Перейти к содержимому
Главная страница » АДВОКАТ ПО СУБСИДИЯМ

АДВОКАТ ПО СУБСИДИЯМ


Часто семьям не хватает доходов, чтобы оплатить высокие тарифы за жилищно-коммунальные услуги. Поэтому государством предусмотрены специальные льготы, помогающие оплачивать счета в затруднительное время.

Таким гражданам предоставляется адресная соцпомощь-субсидия, контроль за назначением и выплатой которых с 1 декабря 2022 осуществляется пенсионными органами и в Украине с мая 2021 субсидия предоставляется в наличной форме.

Однако нередко пенсионные органы назначают субсидии в меньшем размере, чем лицу принадлежит или безосновательно отказывают или прекращают выплату субсидии. Такие неправомерные решения приводят к невозможности определенного круга малообеспеченных граждан оплачивать жилищно-коммунальные услуги и соответственно влечет рост задолженности с соответствующими последствиями – отключение воды, электричества, света, судебные процессы о взыскании долга с начислением пени, инфляционных расходов, 3 % годовых, и даже наложение ареста на жилое помещение и обращение на него взыскания в счет погашения долга по ЖК услуги.

Уполномоченный орган может также нарушать права граждан длительное рассмотрение заявления о назначении субсидии или требовать документы, не предусмотренные законодательством.

Обжаловать такие неправомерные решения и действия уполномоченного органа можно в порядке.

В то же время, назначение субсидий имеет множество нюансов, которые содержатся в постоянно изменяющихся подзаконных актах и ​​разобраться с такими вопросами, как правильность исчисления размера субсидии, правомерность отказа в ее назначении или прекращении ее выплаты достаточно сложно без опытного по таким делам адвоката.

Тем более Личности крайне необходим опытный защитник в судебных процессах по спору о взыскании чрезмерно перечисленных (выплаченных) субсидий, поскольку нередко такие исковые заявления уполномоченным органом предъявляются безосновательно.

Услуги адвокатов АБ «Ткачук и партнеры» по спорам по субсидиям:

  1. Консультация по всем вопросам получения субсидии, анализ

 возникшей ситуации и перспектив будущих судебных процессов;

  1. Осуществление индивидуального расчета суммы, причитающейся к получению клиентом субсидии;
  2. Сбор доказательной базы и подготовка иска об обжаловании отказа, прекращение или меньшего, чем принадлежит размеру субсидии;
  1. Представительство клиента в судах всех инстанций в защиту его интересов, в том числе по иску по иску пенсионного органа о взыскание суммы излишне перечисленной (выплаченной) жилищной субсидии;
  1. Подготовка процессуальных документов-адвокатского запроса, заявлений, объяснений, ходатайств и т.п.;
  2. Обжалование судебных решений, вынесенных не в пользу клиента в апелляционном и кассационном порядке.

Чаще всего к адвокатам нашего Бюро обращаются по следующим вопросам:

  1. 1. Назначение субсидии в размере меньше, чем положено;
  2. неправомерный отказ в назначении субсидии;
  3. Неправомерное прекращение выплаты субсидии;
  4. Невыплата, неполучение назначенных субсидий;
  5. Неправомерные действия пенсионного органа при рассмотрении

заявления и документов о назначении субсидии (затягивание рассмотрения, истребование у заявителя документов, не предусмотренных законодательством и т.п.);

  1. Защита клиента по делу по иску пенсионного органа о взыскании

 суммы излишне перечисленной (выплаченной) жилищной субсидии.

ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СУБСИДИИ ?

Назначение субсидий регулируется Положением о порядке жилищных субсидий, утвержденное постановлением КМУ от 21.10.1995 № 848 «Об упрощении порядка предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива» ( в редакции постановления КМУ от 19.05.2021 № 505).

