Перейти к содержимому
Главная страница » ИСЧИСЛЕНИЕ ВЫСЛУГИ И ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ

ИСЧИСЛЕНИЕ ВЫСЛУГИ И ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ

Верховный Суд, пересмотрев 22.06.2023 дело по спору о назначении пенсии за выслугу лет Лицу, проходившему службу в органах внутренних дел, дал положительные ответы на следующие вопросы:

  -Подлежит ли зачислению для назначения пенсий за выслугу лет в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц» от 09.04.1992 № 2262 № XII календарная выслуга лет на льготных условиях?

— Наделено ли Лицо правом обратиться с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет в соответствии с ЗУ №2262-ХІІ непосредственно в ГУ ПФУ, или он должен обращаться с этим вопросом в уполномоченное структурное подразделение органа в котором проходила службу?

  Суть спора в том, что выслуга Истца на день увольнения из органов внутренних дел составляла — в календарном исчислении — 18 лет 08 месяцев 14 дней; — в льготном исчислении — 05 лет 03 месяца 14 дней; общая выслуга лет составляет – 23 года 11 месяцев 28 дней.

Истец 01.06. 2018 обратился в ГУ Нацполиции (в котором он проходил службу) с заявлением о подготовке и представлении в органы ПФУ соответствующих документов для назначения ему пенсии за выслугу лет. В связи с отказом в удовлетворении заявления истец обратился в суд, который решением от 12.07.2018 обязал ГУ Нацполиции направить в ПФУ документы о назначении пенсии, которое последний выполнил. В то же время, ГУ ПФУ 11.09.2019 отказало в назначении пенсии, обосновывая это отсутствием у истца необходимой для назначения пенсии календарной выслуги лет 23 года и 6 месяцев.

 Решением суда от 02.04.2020, оставленным без изменений судом апелляционной инстанции, в удовлетворении иска об отмене решения ПФУ от 11.09.2019 отказано. Вместе с тем, после принятия ВС постановления от 03.03.2021 по делу № 805/3923/18-а, где суд отступил от правовых выводов по льготному начислению стажа, Истец 22.03.2021 обратился к Ответчику с заявлением, в котором просил назначить ему за выслугу лет, с учетом расчета составленного ГУ Нацполиция.

Вместе с тем ГУ ПФУ 20.04.2021 сообщило истцу об отказе в назначении пенсии, поскольку по состоянию на 01.06.2018, с учетом льготной выслуги за период участия в антитеррористической операции, стаж будет составлять 19 лет 01 месяц 14 дней, при необходимых

Судебными решениями предыдущих инстанций по этому делу отказано в удовлетворении иска об отмене указанного решения ГУ ПФУ по мотивам того, что истец фактически просит суд пересмотреть решение суда от 02.04.2020, которое выходит за пределы полномочий первого инстанции. Кроме того, исходя из предписаний Порядка № 3-1, им не предусмотрено назначение органом ПФУ пенсии за выслугу лет на основании отдельного заявления лица, без соответствующего представления уполномоченного структурного подразделения и документов, предусмотренных пунктом 7 Порядка 3-1.

Отменяя решение судов предыдущих инстанций ВС отметил, что в соответствии с пунктом «а» ч. 1 ст. 12 ЗУ №2262-ХІІ пенсия за выслугу лет назначается лицам офицерского состава, прапорщикам и мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и военной службы по контракту, другим лицам, указанным в пунктах «б» — «д», «ж» ст. 12 настоящего Закона (кроме лиц, указанных в ч.3 ст. 5 Закона) независимо от возраста, если они уволены со службы с 01 октября 2017 года по 30 сентября 2018 года и на день увольнения имеют выслугу 23 календарных года и 6 месяцев и более.

Основным актом, на основании которого осуществляется исчисление периода прохождения военной службы для зачисления его в стаж, является Закон № 2262-ХІІ. Льготное исчисление периода прохождения военной службы производно от определяющего основания и может определяться другими подзаконными нормативно-правовыми актами, в частности Порядком № 393.

 Возможность льготного исчисления периода прохождения военной службы производна от определяющего основания и должна увязываться не с категорией работников, реализующих право на пенсию за выслугу лет, а со специальным статусом, который лица приобрели в результате прохождения военной службы в определенный, определенный в законодательном порядка период времени, что предусмотрено Порядком №393.

