В процессе транспортировки возникают неконтролируемые проблемы, которые могут повлечь повреждение или потерю груза, что является обычной и распространенной проблемой при ведении этого крайне рискового бизнеса.
При этом груз может исчезнуть частично, полностью или даже вместе с авто. Случаев потери товаров множество: угон при остановке авто и даже во время его движения, потеря грузов по дороге, а также товар может быть испорчен или поврежден до такой степени, что его невозможно в дальнейшем реализовать или использовать по назначению.
Несмотря на то, что в большинстве случаев перевозчик не может объяснить, как произошло исчезновение или повреждение товара, но, как правило, именно «на его плечи» возлагается ответственность, однако не во всех случаях.
Адвокаты АБ «Ткачук и партнеры» проконсультируют, кто несет ответственность за эти риски? Где она (ответственность) начинается, а где кончается? В каких случаях перевозчик освобождается от ответственности? и по многим другим вопросам, связанным с повреждением или потерей груза.
Также адвокаты нашего Бюро с целью защиты интересов клиента предоставят следующие юридические услуги:
-Консультация и разработка стратегии решения возникшей проблемы клиента в связи с потерей или повреждением груза, а также анализ перспектив возможных будущих судебных процессов.
-Сбор доказательной базы и подготовка процессуальных документов-адвокатского запроса, заявления, претензии, иска, отзыва на иск, ходатайств и т.п.;
-Ознакомление с материалами дела по спору по потере или повреждению товара, если оно находится в суде;
-Обжалование незаконных судебных решений в апелляционном и кассационном порядке;
— Участие в судах всех инстанций в защиту интересов клиента по делам по спору по потере или повреждению товара.
-Юридическое сопровождение на стадии исполнительного производства.
ЗАЩИТА АДВОКАТОМ В СУДЕ СОБСТВЕННИКА
ПОВРЕЖДЕННОГО ИЛИ УТРАЧЕНОГО ГРУЗА
В случае трансграничного транзита ответственность за сохранность груза регулируется прежде всего соответствующими международными соглашениями, в том числе Конвенцией о договоре международной автомобильной перевозки грузов (КГПО) от 19.05.1965 (Украина присоединилась к ней 01.08.2006). В то же время, к внутренним перевозкам применяются нормы действующего законодательства Украины.
Ст. 924 ГКУ, ст. 314 ХКУ предусмотрено, что перевозчик отвечает за сохранность груза, багажа, почты с момента принятия их к перевозке и до выдачи получателю, если не докажет, что потеря, нехватка, порча или повреждение груза, багажа, товара, почты произошли вследствие обстоятельств, которым перевозчик не мог предотвратить и отстранение которых от него не зависело.
Следовательно, перевозчик отвечает за потерю, недостачу, порчу или повреждение принятого к перевозке груза, багажа, товара в размере фактического ущерба, если не докажет, что это произошло не по его вине.
ГРАНИЦЫ РАЗМЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА
За ущерб, причиненный при перевозке груза, перевозчик отвечает в следующих случаях и размерах:
-в случае потери или нехватки груза — в размере стоимости груза, потерянного или недостающего;
-в случае повреждения груза — в размере суммы, на которую уменьшилась его стоимость;
-в случае потери груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности — в размере объявленной ценности, если не будет доказано, что она ниже действительной стоимости груза.
Если в результате повреждения груза его качество изменилось настолько, что он не может быть использован по прямому назначению, получатель груза вправе от него отказаться и потребовать возмещения его утраты.
Следовательно, пределы стоимости ответственности перевозчика ограничиваются ценой поврежденного или утраченного груза или суммой, на которую снизилась его стоимость.
При этом при определении размера ущерба учитываются цены по месту выполнения договора:
-в добровольном порядке – на день удовлетворения требований;
— в принудительном порядке – на день подачи в суд иска.
Юристы нашего Бюро помогут правильно определить размер причиненного ущерба и взыскать его с перевозчика в пользу владельца поврежденного или потерянного товара в полном объеме вместе с финансовыми санкциями.
КАКИЕ УБЫТКА АДВОКАТ ПОМОЖЕТ ВЗЫСКАТЬ СОБСТВЕННИКУ ПОВРЕЖДЕННОГО ИЛИ УТРАЧЕНОГО ТОВАРА
Хозяйственный кодекс (ст.225) предусматривает исчерпывающий перечень ущерба, подвергающегося возмещению лицом, допустившим хозяйственное правонарушение:
-стоимость утраченного, поврежденного или уничтоженного имущества, определенная в соответствии с требованиями законодательства;
-дополнительные расходы (штрафные санкции, уплаченные другим субъектам, стоимость дополнительных работ, дополнительно израсходованных материалов и т.п.), понесенные стороной, понесшей ущерб вследствие нарушения обязательства второй стороной;
-неполученная прибыль (упущенная выгода), на которую сторона, понесшая убытки, имела право рассчитывать в случае надлежащего исполнения обязательства второй стороной;
-материальная компенсация морального вреда в вариантах, предусмотренных законом.
Сроки, в течение которых может быть предъявлена претензия перевозчику, составляют 6 месяцев, а по претензиям по уплате штрафов и премий – 45 дней.
