ПОМОЩЬ АДВОКАТА
В погоне за увеличением доходов Операторы распределения природного газа время от времени прибегают к искусственным схемам увеличения Потребителям объема потребленного газа и требования его уплаты.
Как правило, это осуществляется путем составления акта о нарушении потребления природного газа или отправки безосновательных счетов, в которых объемы потребленного газа не соответствуют средствам коммерческого учета, упорно ссылаясь на содержание договоров.
И эти начисления могут быть от десятки тысяч до нескольких миллионов гривен!
Попытки Потребителей самостоятельно обжаловать эти начисления приводит как правило к печальным последствиям – наработанным годами схемам Операторов распределения природного газа по осуществлению незаконных начислений неподготовленным лицам противостоять достаточно тяжело!
Знание большого массива нормативных актов по регулированию деятельности Операторов распределения природного газа, знание имеющейся положительной судебной практики для Потребителя Верховного Суда делает привлечение адвоката по газу при доначислении объемов природного газа при возникновении спора крайне необходимым.
Как эффективно защититься от неправомерно доначисленного объема природного газа потребителю?
Если такое доначисление объемов природного газа уже состоялось опытный по таким делам адвокат инициирует судебный процесс по обжалованию этого решения о доначислении или предъявит встречный иск с такими требованиями в случае, когда в суде уже рассматривается дело по иску Оператору распределения природного газа о взыскании с Потребителя доначисленного объема.
УСЛУГИ АДВОКАТА ПРИ ДОНАЧИСЛЕНИИ ПОТРЕБИТЕЛЮ ОБЪЕМОВ ПРИРОДНОГО ГАЗА :
— Консультация по вопросам проведения проверки и доначисления объемов природного газа, анализ возникшей ситуации и перспектив будущих судебных процессов;
— Сбор доказательной базы и подготовка иска об обжаловании решения, действий Оператора ГРМ о доначислении объемов природного газа;
— Подготовка необходимых процессуальных документов-адвокатского запроса, иска (встречного иска, отзыва на иск, письменных объяснений, ходатайств и т.п.);
— Представительство клиента в судах всех инстанций с целью защиты его интересов;
— Ознакомление с материалами дела, если дело по спору о доначислении объемов природного газа находится уже в суде;
— Обжалование судебных решений, вынесенных не в пользу клиента в Апелляционный и Верховный Суд;
— Правовое сопровождение клиента на стадии исполнительного производства.
ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ СУДОВ В ДЕЛАХ ПО СПОРАМ О ДОНАЧИСЛЕНИИ ОБЪЕМОВ ПРИРОДНОГО ГАЗА
1. Отсутствие составленного в соответствии с установленным порядком и подписанного всеми членами комиссии решения об удовлетворении акта о нарушении, свидетельствует о нарушении Оператором ГРМ требований Кодекса ГРМ и об отсутствии оснований для уплаты Потребителем стоимости неучтенного (доначисленного) объема природного газа
Судом апелляционной инстанции отменено решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска и вынесено новое удовлетворение иска ООО: признал действия АО «Киевгаз» по установлению объема распределенного и потребленного ООО в феврале 2022 года природного газа свыше 1 313 853 куб. незаконными; обязал АО осуществить учет фактически потребленного природного газа ООО за февраль 2022 г. на основании данных коммерческого узла учета газа (ВОГ), а именно: в размере 1 313 853 куб.м.; обязал АО скорректировать на информационной платформе оператора ГТС, информацию об объемах потребленного (распределенного) природного газа ООО, путем направления уточненной информации оператору ГТС, в которой отразить объем фактически потребленного (распределенного) природного газа (окончательную алокацию) за февраль 2022 года в объеме 1 3 853 куб.м.
Верховный Суд 17.09.2024 указанное постановление суда апелляционной инстанции оставил по-прежнему с учетом следующего.
ВС обратил внимание, что обязательным условием для начисления стоимости неучтенного (доначисленного) объема и объема природного газа и его стоимости является решение комиссии об удовлетворении (полностью или частично) акта о нарушении и соответствующем акте-расчете неучтенного (доначисленного) объема и объема природного газа и его стоимости.
