Постоянная корректировка Пенсионного законодательства, время от времени проведение пенсионных реформ заставляет будущих и действующих пенсионеров обращаться в Пенсионную консультацию по решению вопросов оформления и перерасчета пенсии. На Пенсионной консультации можно получить полную информацию о праве выхода на пенсию – по возрасту, по списку 1 и списку 2 – работы во вредных условиях, за выслугу лет, пенсии шахтеров и металлургов, летчиков, медицинских работников, расчет стажа и размера пенсии.
Также на Пенсионной консультации можно определиться с правовыми вопросами, возникающими при оформлении и получении пенсии в соответствии со специальным законодательством – законами о Чернобыле, О пенсионном обеспечении военнослужащих и Государственной службой.
По какому закону Вам будет выгоднее оформлять пенсию?
Как можно перейти с пенсии одного вида на пенсию другого вида чтобы получить максимальный результат ?
Ответы на эти и другие вопросы Вы можете получить именно на Пенсионной консультации.
Вы получаете пенсию и продолжаете работать, Вам существенно повысили заработную плату, но в размере пенсии изменения не произошли? Скорее всего, Пенсионный фонд внимания не обращает на увеличение вашей заработной платы и не перечисляет Вам размер пенсии в связи с увеличением коэффициента заработной платы. Конечно – такое бездействие Пенсионного фонда незаконно. Но просчитать действительный размер пенсии в таком случае вам поможет пенсионная консультация. Пенсионная консультация также может провести полную проверку Вашей назначенной пенсии, и выявить причины ее неполного начисления: безосновательное не зачисление определенных периодов трудового стажа согласно трудовой книжке по надуманным и формальным соображениям, безосновательное не учет справок о заработной плате до 2000 года, не проведение ового вычисления стажа.
Какие документы необходимо иметь для получения Пенсионной консультации:
Трудовая книжка;
Документы о военной службе (при наличии);
Справка Ок-5 – Ваш заработок после 2000 года (нужно получить в Пенсионном фонде (любом) или в личном кабинете Пенсионного фонда;
Справка о стаже (специальном стаже) работы -в том числе по списку 1 и списку 2 (при наличии);
Справка о заработной плате до 2000 года (при наличии);
Справка о заработной плате за 60 месяцев (для государственных служащих);
Справка о заработке в зоне ЧАЭС (при наличии);
Летная книга – для лиц летного состава;
Уточняющие справки о работе в особых условиях – психиатрии, инфекционных, патологоанатомических отделениях, реанимации для медицинских работников.
УСЛУГИ ПО ПЕНСИОННОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
– Определение права на пенсию, в том числе досрочный выход на пенсию – список 1 и список 2, выслуга лет, пенсия шахтеров и металлургов, пенсия согласно закону о ЧАЭС, пенсии военнослужащих;
-Расчет пенсии перед выходом на пенсию, проверка уже назначенной пенсии;
-Определение законности решений Пенсионного фонда при отказе в назначении пенсии, при переводе с одного вида пенсии на другой, начисление переплаты пенсии, прекращение пенсии.
ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ ВЕРХОВНОГО СУДА
В ДЕЛАХ ПО ПЕНСИОННЫМ СПОРАМ
1. Перерасчет пенсии Лица, проведенный ГУ ПФУ во исполнение судебного решения с целью устранения нарушенного его права на надлежащий размер пенсии, право на получение которого у него возникло до 01.03.2018, не является перерасчетом пенсии в связи с изменением составляющих денежного довольствия или других показателей основного размера пенсии. Следовательно, такое лицо имеет право на ежемесячную доплату к пенсии в размере 2000 грн в соответствии с Постановлением КМУ № 713, которое должно выплачиваться для достижения цели принятия этого Постановления – поэтапного уменьшения диспропорций в размерах пенсий, назначенных до 01.03.2018
Решением Киевского окружного административного суда от 17.01.2023 удовлетворен иск Лица 1 к пенсионному органу: признано противоправными действия ГУ ПФУ об отказе в установлении и выплате с 01.10.2022 ежемесячной доплаты в размере 2000 грн к назначенной Лицо 7; обязано ответчика установить и выплачивать с 01.10.2022 ежемесячную доплату на сумму 2000 грн. к назначенной истцу пенсии согласно Постановлению № 713, с учетом ранее выплаченных сумм.