 Определяющим основанием в вопросе возможности льготного исчисления периода прохождения военной службы для зачисления его в стаж работы, дающего право на пенсию за выслугу лет, является наличие законодательного регулирования, предусматривающего включение указанного периода (срока) в стаж работы работников определенной категории для реализации этими лицами права на назначение разных видов пенсий или других социальных выплат.

  Закон № 2262-ХІІ как единственное, обязательное условие назначения пенсии за выслугу лет предусматривает наличие у лица определенного количества лет определенного вида службы (выслуги). При этом наличие необходимой выслуги лет обеспечивает право на пенсию за выслугу лет безотносительно к возрасту, стажу и трудоспособности лица.

 Определение в Законе выслуги именно в календарных годах предусматривает обязательную выслугу всех календарных дней (365), что в таком случае будет составлять календарный год и будет соответствовать правилу, закрепленному в ч.4 ст. 17 настоящего Закона о возможности учета при назначении пенсии только полных лет выслуги. То есть, предусмотренная Законом календарная выслуга – это выслуга, состоящая из полного количества календарных дней соответствующего периода (календарный год – 365 календарных дней, календарный месяц – 30 календарных дней).

  В свою очередь, предусмотренные ст. 17-1 ЗУ льготные условия назначения пенсий в соответствии с Порядком № 393 состоят в льготном (кратном) зачислении выслуги лет.

 При этом такое зачисление не является самостоятельным видом выслуги и не конкурирует с ее календарным исчислением, а является лишь льготным зачислением уже имеющейся выслуги. Фактическая продолжительность выслуги при таком зачислении не меняется, а только засчитывается на льготных (кратных) условиях.

 Благодаря такому зачислению необходимое количество лет для назначения пенсии за выслугу лет лицо приобретает быстрее по сравнению с зачислением выслуги на общих (не льготных) условиях, что и составляет природу льготных условий назначения пенсий лицам, имеющим право на пенсию по Закону № 2262-ХІІ

  С учетом изложенного ВС считает, что к актам правового регулирования условий и порядку назначения пенсий за выслугу лет относятся и те правовые акты, которые предусматривают льготное (кратное) исчисление периода прохождения военной службы для отнесения его к стажу работы, дающего право на назначение и получение разных видов пенсий и социального обеспечения.

Из анализа вышеуказанных норм права следует, что моментом возникновения у истца права на пенсию по выслуге лет является дата увольнения со службы, поэтому к спорным правоотношениям следует применять условия назначения пенсий за выслугу лет, действовавших на момент увольнения Лица со службы.

  Доводы судов предыдущих инстанций о том, что аналогичные исковые требования рассматривались по другому делу ВС опроверг с учетом того, что по этому делу рассматривались другие обстоятельства и обжаловался другой отказ ГУ ПФУ о назначении пенсии чем по данному делу, то есть основания иска по этим делам не тождественны.

  Кроме того, системный анализ норм Закона и Порядка № 3-1 дает основания для вывода, что ими различаются понятия органа, к которому обращается за назначением пенсии за выслугу лет и органа, осуществляющего назначение такой пенсии.

  Учитывая положения ст. 48 Закона и пунктов 1, 14 Порядка № 3-1, лицо имеет право обратиться с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет как в уполномоченное структурное подразделение органа, в котором лицо проходило службу, так и непосредственно в ГУ ПФУ области (как орган, что назначает пенсии). В частности, возможность лица прямо обращаться в орган, назначающий пенсии, обусловлена ​​пунктом 14 Порядка № 3-1.

То есть истцом, как субъектом обращения, были соблюдены все определенные законом условия для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом.

Отказывая Истцу в назначении пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием у него необходимой календарной выслуги лет Ответчиком, как органом, назначающим пенсии, не требовалось дооформления поданных истцом документов для назначения пенсии, в том числе заявления о назначении пенсии, или представление дополнительных документов.

Поскольку выслуга лет истца в льготном исчислении стажа его работы в день увольнения составляет 23 года 11 месяцев 28 дней, поэтому в соответствии с пунктом «а» ч.1 в. 12 Закона он получил право на назначение пенсии по выслуге лет на основании указанного настоящего Закона.

Учитывая вышеизложенное и то, что истцом выполнены все условия, определенные Порядком № 3-1, ВС обязал пенсионный орган назначить Лицу пенсию за выслугу лет согласно расчету ГУ Нацполиции от 28.01.2019 с момента обращения к последнему с заявлением о назначении истец за выслугу лет, а именно с 01.06.2018.