Исходя из содержания ст. 16 Конституции Украины обязанность государства по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы — катастрофы планетарного масштаба, сохранение генофонда Украинского народа обуславливает предоставление особого статуса гражданам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы.
В принятом во исполнение указанной нормы права Законе Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» №796-XII предусмотрены дополнительные гарантии социальной защиты для указанных лиц — комплекс мер в виде льгот, компенсаций и гарантий, а также особые условия назначение таким лицам пенсии.
В то же время, Верховный Суд, рассмотрев дело по спору об отказе в назначении Чернобыльской пенсии, еще раз отметил неправомерность решения пенсионного органа, принятый вопреки имеющимся правовым выводам суда кассационной инстанции по аналогичным делам.
Так, Верховным Судом 24.07.2024 удовлетворен иск Лица, отменено решение ГУ ПФУ области об отказе в назначении истцу пенсии по возрасту с уменьшением пенсионного возраста в соответствии со ст. 55 ЗУ №796-XII и обязано ответчика назначить и выплачивать с 25.03.2023 истцу пенсию по возрасту с уменьшением пенсионного возраста на 9 лет в соответствии с указанной правовой нормой.
Оспариваемое решение пенсионного органа мотивировано тем, что общий страховой стаж истицы составляет 15 лет 11 месяцев 6 дней, а для назначения пенсии со снижением пенсионного возраста на 9 лет в соответствии со ст.55 Закона №796-XII страховой стаж должен составлять не менее 21 года.
В то же время, удовлетворяя иск, Верховный Суд обратил внимание на ошибочность указанной позиции пенсионных органов.
Так, согласно положениям ст. 26 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» № 1058-ІV право на пенсию по возрасту имеют лица после достижения возраста 60 лет при наличии страхового стажа не менее 15 лет по 31.12.2017.
Начиная с 01.01.2018, необходимый стаж для назначения пенсии по возрасту после достижения 60 года соответственно периодически увеличивается до 01.01.2028, который в дальнейшем будет составлять не менее 35 лет.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 45 настоящего Закона пенсия по возрасту назначается со дня, следующего за днем достижения пенсионного возраста, если обращение за пенсией произошло не позднее трех месяцев со дня достижения лицом пенсионного возраста.
Условия предоставления пенсий по возрасту лицам, работавшим или проживавшим на территориях радиоактивного загрязнения, определены в ст. 55 Закона №796-XII, частью первой которой предусмотрено, что таким лицам пенсии предоставляются с уменьшением пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона № 1058-IV при наличии соответствующего страхового стажа, уменьшенного на количество лет уменьшения пенсионного возраста, но не менее 15 лет страхового стажа.
Анализ ст.ст. 55, 56 указанного Закона дает основания для вывода, что условиями для возникновения у лица права на назначение пенсии с уменьшением пенсионного возраста в соответствии с абз.4 п.2 ч.1 ст. 55 этого Закона есть:
1) наличие соответствующего страхового стажа, уменьшенного на количество лет уменьшения пенсионного возраста, но не менее 15 лет страхового стажа;
2) факт проживания и (или) работы такого лица в зоне безусловного (обязательного) отселения в течение двух лет до 01.01.1993;
3) достижение необходимого возраста для назначения пенсии, уменьшенного на соответствующее количество лет в соответствии со ст. 55 ЗУ № 796-ХІІ.
Начальная величина уменьшения пенсионного возраста (4 года) устанавливается только лицам, постоянно проживавшим или постоянно работавшим в указанных зонах с момента аварии по 31.07.1986 независимо от времени проживания или работы в этот период. Дополнительно, такие лица имеют право на уменьшение пенсионного возраста на 1 год за каждый год проживания, работы на соответствующей местности. При этом максимальный предел снижения пенсионного возраста в соответствии с положениями абз.4 п.2 ч. 1 ст. 55 ЗУ № 796-ХІІ составляет 9 лет, независимо от того применялась начальная величина уменьшения пенсионного возраста к таким лицам или нет.
Вместе с тем, ВС отмечает, что по содержанию ст. 15 Закона № 796-ХІІ основанием для определения статуса лица как потерпевшего от Чернобыльской катастрофы, проживающего на загрязненной территории, является справка о периоде проживания на этой территории, выдаваемая органом местного самоуправления.
Следовательно, сведения трудовой книжки и диплома (как утверждал суд апелляционной инстанции отказывая в иске) не могут опровергнуть факт постоянного проживания истицы в зоне безусловного (обязательного) отселения, что подтверждено соответствующей справкой органа местного самоуправления.
Кроме того, Верховный Суд в постановлении от 25.02.2020 сформировал правовое заключение согласно которому в соответствии со ст. 56 Закона № 796-ХІІ гражданам, отнесенным к категории 1, 2, 3, 4, при стаже работы не менее: мужчины — 20 лет, женщины — 15 лет, предоставлено государством право именно на пенсию в полном размере — в размере не меньше минимального размера пенсии по возрасту, установленный статьей 28 Закона № 1058-IV.
Следовательно, Верховный Суд, опровергая по этому делу, доводы ответчика, что страховой стаж истицы для назначения ему пенсии должен составлять 21 год указал, что лицо, пострадавшее в результате Чернобыльской катастрофы 2 категории (как по данному делу) имеет право на назначение пенсии при наличии стажа работы не менее 15 лет.
Таким образом, Верховный Суд пришел к выводу, что истица, как лицо, пострадавшее в результате Чернобыльской катастрофы 2 категории, которая по состоянию на день обращения в пенсионный орган достигла возраста 51 года, имела страховой стаж более 15 лет и проживала в зоне безусловного (обязательного) отселение более 9 лет имеет право на назначение пенсии по возрасту со снижением пенсионного возраста на 9 лет в соответствии со ст. 55 Закона № 796-ХІІ, в связи с чем отказ пенсионного органа в назначении истцу такой пенсии является незаконным.