Суть спора в том, что по этому делу суды предыдущих инстанций установили, что истец состоит на учете в ГУ ПФУ и получает пенсию за выслугу лет, назначенную в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц» от 09.04.1992 № 2262-ХІІ.
Решением окружного административного суда от 22.08.2022 по другому делу № 320/4907/22 обязано ГУ ПФУ осуществить перерасчет и выплату пенсии Лицо 1 на основании справки Государственного учреждения «Территориальное медицинское объединение МВД области» от 13.02. 262-ХІІ, Постановления КМУ от 11.11.2015 № 988 «О денежном довольствии полицейских Национальной полиции», начиная с 01.12.2019, с учетом ранее выплаченных сумм.
Во исполнение указанного судебного решения ответчик в октябре 2022 года произвел перерасчет пенсии Истца с 01.12.2019 согласно в. 63 Закона № 2262-ХІІ. Размер пенсии Истеца после этого перерасчета увеличился на 2648,84 грн. (вырос с 5932,73 грн. до 8581,57 грн.), поэтому с октября 2022 года Ответчик прекратил выплату Истцу ежемесячной доплаты в размере 2000 грн, предусмотренной Постановлением № 713.
На обращение Истца о выплате ему ежемесячной доплаты к пенсии с 01.10.2022 согласно пункту 1 Постановления № 713, Ответчик письмом сообщил, что поскольку размер пенсии Лицо 1 во исполнение решения суда от 22.08.2022 по делу № 320/4907 713 к пенсии Истец доплата установлению подлежит.
На обоснование исковых требований Истец отметил, что ответчик противоправно не выплачивает ему с 01.10.2022 ежемесячную доплату на сумму 2000 грн, предусмотренную Постановлением № 713.
Постановлением апелляционного административного суда от 17.05.2023 отменено решение суда первой инстанции по этому делу от 17.01.2023, принято новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Отказывая в удовлетворении исковым требованиям, суд апелляционной инстанции исходил из того, что проведенный во исполнение судебного решения перерасчет пенсии истца состоялся с 01.12.2019 из размера денежного обеспечения по состоянию на ноябрь 2019 года, т.е. Позиция суда апелляционной инстанции состоит в том, что указанный перерасчет есть перерасчет пенсии, проведение которого согласно абз.3 п. 1 Постановления № 713 является обстоятельством, исключающим возможность установления ежемесячной доплаты, выплата которой предусмотрена абз.1 этого же пункта Постановления № 713, поскольку нормами указанного Постановления не разграничены исключения относительно оснований осуществления перерасчета пенсии.
Верховным судом 11.06.2024 постановление суда апелляционной инстанции отменено, а решение первой инстанции оставлено в силе ввиду, что ключевым в этом деле есть вопрос о наличии правовых оснований выплаты истцу ежемесячной доплаты к пенсии в размере 2000 грн. в соответствии с Постановлением №713.
С целью поэтапного уменьшения диспропорций в размерах пенсий, назначенных военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел (милиции), полицейским и некоторым другим лицам, и принятие Верховной Радой Украины законодательных актов о пенсионном обеспечении военнослужащих и некоторых других лиц принято Постановление №713.
Пунктом 1 Постановления № 713 установлено, что с 01.07.2021 лицам, которым назначена пенсия до 01.03.2018 в соответствии с ЗУ № 2261-ХІІ (кроме военнослужащих срочной службы), до размеров их пенсий, определенных в соответствии со статьями 13,2. плату в сумме 2000 гривен, которая учитывается при дальнейших повышениях размеров пенсий, определенных в соответствии со статьями 13, 21 и 36 Закона.
Лицам, которым назначена (обновлена) пенсия после 01.03.2018, размер которой исчислен в соответствии со статьями 13, 21 и 36 Закона (кроме военнослужащих срочной службы) по денежному обеспечению, определенному по состоянию на 01.03.2018 или до этой даты, устанавливается ежемесячная доплата. 1 этого пункта.
