В августе 2014 создан независимый государственный коллегиальный орган, целью деятельности которого является государственное регулирование, мониторинг и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования в сферах энергетики и коммунальных услуг — Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).
Такой государственный контроль со стороны Комиссии осуществляется не только путем выдачи специальной лицензии субъекту хозяйствования на определенный вид деятельности в сфере энергетики и коммунальных услуг, но через проверки соблюдения Лицензиатами законодательства в соответствующих сферах и лицензионных условиях.
В то же время, как показали результаты работы Комиссии, нередко возникает вопрос о необходимости правовой защиты от неправомерных действий и решений ее работников.
Безосновательные проверки, наложение штрафов в огромных размерах, отказ в выдаче, переоформлении, возобновлении действия лицензии, незаконная остановка и аннулирование лицензии, привлечение к ответственности должностных лиц вынуждают хозяйствующих субъектов защищаться в судебном порядке, в чем не обойтись без помощи квалифицированных адвокатов.
Кроме того, несмотря на наличие полномочий по урегулированию споров между участниками рынка, нередко Комиссия ненадлежаще относится к рассмотрению жалоб потребителей, допуская неоправданную волокиту, ненадлежащую проверку изложенных в жалобах обстоятельств, а иногда и вообще не реагирует на допущение нарушения прав потребителей. Такое бездействие органа, призванного урегулировать спорные вопросы в сферах энергетики и коммунальных услуг, нивелирует возможность потребителей защитить свои права во внесудебном порядке и заставляет потребителей для урегулирования конфликтной ситуации обращаться в суд.
Указанные решения, действия, бездействие Комиссии по рассмотрению жалоб потребителей можно обжаловать в судебном порядке и для достижения положительного результата необходима помощь юриста.
Споры, возникающие из НКРЭКУ, помогут решить профессиональные и опытные адвокаты АБ «Ткачук и партнеры», предоставив следующие юридические услуги:
Консультация по всем вопросам, связанным с выдачей, приостановлением, аннулированием лицензий, проверками НКРЭКУ, и применение санкций (штрафов) по ее результатам, привлечение к ответственности должностных лиц, ненадлежащего рассмотрения жалоб потребителей, оценка ситуации и определение перспектив возможных судебных процессов;
Помощь в подготовке и предоставлении документов в НКЭРКП на выдачу лицензии субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг;
Правовое сопровождение клиента при осуществлении проверок НКРЭКУ, в т.ч. подготовка возражений на выявленные правонарушения;
Сбор доказательной базы и подготовка необходимых документов-адвокатского запроса, иска, объяснений, возражений, ходатайств и т.п.;
Представительство интересов клиента в судах всех инстанций, в том числе по искам НКРЭКУ;
Обжалование незаконных судебных решений в апелляционном и кассационном порядке;
Юридическое сопровождение клиента на стадии исполнения решений.
Из опыта адвокатов АБ «Ткачук и партнеры» можно выделить самые распространенные споры с НКРЭКУ:
Отказ НКРЭКУ в выдаче, переоформлении, возобновлении лицензии субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, в том числе в связи с непредставлением необходимых документов;
Противоправная остановка и аннулирование действия лицензии, выданной НКРЭКУ;
Безосновательное проведение НКРЭКУ проверки Лицензиата;
Обжалование выявленных Комиссией НКРЭКУ правонарушений по результатам проверки, указанных в акте и решений о применении к Лицензиатам санкций (штрафов);
Неправомерное привлечение лиц к административной ответственности;
Ненадлежащее рассмотрение НКРЭКУ жалоб потребителей или бездеятельность Комиссии по урегулированию споров между участниками рынка.
Указанный перечень споров с НКРЭКУ не исчерпывающий, урегулировать которые Вам помогут адвокаты нашего Бюро в судебном порядке.
