Порядок перевода с одного вида пенсии на другой (пример).
Частью третьей статьи 45 Закона № 1058 регламентирован порядок перевода с одного вида пенсии, назначенной по этому Закону, на другой. Следовательно, показатель средней заработной платы при переводе на другой вид пенсии должен быть неизменным, то есть таким, каким он был на момент назначения пенсии, предусмотренной Законом №1058.
Вместе с тем, истцу была назначена пенсия согласно Закону Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц», который предусматривает иные основания и порядок назначения пенсии, а за назначением пенсии согласно Закону №1058 истец обратился впервые. Порядок перевода пенсии необходим.
Истец обратился к Днепропетровского окружного административного суда с исковым заявлением к Главного управления Пенсионного фонда Украины в Днепропетровской области (далее – ГУ ПФУ в Днепропетровской области, ответчик), в котором просит:
признать противоправными действия ГУ ПФУ в Днепропетровской области относительно отказа в перерасчете ОСОБА_1 пенсии по возрасту с учетом требований п. 4-4 Заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» с применением средней заработной платы в Украине, с которой уплачены страховые взносы, исчисленные как средний показатель за 2016 и 2017 годы с применением величины оценки одного года страхового стажа в размере 1 % с 20.07.2018 года;
обязать ГУ ПФУ в Днепропетровской области осуществить Истцу перерасчет и выплату пенсии по возрасту с учетом требований п. 4-4 Заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» с применением средней заработной платы в Украине, с которой уплачены страховые взносы, исчисленные как средний показатель за 2016 и 2017 годы с применением величины оценки одного года страхового стажа в размере 1 % с 20.07.2018 года.
В обоснование исковых требований указано, что в связи с достижением пенсионного возраста истец обратился с заявлением в ГУ ПФУ в Днепропетровской области о назначении пенсии по возрасту согласно статье 26 Закона Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”, однако из расчета ответчика усматривается, что фактически истца переведены на пенсию по возрасту с учетом величины оценки страхового стажа 1%, но с применением показателя средней заработной платы в Украине, с которой уплачены страховые взносы. Следовательно, истец считает данное начисление пенсии необоснованным и таким, что нарушает его права.
Определением суда от 05.10.2018 года принято исковое заявление к рассмотрению и открыто упрощенное исковое производство без уведомления участников дела (письменное производство).
05.11.2018 года ГУ ПФУ в Днепропетровской области представил в суд отзыв на иск, в котором ответчик просил отказать в удовлетворении исковых требований и в обоснование своей позиции указал, что истец до 20.07.2018 года получал пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Украины “О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц”. С 20.07.2018 года истцу назначена пенсия по возрасту согласно статье 26 Закона Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”. Ответчик отметил, что при переводе с одного вида пенсии на другой по желанию лица может учитываться заработная плата (доход) за периоды страхового стажа, указанные в части 1 статьи 40 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» с применением показателя средней заработной платы (дохода), который учитывался во время назначения (предыдущего перерасчета) предыдущего вида пенсии. При таких обстоятельствах, ответчик считает, что отсутствуют основания для перерасчета пенсии с применением средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, исчисленной как средний показатель за 2016 и 2017 годы.
16.11.2018 года истец предоставил пояснения на отзыв, в которых дополнительно указал, что 20.07.2018 года обратился к ответчику с заявлением о назначении иной пенсии по другому закону. Поэтому, в данном случае ответчик должен был руководствоваться абзацем 2 пункта 4-4 Заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», в котором определено, что с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года при назначении пенсии применяется средняя заработная плата (доход) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, исчисленная как средний показатель за 2016 и 2017 годы с применением величины оценки одного года страхового стажа в размере 1%.
Исследовав материалы дела, выяснив все фактические обстоятельства, оценив доказательства, которые имеют юридическое значение для рассмотрения дела и решения спора по сути, суд пришел к выводу, что иск подлежит удовлетворению, учитывая следующее.
Судом установлено, что Истец является пенсионером, состоит на учете в ГУ ПФУ в Днепропетровской области, и с 2015 года ему назначена пенсия за выслугу лет согласно Закону Украины “О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц”.
20.07.2018 года Истца переведно на пенсию по возрасту согласно статье 26 Закона Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”.
15.08.2018 года истец обратился к ответчику с заявлением, в котором просил применить при назначении пенсии показатель заработной платы за 2016-2017 годы, произвести перерасчет и выплату пенсии.
Письмом от 29.08.2018 года №О13396-18 ГУ ПФУ в Днепропетровской области уведомило истца о том, что с 20.07.2018 года истца перевели на пенсию по возрасту согласно Закону Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”. Также в ответе указано, что при переводе с одного вида пенсии на другой по желанию лица может учитываться заработная плата (доход) за периоды страхового стажа, отмеченные в части первой статьи 40 Закона №1058, с применением показателя средней заработной платы (дохода), который учитывался во время назначения пенсии.
Истец не согласившись с ответом ответчика, считая действия относительно неучета показателя средней заработной платы за 2016-2017 годы противоправными, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу, суд исходит из следующего.
Согласно статье 46 Конституции Украины граждане имеют право на социальную защиту, что включает право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы с независимых от них обстоятельств, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом. Это право гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и других источников социального обеспечения; созданием сети государственных, коммунальных, частных заведений для ухода за нетрудоспособными. Пенсии, другие виды социальных выплат и помощи, что есть основным источником существование, имеют обеспечивать уровень жизни, не низший от прожиточного минимума, установленного законом.
Статьей 5 Закона Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” от 09.07.2003 года № 1058-IV (в редакции по состоянию на время возникновения спорных правоотношений, дальше – Закон №1058) определено, что настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между субъектами системы общеобязательного государственного пенсионного страхования. Действие других нормативно-правовых актов может распространяться на эти отношения лишь в случаях, предусмотренных этим Законом, или в части, не противоречащей этому Закону.Исключительно этим Законом определяются: принципы и структура системы общеобязательного государственного пенсионного страхования; круг лиц, подлежащих общеобязательному государственному пенсионному страхованию; виды пенсионных выплат; условия приобретения права и порядок определения размеров пенсионных выплат; пенсионный возраст мужчин и женщин, при достижении которого лицо имеет право на назначение пенсии по возрасту; минимальный размер пенсии по возрасту; порядок осуществления пенсионных выплат по общеобязательному государственному пенсионному страхованию; порядок использования средств Пенсионного фонда и накопительной системы пенсионного страхования; организация и порядок осуществления управления в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования.
Согласно части третьей статьи 4 Закона №1058 исключительно законами о пенсионном обеспечении определяются: виды пенсионного обеспечения; условия участия в пенсионной системе или ее уровнях; пенсионный возраст для мужчин и женщин, при достижении которого лицо имеет право на получение пенсионных выплат; источники формирования средств, направляемых на пенсионное обеспечение; условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения; организация и порядок осуществления управления в системе пенсионного обеспечения.
В части первой статьи 9 Закона №1058 приведены виды пенсионных выплат: 1) пенсия по возрасту; 2) пенсия по инвалидности; 3) пенсия в связи с потерей кормильца.
Статьей 40 Закона №1058 предусмотрено, что заработная плата (доход) для исчисления пенсии определяется по формуле: Зп = Зс х (Ск : К), где: Зп – заработная плата (доход) застрахованного лица для исчисления пенсии, в гривнях; Зс – средняя заработная плата (доход) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии. Порядок определения показателей указанной заработной платы утверждается ПФУ по согласованию с центральными органами исполнительной власти, обеспечивающими формирование государственной финансовой политики, государственной политики в сферах экономического развития, статистики. Ск – сумма коэффициентов заработной платы (дохода) за каждый месяц (Кз 1 + Кз 2 + Кз 3 + … + Кз n); К – страховой стаж за месяцы, которые учтены для определения коэффициента заработной платы (дохода) застрахованного лица.
Согласно части 3 статьи 45 Закона № 1058 перевода с одного вида пенсии на другой осуществляется со дня представления заявления на основании документов о страховом стаже, заработной плате (доходе) и других документов, находящихся на время перевода с одного вида пенсии на другой в пенсионном деле, а также дополнительных документов, полученных органами Пенсионного фонда. При переводе с одного вида пенсии на другой по желанию лица может учитываться заработная плата (доход) за периоды страхового стажа, отмеченные в части первой статьи 40 этого Закона, с применением показателя средней заработной платы (дохода), который учитывался во время назначения (предыдущего перерасчета) предыдущего вида пенсии.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что частью третьей статьи 45 Закона № 1058 регламентирован порядок перевода с одного вида пенсии, назначенной по этому Закону, на другой. Следовательно, показатель средней заработной платы при переводе на другой вид пенсии должен быть неизменным, то есть таким, каким он был на момент назначения пенсии, предусмотренной Законом №1058.