В случае, когда пенсия лицам, указанным в абз.1,2 этого пункта, пересматривалась (перечислялась) после 01.03.2018, ежемесячная доплата, установленная абз.1, 2 этого пункта, не выплачивается, кроме случаев, когда размер пенсии после такого пересмотра (перерасчета) увеличился менее чем на 2000 гривен. Если сумма увеличения пенсии при ее пересмотре (перечислении) не достигала 2000 гривен, ежемесячная доплата, предусмотренная абз.1 этого пункта, устанавливается в сумме, которой не хватает до указанного размера.
Ежемесячная доплата, предусмотренная настоящим пунктом, устанавливается в пределах максимального размера пенсии, определенного законом № 2262-ХІІ, начиная с 01.07.2021.
Пунктом 3 Постановления № 713 установлено Пенсионному фонду Украины обеспечить установление с 01.07.2021 выплат, предусмотренных пунктами 1 и 2 этого Постановления, а также выплат, предусмотренных абз.2 вторым п.1 постановления КМУ от 28.07.2010 № 656 «Об установлении ежемесячной государственной помощи боевых действий и пострадавших участников Революции Достоинства по материалам пенсионных дел.
Установлено, что пенсия Истца была перечислена на основании решения суда от 22.08.2022 по делу № 320/4907/22. После осуществления перерасчета ответчик не осуществлял Истцу доплату, предусмотренную Постановлением № 713.
Подобные правоотношения уже были предметом рассмотрения в Верховном Суде, который в постановлении от 08.11.2022 пришел к выводу, что в результате принятия указанного нормативно-правового акта Правительства с 01.07.2021 бывшим военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел 62-ХІІ до 01.03.2018 была установлена ежемесячная доплата в сумме 2000 грн., выплата которой не производится в случае если пенсия лицам, указанным в абз.1,2 этого пункта, пересматривалась (перечислялась) после 01.03.2018.
В то же время анализ приведенных норм права, а также цели принятия Правительством указанного Постановления № 713 свидетельствует о том, что перерасчет пенсии, проведение которого согласно абз.3 п. 1 настоящего Постановления является обстоятельством, исключающим возможность начисления ежемесячной доплаты в размере 2000 грн. к размерам пенсий, определенных в соответствии со статьями 13,21, 36 Закона № 2262-ХІІ должно быть обусловлено повышением денежного обеспечения соответствующих категорий военнослужащих, лиц, имеющих право на пенсию по настоящему Закону на основании нормативно-правого акта компетентного органа, поскольку таким образом достигается цель, которая пенсий, определенных по законным основаниям. Пересчет пенсии, проведенный во исполнение судебного решения с целью устранения нарушенного права лица на надлежащий размер пенсии, право на получение которого у лица виновило до 01.03.2018, не является перерасчетом пенсии в связи с изменением составляющих денежного довольствия или других показателей основного размера пенсии.
В связи с указанным ВС не может согласиться с заключением суда апелляционной инстанции о том, что проведенный во исполнение судебного решения по другому делу перерасчет пенсии истца состоялся не с целью восстановления нарушенного права Истеца, а фактически вследствие изменения правового регулирования спорных правоотношений после вступления в законную силу решения по суду по другому делу в 2019 году, вледствии чего изменились составные денежного обеспечения.
Таким образом, поскольку перерасчет пенсии Истца, проведенный ГУ ПФУ 06.01.2022 во исполнение судебного решения с целью устранения нарушенного права на надлежащий размер пенсии, право на получение которого у него возникло до 01.03.2018, не является перерасчетом пенсии в связи с изменением составляющих денежного довольствия или других показателей ии в размере 2000 грн. в соответствии с постановлением № 713, которое должно выплачиваться для достижения цели принятия постановления № 713 – поэтапного уменьшения диспропорций в размерах пенсий, назначенных до 01.03.2018.