ЧТО ОТНОСИТСЯ К КОМПЕТЕНЦИИ НКРЭКП
В компетенцию НКРЭКУ входит:
лицензирование видов хозяйственной деятельности в сфере энергетики и коммунальных услуг, предусмотренных законом; остановка (возобновление) и аннулирование действия лицензии;
мониторинг оптового энергетического рынка и поведения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на оптовом энергетическом рынке, с целью выявления признаков злоупотреблений; мониторинг и анализ рынков в сфере энергетики и коммунальных услуг;
контроль соблюдения лицензиатами законодательства в соответствующей сфере регулирования и лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности и принимает меры по предотвращению нарушений лицензионных условий;
рассматривает дела о нарушении лицензионных условий, дела о злоупотреблениях на оптовом энергетическом рынке, а также дела об административных правонарушениях и по результатам рассмотрения принимает решение о применении санкций, наложении административных взысканий в случаях, предусмотренных законом, принимает в пределах своей компетенции решение о направлении соответствующих государственных органов материалов о выявленных фактах нарушения законодательства;
устанавливает государственные регулируемые цены и тарифы на товары (услуги) субъектов естественных монополий и других хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынках в сферах энергетики и коммунальных услуг, если соответствующие полномочия предоставлены Регулятору законом, и изменяет их по результатам проверки или мониторинга;
обеспечивает защиту прав и законных интересов потребителей товаров (услуг), производимых (предоставляемых) субъектами хозяйствования, осуществляющих деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, рассмотрение обращений таких потребителей и урегулирование споров, предоставление разъяснений по вопросам применения нормативно- правовых актов регулятора.
Полный перечень полномочий и функций НКРЭКУ указан в соответствующем Законе Украины от 22.09.2016 № 1540–VIII и Положении, утвержденном Указом Президента Украины от 10.09.2014 № 715/2014.
Как показала практика, работники НКРЭКУ не всегда добросовестно выполняют свои обязанности в рамках предоставленной компетенции, а потому юристы нашего Бюро в рамках правового поля будут принимать все необходимые меры для защиты клиента от противоправных действий и решений должностных лиц этого органа.
ПОМОЩЬ АДВОКАТА В ОБЖАЛОВАНИИ РЕШЕНИЙ НКРЭКП ОБ ОТКАЗЕ В ПОЛУЧЕНИИ (ПЕРЕОФОРМЛЕНИИ, ВОЗОБНОВЛЕНИИ) ЛИЦЕНЗИИ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И АННУЛИРОВАНИИ ЕЕ ДЕЙСТВИЯ
Получить лицензию в НКРЭКУ должны субъекты хозяйствования, которые осуществляют или намерены осуществлять следующие виды хозяйственной деятельности:
1. На рынке электрической энергии: производство, передача, распределение (в том числе малыми системами распределения), снабжение потребителя электрической энергии, перепродажа электроэнергии (трейдерская деятельность); осуществление функций оператора рынка, гарантированного покупателя; хранение энергии; агрегация на рынке электрической энергии
2. На рынке природного газа, нефти и нефтепродуктов: транспортировка нефти, нефтепродуктов по магистральному трубопроводу; снабжение, распределение, транспортировка, хранение (закачка, отбор) природного газа.
3. В области коммунальных услуг: производство тепловой энергии; транспортировка тепловой энергии по магистральным и местным (распределительным) тепловым сетям; снабжение тепловой энергии; централизованное водоснабжение и централизованное водоотведение.
Получение лицензии происходит в соответствии с Порядком лицензирования видов хозяйственной деятельности, государственное регулирование которых осуществляется Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг утвержденных постановлением НКРЭКУ № 548 от 03.03.2020.
Субъекты хозяйствования, которые намерены получить лицензии в НКРЭКУ, имеют возможность подачи в НКРЭКУ заявления и документов для получения лицензии и сообщений об изменениях данных, указанных в документах, прилагаемых к заявлению о получении лицензии, в электронном виде, авторизовавшись за ЭЦП (электронная цифровая подпись) на Портале электронных сервисов Минэкономики.
На этом же портале размещены формы заявлений и перечень необходимых документов, которые прилагаются к заявлению в зависимости от вида деятельности.
Вроде бы, ничего сложного нет, однако, при непредставлении документов или не всех документов или представлении в неустановленной форме влечет отказ в выдаче (переоформлении) лицензии.
Адвокаты нашего Бюро проконсультируют по вопросам получения лицензии в НКРЭКУ и помогут собрать и подать в Комиссию необходимые документы.
Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:
Установление несоответствия соискателя лицензии лицензионным условиям, в том числе заявление или хотя бы один из документов, прилагаемых к заявлению о получении лицензии, составлены не по установленной форме или не содержат данных, обязательно вносимых в них согласно Порядку или лицензионным условиям;
Наличие информации об осуществлении контроля за деятельностью предприятия в значении, приведенном в ст. 1 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», резидентами государств, осуществляющих вооруженную агрессию против Украины, в значении, приведенном в ст. 1 Закона Украины «Об обороне Украины»;
Непредоставление гарантийного письма (п.6.3 Главы 6 Порядка);
Выявление недостоверности данных в подтверждающих документах;
Наличие в НКРЭКУ информации о решении суда относительно соискателя лицензии, запрещающей ему осуществлять вид хозяйственной деятельности, на право производства которого им подано заявление, и вступило в законную силу в соответствии с дост. 255 КАСУ;
Наличие в НКРЭКУ информации о применении к соискателю лицензии в соответствии с Законом Украины «О санкциях» такого вида санкции как прекращение действия (аннулирование) или остановка лицензий, получение (наличие) которых является условием для осуществления определенного вида деятельности.
В случае отказа в выдаче лицензии на основании установления несоответствия соискателя лицензии лицензионным условиям соискатель лицензии после устранения причин, послуживших основанием для принятия такого решения, может подать в НКРЭКУ новое заявление о получении лицензии.
В случае отказа в выдаче лицензии на основании выявления недостоверности данных в подтверждающих документах, соискатель лицензии может подать в НКРЭКУ новое заявление о получении лицензии не ранее чем через три месяца с даты принятия решения об отказе.
В постановлении об отказе в выдаче лицензии обязательно указываются предложения по порядку устранения оснований (оснований), что стало причиной отказа в выдаче лицензии.
Обращаем внимание, что при повторном рассмотрении документов не допускается отказ в выдаче лицензии по причинам, ранее не указанным в решении об отказе в выдаче лицензии (кроме неустранения или устранения не в полном объеме соискателем лицензии причин, ставших основанием для предварительного отказа; наличия в новом информации, представленной соискателем лицензии, оснований для принятия решения об отказе в выдаче лицензии), при условии, что на момент повторного рассмотрения ранее представленные документы сохранили свою актуальность.
Решение об отказе в выдаче лицензии вступает в силу дня его принятия и подлежит обязательному обнародованию на официальном веб-сайте НКРЭКУ на следующий рабочий день после его принятия.
Решение об отказе в выдаче лицензии (переоформлении и обновлении) может быть обжаловано в суд, в чем помогут адвокаты нашего Бюро, которые подготовят обоснованное исковое заявление и поддерживают правовую позицию относительно неправомерности принятого НКРЭКУ решения в суде.
Так, постановлением апелляционного административного суда от 09.09.2021 (дело в ВС не пересматривалось) оставлено по-прежнему решение суда первой инстанции об удовлетворении иска ООО о признании противоправным и отмене постановления НКРЭКУ об отказе в выдаче лицензии по распределению электрической энергии и обязано Комиссии выдать истцу лицензию право производства хозяйственной деятельности по распределению электрической энергии.
Исковые требования обоснованы тем, что ООО неоднократно обращалось в НКРЭКУ с целью получения лицензии по распределению электрической энергии. Несмотря на это, получив очередной отказ в его выдаче, а именно в связи с вынесением ответчиком обжалуемого постановления, последний истец считает противоправным, поскольку по его убеждению ООО устранило все недостатки, которые могли служить основаниями для отказа в выдаче лицензии.
Кроме того, истец отметил, что соответствующее заявление на получение лицензии и прилагаемые к ней документы отвечали требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения. В то же время оспариваемое постановление НКРЭКУ вопреки предписаниям Порядка лицензирования № 548 содержало такие причины отказа в выдаче ООО лицензии, которые не были указаны в предыдущих постановлениях об отказе в выдаче соответствующей лицензии, а также не указывали на предложения по порядку устранения оснований, ставших причиной отказа в выдаче лицензии. В свою очередь, ссылка ответчика в оспариваемом постановлении на несоответствие ООО отдельным пунктам Лицензионных условий производства хозяйственной деятельности по распределению электрической энергии, по утверждению истца было необоснованным, ведь такие пункты касаются лицензиатов, а не соискателей лицензии, которым, в частности, является ООО.
Судебные решения мотивированы тем, что доводы истца нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и доказанные истцом надлежащими доказательствами, которые ответчик не опроверг. Что касается обязательства НКРЭКУ выдать лицензию ООО, то суды отметили, что это не относится к дискреционным полномочиям Регулятора, поэтому суд с целью защиты интересов истца удовлетворил иск в полном объеме.
Итак, если вам НКРЭКУ отказано в выдаче (переоформлении, обновлении) лицензии, адвокаты нашего Бюро защитят права клиента из-за обжалования неправомерного постановления в судебном порядке.
Кроме того, юристы нашего Бюро обжалуют в суд также неправомерные решения НКРЭКУ о приостановлении и аннулировании действия лицензии.
ПЛАНОВЫЕ И ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ НКРЭКУ,
ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ И ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ АДВОКАТА
В соответствии с возложенными полномочиями НКРЭКУ осуществляет государственный контроль за соблюдением субъектами хозяйствования, осуществляющими деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, законодательства в соответствующих сферах и лицензионных условиях и применяет меры воздействия.
Государственный контроль Комиссия обеспечивает посредством проведения плановых и внеплановых выездных, а также выездных и невыездных проверок в соответствии с утвержденными ею порядками.
Так, проверки в сфере энергетики и коммунальных услуг осуществляются на основании Порядка контроля за соблюдением лицензиатами, осуществляющими деятельность в сфере энергетики и коммунальных услуг, законодательства в соответствующих сферах и лицензионных условий, утвержденным постановлением НКРЭКУ №428 от 14.06.2018.
ПРОВЕДЕНИЕ НКРЭКП ПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ
Плановые проверки лицензиатов проводятся не чаще одного раза в год в соответствии с годовым планом, который утверждается Регулятором до первого декабря предшествующего плановому году и обнародуется на официальном веб-сайте не позднее пяти дней до начала соответствующего планового периода. Следовательно, Лицезиат может заранее знать о плановой проверке НКЕРКП.
Лицензиат сообщается о начале проведения плановой проверки письменным уведомлением не позднее 10 дней до ее начала. При этом Комиссия по проверке НКРЭКУ может, но не обязательно, направить лицензиату запросы с перечнем информации и документов, которые необходимо предоставить для подтверждения соблюдения лицензиатом требований законодательства и лицензионных условий в соответствии с вопросами проверки. Список вопросов, по которым Комиссия по проверке осуществляет плановую проверку, приведен в приложениях 4-28 Порядка контроля. Лицензиат обязан ответить на запрос с соответствующими материалами в срок, указанный в запросе.
Важно! В первый день осуществления плановой проверки председатель и члены Комиссии по проверке обязаны предъявить уполномоченному лицу Лицензиата подлинники удостоверений на проведение проверки с предоставлением их копий и служебных удостоверений. Лицензиат имеет право не допустить членов Комиссии по проверке в случае отсутствия документов, подтверждающих полномочия таких членов Комиссии по проверке.
При проведении плановой проверки Регулятор может просить подать дополнительные документы и информацию, чем указанные в предыдущем запросе. Вместе с тем во время проведения проверок не допускается изъятие у лицензиатов оригиналов их финансово-хозяйственных, бухгалтерских, других документов, а также компьютеров и их частей. Лицензиат может составить протокол об ознакомлении с оригиналами документов, чтобы зафиксировать с какими именно оригиналами документов Регулятор был ознакомлен.
Обращаем внимание, что Лицензиат самостоятельно может дополнительно представить документы, не первоначально представленные в Комиссию по проверке или главному управлению НКРЭКУ. Однако необходимо проследить, чтобы члены Комиссии сделали соответствующую заметку в акте проверки, что такие документы были представлены, поскольку их предоставление во время проверки может смягчить ответственность Лицензиата при принятии Комиссией решения о применении санкций в отношении него.
Например, если Лицензиат до проведения проверки подал отчетность не в полном объеме или вообще не подал отчетность по формам, установленным Регулятором, то эти документы можно подать во время проверки, в связи с чем в акте данный факт не может быть зафиксирован как нарушение.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЙ
Регулятор в последний день проверки по местонахождению Лицензиата составляет акт проверки о наличии или отсутствии нарушений требований законодательства и/или лицензионных условий в двух экземплярах, которые подписываются председателем и всеми членами Комиссии по проверке, один из которых предоставляется Лицензиату.
В срок до 5 дней со дня получения акта о результатах проверки Лицензиат имеет право предоставить письменные объяснения и обоснование на возражение к выявленным нарушениям, в чем помогут адвокаты нашего Бюро. При этом юристы рекомендуют обязательно предоставлять такие возражения, которые являются неотъемлемой частью акта проверки и должны учитываться Регулятором при рассмотрении вопроса ответственности Лицензиата.
Обращаю внимание, что акт о результатах проверки вместе с пояснениями и обоснованием Лицензиата, деятельность которого проверялась, подлежит обнародованию на официальном веб-сайте Регулятора для рассмотрения акта на заседании Регулятора. Поэтому Лицензиат должен сообщить Регулятору письмом о том, какая информация конфиденциальна и не может быть обнародована на официальном веб-сайте последнего.
В случае выявления нарушений законодательства в сферах энергетики и коммунальных услуг Регулятор в 30-дневный срок со дня составления акта проверки рассматривает вопрос ответственности Лицензиата, его должностных лиц на заседании, которое проводится в форме открытого слушания, и принимает решение о применении к Лицензиату санкций и/ или применение административного взыскания к должностному лицу Лицензиата.
Результаты проверки могут быть обжалованы Лицензиатом в порядке, в чем помогут юристы нашего Бюро.
ПОМОЩЬ АДВОКАТА В ОБЖАЛОВАНИИ САНКЦИЙ (ШТРАФОВ), ПРИМЕНЕННЫХ НКРЭКУ К ЛИЦЕНЗИАТАМ
За нарушение законодательства и лицензионных условий в сфере энергетики и коммунальных услуг Регулятор может применять к лицензиатам санкции в виде:
1. Предостережение и/или предупреждение о необходимости устранения нарушений.
Решение Регулятора об устранении нарушений, выявленных при осуществлении проверок, оформляется Распоряжением, копия которого вручается лично уполномоченному лицу Лицензиата (с отметкой о вручении на экземпляре, остающемся у Регулятора) или направляется Лицензиату заказным письмом с уведомлением о вручении почтового отправления. ти рабочих дней со дня принятия.
Лицензиат обязан устранить нарушения в определенный решением срок и не позднее 10 рабочих дней после их устранения предоставить Регулятору письменный отчет с надлежащим образом заверенными копиями подтверждающих документов. Если Лицензиат не выполнил решение Регулятора по устранению нарушений требований законодательства, выданное по результатам проведения проверки, в определенный решением срок, Регулятор принимает решение о проведении внеплановой выездной проверки.
В случае, если по результатам проведенной проверки будет подтверждено невыполнение или несвоевременное исполнение решения НКРЭКУ на лицензиата, налагается штрафная санкция в размере, установленном законом.
2.Наложение штрафа. Лицензиаты, на которых наложен штраф, обязаны уплатить его в 30-дневный срок со дня получения копии постановления о наложении штрафа (если постановлением о наложении штрафа не предусмотрен другой срок) и в 5-дневный срок предоставить Регулятору копии документов, подтверждающих уплату штрафа.
3. Приостановление действия лицензии.
4. Аннулирование лицензии.
Решение Регулятора о наложении штрафа, остановке действия лицензии, аннулировании лицензии принимается в виде постановления, копия которого вручается лично уполномоченному лицу Лицензиата (с отметкой о вручении на экземпляре, остающемся у Регулятора) или направляется Лицензиату заказным письмом с уведомлением о вручении почтового пяти рабочих дней со дня принятия. Датой получения такого акта будет считаться дата его личного вручения, подтверждаемая подписью получателя и/или регистрацией входящей корреспонденции, или третий календарный день с даты получения почтовым отделением связи, в котором обслуживается получатель (в случае направления почтой заказным письмом).
Решения о применении Регулятором санкций по результатам проверки обжалуются в судебном порядке и обоснованные исковые заявления помогут подготовить адвокаты нашего Бюро, которые будут защищать интересы клиента в суде.
Возможно привести примеры правовых выводов Верховного Суда относительно нарушений со стороны НКРЭКУ при проведении проверок и применении по ее результатам санкций в виде штрафов.
Верховным Судом 30.09.2020 оставлено по-прежнему постановление суда апелляционной инстанции об удовлетворении иска Оператор газораспределительной системы ПАО о признании противоправной и отмены постановления НКРЭКУ о наложении штрафа на ПАО за нарушение Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по распределению природного газа и осуществления мер государственного регулирования.
Постановление Верховного суда обосновано тем, что НКРЭКУ не было предоставлено возможности ПАО добровольно выполнить устранение выявленных нарушений и избежать санкций, поскольку в нарушение приведенных выше норм законодательства Регулятором не разглашалось устранение ПАО нарушений п. 2.1 главы 2 Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по распределению газа.
