Верховный Суд, рассмотрев 28.01.2025 дело по спору относительно индексации пенсий, пришел к выводу, что отказ пенсионного органа в индексации Лице пенсии незаконн, поскольку принят на основании положений постановления КМУ от 24.02.2023 № 168 «О индексации пенсий 2023» и Порядка проведения перерасчета пенсий в соответствии с ч. 2 ст. 42 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» № 1058-ІV, утвержденного постановлением КМУ № 124 от 20.02.2019, которые противоречат нормам Закона Украины № 1058-ІV.
Верховным Судом 18.01.2025 отменены решения судов предыдущих инстанций и принято новое об удовлетворении иска. пенсии, в размере 1,197 и в этой связи провести перерасчет и выплату пенсии, начиная с 08.08.2023. Исковые требования Лица о признании действий противоправными и обязательства совершить определенные действия период с 01.03.2023 по 07.08.2023 (включительно) оставлено без рассмотрения за пропуском шестимесячного срока обращение в суд.
Отказывая в удовлетворении иска и соглашаясь с позицией Ответчика, суд апелляционной инстанции отметил, что истцу пенсия была назначена в 2022 году и для исчисления ее размера применен средний заработок в Украине, с которого уплачены страховые взносы, в размере 3,4 грн. заработной платы рассчитан с целью индексации пенсии в 2023 году (7405,03 грн.), определенного пунктом 5 Порядка №124, в связи с чем пенсия Лицу 1 не увеличится в случае его перерасчета в соответствии с ч.2 ст. 42 Закона № 1058-ІV, Порядка № 124, Постановления №168 и применение вышеупомянутого показателя (7405,03 грн), а потому с 01.03.2023 Лицу 1 была установлена ежемесячная доплата к пенсии в размере 100 грн., предусмотренная п. 6 постановления №168.
Отмечая ошибочность правовой позиции суда апелляционной инстанции ВС 18.01.2025 указал на следующее.
Частью 5 ст. 2 ЗУ «Об индексации денежных доходов населения» от 03.07.1991 № 1282-ХІІ (в редакции ЗУ № 2040-ІХ от 15.02.2022) определено, что индексация пенсий проводится в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, с применением коэффициента увеличения, определяемого в соответствии со ст. 42 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании № 1058-ІV.
Следовательно, учитывая положения ч. 5 ст. 2 Закона № 1282-ХІІ и абз.4 ч.2 ст.42 Закона №1058-ІV Верховная Рада Украины уполномочила Кабинет Министров Украины определять порядок осуществления индексации пенсий и размер коэффициента увеличения показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, который применяется для исчисления пенсии2, но с учетом пенсий2. №1058-ІV.
Кабинет Министров Украины 20.02.2019 утвердил Порядок №124, которым определил механизм проведения перерасчета ранее назначенных пенсий путем увеличения показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы и учитывается для исчисления пенсии. То есть с 2019 года внедрена формула исчисления коэффициента увеличения показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы.
Согласно пункту 5 Порядка №124 в 2019 году перерасчет проводится путем увеличения показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы и учитывался для исчисления пенсии, по состоянию на 01.10.2017 на коэффициент, определенный согласно абз. 1 п. 4 настоящего Порядка.
Каждый последующий перерасчет производится с учетом увеличенного в предыдущих годах показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы и учитывается для исчисления пенсии.
Пенсии, назначенные в соответствии с Законом № 1058-IV и размер которых не повышен в соответствии с п. 4 этого Порядка ежегодно повышаются по решению КМУ в пределах бюджета ПФУ и повышение устанавливается в пределах максимального размера пенсии, определенного Законом, а также учитывается при дальнейших перерасчетах пенсии.
Согласно п.6 Порядка №124 при перерасчете пенсий согласно этому Порядку учитываются суммы доплат к предыдущему размеру пенсий, повышений, суммы индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством. Если в результате перерасчета размер пенсии уменьшается, пенсия перечисляется при следующем увеличении показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, и который учитывается для исчисления пенсии.