Применяя эти выводы к обстоятельствам этого дела, Верховный Суд пришел к выводу, что перерасчет пенсии истца, проведенный ГУ ПФУ во исполнении судебного решения с целью устранения нарушеного его права на надлежащий размер пенсии, право на получение которой у него возникло до 01.03.2018, не является перерасчетом пенсии в связи с измернением составных денежного обеспечения или других показателей основного размера пенсии. Поэтому Истец имеет право на ежемесячную доплату к пенсии в размере 2000 грн. в соответствии с Постановлением КМУ № 713, которое должно выплачиваться для достижения цели принятия этого Постановления – поэтапного уменьшения диспропорций в размерах пенсий, назначенных до 01.03.2018
При таких обстоятельствах ВС по этому делу пришел к выводу, что отказ ГУ ПФУ в выплате Истцу ежемесячной доплаты в размере 2000 грн. является противоправным. Поэтому исковые требования обоснованными и подлежали удовлетворению, о чем правильно указал суд первой инстанции.
2. К правоотношениям об обжаловании неправомерных действий или бездействия уполномоченных на то субъектов властных полномочий по выдаче справки о размере денежного обеспечения для перерасчета пенсии военнослужащим, лицам, имеющим право на пенсию по Закону № 2262-ХІІ, и членам их семей, не подлежит. 122 КАСУ шестимесячный срок обращения в административный суд
Решением окружного административного суда от 04.08.2023 частично удовлетворен иск Личности 1: признаны противоправными действия ГУ ГСЧС по отказу в подготовке и предоставлении в ГУ ПФУ обновленных справок о размере денежного довольствия по состоянию на 01.01.2.2.2.2. 23 для проведения перерасчета основного размера пенсии Лицо 1; обязано ГУ ГСЧС подготовить и предоставить в ГУ ПФУ справки о размере денежного обеспечения Лицо 1 по состоянию на 01.01.2020, 01.01.2021, 01.01.2022 и 01.01.2023 в соответствии с требованиями статей 44, 63.6. 9 Закона № 2011-ХІІ от 20.12.1991 с учетом постановления № 704, исходя из расчетной величины – прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного Законом № 2262-ХІІ на 01.01.2020, 01.01.202,2. должностного оклада и оклада по воинскому званию путем умножения размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного Законом на 1 января каждого календарного года, на соответствующий тарифный коэффициент, и с обязательным указанием сведений о размерах ежемесячных дополнительных видов денежного-обеспечения (надбавки, доплаты, повышения) и премии2. 020, 01.02.2021, 01.02.2022 и 01.02.2023, соответственно.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.12.2023 решение первой инстанции отменено, а исковое заявление оставлено без рассмотрения. Отменяя решение суда первой инстанции и оставляя без рассмотрения исковое заявление, апелляционный суд исходил из того, что Истцом не приведено объективных обстоятельств, которые позволяли ему обратиться в суд в определенный законодательством срок и считает, что Истец обратился в суд за защитой своего нарушенного права с пропуском шестимесячного срока. 122 КАСУ.
Верховный Суд 30.07.2024 отменил указанное постановление суда апелляционной инстанции, а дело направил в этот суд для дальнейшего рассмотрения с учетом следующего.
Частями 1, 4 ст.63 Закона № 2262-ХІІ установлено, что перерасчет ранее назначенных пенсий военнослужащим, лицам, имеющим право на пенсию по этому Закону и членам их семей в связи с введением в действие настоящего Закона производится по документам, имеющимся в пенсионном деле, а также по дополнительным документам, надаными пенсионером на время перерасчета.
Пунктом 1 Порядка № 45 предусмотрено, что пенсии, назначенные в соответствии с Законом № 2262-ХІІ, в связи с повышением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц, имеющих право на пенсию согласно Закону, перечисляются на условиях и в размерах, предусмотренных Кабинетом Министров Украины.
Согласно п.2 этого Порядка ПФУ после принятия КМУ решения о перерасчете пенсий и получении соответствующего уведомления от Минсоцполитики сообщает своим территориальным управлениям об основаниях для проведения перерасчета пенсий и о необходимости подготовки списков лиц, пенсии которых подлежат перерасчету, и направляет соответствующую информацию Минобороны, МВД, Службы , Управлению государственной охраны, Администрации Госспецсвязи, Администрации Госпогранслужбы, ГСЧС, Службе судебной охраны.
ГУ ПФУ в 10-дневный срок с момента поступления указанного сообщения составляют списки по форме согласно приложению 1 и представляют их органам, которые уполномочены решениями руководителей государственных органов выдавать справки о размере денежного довольствия для перерасчета пенсии.