Жилищная субсидия – безвозвратная адресная государственная социальная помощь уязвимым потребителям жилищно-коммунальных услуг – жителям домохозяйств, проживающим в жилых помещениях (домах) и не могут самостоятельно платить за жилищно-коммунальные услуги, оплачивать расходы на управление многоквартирным домом, расходы на коммунальные услуги на приобретение сжиженного газа, жесткого и жидкого печного бытового топлива в таком доме.

Виды жилищной субсидии:

1.Ежемесячная жилищная субсидия на оплату абонентского обслуживания для потребителей коммунальных услуг, предоставляемых по индивидуальным договорам о предоставлении коммунальных услуг или по индивидуальным договорам с обслуживанием внутридомовых систем о предоставлении коммунальных услуг, а также жилищно-коммунальных услуг, а именно:

— жилищные услуги – услуги по управлению многоквартирным домом;

— коммунальных услуг – услуг по поставке и распределению природного газа, поставке и распределению электрической энергии, поставке тепловой энергии, поставке горячей воды, централизованному водоснабжению, централизованному водоотводу, обращению с бытовыми отходами;

2.Ежемесячная жилищная субсидия на оплату абонентского обслуживания для потребителей коммунальных услуг, предоставляемых по индивидуальным договорам о предоставлении коммунальных услуг или по индивидуальным договорам с обслуживанием внутридомовых систем о предоставлении коммунальных услуг, а также расходов на управление многоквартирным домом, в котором создано ОСМД, жилищно -строительный (жилой) кооператив и расходы на коммунальные услуги в таком доме;

  1. Жилищной субсидии для приобретения сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива раз в год.

  С мая 2021 г. в Украине субсидия выдается исключительно в наличной форме. То есть субсидию перечисляют на карту избранного банка или получают на Укрпочте.

Субсидия необратима и ее получение не связано и не влечет изменения формы собственности жилья.

Субсидия на приобретение твердого и жидкого печного бытового топлива назначается в случае, если домохозяйство не получает коммунальную услугу по снабжению тепловой энергией для централизованного отопления (теплоснабжения) и не использует природный газ или электрическую энергию для индивидуального отопления.

 Если для отопления жилого помещения (дома) одновременно используется тепловая энергия и/или природный газ и/или электрическая энергия, социальные нормативы для отопления (теплоснабжения) помещения (дома) при расчете жилищной субсидии применяются только на одну коммунальную услугу (кроме случаев, когда в многоквартирных жилых домах потребителям, установившим автономные системы отопления, начисляется плата за услугу по снабжению тепловой энергией (в части расходов тепловой энергии на отопление мест общего пользования и вспомогательных помещений, функционирование внутридомовых систем отопления здания/дома).

ХТО ИМЕЕТ ПРАВО НА ЖИЛИЩНЫЕ СУБСИДИИ ?

         С 1 декабря 2022 контроль за правильностью назначения и выплаты жилищных субсидий осуществляют органы пенсионного фонда.

Субсидия назначается:

-одном из зарегистрированных в жилом помещении (доме) лиц;

— лицу, которое не зарегистрировано, но фактически проживает в жилом помещении (доме) на основании договора найма (аренды) жилья, по решению суда, или индивидуальным застройщикам, дома которых не приняты в эксплуатацию, если начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги;

— лицу, которое не зарегистрировано, но фактически проживает в жилом помещении (доме) без заключения договора найма (аренды) жилья, в случае если оно является внутренне перемещенным;

-несовершеннолетним детям, оставшимся без родительской опеки (попечительства), или недееспособным лицам трудоспособного возраста, над которыми установлена ​​опека (по заявлению опекуна (попечителя) и рассчитывается исходя из размера пенсии в связи с потерей кормильца и других социальных выплат, получаемых опекун (попечитель) на подопечных детей и недееспособных лиц.

        КАКИЕ ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ СУБСИДИИ ?

Жилищная субсидия назначается при наличии разницы между размером платы за жилищно-коммунальные услуги и/или сжиженный газ, твердое и жидкое топливо и прочее и размером обязательного процента платежа.

