, в частности предоставление услуги с нарушением периодичности выполнения (предоставления) работ (услуг) ителем отдельных составляющих услуги.
В то же время неоказание услуг — это не совершение действий, предусмотренных в договоре между потребителем и Управляющей компанией о предоставлении услуг.
В случае непредоставления, предоставления не в полном объеме или ненадлежащего качества коммунальных услуг Потребитель вправе вызвать исполнителя коммунальных услуг (его представителя) для проверки количества и качества предоставленных услуг.
По результатам проверки качества предоставления коммунальных услуг или качества услуг по управлению многоквартирным домом составляется акт-претензия, который подписывается потребителем и исполнителем коммунальной услуги или управляющим (по услугам по управлению многоквартирным домом).
В случае неприбытия исполнителя коммунальной услуги в установленный срок или необоснованного отказа подписать акт-претензию такой акт подписывается Потребителем, а также не менее чем двумя Потребителями соответствующей услуги, проживающими (расположенными) в соседних зданиях (в помещениях — если услуга предоставляется в многоквартирном доме), и направляется исполнителю коммунальной услуги.
Исполнитель коммунальной услуги в течение пяти рабочих дней решает вопрос об удовлетворении требований, изложенных в акте-претензии, или выдает (отправляет) Потребителю обоснованный письменный отказ в удовлетворении его претензии. В случае непредоставления Исполнителем ответа в установленный срок претензия Потребителя считаются признаной таким Исполнителем.
Обращаем внимание, что без таких актов в каждом конкретном случае все претензии к Управляющей компании (Исполнитель) абсолютно безосновательны. Или, когда Потребитель в суде заявляет о том, что услуги ему не предоставлялись – он должен это доказать, в частности, наличием договора, в котором указан перечень услуг и актом – претензией. Только такие акты-претензии будут приняты Управляющей компанией или судом в качестве доказательств.
При обращении в суд с иском о возмещении вреда, причиненного ненадлежащим исполнению Управляющей компанией своих обязанностей, надлежащим доказательством, кроме соответствующего акта, являются выводы эксперта о причинной связи между неисполнением обязанностей Управляющей компанией и вредом, размер последней, а также благодаря психологической экспертизе.
Таким образом адвокат поможет собрать надлежащие доказательства, подготовит обоснованный иск к Управляющей компании и доведет в суде дело до положительного для Потребителя результата, а также защитит права последнего в случае предъявления иска к нему Управляющей компанией.
ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ СУДОВ В ДЕЛАХ ПО СПОРАМ С УПРАВЛЯЮЩИМИ КОМПАНИЯМИ
1. Формой контроля Потребителя по качественным и количественным показателям жилищно-коммунальных услуг Управляющей компанией является акт-претензия, а единственными основаниями для пересчета стоимости услуги по управлению многоквартирным домом является ее непредоставление, предоставление не в полном объеме или снижение ее качества
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.01.2025 оставлено в силе решение суда первой инстанции об удовлетворении иска лица неоказанных услуг на сумму 5341 грн. и исключить стоимость за этот период предоставленных услуг ненадлежащего качества на сумму 4641 грн.
Иск обоснован тем, что Лицо 1 является владелицей квартиры в многоквартирном доме, услуги по содержанию и придомовой территории предоставляет Ответчик. Поскольку, по мнению Истец, Управляющая компания в течение последних 3 лет предоставляет услуги ненадлежащего качества или вообще их не предоставляет она неоднократно обращалась по этому поводу к Ответчику, который не реагировал на ее обращение и направлял счета за оплату этих услуг.
10.07.2023 Лицо 1 обратилось к Управляющей компании с заявлением о проведении проверки соответствия качества предоставления услуг по управлению/обслуживанию многоквартирного дома, а 11.07.2023 тремя совладельцами дома было проведено обследование дома и его придомовой территории. податчиком 17.07.2023. В ответе от 10.08.2023 Управляющая Компания лишь указала, что поскольку в заявлении содержится только предложение прибыть для проверки 11.07.2023, ответа на такое обращение предоставлять не требуется.
Соглашаясь с решением суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции отметил, что Лицо 1 неоднократно в течение 2020-2023 года обращалась с письменными письмами в Управляющую компанию относительно неудовлетворительного предоставления услуг, что подтвердило соответствующими доказательствами, но Ответчик не реагировал на ее жалобы и избегал исправления.
Так, как представители управляющей компании не явились на проведение проверки, такая проверка проведена в составе 3 совладельцев дома и акт-претензия направлена Ответчику.
В соответствии с частями 1-5 статьи 27 ЗУ «О жилищно-коммунальных услугах» от 09.11.2017 № 2189-VIII в случае непредоставления, предоставления не в полном объеме или ненадлежащего качества коммунальных услуг Потребитель имеет право вызвать Исполнителя коммунальных услуг (его представителя)
По результатам проверки качества предоставления коммунальных услуг или качества услуг управления многоквартирным домом составляется акт-претензия, который подписывается Потребителем и Исполнителем коммунальной услуги.
Исполнитель коммунальной услуги обязан прибыть по вызову потребителя в сроки, определенные в договоре о предоставлении услуги, но не позднее чем в течение суток с момента получения уведомления Потребителя.
Акт-претензия составляется Исполнителем коммунальной услуги и Потребителем и должен содержать информацию о том, в чем заключалось неоказание, предоставление не в полном объеме или ненадлежащего качества коммунальной услуги или услуги по управлению многоквартирным домом, дату (срок) ее непредоставления, а также неоказание или ненадлежащего качества.
В случае неприбытия исполнителя коммунальной услуги в установленный срок или необоснованного отказа подписать акт-претензию такой акт подписывается Потребителем, а также не менее чем двумя Потребителями соответствующей услуги, проживающими (расположенными) в соседних зданиях (в помещениях — если услуга предоставляется в многоквартирном доме), и направляется исполнителю коммунальной услуги.
Исполнитель коммунальной услуги в течение пяти рабочих дней решает вопрос об удовлетворении требований, изложенных в акте-претензии, или выдает (отправляет) Потребителю обоснованный письменный отказ в удовлетворении его претензии. В случае непредоставления Исполнителем ответа в установленный срок претензии Потребителя считаются таким Исполнителем.
Учитывая, что Акт-претензия от 11.07.2023 была получена Управляющей Компанией 17.07.2023, то пятидневный срок для решения вопроса относительно удовлетворения требований, изложенных в акте-претензии, или предоставления Потребителя обоснованного письменного ответа об отказе3 удовлетворения2.
Учитывая, что Ответчик не предоставил в установленный законом срок ответ на Акт-претензию от 11.07.2023 года, суды пришли к обоснованному выводу о признании последним, как Исполнителем коммунальных услуг соответствующего акта начиная с 25.07.2023 года.
В судебном заседании представитель Ответчика подтвердил, что они получили соответствующий Акт-претензию, однако в предусмотренный законом срок своего представителя для проведения проверки изложенных в акте претензий не направили, как не предоставил своих возражений относительно приведенных Истецом расчетов сумм, подлежащих исключению из размера оплаты, за непредоставленные услуги.
Поскольку, формой контроля потребителя за качественными и количественными показателями жилищно-коммунальных услуг является акт-претензия, а единственными основаниями для пересчета стоимости услуги по управлению многоквартирным домом является ее непредоставление, предоставление не в полном объеме или снижение ее качества, то суды пришли к выводу об удовлетворении заявленных потребителей. тельные услуги, за весь период их непредоставления, предоставления не в полном объеме или несоответствующем качестве.