В то же время отсутствие составленного согласно установленному порядку и подписанного всеми членами комиссии решения об удовлетворении акта о нарушении свидетельствует о нарушении АО «Киевгаз» требований Кодекса ГРМ и об отсутствии оснований для уплаты потребителем стоимости неучтенного (доначисленного) объема и объема природного газа.
Вместе с тем объем потребленного природного газа в размере 2 180 786 м.куб., который Ответчик определял на основании среднего расчета потребленного газа за предыдущие три аналогичных периода (февраль предыдущих трех лет 2019 — 2021 годов) определен последним без соблюдения установленной Кодексом ГРМ процедуры.
Согласно абз. 1 п.3 главы 1 раздела IX Кодекса ГРМ фактический объем поступления природного газа в/из ГРМ (в том числе по объектам потребителей) за определенный период определяется в точках коммерческого учета (на грани балансовой принадлежности) на основании данных коммерческих узлов учета, установленных в точках измерений, и других.
Согласно п. 2 главы 3 раздела IX Кодекса ГРМ для определения объема потребления (распределения) природного газа принимаются данные коммерческого узла учета Оператора ГРМ. При отсутствии коммерческого узла учета у Оператора ГРМ принимаются данные коммерческого узла учета Потребителя.
Установлено, что у Оператора ГРМ отсутствует коммерческий узел учета, который мог бы осуществлять учет (вычисление) объемов природного газа, потребленных ООО, поэтому такой учет осуществлялся по данным ВОГ Истца, который был введен в эксплуатацию в 2013 году (акт от 31.12.2013).
Положением главы 3 раздела IX Кодекса ГРМ определена четкая последовательность установления и фиксации объемов распределенного природного газа распределенного по объекту потребителя по итогам расчетного периода (календарного месяца). Совершение предусмотренных этой главой действий в свою очередь является основанием для включения в акт приемки-передачи природного газа фактического объема и объемов распределения и потребления (снабжения) природного газа по объекту потребителя.
Причиной обращения в суд с иском являются фактические действия (Оператора ГРМ), заключающиеся в включении в акт предоставленных услуг по распределению природного газа объемов газа, рассчитанных в соответствии с положениями главы 2 раздела XI Кодекса ГРМ.
Абзацами 1, 3 п. 2 главы 6 раздела Х Кодекса ГРМ предусмотрено, что в течение эксплуатации коммерческого ВОГ и его составляющих Оператор ГРМ и потребитель (смежный субъект рынка природного газа) проводят, в частности, проверку коммерческого ВОГ и его составляющих в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, а также контрольный осмотр узла учета. Контрольный осмотр узла учета осуществляется Оператором ГРМ при необходимости, но не реже одного раза в шесть месяцев.
Согласно п. 6 главы 9 раздела Х Кодекса ГРМ, по итогам проверки коммерческого ВОГ и при отсутствии замечаний представитель Оператора ГРМ на месте проверки должен составить соответствующий акт обследования/акт контрольного обзора узла учета (по одному экземпляру для каждой стороны), который должен быть подписан потребителем (смежным субъектом) рынка.
Ответчиком проведена проверка коммерческого ВОГ и его составляющих на объекте Истеца, по результатам которой представителями Ответчика с участием представителя Потребителя составлен Акт обследования узла учета газа от 18.02.2022.
В акте зафиксировано, что газопотребляющее оборудование истца отвечает предоставленному проекту. Вместе с проверкой ВОГ также была проведена распломбировка для устранения утечек газа, обнаруженных на коренном кране. Кроме того, в акте зафиксировано, что при проверке потребителем не предоставлены оригиналы необходимой документации. Также представитель Потребителя отказался обеспечить осмотр участков до и после ЗУ и счетчика газа; выявлено несоответствие ГСО согласованной проектной документации и заявлению-присоединению; не предоставлен акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, предусмотренного пунктом 4 главы 4 раздела Х Кодекса ГРМ.
В акте также указано, что при перечисленных нарушениях отсутствует возможность считать существующий ВОГ пригодным для коммерческих расчетов, в результате чего нет оснований для пломбирования составляющих после устранения утечек газа и в соответствии с пунктом 3 главы 6 раздела Х Кодекса ГРМ эксплуатация такого ВОГ и его составляющих не допускается.
