Звоните: +38 067 503 05 30
В результате проведения нескольких пенсионных реформ, целью которых было существенное уменьшение затрат государственного бюджета Украины на финансирование пенсий, и жесткая правоприменительная деятельность органов Пенсионного фонда Украины приводит к увеличению граждан, требующих услуг Пенсионного адвоката.
Значительную часть обращений граждан к пенсионному адвокату за защитой своих прав составляют следующие вопросы:
- Отказ органов Пенсионного фонда в назначении пенсии на формальных и надуманных основаниях-неправильная запись в трудовой книжке, отсутствие приказов, лишние исправления, отсутствие кода на печати и другое;
- Отказ в назначении пенсий на льготных условиях-список № 1 и список № 2, выслуга лет, шахтеры, летчики, медики, работники сельского хозяйства-доярки, трактористы;
- Подача при назначении пенсии старого показателя заработной платы, в результате чего размер пенсии клиента существенно уменьшается;
- Начисление пенсии в невыгодном для лица размере из-за незачисления части стажа и (или) проведения невыгодной для лица оптимизации ее заработков, неучет заработка до 2000 года (пятилетки);
- Неправильное начисление Чернобыльской пенсии;
- Непроведение перерасчета пенсий военнослужащим из-за изменения размера денежного обеспечения.
Пенсионный адвокат АБ «Ткачук и партнеры» может предоставить следующие юридические услуги:
- Предоставление консультации по оформлению пенсии, про условия назначения, полноты документов, обоснованности и законности действий, определения права на пенсию, бездеятельности и решений Пенсионного фонда, оценка других спорных ситуаций;
- Расчет и моделирование будущей пенсии с учетом стажа и заработка клиента;
- Проверка назначенной пенсии о правильности начисления размера, полного учета стажа и заработка;
- Помощь в назначении пенсии с представительством интересов в органах Пенсионного фонда;
- Помощь в назначении пенсии онлайн;
- Обжалование в суде отказа Пенсионного фонда в назначении пенсии-по возрасту, на льготных условиях (список 1 и список 2, выслуги лет), по инвалидности, по утрате кормильца, Чернобыльской пенсии, пенсии шахтеров, медикам и другие;
- Обжалование в суде действий, бездеятельности и решений органов Пенсионного фонда, которые приводят к уменьшению размера пенсии;
- Проверка материалов пенсионного дела клиента с целью определения размера пенсии соответствующего материалам пенсионного дела;
- Обжалование в суде действий, бездеятельности и решений органов Пенсионного фонду относительно пенсий военнослужащих.
При оформлении пенсии следует учитывать, что недостатки записей трудовой книжки не является основанием для неучета такого стажа, поскольку главным есть сам факт работы за определенный период времени, и формальные недостатки не являются основанием для лишения лица права на пенсию. Даже неуплата (или не полная уплата) работодателем страховых взносов за время работы, подлежит полному учету в страховой стаж, так как работник не несет ответственность за неуплату страховых взносов работодателем.
Порядок начисления заработков для назначения пенсии предусмотрен ст. 40 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», фактически который предусматривает расчет среднего заработка за все время трудовой деятельности лица. При этом важно учитывать, что эта норма закона также предусматривает осуществление исключения невыгодных периодов заработка (а также дополнительно исключается сроковая военная служба, уход за ребенком, учеба), что приводит к увеличению коэффициента заработной платы –что является оптимизацией. Органы Пенсионного фонда не всегда выгодно осуществляют оптимизацию заработков лица, что приводит к занижению размера пенсии. Также частые случаи неучета заработков до 2000 года (часто по мотивам невозможности проверить обоснованность выдачи такой справки). Однако судебная практика доказывает, что при наличии соответствующих записей в трудовой книжке, такой отказ является незаконным и суды обязывают учитывать соответствующие заработки.
Если Вам когда-нибудь назначалась пенсия (за выслугу лет, по инвалидности, на других условиях), но в последующем она была прекращена, а Вы назначаете новую пенсию, будьте внимательны, так как в таких случаях органы пенсионного фонда применяют средний показатель как для старых пенсий, поскольку считают, что они осуществляют возобновление пенсии. Однако судебная практика доказывает противоположное-что даже при восстановлении пенсии фактически происходит ее новое назначение и поэтому должен применятся именно новый показатель средней заработной платы.
В особенном порядке осуществляется расчет пенсии для инвалидов-ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС и ликвидаторов работы в зоне ЧАЭС –они могут рассчитывать на пенсию исключительно исходя из заработной платы в зоне ЧАЭС, при этом инвалидам-ликвидаторам последствий аварии на ЧАЭС дополнительно предусмотрено начисление премии в размере 400 грн. к заработку, что влечет начисление высокого коэффициента заработной платы для пенсии. Также постановлением правительства инвалидам –ликвидаторам последствий аварии на ЧАЭС в случае отсутствия справки о заработной плате в зоне ЧАЭС предусмотрено начисление пенсии исходя из 5 минимальных заработных плат. Соответствующие права имеют также вдовы инвалидов-ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС, но необходимым условием для получения соответствующих пенсионных выплат является удостоверение вдовы инвалида-ликвидатора последствий аварии на ЧАЭС.
При отказе в назначении пенсии на льготных условиях органы Пенсионного фонда по списку 1 и списку 2, как правило, обосновывают свой отказ отсутствием аттестации рабочего места, неточными или неправильными записями в трудовой книжке, отсутствие льготных справок. Однако, следует учитывать, что такие основания для отказа в назначении пенсии являются формальными и необоснованными. Как доказывает судебная практика, проведение аттестации рабочего места является обязанностью работодателя, поэтому ее не проведение не может лишить работника социальных гарантий. Это же касается неточных или неправильных записей в трудовой книжке. А льготные справки органы Пенсионного фонда требуют часто безосновательно, так как трудовая книжка содержит все необходимые данные для назначения пенсии на льготных условиях по списку 1 и списку 2.
При перерасчете пенсии работающему пенсионеру необходимо помнить, что при росте размера заработной платы растет коэффициент заработной платы и в результате этого должен расти размер пенсии. Но что делает Пенсионный фонд-он не учитывает увеличение размера заработной платы (просто безосновательно не учитывает) и только увеличивает страховой стаж !!! Разница может достигать нескольких тысяч гривен !!!
Наличие опыта и знание существующей судебной практики относительно пенсионного обеспечения, возможность осуществления самостоятельного просчета и моделирования всех существующих видов пенсий дает АБ «Ткачук и партнеры» возможность предоставления своим клиентам необходимых юридических гарантий во время оформления и перерасчета пенсий и возникновении каких-либо споров с Пенсионным фондом.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ НЕОБХОДИМА ПОМОЩЬ АДВОКАТА ПО ПЕНСИОННЫМ ВОПРОСАМ ?
В процессе работы нашего Бюро есть случаи, что специалисты органов Пенсионного фонда безосновательно отказывают гражданам в приеме документов или заявлений о переходе с одного вида пенсии на другой, в назначении определенного вида пенсии, тем самым, нарушая Закон Украины «Об обязательном государственном пенсионном страховании» и Закон Украины «Об обращении граждан», Положения про организации приема и обслуживания лиц, которые обращаются в органы Пенсионного фонда Украины. Следует указать, что при приеме документов для оформления пенсии или документов для перерасчета пенсии, должностное лицо Пенсионного фонда обязано выдать лицу расписку, какие документы были приняты для обработки. Также в случае недостаточности документов для решения пенсионного вопроса лица, в этой расписке должно быть четко указано о необходимости донесения необходимых документов и указано срок, на протяжении которого эти документы должны быть надано. Если такого предостережения не было, но лицу было отказано в решении пенсионных вопросов по мотивам отсутствия таких документов, суди трактуют это как недобросовестное поведение органа Пенсионного фонда !