Жилищная субсидия рассчитывается на всех членов домохозяйства. В состав домохозяйства включаются все лица, зарегистрированные в жилом помещении (доме) (для арендаторов, внутренне перемещенных лиц — фактически проживающие). На таких лиц рассчитываются социальные нормы жилья и социальные нормативы жилищно-коммунального обслуживания и их доходы учитываются при назначении жилищной субсидии.

При назначении жилищной субсидии учитываются также доходы членов семьи лица из состава домохозяйства в случае, когда их зарегистрированное (фактическое) местожительство отличное от адреса домохозяйства. Исключения являются доходы одного из супругов, если обоим более 60 лет и они проживают в сельской местности или поселках городского типа, доходов родителей в случае назначения субсидии студентам, зарегистрированным в общежитии по месту обучения, и доходов одного из родителей ребенка в случае назначения субсидии другому родителей с ребенком в случае, когда родители разведены или не состояли в браке, а также лиц, которые считаются безвестно отсутствующими по решению суда или имеют правовой статус лиц, пропавших без вести. При этом социальные нормы жилья и социальные нормативы жилищно-коммунального обслуживания по адресу домохозяйства таких лиц не рассчитываются.

При назначении жилищной субсидии социальные нормы жилья и социальные нормативы жилищно-коммунального обслуживания рассчитываются на членов домохозяйства, которые зарегистрированы в жилом помещении (доме), но фактически в нем не проживают в связи с призывом на срочную военную службу. При этом фактические доходы таких лиц не учитываются в совокупном доходе домохозяйства.

Число членов домохозяйства определяется на начало месяца, из которого назначается жилищная субсидия.

В случае если в составе домохозяйства количество фактически проживающих зарегистрированных членов домохозяйства меньше числа членов домохозяйства, зарегистрированных в жилом помещении (доме), социальные нормы жилья и социальные нормативы жилищно-коммунального обслуживания рассчитываются на фактически проживающих зарегистрированных по этому адресу членов домохозяйства.

Доходы членов домохозяйства, зарегистрированные в жилом помещении (доме), но фактически по этому адресу не проживают, в совокупный доход домохозяйства не учитываются. Эта норма не распространяется на случай, указанный в абз. 3 п. 24 Положения, за исключением лиц, считающихся безвестно отсутствующим по решению суда или имеющих правовой статус лиц, пропавших без вести.

КОГДА ЖИЛИЩНАЯ СУБСИДИЯ НЕ НАЗНАЧАЕТСЯ ИЛИ ПРЕКРАЩАЕТСЯ ЕЕ ВЫПЛАТА ?

В п. 14 Положения предусмотрены основания, когда жилищная субсидия не назначается или прекращается. В частности, это:

-наличие задолженности за коммунальные услуги сроком три месяца и более;

-наличие хотя бы одного совершеннолетнего члена домохозяйства, который не учится, не работает и не состоит на учете как безработный;

— Если площадь квартиры составляет более 130 кв.м, а площадь дома – более 230 кв. м (не касается многодетных семей);

— владение транспортным средством в возрасте менее пяти лет, или двумя или более транспортными средствами в возрасте менее 15 лет (кроме мопедов и велосипедов);

— если семья не вернула субсидию, которая была выплачена сверх должного;

— если у кого-то из домохозяйства открыт депозит на сумму 100 тысяч гривен и больше;

— если в течение года до обращения за субсидией кто-то из членов домохозяйства совершал покупку на сумму более 100 тысяч гривен (за исключением расходов на лечение и покупку валюты);

— если кто-то из семьи имеет задолженность по алиментам сроком на три месяца и более;

— предоставление заявителем недостоверных данных является основанием для прекращения выплаты субсидии.

  -другие, предусмотренные п. 14 Положения основания.

Наличие у членов домохозяйства, не проживающих по зарегистрированному месту жительства, и у членов их семей условий, указанных в подпунктах 2-4, 7, 9-10 пункта 14 Положения, не препятствует применению при назначении жилищной субсидии абзацев первого и второго этого пункта.

Обращаю внимание, что отказать в назначении субсидии или прекращении ее выплаты возможно неправомерно как по предусмотренным законом основаниям (в случае доказывания их отсутствия), так и по другим основаниям, которые законом не предусмотрены, и в последнем случае такое решение безусловно противоправно.

Решение уполномоченного органа о размере назначенной субсидии или об отказе в назначении жилищной субсидии оспаривается в судебном порядке, в чем помогут адвокаты нашего Бюро.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА И ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ СУДОВ В ДЕЛАХ ПО СПОРАМ ПО СУБСИДИЯМ

  1. Неправомерен отказ в назначении субсидии за жилищно-коммунальные услуги в связи с отсутствием регистрации места жительства Лица в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении

Постановлением Верховного Суда от 20.04.2022 оставлено в силе постановление суда апелляционной инстанции, которым удовлетворено иска Лица о признании противоправным и отменено решение об отказе истцу в начислении субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг на жилое помещение; обязано Управление социальной защиты населения принять решение по результатам рассмотрения заявления Лица с учетом выводов суда.

 Иск обоснован тем, что истец по месту регистрации не проживает, поскольку комната по техническим и санитарным нормам не пригодна жилья. Кроме того, истец является владельцем квартиры по другому адресу согласно договору купли – продажи. В этой квартире истец проживает без регистрации, зарегистрированные лица по данному адресу отсутствуют.

Истец обратился с заявлением о назначении жилищной субсидии на возмещение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг квартиры, в которой он проживает без регистрации. По результатам рассмотрения заявления комиссия ответчика приняла решение о том, что истец не имеет права на назначение субсидии на жилищно-коммунальные услуги в квартире с учетом требований Положения № 848 и отсутствия у заявителя договора найма (аренды) на указанное жилое помещение.

ВС, соглашаясь с судом апелляционной инстанции об удовлетворении иска пришел к выводу, что отсутствие регистрации места жительства Лица в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении не может быть основанием для отказа в назначении субсидии за жилищно-коммунальные услуги, поскольку Положение № 848, не пов’ связывает возможность ее назначения с такими обстоятельствами, а также содержит исключительный перечень оснований для такого отказа и такое основание, как нерегистрация владельца по месту жительства отсутствует.

  1. Противоправным является отказ в назначении субсидии на следующий срок в связи с задолженностью за жилищно-коммунальные услуги, подтверждением чего является письмо организации, с которым Лицо договор о предоставлении ЖКУ не заключало

Постановлением Верховного Суда от 25.11.2022 оставлены по-прежнему судебные решения предыдущих инстанций об удовлетворении иска Лица о признании решения об отказе в назначении жилищной субсидии неправомерной и обязать повторно рассмотреть вопрос о назначении жилищной субсидии с даты окончания предыдущей субсидии.

Суть спора в том, что Истец состоял на учете у ответчика как получатель субсидии для возмещения расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг. Ответчик направил истцу уведомление об отказе в назначении субсидии на следующий период, в связи с наличием просроченной более двух месяцев задолженности по оплате коммунальных услуг. В обоснование исковых требований истец указывала то, что основным критерием для предоставления субсидии есть учет как полученных доходов, и имущественного состояния гражданина, как и совокупного дохода лиц, зарегистрированных в жилом помещении. Информация, предоставленная частным предприятием, не является надлежащим и допустимым доказательством наличия у нее просроченной более двух месяцев задолженности по оплате услуг на содержание дома и придомовой территории, поскольку с этим предприятием договор о предоставлении жилищно-коммунальных услуг она не заключала.

ВС, соглашаясь с судебными решениями предыдущих инстанций, отметил, что уполномоченный орган по вопросам социальной защиты населения может принять решение о неназначении субсидии лицу на следующий срок в случае поступления информации о наличии у нее задолженности по оплате услуг.

 При этом сумма такой задолженности должна превышать двадцать тысяч рублей. Основанием для предоставления исполнителем жилищно-коммунальных услуг и, в свою очередь, оплаты потребителем таких услуг является договор о предоставлении жилищно-коммунальных услуг.

Ответчик не предоставил информации о наличии у истца просроченной более двух месяцев задолженности по оплате услуг на содержание дома и придомовой территории, а также доказательств того, что именно частное предприятие является субъектом хозяйствования, предметом деятельности которого является предоставление жилищно-коммунальных услуг и последний является исполнителем вышеуказанных услуг истцу. Следовательно, ответчик не доказал правомерности действий по отказу в назначении жилищной субсидии.

  1. Уполномоченный орган по назначению субсидии не наделен правом проверять договор найма жилого помещения на предмет соответствия его нормам законодательства, а также это не является основанием для отказа в предоставлении жилищной субсидии

Истец обратилась в суд с иском о признании решения и уведомления об отказе в назначении субсидии незаконным. Истец считала, что ответчик незаконно отказал ей в назначении субсидии, как лице, которая не зарегистрирована, но проживает в жилом помещении на основании договора аренды, поскольку с октября 2015 года она получала субсидию, однако, обратившись в сентябре 2017 года, в назначении субсидии ей отказали, хотя фактические обстоятельства не изменились.

Отказ ответчика в назначенные субсидии истцу, обоснованная тем, что предоставленный ею договор аренды оформлен с нарушением требований части первой 810 ГКУ (отсутствует условие об оплате по договору).

Судами предыдущих инстанций в удовлетворении отказано. Верховный Суд отменил указанные судебные решения с учетом следующего.

Лицо, не зарегистрированное в жилом помещении может получить субсидию, если фактически проживает в этом помещении на основании договора найма (аренды) жилья и ему начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги.

В таком случае субсидия назначается из акта обследования материально-бытовых условий домохозяйства. При этом, в случае обращения с заявлением о предоставлении субсидии требуется предоставление договора найма (аренды) жилья, но не предусмотрено право органа, разрешающего вопрос о назначении субсидии проверять этот договор на предмет соответствия нормам гражданского законодательства, в частности, в части наличия в нем положений по плате за аренду.

  1. Уполномоченный орган при рассмотрении заявления о назначении субсидии не имеет права требовать от заявителя документы, не предусмотренные действующим законодательством

Суть спора в том, что истцы обратились в суд с иском в уполномоченный орган, в котором просили признать бездействие ответчика относительно неосуществления исчисления и начисления субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг противоправной; обязать ответчика назначить им субсидию для возмещения расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг на отопительный сезон и на неотапливаемый сезон.

Истец (супруг), действуя в том числе в интересах жены, дочери и внучки, обратился к ответчику с заявлением о назначении субсидии, к которой была добавлена ​​справка о составе семьи и декларация о доходах и расходах лиц, обратившихся за назначением субсидии.

По запросу ответчика налоговая инспекция сообщила, что дочь истца, зарегистрированная и состоящая на учете как физическое лицо-предприниматель состояла на упрощенной системе налогообложения, не подавала годовую отчетность о получении доходов от предпринимательской деятельности по общей системе налогообложения до перехода на упрощенную систему. Ответчик предложил истцу предоставить ежегодные декларации о доходах его дочери от предпринимательской деятельности до перехода на упрощенную систему налогообложения и сообщил, что в случае непредоставления истребованных документов ему будет отказано в назначении субсидии.

Постановлением Верховного Суда от 13.06.2019 оставлено по-прежнему постановление апелляционного суда об удовлетворении иска.

ВС отметил, что анализ правовых норм НК Украины и Положения № 848 свидетельствует об отсутствии ограничений по назначению жилищных субсидий частным предпринимателям, в том числе находящихся на упрощенной системе налогообложения. Представление физическим лицом-предпринимателем годовой отчетности о доходах, полученных от предпринимательской деятельности по общей системе налогообложения, действующим налоговым законодательством Украины не предусмотрено. В таких условиях требование ответчика о предоставлении дочерью истца годовой отчетности доходы, полученные от предпринимательской деятельности по общей системе налогообложения, противоправна.