На основании списков уполномоченные органы готовят справки о размере денежного довольствия, учитываемого для перерасчета пенсий, для каждого лица, указанного в списке, по форме согласно приложениям 2 и 3 и в месячный срок представляют их ГУ ПФУ.
Справки выдаются государственным органом, из которого лица были уволены со службы, если иное не предусмотрено Порядком № 45, согласно п.4 которого перерасчет пенсии производится на момент возникновения такого права и производится в сроки, предусмотренные частями второй и третьей статьи 51 Закона. Если в результате перерасчета размер уменьшается, пенсия выплачивается в ранее установленном размере.
Согласно пункту 24 Порядка, утвержденного постановлением правления ПФУ от 30.01.2007 от 30.01.2007 № 3-1 о возникновении оснований для проведения перерасчета пенсий согласно статье 63 Закона № 2262-ХІІ уполномоченные структурные подразделения один из видов денежного довольствия для соответствующих категорий лиц, или в связи с введением для указанных категорий военнослужащих новых ежемесячных дополнительных видов денежного довольствия (надбавок, доплат, повышений) и премий в размерах, установленных законодательством, сообщить об этом органу, назначающему пенсии. Органы, назначающие пенсии, в течение пяти рабочих дней после поступления такого уведомления представляют в соответствующие уполномоченные структурные подразделения списки лиц, которым необходимо провести перерасчет пенсии. После получения списков лиц уполномоченные структурные подразделения указывают в них изменения размеров денежного довольствия для перерасчета ранее назначенных пенсий и в пятидневный срок после поступления передают их в соответствующие органы, назначающие пенсии.
Следовательно из анализа указанных норм права выплывает, что основанием для совершения действий, направленых на перерасчет раньше назначеных пенсий, является увеличение уровнгя денежного обеспечения действующих военнослужащих и лиц, которые имеют право на пенсию за Законом № 2262-ХІІ, что может быть реализовано или путем уведомлений и информирования территориального органу ПФУ органами власти или путем обращения пенсионера с соответствующим заявлением и дополнительными к нему документами.
В то же время ВС отмечает, что централизованный механизм уведомлений и информирований территориального органа ПФУ органами власти, таким образом, определенный пунктами 1-3 Порядка № 45, является основным способом реализации права на перерасчет ранее назначенных пенсий в соответствии с Законом № 2262-ХІІ, который должен быть осуществлен для перерасчета его пенсии.
Однако если в централизованном порядке такая справка не будет подана в органы, осуществляющие перерасчет пенсии, а пенсионеру в ее выдаче соответствующим государственным органом будет отказано, последний не сможет реализовать свое право на перерасчет, определенное ст. 63 Закона № 2262-ХІІ, поскольку до момента получения надлежащей справки от пенсионера или надлежащего государственного органа у пенсионного органа не возникает обязанности по перерасчету пенсии.
Верховный Суд в решении от 15.02.2018 по образцовому делу заключил, что КАСУ является общим Законом, которым урегулированы сроки обращения в административный суд за защитой прав. Специальным Законом, которым урегулированы правоотношения по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы и сроки перерасчета пенсии, является Закон № 2262-ХІІ.
Сроки перерасчета пенсий регламентируются положениями ст. 51 Закона №2262-ХІІ, частями 2, 3 которой определено, что перерасчет пенсий, назначенных лицам офицерского состава, прапорщикам и мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и военной службы по контракту, лицам, имеющим право на пенсию по настоящему Закону и членам их семей, производится с первого числа месяцев, пенсии. Если при этом пенсионер получил право на повышение пенсии, разница в пенсии за прошедшее время может быть выплачена ему не более чем за 12 месяцев.
Перерасчет пенсий в связи с изменением размера хотя бы одного из видов денежного обеспечения соответствующих категорий военнослужащих, лиц, имеющих право на такой перерасчет согласно настоящему Закону, или в связи с введением для указанных категорий лиц новых ежемесячных дополнительных видов денежного довольствия (надбавок, доплат, повышений) и премий в размерах, установленных законодательством справки для перерасчета пенсии, производится с даты возникновения права на него без ограничения сроком.
