УСЛУГИ АДВОКАТА
Общеизвестно обстоятельство, что со временем, национальная денежная единица-гривна частично теряет свою покупательную способность, вследствие чего ранее назначенные пенсии для сохранения своего покупательского размера должны быть проиндексированы.
Однако проводят ли органы Пенсионного фонда надлежащую индексацию пенсий граждан?
Пенсионный фонд при отказе в проведении законной индексации ссылается на положения ч. 2 ст. 42 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и на положение Порядка проведения перерасчета пенсий в соответствии с ч. 2 ст. 42 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», в результате чего реальная индексация пенсии проводится в значительно заниженном размере, чем это предусматривает закон «Об индексации доходов граждан».
Так, положения Порядка проведения перерасчета пенсий согласно ч. 2 ст. 42 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», утвержденного постановлением КМУ № 124 от 20.02.2019 не согласованы с предписаниями указанной нормы Закона, поскольку по-разному определяют показатель, увеличивающийся на соответствующие коэффициенты. Пользуясь такой несогласованностью, работники пенсионного органа трактуют положения законодательства по своему усмотрению, занижая коэффициент индексации или вообще не проводя последнюю.
Следствием применения пенсионными органами именно Порядка № 24 многим пенсионерам в 2000-2024 году не была проиндексирована пенсия, что значительно повлияло на ее размер.
Такие действия приводят к тому, что размер пенсионной недоплаты может достигать 30%, 50% и даже 60% вашей пенсии в зависимости от периодов ненадлежащего проведения индексации пенсии!
Также органы Пенсионного фонда, якобы производя индексацию, реально ее не выплачивают в проиндексированном размере, ссылаясь на законодательно установленные ограничения максимального размера такого увеличения пенсий.
Имеют место случаи обоснования пенсионными органами своих неправомерных действий нормами права, которые Конституционным судом Украины признаны неконституционными, а следовательно, не должны применяться в пенсионных правоотношениях.
Указанные мотивы непроведения надлежащей индексации пенсии противоречат пенсионному законодательству, неправомерными действиями работников пенсионных органов и такие действия можно обжаловать в судебном порядке.
Однако через сложный и непонятный рядовому гражданину механизм проведения индексации пенсии, большое количество изменений в законодательных актах по этому вопросу и принятие законов и постановлений КМУ, не соответствующих Конституции Украины, подготовить обоснованный иск и довести судебное дело до положительного результата возможно только с помощью квалифицированного и опытного пенсионного адвоката.
УСЛУГИ АДВОКАТА ПО ИНДЕКСАЦИИ ПЕНСИИ:
1. Консультация по всем вопросам, связанным с индексацией пенсии, анализ возникшей ситуации и перспектив будущих судебных процессов;
2. Индивидуальный Расчет пенсии с учетом ее индексации в соответствия требованиям законодательства;
3. Сбор доказательной базы и обжалования в порядке отказа пенсионного органа в индексации пенсии или ее индексации в заниженном размере;
4. Участие в судах всех инстанций с целью защиты интересов клиента;
5. Обжалование судебных решений, вынесенных не в пользу клиента, в апелляционном и кассационном порядке;
6. Юридическое сопровождение клиента на стадии исполнения пенсионными органами судебного решения.
ПОРЯДОК И ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ИНДЕКСАЦИИ ПЕНСИИ
Экономическим основанием для проведения индексации денежных доходов населения согласно статье 4 Закона Украины «Об индексации денежных доходов населения» от 03.07.1991 № 1282-ХІІ, является факт, когда величина индекса потребительских цен превысила порог индексации, устанавливаемый в размере 103 процента.
В связи с необходимостью совершенствования пенсионного обеспечения граждан, определения даты ежегодной индексации пенсии и круга лиц, которым индексируются пенсии, 15.02.2022 был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования пенсионного законодательства» № 2040-ІХ. Этим законом изложены в новой редакции ч.5 ст. 2 Закона № 1282-XII, в которой определено, что индексация пенсий проводится в порядке, определенном КМУ, с применением коэффициента увеличения, определяемого в соответствии с абз.2, 3 ч. 2 ст. 42 ЗУ № 1058-IV.
Согласно ч.2 ст. 42 Закона № 1058-IV для обеспечения индексации пенсии ежегодно с 1 марта производится перерасчет ранее назначенных пенсий путем увеличения показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы и учитывается для исчисления пенсии.
При этом показатель средней заработной платы (дохода) в Украине, применяемый для исчисления пенсии, ежегодно увеличивается на коэффициент, соответствующий 50% показателя роста потребительских цен за предыдущий год и 50% показателя роста средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за три календарных года, предшествующих году, в котором производится увеличение, по сравнению с тремя календарными годами, предшествующими году, предшествующему году, в котором производится увеличение.
Размер и порядок такого увеличения определяются в пределах бюджета Пенсионного фонда по решению КМУ с учетом минимального размера увеличения, определенного абз.2 ч. 2 ст. 42 Закона №1058-ІV.
В случае отсутствия дефицита средств Пенсионного фонда для финансирования выплаты пенсий в солидарной системе размер ежегодного увеличения показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, применяемого для исчисления пенсии, предусмотрен абз. 2 ч. 2 ст. 42 Закона № 1058-IV, может быть увеличен, но не должен превышать 100 процентов показателя роста средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за три календарных года, предшествующих году, в котором производится увеличение по сравнению с тремя календарными годами, предшествующими году, предыдущему относительно года, в котором производится увеличение.
Каждый последующий перерасчет в связи с увеличением показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы и учитывается для исчисления пенсии, производится с учетом увеличенного в предыдущих годах показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, которой уплачены страховые взносы и учитывается для исчисления пенсии.
Обращаем внимание, что положения Порядка № 124 от 20.02.2019 г. не согласованы с предписаниями ч.2 ст. 42 Закона Украины № 1058-IV, поскольку по-разному определяют показатель, увеличивающийся на соответствующие коэффициенты, а именно:
-показатель средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы и учитывается для исчисления пенсии (по предписаниям Закона);
-показатель средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы и учитывается для исчисления пенсии, по состоянию на 01 октября 2017 года (по предписаниям Порядка).
Однако в подавляющем большинстве пенсионные органы не проводят индексацию пенсии гражданам, неправомерно применяя положения именно Порядка №124.
Вместе с тем пенсионный адвокат сможет доказать дело о признании действий органа ПФУ неправомерными и обязательства последнего осуществить индексацию до логического конца, вернув Ваши законные средства.
В то же время следует отметить, что право граждан на индексацию пенсии не абсолютна и его защита может быть ограниченным сроком обращения в суд за защитой прав, свобод и интересов.
Для обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица устанавливается шестимесячный срок, который, если не установлено иное, исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать нарушения своих прав, свобод или интересов.
Последствия пропуска сроков обращения в административный суд регламентированы ст. 123 КАСУ, согласно ч.3 которой, если факт пропуска истцом срока обращения в административный суд будет выявлен судом после открытия производства по административному делу и истец не заявит о возобновлении пропущенного срока обращения в административный суд, или если основания, указанные им в заявлении, будут признанные судом неуважительными, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения.