Верховный Суд в постановлении от 12.12.2023 отступил от заключения по применению положений ч. 2 ст. 122 КАСУ в подобных правоотношениях, согласно которому о нарушении своего права на перерасчет пенсии, в том числе и отсутствии сформированной справки как составляющей в алгоритме упомянутого перерасчета, истец должен был узнать 1 января соответствующего года и пришел к следующим выводам:
Выдача справки о размере денежного довольствия для перерасчета пенсии государственными органами, указанными в п.2 Порядка № 45, является одним из этапов реализации права лица на перерасчет пенсии в порядке, установленном ст. 63 Закона № 2262-ХІІ.
Согласно ч. 3 ст. 51 этого Закона перерасчет пенсий в связи с изменением размера хотя бы одного из видов денежного обеспечения соответствующих категорий военнослужащих, лиц, имеющих право на такой перерасчет согласно настоящему Закону, или в связи с введением для указанных категорий лиц новых ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения (надбавок, доплат, повышений) и премий в размерах, установленных законодательством, не проведенный по вине органов ПФУ и/или государственных органов, которые выдают справки для перерасчета пенсии, производится с даты возникновения права на него без ограничения сроком.
Поэтому к правоотношениям об обжаловании неправомерных действий или бездействия уполномоченных на то субъектов властных полномочий по выдаче справки о размере денежного обеспечения для пересчета пенсии военнослужащим, лицам, имеющим право на пенсию по Закону № 2262-ХІІ, и членам их семей, не подлежит. 122 КАСУ шестимесячный срок обращения в административный суд.
Применение указанного срока обращения в административный суд исключит возможность реализации права, предусмотренного статьей 63 Закона № 2262-ХІІ, на перерасчет пенсии в связи с изменением видов денежного довольствия с учетом норм ч.3 ст. 51 настоящего Закона о перерасчете пенсий с даты возникновения права на него без ограничения сроком в случае непроведения перерасчета по вине государственных органов, выдающих справки для перерасчета пенсии.
Верховный Суд, отменяя 07.06.2024 постановление суда апелляционной инстанции об оставлении без рассмотрения иска пенсионера –военнослужащего из оснований пропуска шестимесячного срока обращения в административный суд заметил, о учете апелляционным судом указанной правовой позиции суда кассационной инстанции.
Так, решением суда первой инстанции от 13.01.2023 удовлетворен иск Лица 1 о признании противоправными действия Управления Службы безопасности Украины области относительно отказа в подготовке и предоставлении в ГУ ПФУ области обновленной справки о размере денежного довольствия по состоянию на 01.01.2022 для пересчета. обязано Ответчика предоставить в пенсионный орган справку о размере денежного довольствия Истца по состоянию на 01.01.2022 в соответствии с требованиями статей 43 и 63 № 2262-ХІІ, с учетом положений постановления КМУ №704 от 30.08.2017 по определению размеров для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января календарного года, на соответствующий тарифный коэффициент и с обязательным указанием сведений о размерах ежемесячных дополнительных видов денежного довольствия (надбавки, доплаты, повышения) и премии для перерасчета пенсии с 01.02.2022.
Постановлением апелляционного суда от 10.08.2023 указанное решение отменено, а иск Лица 1 оставлено без рассмотрения с того, что истец обратился в суд с нарушением шестимесячного срока обращения в суд, определенного ч.2 ст. 122 КАСУ.
Отменяя 07.06.2024 указанное постановление суда апелляционной инстанции Верховный Суд отметил, что согласно ч. 3 ст. 122 КАСУ для защиты прав, свобод и интересов лица настоящим Кодексом и другими законами могут устанавливаться другие сроки для обращения в административный суд, которые, если не установлено иное, исчисляются со дня, когда лицо узнало или должно было узнать нарушения своих прав, свобод или интересов.
Частями 1, 4 ст. 63 Закона № 2262-ХІІ установлено, что перерасчет ранее назначенных пенсий военнослужащим, лицам, имеющим право на пенсию по настоящему Закону и членам их семей в связи с введением в действие настоящего Закона производится по документам, имеющимся в пенсионном деле, а также дополнительными документами, представленными пенсионерами на врема перерасчета.
Согласно п.2 Порядка от 13.02.2008 № 45 после принятия КМУ решение о перерасчете пенсий и получении соответствующего уведомления от Минсоцполитики ПФУ сообщает своим главным управлением об основаниях для проведения перерасчета пенсий и о необходимости подготовки списков лиц, пенсии которых подлежат перерасчету, и направляет соответствующую информацию. Главные управления ПФУ в 10-дневный срок с момента поступления указанного сообщения составляют списки и представляют их органам, уполномоченным выдавать справки о размере денежного довольствия для перерасчета пенсии.
На основании списков уполномоченные органы готовят справки о размере денежного довольствия, учитываемого для перерасчета пенсий, для каждого лица, указанного в списке, и в месячный срок представляют их ГУПФУ.
В соответствии с пунктом 4 Порядка № 45 перерасчет пенсии производится на момент возникновения такого права и производится в сроки, предусмотренные ч.ч. 2.3 ст. 51 Закона, а при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсий, назначенных военнослужащим срочной службы и их семьям, перерасчет этих пенсий производится в соответствии со сроками, установленными ч. 4 ст. 45 ЗУ № 1058-IV- с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие изменение размера пенсии. Если при этом пенсионер получил право на повышение пенсии, разница в пенсии за прошедшее время может быть выплачена ему не более чем за 12 месяцев.
Вместе с тем, как указанно в ч. 3 п. 51 ЗУ № 2262-ХII если перерасчет пенсий не произведен по вине органов ПФУ и/или государственных органов, выдающих справки для перерасчета пенсии, перерасчет производится с даты возникновения права на него без ограничения сроком.
При таких обстоятельствах, с учетом указанных предписаний ч. 3 в. 51 ЗУ № 2262-ХІІ и сложившейся практики Верховного Суда, вывод суда апелляционной инстанции о пропуске Истцом срока обращения в суд, установленный ч. 2 ст. 122 КАСУ основываются на неправильном применении норм материального и процессуального права.
По результатам нового рассмотрения суд апелляционной инстанции 25.09.2024 решение суда первой инстанции от 13.01.2024 оставил без изменений.
Учитывая правовую позицию Верховного Суда, апелляционный суд указал на неправомерность отказа Ответчика в предоставлении справки по мотивам того, что поскольку с 2018 года денежное довольствие не изменилось, отсутствуют основания для перерасчета пенсии Истцу.
В то же время, апелляционный суд указал, что с 29.01.2020 возобновлено действие такой величины исчисления размера оклада по должности та оклада за воинское звание как прожитлчный минимум для трудоспособных лиц, установленный закоом на 1 января календарного года в отличии от предыдущего правила исчесления размера оклада по должности и оклада за воинское звание как прожиточный минимум для трудоспособных лиц, установленный законом на 01.01.2018.
Следовательно, с 29.01.2020 оклад по должности и оклад по воинскому званию должен рассчитываться с использованием прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января календарного года, который с 01.01.2020 был увеличен, в результате чего наступило событие повышения размера вознаграждения за службу действующего военнослужащего.
Кроме того, учитывая увеличение размера прожиточного минимума с 01.01.2022 в соответствии с Законом Украины «О государственном бюджете на 2022 год», у Ответчика возникла обязанность по перерасчету денежного обеспечения с учетом нового (увеличенного) размера прожиточного минимума, а у Истца возникло право на получение справки о размере денежного обеспечения для перерасчета пенсии с 01.01.2022.