Полезным будет знать, что Порядком подачи и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий согласно с Законом Украины «Об обязательном государственного пенсионном страховании» предусмотрено обязанность работников Пенсионного фонда осуществлять консультирование будущих и существующих пенсионеров, определения права на пенсию, давать помощь в получении отсутствующих документов для решения пенсионных вопросов.
Также распространенными есть случаи в безосновательном уменьшении страхового стажа граждан и (или) размера пенсии так названое «возвращение пенсии к нормам действующего законодательства» (на самом деле незаконного уменьшения размера пенсии), незаконной подачи старого показателя с целью уменьшения пенсии.
Полезной будет помощь пенсионного адвоката в случае если у Вас возникнет вопрос по назначению или перерасчету пенсии военнослужащего, Чернобыльца (1,2,3,4 категория- инвалид, ликвидатор, отселенное лицо, потерпевший), госслужащий, их вдов (утрата кормильца).
Законодательство в сфере пенсионного обеспечения постоянно изменяется. Расчет пенсий по возрасту, пенсии по инвалидности, пенсии по утрате кормильца регламентируется Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», пенсии военнослужащих Законом Украины «Об пенсионном обеспечении военнослужащих», а порядок и условия перерасчета регламентируется постановлениями Кабинета Министров Украины и Правления Пенсионного фонда. Очень часто, как показывает практика, человеку тяжело разобраться в этой сфере самостоятельно.
Перечень документов, необходимых для определения Вашего права на назначение пенсии (в т.ч. досрочного)-список 1 и 2, выслуга лет:
- Документ про очное образование (средне-специальное или высшее) при наличии;
- Военный билет (при наличии);
- Трудовая книжка;
- Справка, подтверждающая специальный характер и (или) условия работы (при их наличии).
- Индивидуальные сведения о застрахованном лице (справка-форма ОК-5).
Перечень документов, необходимых для просчета Вашей пенсии по возрасту:
- Документ о очном образовании (среднее специальное или высшее) при наличии;
- Военный билет (при наличии);
- Трудовая книжка;
- Документы подтверждают специальные условия работы, дающие право вычисления стажа в кратности (список № 1, вредные условия для медицинских работников (лепрозорий и противочумные учреждения, учреждения (отделения) по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом, в патолого-анатомических и реанимационных отделениях лечебных учреждений) (при наличии);
- Справку о заработной плате до 07.2000 года (при наличии);
- Индивидуальные сведения о застрахованном лице (форма ОК-5).
Перечень документов, необходимых для проверки уже назначенной Вашей пенсии по возрасту:
- Распоряжение о назначенной пенсии с алгоритмом расчета и заработком для начисления;
- Документ о очном образовании (средние специальное или высшее) при наличии;
- Военный билет (при наличии);
- Трудовая книжка;
- Документы подтверждают специальные условия работы, дающие право вычисления стажа в кратности (список № 1, вредные условия для медицинских работников (лепрозорные и противочумные учреждения, учреждения (отделения) по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом, в патолого-анатомических и реанимационных отделениях лечебных учреждений) (при наличии);
- Справку о заработной плате до 07.2000 года (при наличии);
- Индивидуальные сведения о застрахованном лице (форма ОК-5).
Перечень документов, необходимых для расчета пенсии Чернобыльца 1 категории (инвалида):
- Удостоверение Чернобыльца 1 категории;
- Заключение медико-социальной экспертной комиссии о проценте потери трудоспособности;
- Справка о заработной плате во время работы в зоне отчуждении;
- Копия трудовой книжки.
Перечень документов, необходимых для проверки пенсии Чернобыльца 1 категории (инвалида):
- Распоряжение о назначенной пенсии с алгоритмом расчета и заработком для начисления;
- Удостоверение Чернобыльца 1 категории;
- Заключение медико-социальной экспертной комиссии о проценте потери трудоспособности;
- Справка о заработной плате во время работы в зане отчуждении;
- Копия трудовой книжки.