В этом деле спор возник в связи с отказом ГУ ГСЧС в подготовке и предоставлении в ГУ ПФУ справок о размере денежного довольствия, учитываемого для перерасчета пенсии Лицо 1, определенного по состоянию на январь 2020 года, январь 2021 года и которые исчисляются с учетом размера должностного оклада и оклада за воинским (специальным) званием, с применением расчетной величины – прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного Законом на 01.01.2020, 01.01.2021, 01.01.2022 и 01.01. 2.2020, 01.02.2021, 01.02.2022 и 01.01.2023.
По убеждению ВС, неправомерные действия ответчика (в случае установления судебным решением) относительно невыдачи справки о размере денежного довольствия для перерасчета пенсии влияют на социальное обеспечение истца о возможности получения пенсии в большем размере. Поэтому применение шестимесячного срока обращения в административный суд, установленный частью второй ст. 122 КАСУ, будет иметь следствие невозможность реализации истцом права, предусмотренного ст. 63 Закона №2262-ХІІ, на перерасчет пенсии в связи с изменением видов денежного довольствия в пределах, определенных ст. 51 настоящего Закона сроков.
Поэтому к правоотношениям об обжаловании неправомерных действий или бездействия уполномоченных на то субъектов властных полномочий по выдаче справки о размере денежного довольствия для пересчета пенсии военнослужащим, лицам, имеющим право на пенсию по Закону № 2262-ХІІ, и членам их семей, не подлежит. 122 КАСУ шестимесячный срок обращения в административный суд.
Применение указанного срока обращения в административный суд исключит возможность реализации права, предусмотренного ст. 63 Закона № 2262-ХІІ, на перерасчет пенсии в связи с изменением видов денежного довольствия с учетом норм ч. 3 ст. 51 настоящего Закона о перерасчете пенсий с даты возникновения права на него без ограничения сроком в случае непроведения перерасчета по вине государственных органов, выдающих справки для перерасчета пенсии.
Учитывая изложенное, выводы суда апелляционной инстанции о пропуске истцом срока обращения в суд не основываются на правильном применении норм материального и соблюдении норм процессуального права, поэтому необоснованными.
По результатам нового рассмотрения, постановлением апелляционного суда от 22.10.2024 решение суда первой инстанции об удовлетворении иска Лица 1 оставлено без изменений.
3. При наличии у лица по состоянию на 01.01.2016 определенного стажа государственной службы (10 лет для лиц, на указанную дату занимавших должности государственной службы, или 20 лет независимо от того, работало лицо по состоянию на 01.05.2016 на государственной службе), такое лицо сохраняет право на назначение пенсии в соответствии со ст. 37 Закона № 3723-ХІІ, но при таком условии: в порядке, определенном для лиц, имеющих не менее 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих
Решением окружного административного суда от 09.11.2022 удовлетворены исковые требования Лица 1 о признании противоправным и отмене решения ГУ ПФУ от 09.08.2022; обязано пенсионный орган назначить с 28.07.2022 лицу 1 пенсию государственного служащего по возрасту в соответствии со ст. 37 ЗУ от 16.12.1993 № 3723-ХІІ «О государственной службе» с учетом справок от 26.07.2022, выданных ГУ ГНС.
Верховный Суд 09.04.2024 упразднил постановление суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении иска и оставил в силе указанное решение суда первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истец реализовала свое право на назначение пенсии государственного служащего до вступления в силу Закона № 889-VIII, поэтому она не относится к лицам, определенным пунктами 10, 12 раздела XI «Заключительные и переходные положения» Закона №88 723-ХІІ при определенных условиях после 01.05.2016. Поскольку с 12.09.2016 Истец переведен с пенсии по инвалидности, назначенной на основании Закона № 3723-ХІІ, на пенсию по возрасту в соответствии с Законом № 1058-ІV, она имеет право на перевод ее на пенсию в соответствии с нормами Закона № 3723-ХІІ на 5 IV и по ее желанию может быть возобновлена выплата пенсии государственного служащего в размере, установленном ей до перевода на пенсию по возрасту в соответствии с Законом № 1058-IV.
Не соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, Верховный Суд отметил, что в соответствии с пунктом 2 раздела XI «Заключительные и переходные положения» Закона №889-VIII с 01.05.2016 утратил силу Закон №3723-ХII, кроме статьи 37, применяемой к лицам, указанным в пунктах 10 и 12.