  1. Вопрос о принудительном взыскании излишне перечисленной (выплаченной) жилищной субсидии решается органом, назначившим жилищную субсидию исключительно в судебном порядке, а не каким-либо другим путем

Истец обратился в суд с иском, где просил признать неправомерными действия ответчика (уполномоченный орган на назначение субсидии) по распространению писем относительно истца о возврате излишне начисленных средств и обязать ответчика отозвать письма относительно истца о возврате излишне начисленных средств.

Исковое заявление мотивировано тем, что ответчик неправомерно, при отсутствии надлежащих полномочий, распространил письма в адрес коммунальных предприятий города, где сообщил об ошибке при выдаче истцу удостоверение инвалида войны 3 группы и просил привести в соответствие начисления льгот вышеуказанному льготнику с момента выдачи удостоверения.

Постановлением Верховного Суда от 22.12.2020 г. оставлено в силе решение первой инстанции об удовлетворении иска.

ВС отметил, что Положением № 848 предусмотрено, что в случае отказа гражданина добровольно вернуть сумму излишне перечисленной (выплаченной) жилищной субсидии вопрос о ее принудительном взыскании решается органом, назначившим жилищную субсидию, в судебном порядке. Вместе с тем законодательством не предусмотрена возможность направления этими органами писем коммунальным предприятиям с требованием возврата излишне начисленных средств – льгот лицу за истекший период.

  1. Нельзя прекратить предоставление субсидии на основании предоставления недостоверной информации, если она не касается доходов Лица и его имущественного положения.

Законодательством не предусмотрен такой способ прекращения выплаты субсидии путем отмены решения о ее назначении

Постановлением Верховного Суда от 29.04.2020 оставлено в силе постановление апелляционного суда об удовлетворении иска об отмене решения Управления соцзащиты, которым отменено решение о назначении субсидии в связи с предоставлением истцом недостоверной информации о месте регистрации.

Истец отметил, что из-за несовершенства программного обеспечения на официальном веб-портале им указано место регистрации в графе «Домашний адрес» указан его домашний адрес, а не место его жительства, согласно справке о взятии на учет внутренне перемещенного лица. В связи с этим ответчиком сделано безосновательный вывод о предоставлении истцом недостоверных данных о регистрации проживания.

ВС согласился с выводами суда апелляционной инстанции и отметил, что Положение №848 (в редакции на время возникновения правоотношений) предусматривал исчерпывающий перечень оснований для прекращения ранее назначенной субсидии, среди которых отсутствует такое основание, как предоставление заявителем недостоверных данных о месте регистрации.

Учитывая изложенное, ответчик должен был прекратить ранее назначенную субсидию только в случае предоставления заявителем недостоверных данных, касающихся исключительно доходов такого лица и его имущественного положения. При этом предоставление таких недостоверных данных должно привести к чрезмерно перечисленной сумме субсидии заявителю.

Вместе с тем ответчиком не установлено, каким образом указание в заявлении о получении информации о назначении субсидии домашнего адреса повлияло на установление права истца на субсидию, и не установлено, привело ли это обстоятельство к излишне перечисленной суммы субсидии последнему.

ВС отметил, что прекращение предоставления субсидий путем отмены ранее принятого решения о ее назначении не соответствует Положению № 848 и общим принципам реализации субъектом властных полномочий предоставленных властных управленческих функций исключительно на основании закона.

  Таким образом, если у Вас с пенсионными органами возникли конфликтные ситуации по назначению, начислению и выплате субсидий, обращайтесь к адвокатам АБ «Ткачук и партнеры», которые обжалуют неправомерные решения в судебном порядке и доведут дело до положительного для клиента результата.