То есть, введя механизм ежегодной индексации пенсий, в частности, лицам, пенсия которым назначена по Закону № 1058-IV, для постоянства пенсионного обеспечения граждан и расходов на его финансирование, государство взяло на себя обязательство обеспечить поддержание покупательной способности населения Украины в условиях роста цен путем повышения пенсий с применением нового но страховые взносы, и учитываемый для исчисления пенсии, не являющейся устойчивым, и повышения уровня материального обеспечения наиболее уязвимых слоев населения из числа пенсионеров, независимо от условий, с которыми Закон № 1282-ХII связывал основания для проведения индексации доходов, в частности, пенсий.
Вместе с тем, пунктом 5 Порядка №124 определен базовый показатель средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы и учитывался для исчисления пенсии, а именно: по состоянию на 01.10.2017 (3764,40 грн.) к которому применяется коэффициент, определенный по формуле. 1 п.4 этого Порядка и в этой части положения Порядка №124 противоречат Закону № 1058-IV с учетом следующего.
Размер пенсии по возрасту определяется для каждого пенсионера индивидуально по формуле и зависит от приобретенного им страхового стажа, получаемой заработной платы, из которой уплачивались страховые взносы и, в частности, показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за три календарных года, предшествующих трем календарным годам.
Размер ежегодного увеличения указанного показателя должен устанавливаться Кабинетом Министров Украины с учетом минимального размера увеличения, определенного абз. 2 ч. 12 ст. 42 Закона №1058-ІV.
Вместе с этим, ВС отметил, что Кабинет Министров Украины не уполномочен и не вправе устанавливать базовую расчетную величину (показатель средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, и который учитывался для исчисления пенсии по состоянию на 01.10.2016 ход нивелирует основное назначение индексации денежных доходов населения — поддержание достаточного жизненного уровня граждан и покупательной способности их денежных доходов в условиях роста цен и противоречит акту высшей юридической силы Закона № 1058-ІV, абзацем 1 части второй статьи 42 которого четко определено, что для обеспечения индексации пенсии дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, и какой учитывался для исчисления пенсии.
Следовательно, учитывая определенные в ч.3 ст. 7 КАСУ правила, ВС отметил, что при перерасчете пенсии, который осуществляется с целью обеспечения ее индексации, положения Порядка №124 подлежат применению исключительно в части, не противоречащей положениям Закона № 1058-ІV, в связи с чем во время такого перерасчета используется тот показатель средней заработной платы. пенсии в момент ее назначения.
Кроме того, Постановлением КМУ № 168 с 01.03.2023 было установлено, что перерасчет пенсий согласно Порядку №124 проводится с применением коэффициента увеличения показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, и который учитывается для исчисления пенсии (п.1).
Таким образом, индексация пенсий в 2023 году должна проводиться в соответствии с постановлением №168, Порядком №124 и с учетом предписаний ч.2 ст. 42 Закона № 1058-IV путем увеличения показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, непосредственно учитываемый для исчисления пенсии с применением коэффициента увеличения 1,197
Применяя приведенные выше нормы права, с учетом вышеуказанных правовых выводов Верховный Суд констатировал, что Ответчик, осуществляя перерасчет пенсии Лицу 1 на основании ч.2 ст. 42 Закона № 1058-ІV, установив ей ежемесячную доплату к пенсии в размере 100 грн., вместо применения коэффициента увеличения 1,197 к показателю средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, непосредственно учитываемые для исчисления пенсии истицы, действовал не в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В то же время ВС подчеркнул, что право на индексацию пенсии не является абсолютным и его защита может быть ограниченным сроком обращения в суд за защитой прав, свобод и интересов, установленным процессуальным законом.
Учитывая, что Истец обратилась в суд с этим иском 08.02.2024 ее права могут быть защищены судом с 08.08.2023 — то есть внутри шестимесячного срока, установленного ч.2 в. 122 КАС, а не с 01.03.2023, как ошибочно считал суд первой инстанции, а потому иск подлежит частичному удовлетворению.