После проведения обследования узла учета газа на объекте Потребителя 18.02.2022 представителями Ответчика коммерческий ВОГ опломбирован не был.
По результатам проведенного осмотра представителями оператора ГРМ составлен Акт о нарушении от 18.02.2022, согласно которому зафиксированы следующие нарушения Кодекса ГРМ: 1. утечки газа на элементах ВОГ, а именно на импульсной линии к БПД; 2. отсутствие оригиналов документов; 3. не отвечает предоставленной проектной документации. При этом несанкционированного вмешательства в ВОГ и нарушения целостности пломб установлено не было.
Верховный Суд отметил, что п.7 главы 9 раздела Х Кодекса ГРМ определено, что в случае обнаружения при проверке коммерческого ВОГ или его составляющих или контрольного осмотра узла учета признаков нижеследующих нарушений представитель Оператора ГРМ на месте проверки составляет в порядке, определенном настоящим Кодексом, акт о нарушении, в том числе: 1) повреждении пломб; 2) повреждение ЗСТ (счетчика газа); 3) наличие изменения параметров параметризации вычислителя или корректора объема газа; 4) нетрудоспособность коммерческого ВОГ или его составляющих и/или его (их) несоответствие условиям эксплуатации или согласованной проектной документации или условиям договора; 5) наличие признаков несанкционированного вмешательства в работу ЗСТ; 6) наличие несанкционированного газопровода; 7) несанкционированное подключение газовых приборов, в результате чего превышается диапазон вычисления счетчика газа (суммарная номинальная мощность газовых приборов и устройств превышает диапазон вычисления счетчиком газа).
ВС обратил внимание, что расчет неучтенного или учтенного частично объема природного газа в результате нарушения осуществляется при наличии акта о нарушении и в порядке, определенном в разделе XI настоящего Кодекса.
В свою очередь, виды нарушений, в результате которых осуществляется перерасчет (доначисление) объемов природного газа или изменение их режима начисления, установлены главой 2 раздела XI Кодекса ГРМ.
В пункте 3 главы 2 раздела XI Кодекса ГРМ приведены нарушения (при отсутствии несанкционированного вмешательства в ГРМ или работу ЗСТ), которые произошли вследствие повреждения или внештатного режима работы коммерческого ВОГ или его составляющих (квалифицируемых как «не по вине потребителя»), но в результате которых потребителю осуществляется перерасчет.
Если в результате внештатного режима работы коммерческого ВОГ или его составляющих будет подтвержден факт неучтенного или учтенного частично объема распределенного (потребленного, переданного) природного газа, расчет неучтенных (учтенных частично) объемов природного газа за период неисправности коммерческого ВОГ или его составляющих осуществляется.
Следовательно, Кодекса ГРМ предусмотрено, что расчет неучтенного объема природного газа вследствие нарушения, предусмотренного пунктом 4 абзаца 1 пункта 7 главы 9 раздела Х Кодекса ГРМ (нетрудоспособность коммерческого ВОГ или его составляющих и/или его (их) несоответствие условиям эксплуатации или согласованному документу настоящего Кодекса (абзац 2 пункта 7 главы 9 раздела Х Кодекса ГРМ). При этом несоответствие ВОГ или его составляющих (в том числе ЗСТ) условиям эксплуатации как признак внештатного режима работы ВОГ является основанием для применения приведенного выше способа расчета неучтенного объема природного газа, если факт неучтенного объема распределенного (потребленного, переданного) природного газа будет подтвержденного ВОГ, во время которой сторона, может инициировать внеочередную или экспертную поверку ВОГ или его составляющих, если у нее возникает сомнение по результатам измерения объема природного газа и/или метрологических характеристик коммерческого ВОГ или его составляющих (пункт 6 главы 9 раздела Х Кодекса ОРМ).
Именно главой 5 раздела XI Кодекса ГРМ регламентирован порядок перерасчета (доначисления) или изменения режима начисления объемов природного газа при выявлении нарушений требований настоящего Кодекса. В главе 2 раздела XI Кодекса ГРМ определены виды нарушений, в результате которых осуществляется перерасчет (доначисление) объемов природного газа или изменение их режима начисления. В главе 4 настоящего раздела Кодекса ГРМ регламентирован порядок определения неучтенных объемов природного газа и изменения их режима начисления потребителю (несанкционированному потребителю), не являющимся бытовым.