Перечень документов, необходимых для расчета пенсии Чернобыльца 2 категории (ликвидатора аварии на ЧАЭС)
- Удостоверение Чернобыльца 2 категории;
- Документ о очном образовании (среднее специальное или высшее) при наличии;
- Военный билет (при наличии);
- Трудовая книжка;
- Документы подтверждают специальные условия работы, дающие право вычисления стажа в кратности (список № 1, вредные условия для медицинских работников (лепрозорные и противочумные учреждения, учреждения (отделения) по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом, в патолого-анатомических и реанимационных отделениях лечебных учреждений) (при наличии);
- Справку о заработной плате в зоне отчуждения;
- Индивидуальные сведения о застрахованном лице (форма ОК-5).
Перечень документов, необходимых для проверки пенсии Чернобыльца 2 категории (ликвидатора аварии на ЧАЭС):
- Распоряжение о назначенной пенсии с алгоритмом расчета и заработком для начисления;
- Удостоверение Чернобыльца 2 категории;
- Документ о очном образовании (средние специальное или высшее) при наличии;
- Военный билет (при наличии);
- Трудовая книжка;
- Документы подтверждают специальные условия работы, дающие право вычисления стажа в кратности (список № 1, вредные условия для медицинских работников (лепрозорные и противочумные учреждения, учреждения (отделения) по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом, в патолого-анатомических и реанимационных отделениях лечебных учреждений) (при наличии);
- Справку о заработной плате в зоне отчуждения;
- Индивидуальные сведения о застрахованном лице (форма ОК-5).
Перечень документов, необходимых для расчета пенсии государственного служащего:
- Документ о очном образовании (среднее специальное или высшее) при наличии;
- Военный билет (при наличии);
- Трудовая книжка;
- Справку начисления пенсии государственного служащего.
Перечень документов, необходимых для проверки пенсии государственного служащего:
- Распоряжение о назначенной пенсии с алгоритмом расчета и заработком для начисления;
- Документ очное образование (средние специальное или высшее) при наличии;
- Военный билет (при наличии);
- Трудовая книжка;
- Справку начисления пенсии государственного служащего.
КАК АДВОКАТ ПО ПЕНСИОННЫМ ДЕЛАМ ПОМОЖЕТ В ОБЩЕНИИ С ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ
Согласно нормам Закона Об общеобязательном государственном пенсионном страховании, в случае увеличения, пенсию можно также насчитать с добавлением заработной платы до июля 2000 года. На практике, при подаче такой справки в Пенсионный фонд, заявители получают отказы со ссылкой на отсутствие документов о начислении заработной платы. Действительно, данной нормой также предусмотрено подтверждение справки о заработной плате соответствующими платежными ведомостями, а в полномочия Пенсионного Фонда входит проверка таких документов и выявление разногласий.
Однако, если в справке о заработной плате будут указаны сведения о заработной плате, указанной в справке, то и такая проверка будет незаконной из-за отсутствия оснований для такой проверки. Также следует отметить, что только предположение Пенсионного Фонда о необоснованности справки не является условием неучета такой справки с заработной платой. Также это касается, если есть информация о действительности полученной заработной плате и она заверена печатью предприятия.
ПОЗИТИВНАЯ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА АБ «ТКАЧУК И ПАРТНЕРЫ» В СПОРАХ С ОРГАНАМИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА УКРАИНЫ
Следует привести судебные решения по спорам с органами Пенсионного фонда Украины, принятые в пользу потенциальных пенсионеров, интересы которых защищали пенсионные адвокаты нашего Бюро.
1. Суд 19.06.2023 по делу № 260/2812/23 удовлетворил иск лица о признании недействительным решения органа Пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии по возрасту по мотивам невключения в стаж периодов работы, указанные в трудовой книжке, поскольку истцом предоставлено дубликат тудовой книжки и ненадано дополнительно подтверждающие справки с места работы.
Удовлетворяя исковые требования, суд отметил, что системный анализ Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Министерства труда Украины, Министерства юстиции Украины и Министерства социальной защиты населения Украины от 29 июля 1993 г. за № 58 свидетельствует, что обязанность по внесению достоверных и правильных записей в трудовую книжку работника возлагается именно на работодателя. Дубликат трудовой книжки истца оформлен в соответствии с требованиями законодательства, а именно: дубликат содержит информацию о дате принятия на работу, наименование предприятия, где работал истец, а также отдел и должность, на которую был принят истец, кроме того, указано на основании каких приказов истец принимался на работу и увольнялся.
В данном споре идет речь о причислении к общему стажу работника периодов работы, которые четко указаны в трудовой книжке работника, которая согласно ст. 48 КЗоТ Украины , ст. 62 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» является основным документом, подтверждающим стаж работы, и подтверждение дополнительными документами требуется в исключительных случаях.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 постановления Кабинета Министров Украины «О трудовых книжках работников» от 27.04.1993 № 301 за нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а в предусмотренных законом случаях другую ответственность, поэтому собственно несоблюдение правил ведения трудовой книжки может иметь негативные последствия именно для лица, допустившего такие нарушения, а не для истца, а следовательно, не может влиять на его личные права.
Следовательно, работник не может отвечать за правильность и полноту оформления бухгалтерских документов на предприятии, и в свою очередь ненадлежащий порядок ведения и заполнения трудовой книжки и другой документации по вине администрации предприятия, что не может быть основанием для лишения истца его конституционного права на социальную защиту и решение вопросов предоставления пенсии по возрасту на общих основаниях.
Приведенное согласуется с позицией Верховного Суда, изложенной в постановлениях по делам №687/975/17, № 677/277/17.
Также Верховный Суд по постановлениям по делам №490/12392/16-а, № 423/1881/17 высказал позицию о том, что определенные недостатки по поводу заполнения трудовой книжки не могут быть основанием для неучета соответствующего периода работы для расчета стажа при назначении пенсии.
Таким образом, суд признал неправомерным отказ органа Пенсионного фонда в назначении истцу пенсии по возрасту, ссылаясь на то, что для подтверждения страхового стажа необходимо предоставление уточняющих справок, поскольку работа истца в спорный период подтверждается записями в дубликате трудовой книжки.
2. Судом 25.05.2023 по делу № 50 0/1486/23 удовлетворен иск лица и признано неправомерным отказ органа Пенсионного фонда в назначении пенсии по возрасту, в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, в частности, в страховой стаж истцу не зачислен определенный период работы, поскольку в записи в трудовой книжке отсутствует номер приказа о приеме на работу.
Судебное решение мотивировано тем, что согласно ст. 62 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», Порядка, утвержденном постановлением КМУ от 12.08.1993 №637 основным документом, подтверждающим стаж работы является трудовая книжка, а другие документы принимаются во внимание исключительно в случае отсутствия трудовой книжки или соответствующих записей в ней. В трудовой книжке истицы в записи о приеме на работу отсутствует номер приказа , а указана только его дата. Записи о принятии и увольнении выполнены четко, содержится подпись должностного лица и печать учреждения.
Отсутствие ссылки или неточность записей в первичных документах по учету трудового стажа и начислению заработной платы на конкретную должность, занимаемую истицей в тот или иной период ее работы на предприятии при наличии надлежащим образом оформленной трудовой книжки, не может быть основанием для исключения указанных периодов работы из трудового стажа истицы, что дает ей право на назначение пенсии по возрасту. Следовательно, суд пришел к выводу, что ответчиком безосновательно не учтена информация, содержащаяся в трудовой книжке истицы.
3. Суд 06.06.2022 по делу № 620/670/22 удовлетворил иск лица о признании неправомерным отказ органа Пенсионного фонда в назначении пенсии на льготных условиях по Списку № 1, в связи с отсутствием необходимого страхового и льготного стажа, прредусмотренных ст. 114 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».