Исходя из положений пунктов 10, 12 раздела XI «Заключительные и переходные положения» Закона №889-VІІІ при наличии у лица по состоянию на 01.01.2016 определенного стажа государственной службы (10 лет для лиц, на указанную дату занимали должности государственной службы, или на 10). сохраняет право на назначение пенсии в соответствии со ст. 37 Закона № 3723-ХІІ, но при таком условии: в порядке, определенном для лиц, имеющих не менее 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, независимо от места работы на время достижения указанного возраста.
Частью первой ст. 37 Закона – XII установлено, что на получение пенсии государственных служащих имеют право мужчины, достигшие возраста 62 года, и женщины, достигшие пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона № 1058-IV, при наличии страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере, предусмотренного абзацем 1 части 1 статьи 28 упомянутого Закона, в том числе стажа государственной службы не менее 10 лет, и которые на время достижения указанного возраста работали на должностях государственных служащих, а также государственных служащих, независимо от места работы на время достижения указанного возраста.
Пенсия государственным служащим назначается в размере 60 процентов суммы их заработной платы, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 01 января 2011 года – страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование. работающего государственного служащего соответствующей должности и ранга по последнему месту работы на государственной службе, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а к 2011 году – страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование, а до 2011 года-страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование.
Установлено, что истец имеет стаж в должности государственной службы более 20 лет, работала в должности, отнесенной к должностям государственных служащих, достигла пенсионного возраста, предусмотренного ст. 26 Закона № 1058-IV, а потому суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истец имеет право на пенсию государственного служащего на основании пунктов 10, 12 Заключительных и переходных положений Закона № 889-VIII в соответствии со ст. 37 Закона № 3723-ХІІ.
Истец с 29.11.2008 по 11.09.2016 получала пенсию по инвалидности ІІ группы, назначенную по нормам ЗУ «О государственной службе». С 12.09.2016 истец по пенсии по инвалидности переведен на пенсию по возрасту в соответствии с Законом №1058-IV. В июле 2022 года истец обратился с заявлением к ответчику о переходе на пенсию по возрасту согласно пунктам 10, 12 Заключительных и переходных положений Закона № 889-VIII в соответствии со ст. 37 Закона № 3723-ХІІ.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона № 1058-IV в солидарной системе назначаются следующие пенсионные выплаты: 1) пенсия по возрасту; 2) пенсия по инвалидности; 3) пенсия в связи с потерей кормильца.
Итак, ВС согласился с доводами жалобщика, что в этом случае имеет место назначение другого вида пенсии, а именно по возрасту согласно Закону «О государственной службе».
ВС обратил внимание на то, что истец имеет 20 лет стажа на должностях, отнесенных к соответствующим категориям должностей государственной службы, определенным ст. 25 Закона № 3723-ХІІ, на время назначения пенсии по инвалидности (29.11.2008) не имела права на пенсию по возрасту, поскольку не достигла соответствующего возраста, установленного Законом № 1058-ІV и в дальнейшем работала на государственной службе до достижения ею пенсионного возраста, в результате чего и переходных положений Закона № 889-VIII в соответствии со ст. 37 Закона № 3723-ХІІ, а потому суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истец имеет право на пенсию государственного служащего на основании пунктов 10, 12 Заключительных и переходных положений Закона № 889-VIII в соответствии со ст. 37 Закона № 3723-ХІІ.
Учитывая, что Истец после назначения пенсии по возрасту продолжала работать на государственной службе до 06.07.2022, коллегия судей считает, что, с учетом положений ст. 37 Закона № 3723-ХІІ, размер пенсии истицы подлежит исчислению с учетом справок, предоставленных Истцом.
Учитывая указанное, ВС согласился с судом первой инстанции, который пришел к верному выводу, что для надлежащей защиты прав Истца следует обязать Ответчика назначить и осуществить начисление и выплату Лицо 1 пенсии государственного служащего в соответствии со ст. 37 Закона № 3723-ХІІ в размере 60 процентов от заработка, указанного в справках от 26.07.2022, выданных ГУ ГНС.