2. При разрешении спора по иску Управляющей компании по взысканию стоимости услуг по содержанию дома и придомовой территории судам следует исследовать реальность предоставления услуг, проверять расчет задолженности и каким образом определена стоимость услуг
Постановлением Верховного Суда от 23.05.2024 отменены судебные решения предыдущих инстанций, которыми удовлетворен иск Управляющей компании в ФЛП о взыскании 95 109 грн. задолженности по договору о предоставлении услуг по содержанию зданий и сооружений и придомовых территорий и отказано в удовлетворении встречного иска о признании этого договора недействительным, поскольку подпись от имени ФЛП не ее.
Судебные решения предыдущих инстанций мотивированы тем, что спорный договор незаключен, а потому не может быть недействительным. В то же время на ФЛП, как на собственника доли в недвижимом имуществе, возложена тяжесть по осуществлению оплаты за потребленные жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые в отношении спорного недвижимого имущества.
ВС согласился с доводами кассационной жалобы ФЛП, что суды предыдущих инстанций не исследовали реальность услуг, которые истец предоставлял, что не соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Верховного Суда от 26.09.2018, согласно которому потребители обязаны оплатить жилищно-коммунальные услуги, если они фактически пользовались ими.
Вместе с тем суды предыдущих инстанций, ограничившись предоставленными истцом доказательствами того, что им были выставлены ФЛП акты принятия-передачи работ (о предоставлении услуг) по содержанию зданий и сооружений и придомовых территорий на общую сумму 95 109 грн., не исследовали их на предмет выяснения обстоятельств. период.
Также суды предыдущих инстанций, установив, что между истцом и ответчиком отсутствует договор о предоставлении ЖКУ, где сторонами была согласована цена услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, не проверили предоставленный истцом расчет задолженности, и выяснили, каким образом истцом определялась стоимость услуги. В частности, не выяснилось, произошло ли начисление задолженности, исходя из тарифов на эти услуги, утвержденных органами местного самоуправления, или истцом использована другая составляющая стоимости услуги.
По результатам нового рассмотрения решением суда первой инстанции от 17.10.2024, оставленным по-прежнему постановлением суда апелляционной инстанции от 17.12.2024 в удовлетворении иска Управляющей компании отказано.
3. Инициируя судебное дело о взыскании с Потребителя задолженности за предоставление услуг по содержанию дома и придомовой территории, Управляющая компания к расчету должна добавлять документы, содержащие данные о тарифах, действовавших на время возникновения задолженности, их составляющих и какие услуги входили в расчет
В противном случае, если Ответчик не согласен с расчетом задолженности, тарифами, действительностью предоставления этих услуг надлежащего качества, суд отказывает в удовлетворении иска по недоказанности
Постановлением апелляционного суда от 29.12.2022 оставлено в силе решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении Управляющей компании к Лицу 1 задолженности за потребленные жилищно-коммунальные услуги за период с 01.05.2015 по 31.03.2018 года.
Судебные решения мотивированы тем, что начисление за услуги по содержанию дома и придомовой территории производится по тарифам, утвержденным распоряжениям исполнительного органа городского совета.
На время рассмотрения дела судом ответчиком не предоставлены данные, свидетельствующие об уплате задолженности в добровольном порядке, а предоставленный Истецом расчет задолженности оспаривается ответчиком.
Следовательно, Истецом в обоснование своих исковым требованиям предоставлено доказательств, как-то: данных, как действовали тарифы начисления услуг по содержанию дома и придомовой территории, проводимой дома, их составляющих, как услуги входили в расчет начисления размера коммунальных услуг.
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу об отказе в удовлетворении исковым требованиям в связи с их недоказанностью.
4. Является противоправным начисление Управляющей компанией Потребителям стоимости услуг вне срока действия договора (после прекращения его действия и не продленного) и за повышенными самостоятельно, без информирования Потребителей, тарифами, без учета согласованного сторонами в договоре тарифа
Такое доначисление является злоупотреблением Управляющей компанией своим правом, заключающееся в попытке получить дополнительный доход от Совладельцев дома в порядке, не предусмотренном ни в законе, ни договором о предоставлении услуг.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 06.02.2024 оставлено по-прежнему решение первой инстанции об удовлетворении иска ОСМД об обязательствах Управляющую компанию прекратить злоупотребления своими правами, которое заключается в окончательном начислении ОСМД платы за услуги по дому; отменено доначисление ОСМД платы на общую сумму 584 624 грн. по НДС, осуществленный в марте 2021 года.
Исковые требования обоснованы безосновательным начислением Ответчиком в марте 2021 года доначисления в общей сложности 584 624 грн. с НДС за предоставленные услуги по содержанию (управлению) многоквартирного дома за период с 01.05.2017 по 01.04.2021, в результате чего, по мнению Истец, со стороны Управляющей компании существуют признаки действий по злоупотреблению своим правом, связанные с получением дополнительного дохода от совладельцев многоквартир ным домом. Также Истец отмечает и то, что все указанные начисления Ответчиком к оплате потребителям выставлено не было, а о существовании этих работ стало известно совладельцам многоквартирного дома только в марте 2021 года.
Постановление суда апелляционной инстанции мотивировано тем, что на время заключения договора между совладельцами дома и Управляющей компанией публичного договора от 21.12.2012 о предоставлении услуг, действовал ЗУ «О жилищно-коммунальных услугах» от 24.06.2004 № 1875-ІV, согласно которому все услуги, в том числе и послуги по содержанию дома и придомовой територии являются жилищно-комунальными услугами.
Частью 2 с. 14 Закона № 1875-IV определено, что цены/тарифы на коммунальные услуги и услуги по содержанию зданий и сооружений и придомовых территорий формируются и утверждаются центральными органами исполнительной власти, национальными комиссиями, осуществляющими государственное регулирование в соответствующих сферах, и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
Вместе с тем, на момент заключения сторонами договора от 18.08.2018 о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом вступил в силу ЗУ «О жилищно-коммунальных услугах» от 09.11.2017 № 2189 –VІІІ, согласно ч. 1 ст. 5 которого к жилищно-коммунальным услугам относится жилищная услуга — услуга по управлению многоквартирным домом и приведен перечень работ, которые включает эта услуга.
Участниками правоотношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг есть: 1) потребители (индивидуальные и коллективные); 2) управляющий; 3) исполнители коммунальных услуг, и эти услуги предоставляются исключительно на договорных началах. Договор о предоставлении коммунальной услуги заключается между Исполнителем соответствующей услуги и Потребителем или лицом, которое в соответствии с договором или Законом заключает такой договор в интересах потребителя, или с управляющим многоквартирным домом с целью поставки электрической энергии для обеспечения функционирования общего имущества многоквартирного дома.
Стоимость услуг по управлению многоквартирным домом определяется по договоренности сторон, кроме случая избрания управляющего органом местного самоуправления (ч. 2 ст. 10 Закона № 2189-VIII).
Частями 3 – 5 ст.10 указанного Закона определено, что цена услуги по управлению многоквартирным домом устанавливается договором о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом в расчете на один квадратный метр общей площади жилого или нежилого помещения, если иное не определено договором о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом, и включает: имущества многоквартирного дома в соответствии со сметой расходов на содержание многоквартирного дома и придомовой территории, кроме расходов на обслуживание внутридомовых систем, используемых для предоставления соответствующей коммунальной услуги, в случае заключения индивидуальных договоров о предоставлении такой услуги, по условиям которых обслуживание таких систем осуществляется исполнителем; 2) вознаграждение управляющему, определяемое с согласия сторон.
Установлено, что совладельцы дома потребляли и оплачивали услуги согласно тарифу, установленному решением Исполнительного комитета горсовета от 12.04.2017 и на условиях типового договора о предоставлении услуг от 18.08.2018, по содержанию п. 8 договора цена услуги по управлению определена сторонами на сумму 4,7996 грн.