Вместе с тем, истцу была назначена пенсия согласно Закону Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц», который предусматривает иные основания и порядок назначения пенсии, а за назначением пенсии согласно Закону №1058 истец обратился впервые.
Таким образом, при назначении истцу в 2018 году пенсии по возрасту согласно Закону №1058 подлежит применению средняя заработная плата (доход) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии по возрасту согласно части второй статьи 40 этого Закона.
Верховным Судом Украины в постановлении от 09.06.2015 года (дело № 21-550а15) и Верховным Судом в постановлении от 14.02.2018 года (дело № К/9901/1071/17) выражена позиция относительно того, что при переводе с пенсии назначенной согласно Закону Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц» на пенсию согласно Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» показатель заработной платы должен учитываться за три календарных года, предшествующих году назначения нового вида пенсии.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о наличии у истца права на перерасчет пенсии с применением показателя средней заработной платы в Украине, с которой уплачены страховые взносы за три календарных года, предшествующих году обращения с заявлением за назначением пенсии по возрасту.
Вместе с тем, как установлено судом, и не отрицается сторонами, Истец получает пенсию по возрасту согласно Закону Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” с 20.07.2018 года.
Согласно Закону Украины от 03.10.2017 года №2148-VIII “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий” (который вступил в силу 11.10.2017 года) раздел XV Закона №1058 дополнена пунктом 4-4, согласно которым, в частности, с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года при назначении пенсии применяется средняя заработная плата (доход) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, исчисленная как средний показатель за 2016 и 2017 годы с применением величины оценки одного года страхового стажа в размере 1 %. В случае, если при одинаковых показателях индивидуального коэффициента заработной платы (дохода) и продолжительности страхового стажа размер пенсии в 2018 году, исчисленный в соответствии с аналогичных показателей, будет меньше, чем пенсия, назначенная в 2017 году, размер которой исчислен с учетом положений абзаца первого настоящего пункта, Кабинет Министров Украины принимает решение об увеличении показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, который применяется при назначении пенсий с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года, таким образом, чтобы пенсии, назначенные в указанный период, не были меньше пенсии, которые назначались с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года.
С учетом того, что истец обратился с заявлением о назначении пенсии по возрасту в 2018 году, должны применяться положения части 2 статьи 40 Закона №1058 в отношении определения показателя средней заработной платы со средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы за 2016 и 2017 годы.
Учитывая приведенное, суд приходит к выводу о том, что ответчиком неправомерно применен размер средней заработной платы (дохода) в Украине за 2014-2016 годы.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что исковые требования являются обоснованными, доказанными и подлежат удовлетворению в полном объеме. Порядок перевода пенсии.
Как усматривается из материалов дела, при обращении в суд истец уплатил судебный сбор в размере 704,80 грн. согласно квитанции №0.0.1148894134.1 от 02.10.2018 года.
Следовательно, в пользу истца за счет бюджетных ассигнований ответчика подлежит взысканию уплаченный судебный сбор в размере 704,80 грн.
Учитывая вышеизложенное, Днепропетровский окружной административный суд иск удовлетворил. Порядок перевода пенсии.
Признал противоправными действия Главного управления Пенсионного фонда Украины в Днепропетровской области относительно отказа в перерасчете Истцу пенсии по возрасту с учетом требований пункта 4-4 раздела XV «Заключительные положения» Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» с применением средней заработной платы в Украине, с которой уплачены страховые взносы, исчисленная как средний показатель за 2016 и 2017 годы с применением величины оценки одного года страхового стажа в размере 1 % с 20.07.2018 года;
– Обязал Главное управление Пенсионного фонда Украины в Днепропетровской области осуществить ЛИЦО_1 перерасчет и выплату пенсии по возрасту с учетом требований пункта 4-4 раздела XV «Заключительные положения» Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» с применением средней заработной платы в Украине, с которой уплачены страховые взносы, исчисленная как средний показатель за 2016 и 2017 годы с применением величины оценки одного года страхового стажа в размере 1 % с момента назначения пенсии, то есть с 20.07.2018 года.
Присуждено в пользу Истца за счет бюджетных ассигнований Главного управления Пенсионного фонда Украины судебные расходы в размере 704 (семьсот четыре) гривны 80 копеек.
Отказ органа Пенсионного фонда в переводе с одного вида пенсии на другой