В частности, ответчиком отнесен к льготному стажу истца период работы на ОАО «Киевхимволокно» , но не учтен период обучения в среднем профессионально-техническом училище до начала работы.
Удовлетворяя исковые требования, суд отметил, что согласно пункту «д» ч.3 ст. 56 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» в стаж работы засчитывается также: обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в училищах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации, аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.
В части 1 ст. 38 «О профессиональном техническом образовании» от 10.02.1998 , п.п. 26 Положения о профессионально-техническом учебном заведении, утвержденным постановлением КМУ от 05.08.1998 № 1240 указано, что время обучения в профессионально учебном заведении засчитывается в трудовой стаж ученика,слушателя, в том числе беспрерывный и в стаж работы по специальности, что дает право на льготы, установленные для соответствующей категории работников, если перерыв между днем окончания обучения и днем зачисления на работу по приобретенной профессии не превышает трех месяцев.
Истец получил профессию («аппаратчик химического производства» в химическом цехе по производству целлофана, целлюлозной пленки), которая внесена в Список № 1, а после окончания учебного заведения был направлен на работу учебным заведением в соответствии с полученной профессией, внесенной в Список №1.
Таким образом, период обучения истца подлежит зачислению в льготный стаж по Списку № 1 (перерыв между днем окончания обучения и днем зачисления на работу по приобретенной профессии не превышает трех месяцев) и имеет право на льготную пенсию со снижением пенсионного возраста, установленного абз. 1 ч. статьи 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» .
4. Суд 18.01.2022 по делу № 320/4091/21 удовлетворил иск о признании неправомерным отказ органа Пенсионного фонда о назначении пенсии на льготных условиях по Списку № 2.
Так, отказ мотивирован тем, что в записях трудовой книжки истца отсутствует информация о занятости полный рабочий день в тяжелых и вредных условиях труда и о проведении аттестации рабочих мест, а также непредоставление истцом каких-либо справок о льготном характере работы и условиях труда-одни из основных условий при назначении пенсии на льготных условиях
Судебное решение мотивировано тем, что Большая Палата Верховного Суда по делу № 520/15025/16-а отметила, что непроведение или несвоевременное проведение аттестации рабочих мест собственником предприятия не может являться основанием для отказа в назначении пенсии по возрасту на льготных условиях. Ответственность за непроведение или несвоевременное проведение аттестации рабочих мест возлагается на собственника предприятия, а не на работника. При этом контролирующую функцию в отношениях по проведению аттестации рабочих мест на предприятии выполняет государство в лице соответствующих контролирующих органов, а не работник.
Относительно утверждений ответчика об отсутствии информации о занятости полный рабочий день в тяжелых и вредных условиях в трудовой книжке истца, а также непредоставление истцом каких-либо справок о льготном характере работы и условиях труда, следует отметить следующее.
Органы , назначающие пенсию, имеют право проверять предоставленные заявителем документы, а именно требуя соответствующие документы от предприятий, организаций и отдельных лиц, а также в необходимых случаях проверяя обоснованность их выдачи.
Однако ответчиком не предоставлены какие -либо документы, свидетельствующие о совершении ответчиком действий, направленных на проведение проверки сведений в поданных истцом документах, в частности относительно получения дополнительных документов в подтверждение или опровержение обстоятельств, которые служили основаниями для принятия обжалуемого истцом решения.
Кроме того, суд отклонил доводы ответчика об отсутствии в трудовой книжке истца прямых записей о занятости полный рабочий день в тяжелых и вредных условиях труда, поскольку последняя также не содержит записей противоположного, а именно по работе неполное рабочее время. Также учтено и то, что работник не может нести ответственность за нарушение работодателем порядка заполнения документации, в частности, трудовой книжки.
5.Судебными решениями по делу № 320/10078/21 удовлетворен иск о признании неправомерным отказ органа Пенсионного фонда о назначении пенсии по возрасту на льготных условиях по Списку № 2 и обязано последний рассмотреть заявление истца по существу.