02.12.2020 Совладельцами многоквартирному была создана ОСМД и 20.12.2020 была уведомлена Управляющая компания о прекращении между ними каких-либо договорных отношений и досрочном прекращении Договора с 01.03.2021.
Наряду с этим, Ответчик именно в апреле 2021 г. направил всем совладельцам дома счета на оплату жилищно-коммунальных услуг, размер которых значительно превышал утвержденный п. 8 договора размер цены услуги управления (73,6243 грн./м. кв., а не 4,7633 грн./м. кв.).
При этом сторонами не вносились изменения относительно цены услуги управления и не утверждалась другая смета расходов в договор от 08.08.2018. Материалы дела также не содержат доказательств обращения Ответчика, в течение действия договора от 08.08.2018, то есть до 01.03.2021, с любыми предложениями по увеличению тарифа на такие услуги.
В то же время, с учетом положений статей 4,8,9,10 Закона № 2189-VIII обязанность, о приведении правоотношений о предоставлении услуг ОСМД в соответствие требованиям действующего законодательства, и внесения изменений в договор, в части определения тарифа на такие услуги и доведение такой информации до Потребителей, возложено именно на орган местного самоуправления и Исполнителя (Ответчика).
Следовательно, суды пришли к выводу о безосновательности начисления Ответчиком в марте 2021 года стоимости услуг предоставленных по дому по тарифу 57,515 грн/м, учитывая, что такое начисление произведено за пределами срока действия договора и без учета согласованного сторонами тарифа.
При этом суды отметили, что в контексте установленных выше обстоятельств дела о создании ОСМД и уведомления об указанном решении Ответчика, предоставлении услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий совладельцам дома, с 01.03.2021, возможно только по решению общего собрания и по результатам заключения соответствующего договора, как и возможность. В то время как по состоянию на 01.03.2021 коллективного договора о предоставлении услуг по содержанию дома и сооружений и придомовой территории заключенного между ОСМД и Управляющей компанией заключено не было, доказательств существования каких-либо договорных отношений у Совладельцев с ответчиком, по состоянию на март 2021 года, материалы дела также не содержат.
Таким образом, апелляционный суд пришел к выводу, что оспариваемое доначисление, совершенное Ответчиком в марте 2021, является злоупотреблением Ответчиком своим правом, которое заключается в попытке получить дополнительный доход от Совладельцев дома в порядке, не предусмотренном ни в законе, ни договором о предоставлении услуг, а потому имеются основания для удовлетворения исковых требований.
5. Исполнитель коммунальных услуг несет ответственность согласно законодательству и договору за ненадлежащее предоставление или неоказание услуг, что привело к причинению ущерба имуществу и/или помещению потребителя, вреда его жизни и здоровью – путем возмещения ущерба
Постановлением Верховного Суда от 08.03.2023 удовлетворен иск ПП и ФЛП к Управляющей компании (как исполнителю коммунальных услуг) о взыскании 432 080 грн. материальный ущерб вследствие затопления нежилых помещений, принадлежащих истцам.
ВС согласился с выводами судов предыдущих инстанций о повреждении надлежащих истцам нежилых помещений в доме в результате залития, которое произошло из-за прорыва на внутридомовой инженерной сети горячего водоснабжения дома. Этот прорыв произошел в связи с ненадлежащим исполнением Ответчиком, как исполнителем услуг по содержанию дома, своих обязанностей по содержанию указанной сети в надлежащем состоянии, осуществлению ее технического обслуживания и ремонта, принятию своевременных мер по ликвидации аварийных ситуаций.
В свою очередь ответчик не предоставил надлежащих и допустимых доказательств в подтверждение того, что спорное затопление соответствующих помещений произошло не по его вине. При этом суды признали доказанным размер причиненного истцам убытков с учетом предоставленных ими выводов эксперта.