Учитывая указанное, с учетом того, что Ответчик включил спорные объемы природного газа в акт приема-передачи услуг по распределению природного газа за февраль 2022 года при отсутствии решения комиссии по рассмотрению акта о нарушении от 18.02.2022 ВС пришел к выводу об отсутствии у Ответчика оснований для распределения2 объемов газа, рассчитанных в соответствии с положениями главы 2 раздела XI Кодекса ГРМ.
2. Несанкционированным вмешательством является не только доведение факта несанкционированного вмешательства в работу коммерческого ВОГ путем повреждения пломб, но и установление факта искажения данных учета природного газа (когда расходы природного газа коммерческим узлом учета не учитываются, учитываются частично или с нарушением)
Верховный Суд от 13.03.2024 оставил в силе решение первой инстанции об удовлетворении иска Лицо 1 (ФЛП) к Оператору ГРМ: признал недействительным и отменил решение Комиссии; отменил акт-расчет неучтенного (доначисленного) объема газа от 20.05.2021 на сумму 2 056 535 грн. В удовлетворении встречного иска о взыскании этой суммы с Лицо 1 отказано.
Из подпункта 3 пункта 1 главы 2 раздела XI Кодекса ГРС усматривается, что к нарушениям потребителя, которые квалифицируются как несанкционированный отбор природного газа из ГРМ (кража газа) и вследствие которых в отношении них осуществляется начисление неучтенных объемов (объемов) природного газа, относится несанкционированное вмешательство,
ВС отметил, что несанкционированным вмешательством является не только доведение факта несанкционированного вмешательства в работу коммерческого ВОГ путем повреждения пломб, но и установление факта искажения данных учета природного газа (когда расходы природного газа коммерческим узлом учета не учитываются, учитываются частично или с нарушением). Это свидетельствует о том, что искривление данных учета природного газа является обязательным следствием несанкционированного вмешательства в работу ЗСТ/счетчика газа. Указанное также подтверждается тем, что согласно положениям главы 5 раздела XI Кодекса ГРС при удовлетворении комиссией акта о нарушении составляется акт-расчет неучтенного (доначисленного) объема (объема) природного газа и его стоимости.
В то же время Оператор ГРМ констатировал несанкционированное вмешательство в работу счетчика газа Истец исключительно в связи с обнаружением повреждения пломбы. В то же время в деле отсутствуют доказательства того, что в результате такого повреждения имело место искривление данных учета природного газа (когда расходы природного газа коммерческим узлом учета не учитываются, учитываются частично или с нарушением).
То есть, в данном случае само по себе обстоятельство, заключающееся в повреждении пломбы на счетчике, не явилось следствием несанкционированного отбора газа со стороны истца и потребления природного газа коммерческим узлом учета вне учета (учитывалось частично или с нарушением законодательства). Других обстоятельств, которые могли привести к искривлению данных учета природного газа, ответчиком не доказало и судами по делу установлено не было.
Учитывая изложенное, ВС пришел к тому, что повреждение целостности пломбы само по себе является несанкционированным вмешательством в работу счетчика газа, что может свидетельствовать о неучтенном потреблении природного газа.
3. Если спор по делу возник в связи с несогласием Истеца с объемами распределенного Ответчиком природного газа, определенными в акте, то правоотношения необходимо рассматривать с учетом положений Кодекса ГРС, которыми урегулированы вопросы фиксации оказанных услуг распределения природного газа и соответствующего расчета таких услуг, в частности, разделов таких услуг, а не разделов, регулирующих вопрос нарушений потребителем положений Кодекса ГРС и соответствующий перерасчет (доначисление) объемов природного газа или изменение их режима начисления
Решениями судов первой и апелляционной инстанции отказано в удовлетворении иска КП к АО (Газовая компания) о признании незаконными действий по включению в акт приемки-передачи услуг по распределению природного газа за ноябрь 2018 года, дополнительных объемов распределенного природного газа объемом 27,6 распределения природного газа по договору от 30.04.2018 за ноябрь 2018 года путем уменьшения объема распределенного природного газа до 265 947, 626 тыс.куб.м.; обязательства Ответчика скорректировать на информационной платформе Оператора ГРС информацию об объемах распределенного последним КП природного газа в ноябре 2018 года на объем 265 947, 626 тыс.м.куб., путем направления уточненной информации оператору, в которой отразится ) 265 947, 626 тыс.м.куб.