При этом предупреждение о необходимости устранить нарушение Лицензионных условий непосредственно в постановлении о наложении штрафа не давала возможности истцу добровольно устранить нарушения к применению такого вида ответственности, как наложение штрафа.
ВС согласился с выводами суда апелляционной инстанции о нарушении Регулятором предписаний действующего законодательства, что выразилось в том, что НКРЭКУ без выдачи распоряжения об устранении нарушений Лицензионных условий и проверки исполнения этого распоряжения была принята оспариваемая о наложении штрафа.
При этом Верховный Суд подчеркнул, что при применении санкций Регулятор должен соблюдать принципы пропорциональности нарушения и наказания и эффективности санкций, которые оказывают сдерживающее влияние.
Вместе с тем, Регулятор применил к истцу наивысший размер санкции, предусмотренный пп. б п. 5 ч. 4 ст. 59 Закона Украины «О рынке природного газа». При этом материалами дела подтверждено, что ответчиком учитывалось поведение субъекта хозяйствования. Следовательно, нет оснований полагать, что Регулятор придерживался принципов пропорциональности нарушения и наказания и эффективности санкций при привлечении истца к ответственности.
Также к подобным выводам пришел Верховный Суд 30.09.2020 оставляя в силе решение судов предыдущих инстанций, которыми удовлетворен иск о признании противоправным и отмене постановления НКРЭКУ о наложении штрафа на ПАО за нарушение лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по распределению природного газа и осуществлению мер государственного регулирования, отметил следующее.
По правилам части пятой ст. 14 Закона Украины № 1540-VIII решения Регулятора оформляются постановлениями, кроме решений по устранению нарушений, выявленных при осуществлении контроля, которые оформляются распоряжениями.
Вместе с тем, НКРЭКУ, приняв обжалованное постановление без предварительного вынесения распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий, лишила истца возможности устранить нарушения, выявленные при осуществлении меры надзора (контроля), а, следовательно, избежать применения в дальнейшем к предприятию штрафных санкций.
Таким образом, Регулятор обязан сначала вынести распоряжение об устранении нарушений лицензионных условий, чтобы последний имел возможность добровольно устранить нарушения к применению такого вида ответственности как наложение штрафа (исключением является только аннулирование лицензии по результатам проверки), а уже в случае не устранения таких нарушений Лицензиатом. , регулятор имеет право налагать штрафные санкции. Именно такой позиции придерживается Верховный Суд.
В случае наложения НКРЭКУ штрафных санкций на Лицензиата без предварительной возможности устранения допущенных им нарушений субъект, деятельность которого проверяется, имеет право обжаловать такое нарушение в судебном порядке, в чем помогут адвокаты нашего Бюро.
ПОМОЩЬ АДВОКАТА ПРИ НЕНАДЛЕЖАЩЕМ
РАССМОТРЕНИИ НКРЭКУ ЖАЛОБ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
НЕРЭКУ наделена полномочиями по рассмотрению жалоб на действия участников рынка (кроме жалоб на действия потребителей) и разрешению споров между ними в порядке, предусмотренном Правилами рассмотрения обращений потребителей относительно действий субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, и урегулирования споров. , утвержденных постановлением НКРЭКУ № 1333 от 02.07.2019.
К Регулятору потребитель может обратиться с жалобами по следующим вопросам:
доступ/присоединение к электрическим, газовым, тепловым сетям;
соблюдение лицензиатами законодательства и лицензионных условий;
качество поставки электрической энергии, природного газа, воды, тепловой энергии;
упорядочение договорных отношений с лицензиатами;
порядок расчетов за потребленные энергоносители;
задолженность за потребленный газ, воду и электрическую, тепловую энергию;
по актам о нарушении Правил розничного рынка электрической энергии, нормативных документов, регулирующих поставки потребителям природного газа, воды и тепловой энергии.
Следовательно, законодательством потребителей наделено правом обратиться в НКРЭКУ с жалобой относительно ненадлежащего (некачественного и/или не в полном объеме) поставок электроэнергии, природного газа, тепловой энергии, водоснабжения и водоотвода и связанных с этим вопросов.
То есть НКРЭКУ призвана разрешать споры по указанным вопросам во внесудебном порядке.
По результатам рассмотрения жалобы НКРЭКУ принимает решение о:
1) прекращение нарушения предприятием, осуществляющим деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, законодательства в соответствующей сфере;
2) прекращение нарушения субъектом хозяйствования, осуществляющего деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, лицензионных условий;
3) наложение штрафа на субъекта хозяйствования, осуществляющего деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, в установленном порядке;
4) прекращение рассмотрения обращения заявителя.
Решение НКРЭКУ принимается на заседании, которое проводится в форме открытого слушания, в соответствии с Регламентом Национальной комиссии, утвержденным постановлением НКРЭКУ от 06.12.2016 № 2133.
Решение НКРЭКУ, принятое в соответствии с Правилами, является обязательным к выполнению субъектом хозяйствования, осуществляющим деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг.
Это решение может быть обжаловано в суде, в чем помогут юристы нашего Бюро.
В то же время опыт адвокатов нашего Бюро свидетельствует, что на практике указанная защита прав потребителей не эффективна из-за ненадлежащего рассмотрения Регулятором жалоб, не проведения в полном объеме проверки изложенных в жалобах нарушений или вообще не реагирования на указанные в жалобах нарушения.
Такое бездействие Регулятора приводит к необходимости разрешения конфликтных ситуаций между потребителями и поставщиками электроэнергии, газа, воды в суде. Несоблюдение НКРЭКУ Правил при рассмотрении обращений потребителей, а также их ненадлежащее рассмотрение по существу поднятого вопроса приводит к нарушениям прав потребителей, которые, в лучшем случае возможно восстановить в судебном порядке, а в худшем — вообще не восстановить.
Как правило, потребители оспаривают нарушение своих прав в судебном порядке, поскольку, во-первых, как, свидетельствует судебная практика, это наиболее эффективный способ защиты, во-вторых, даже принятые Комиссией, по результатам проверки меры, чаще всего, не дают положительного результата. по восстановлению нарушенных прав потребителя.
Об отсутствии эффективности мер воздействия НКРЭКУ может свидетельствовать, например, дело № 911/383/20.
Суть дела в том, что ПАО «ДТЭК Киевские региональные электросети» в отношении потребителя электроэнергии был составлен акт нарушения учета электроэнергии и доначислена стоимость неучтенной электроэнергии.
По обращению потребителя НКРЭКУ была проведена проверка законности указанного акта, по результатам которой наложен штраф на поставщика за несоблюдение требований нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование рынка электрической энергии, нарушение лицензионных условий по распределению электрической энергии и осуществление мер государственного регулирования и обязано его привести свои действия в отношении потребителя к требованиям ПРРЕЭ путем отмены начисленного по акту нарушения объема и стоимости неучтенной электрической энергии.
Об указанных неэффективных мерах свидетельствует тот факт, что поставщик обратился в суд к потребителю о взыскании задолженности за электрическую энергию по составленному им акту на сумму 237 799 грн.
Судебным решением отказано в удовлетворении иска поставщика, но потребителю уже во второй раз, в суде, пришлось доказывать неправомерность составленного акта, на основании которого поставщик пытался взыскать с него средства.
Кроме того, конечно, урегулировать спорный вопрос между участниками рынка в судебном порядке – это кратчайший путь, однако в большинстве случаев, суды рассматривая такую категорию споров, опять же ссылаются на дискреционные полномочия Регулятора, то есть отнесение именно к полномочиям Комиссии по решению возникшего спорного вопроса. Это порождает «замкнутый круг», по которому ходит потребитель для урегулирования возникшего спора с хозяйствующими субъектами в сфере энергетики и коммунальных услуг.
Итак, если Регулятор не рассмотрел/ненадлежаще рассмотрел Вашу жалобу, как потребителя или не принял соответствующих мер по урегулированию спорного вопроса, такие действия, бездействие, решение Комиссии можно обжаловать в судебном порядке, в чем помогут адвокаты нашего Бюро.
При этом в исковых требованиях, кроме признания действий НКЕРКП по рассмотрению жалобы или решений, принятых по результатам рассмотрения неправомерными, адвокат обязательно укажет исковое требование об обязательстве Регулятора рассмотреть жалобу потребителя должным образом и принять соответствующие меры по устранению нарушений и урегулированию возникшего спора между участниками рынка.
Таким образом, если у вас возникли споры с НКРЭКУ, обращайтесь к профессиональным и опытным в разрешении таких конфликтных ситуаций адвокатам АБ «Ткачук и партнеры», которые защитят права клиента в судебном порядке.