Иск мотивирован тем, что истец обращался в орган ПФУ о назначении ему пенсии на льготных условиях в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», поскольку он работал по профессии маляра и является лицом, получившим право на пенсию по возрасту на льготных условиях по Списку №2. Вместе с тем, ему отказано в назначении пенсии на льготных условиях в соответствии с положениями ст.55 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы», поскольку он не достиг возраста, с которого ему возможна быть назначена Чернобыльская пенсия. В то же время вопрос о назначении пенсии на льготных условиях по Списку № 2 рассмотрен не был.
Судебные решения мотивированы тем, что истцом не обжалуется, и не опровергается отсутствие у него права на назначение пенсии по возрасту со снижением возраста в соответствии с требованиями ст. 55 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы».
В то же время, ответчик противоправно не рассмотрел заявление истца в части назначения пенсии по возрасту на льготных условиях по Списку №2. При этом суд отметил, что поскольку пенсия на льготных условиях по Списку №2 в соответствии с ч.2 ст.114 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» является пенсией по возрасту, и истец обратился к ответчику с заявлением о назначении именно пенсии по возрасту, неосуществление рассмотрения ответчиком вопроса в этой части с учетом предоставленных истцом дополнительных документов, свидетельствует о его противоправном бездействии.
6. Судебным решением от 31.08.2020 по делу № 640/23922/19 удовлетворено иск о признании неправомерным отказа органа Пенсионного фонда о назначении пенсии лицу по возрасту на льготных условиях по Списку № 1, в связи с недостаточным страховым стажем для назначения такой пенсии, поскольку к нему (стажу) не отнесен период службы в армии, обучение, а также определенные периоды работы в льготный стаж, так как истец документально его не подтвердил.
Судебное решение мотивировано тем, что определенные периоды работы должны быть отнесены к льготному трудовому стажу, так как истец в подтверждение этому предоставлял справку, уточняющую особый характер труда или условий труда, необходимых для назначения льготной пенсии. В то же время, ответчиком в суд не предоставлено доказательств уведомления истца о необходимости представления каких-либо других дополнительных документов, подтверждающих льготный стаж истца, как и не было сделано такой проверки и самим пенсионным органом, как это должно быть в случае недостаточной информации в трудовой книжке
Неправомерно незачисление в стаж истца прохождение военной службы (подтверждается записями в трудовой книжке), поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» в стаж работы, дающий право на трудовую пенсию, засчитывается, в частности, военная служба . Аналогично отнесение в стаж периода обучения предусмотрено ст. 38 «О профессиональном техническом образовании».
7. Судом 02.08.2021 по делу № 320/1966/21 удовлетворен иск о признании неправомерным отказ пенсионного органа о назначении пенсии по возрасту с уменьшением пенсионного возраста согласно статьи 55 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы».
Отказывая в назначении пенсии ответчик отметил, что согласно записей в трудовой книжке в период с 18.06.1986 г. по 08.07.1989 г. заявительница работала в Российской Федерации, поэтому относить указанный период к периодам работы в зоне усиленного радиологического контроля отсутствуют основания. Паспортными данными и записями трудовой книжки подтверждается проживание (работа) в зоне усиленного радиологического контроля с 24.12.1992 г. по настоящее время. Ответчик считал, что поскольку не выполняется условие проживания или работы в зоне усиленного радиологического контроля — 4 года до 01.01.1993 основания для назначения пенсии по возрасту со снижением пенсионного возраста отсутствуют.
Судебное решение мотивировано тем, что в соответствии с положениями ст. 65 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы», соответствующие удостоверения являются документами, подтверждающими статус граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, и предоставляют право пользования льготами, установленными настоящим Законом.
Истцом к заявлению о назначении пенсии было приложено удостоверение гражданина (гражданки), постоянно проживающего на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля в 1986-1993гг. (Категория 4), а потому истец, согласно ст. 15, ст. 65 Закона признан государством лицом, потерпевшим от последствий Чернобыльской катастрофы и имеющим право на льготы, установленные законодательством Украины.
Следовательно, требование ответчика о предоставлении справки о периоде проживания или труда на загрязненных территориях для решения вопроса о назначении пенсии истцу как лицу, потерпевшему от Чернобыльской катастрофы — противоправно, поскольку именно на основании такой справки уполномоченные государственные органы выдают соответствующие удостоверения.
Аналогичные выводы изложены в постановлении Верховного Суда по делу №348/2357/16-а .
Также суд 08.07.2022 по делу № 320/9021/21 удовлетворил иск о признании неправомерным отказ пенсионного органа о назначении пенсии по возрасту на льготных условиях, как потерпевшей от Чернобыльской катастрофы 4 категории в соответствии со ст . 55 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» , в связи с отсутствием необходимого срока работы или проживания в зоне усиленного радиологического контроля, а также необходимого страхового стажа.
При этом суд (как и в приведенных выше делах) отметил, что в подтверждение факта проживания истицы в зоне усиленного радиоэкологического контроля, а также получения статуса гражданина, постоянно проживавшего на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля (категория 4), подтверждено соответствующим удостоверением, а наличие необходимого страхового стажа – трудовой книжкой, что опровергает основания (мотивацию) отказа ответчика в назначении ей пенсии по возрасту на льготных условиях.
8. Суд 09.09.2022 года удовлетворил иск и признал неправомерным отказ в назначении пенсии по возрасту на льготных условиях в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 114 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».
Отказ в назначении истцу пенсии на льготных условиях, как лицу, достигшему 55-летнего возраста и проработавшей дояркой более 20 лет мотивированный тем, что к льготному стажу не подлежит зачислению работа дояркой, поскольку предоставленные истцом справки в подтверждение этого не могут приняты к внимания. Так, одна из справок выдана архивным учреждением, в связи с тем, что хозяйство, в котором работала истца, не существует и нет его правопреемника. В таком случае подтверждение периодов работы, дающей право на назначение пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, осуществляется комиссиями по подтверждению стажа работы на должностях, дающих право на назначение пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, что сделано не было. В справке о работе за другой период отсутствует ссылка на ст. 114 и статью 50 указанного Закона, что противоречит Постановлению Правления Пенсионного фонда Украины от 25.11.2021 №33-1 .
Удовлетворяя исковые требования, суд отметил, что в случае, когда в трудовой книжке отсутствуют сведения, определяющие право на пенсию на льготных условиях, установленные для отдельных категорий работников, для подтверждения специального трудового стажа необходимо предоставлять уточняющие справки. То есть уточняющие справки для подтверждения льготного стажа необходимо предоставлять только в случае, когда отсутствуют соответствующие сведения в трудовой книжке.
В то же время, согласно трудовой книжке (что также отмечено и в справках) истец действительно работала на предприятиях дояркой и в соответствии с личными расчетами выполняла установленные нормы обслуживания животных.
По таким основаниям суд пришел к выводу, что надлежащим и допустимым доказательством, а именно трудовой книжкой подтверждается, что истец имеет право на включение в льготный стаж периодов работы на должности доярки.
Пенсионный адвокат нашего Бюро поможет Вам в спорах с Пенсионным фондом, предоставит аргументированную консультацию по разрешению спорных вопросов с перерасчетом Чернобыльских пенсий, поможет отстоят Вашу позицию в суде, включая возможный в дальнейшем суд по пенсиям, иски по пенсии или апелляционное, кассационное рассмотрение дела.
Если Вы находитесь не в городе Киеве и Вам сложно подъехать к нам, вы можете прислать нам документы на электронную почту Адвокатского Бюро их получит наш юрист по пенсии, указав Вашу фамилию, имя и отчество, налоговый номер, место проживания и контактный телефон для составления счета для оплаты.
В таком случае мы сможем представить Вам пенсионную консультацию на электронную почту.
Обсуждение закрыто.