Не соглашаясь с решениями судов предыдущих инстанций, Верховный Суд 18.04.2024 отменил их с учетом следующего.
ВС обратил внимание, что спор по делу возник в связи с несогласием истца (потребителя) с объемами распределенного ответчиком (оператором ГРМ) природного газа, определенном в акте за ноябрь 2018 года.
Хозяйственная деятельность по перемещению природного газа по газораспределительной системе осуществляется на основании договора, с целью удовлетворения потребностей потребителя, и с предоставлением одной из следующих услуг: присоединение к газотранспортной или газораспределительной системе; транспортировка природного газа; распределение природного газа; хранение (закачка, отбор) природного газа; услуги установки LNG.
Положениями Кодекса ГРС определена четкая последовательность установления и фиксации объемов распределенного природного газа. В то же время, при наличии спора между не бытовым потребителем и Оператором ГРМ в части определения объема и/или объема распределенного природного газа, судам необходимо установить на основании представленных сторонами доказательств фактический объем (объем) потребления
Положениями заключенного сторонами договора, в частности, определено, что потребитель в течение двух дней со дня получения акта оказанных услуг обязан вернуть Оператору ГРМ один экземпляр оригинала акта, подписанный уполномоченным представителем потребителя, или предоставить в письменной форме мотивированный отказ от подписания акта оказанных услуг. В случае отказа от подписания акта предоставленных услуг разногласия подлежат урегулированию в порядке, установленном законодательством (п. 6.6.2. Договора).
Несмотря на вышеизложенное, судами не было установлено, на основании представленных сторонами доказательств, фактический объем (объем) потребления (распределения) природного газа по объекту потребителя, судами не были должным образом проверены аргументы и доводы истца, и не дано оценки возражением ответчика. Как следует из судебных решений по делу, суды фактически устранились от оценки как доводам истца, так и отрицанием ответчика, ограничившись лишь цитированием их утверждений.
С учетом положений, как процессуального так и специального законодательства, которым урегулированы правоотношения по предоставлению услуг распределения природного газа, судам необходимо было установить обстоятельства выполнения условий заключенного сторонами договора, исследовать соответствующие доказательства в подтверждение объемов распределенного природного газа, при наличии разногласий в таких объемах распределенного природного газа, установить причины. В то же время, судами не давалась оценка условиям договора распределения природного газа, актам приемки — передачи услуг распределения природного газа, отчетам о расходах природного газа, отчетам вычислителей ТЭЦ-5, ТЭЦ-6, и СП «Завод-Энергия», судами не было выполнено сравнение, на предмет соответствия данных в актах по объему отчетов по продажам.
В частности, ссылаясь на договоры и акты, заключенные и подписанные между НАК «Нафтогаз Украины» и КП, суды не указали, как указанные акты подтверждают именно правильность определения Ответчиком объемов распределенного природного газа в акте за ноябрь 2018 года. Судами не было учтено, что Истец последовательно ссылался с тем, что вследствие безосновательного указания ответчиком в акте за ноябрь 2018 года дополнительных объемов распределенного газа объемом 97,652 тыс.куб.м. увеличен общий объем распределенного газа на 577, 865 тыс. м. куб за указанный период. Судами не были проверены и исследованы аргументы истца относительно того, что данные указанные ответчиком в акте за ноябрь 2018 года не соответствуют данным из узлов учета газа за ноябрь 2018 года, отраженные в представленных истцом отчетах за ноябрь 2018 года по объектам ТЭЦ-2 . 65933, 909 тыс.м.куб.
Следовательно, ВС отметил, что без исследования указанных обстоятельств судебные решения предыдущих инстанций об отказе в удовлетворении иска ООО являются преждевременными.