Исковая давность для такой категории судебных споров составляет один год.
Адвокаты нашего Бюро защитят интересы владельца поврежденного или потерянного товара и взыскат с перевозчика в судебном порядке причиненный материальный ущерб вместе со штрафными санкциями, а также моральный ущерб.
ЗАЩИТА АДВОКАТОМ В СУДЕ ПЕРЕВОЗЧИКА
Как указано, ответственность перевозчика не наступает в случае доказывания им, что потеря, недостача, порча или повреждение груза произошли из-за обстоятельств, которые он не мог предотвратить и отстранения которых от него не зависело.
Такими обстоятельствами могут быть:
-вина грузоотправителя (грузополучателя);
-особые природные свойства перевозимого груза;
-дефекты тары или упаковки, которые не могли быть обнаружены по внешнему виду при приеме груза к перевозке, или применению тары, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути;
— сдача груза к перевозке без оговорки в товарно-транспортных документах о его особых свойствах, требующих особых условий или мер по сохранению груза при перевозке или хранении;
-сдача к перевозке груза, влажность или температура которого превышают установленные нормы. (устав автомобильного транспорта)
В то же время перевозчик безусловно освобождается от ответственности за потерю, недостачу, порчу или повреждение груза в случае:
-груз прибыл в исправном автомобиле (контейнере) с исправными пломбами грузоотправителя, а искусственный груз – с исправной защитной маркировкой, бандеролями, пломбами грузоотправителя или изготовителя;
-нехватка, порча или повреждение произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза на открытом подвижном составе;
-груз перевозился в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя);
-нехватка груза не превышает норм естественной убыли.
В указанных случаях автотранспортное предприятие или организация несет ответственность за несохранение груза, только если предъявитель претензии докажет, что потеря, недостача, порча или повреждение груза произошли по вине автотранспортного предприятия или организации.
Также перевозчик не несет ответственности в случаях различий между массой груза, указанной в товарно-транспортных документах, и фактической массой груза, если разница массы не превышает соответствующих нормативов естественной убыли массы груза, указанных в соответствии с действующим законодательством и техническими нормами точности весов.
В случае перевозки скоропортящегося груза автомобилями-рефрижераторами перевозчик несет ответственность только за целостность пломбы при перевозке, доставку груза в установленные сроки, а также качество (сортность) груза, если потеря качества или понижение сортности возникли вследствие нарушения температурного режима при перевозке, неисправности холодильного оборудования автомобиля -рефрижератор или задержки в пути. Поскольку перевозка такого вида груза осуществляется только по пломбе грузоотправителя, то соответственно перевозчик не несет ответственности за качество, количество, ассортимент и соответствие груза санитарным требованиям, а также за правильность, укладку и крепление грузов в кузове автомобиля.
Кроме того, в случае, если грузополучатель не обеспечит выгрузку груза в установленные сроки, перевозчик также не будет нести ответственность за снижение качества (сортности) груза, вызванное простоем автомобиля в пункте назначения.
Перевозчик несет ответственность перед грузополучателем за несоответствие наличия груза документам на перевозку, недостачу, порчи или повреждение груза, перевозимого в контейнере, только в случае, если груз прибыл с неисправной пломбой или в неисправном контейнере и если не докажет, что недостача, порча, повреждение груза или несоответствие груза документам на перевозку произошли по вине грузоотправителя.
Перевозчики не несут ответственности за качественное состояние тары (наличие на стандартной таре зазубрин, сколов, царапин).
Адвокаты нашего Бюро при защите прав клиента-перевозчика докажут в суде наличие обстоятельств, при которых он освобождается от имущественной ответственности или сумма возмещения уменьшается.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА В СПОРАХ
ПО ПОВРЕЖДЕНИЮ ИЛИ УТРАТЕ ГРУЗА
Пределы ответственности перевозчика за пропавший, утраченный, испорченный или поврежденный товар можно рассмотреть на примерах судебной практики.
Решением суда от 27.02.2020 удовлетворен иск владельца товара к перевозчику о взыскании ущерба нанесенного за потерянный товар в размере 220 000 грн. Решением мотивировано тем, что перевозчик в нарушение договора доставил товар в другое место, чем было договорено и передал его неизвестному лицу.
Кроме того, Верховный Суд 11.06.2019 оставил в силе судебные решения о взыскании в пользу владельца груза с перевозчика стоимости испорченного товара в размере 76 860 грн.
Судебные решения мотивированы тем. что при перевозке продуктов питания были повреждены упаковки (они залиты водой), в связи с чем товар был испорчен и невозможен для дальнейшей реализации.
Ответственность перевозчика построена по принципу вины и действует, как правило, презумпция вины обязанной стороны. Вместе с тем ответчик не доказал отсутствия его вины в порче упаковки.
В тоже время, постановлением апелляционной инстанции от 24.11.2021 оставлено без изменений решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска заказчика к перевозчику о взыскании средств на сумму 367 068 грн.
Исковые требования мотивированы необходимостью возмещения ущерба, причиненного вследствие порчи груза при осуществлении перевозки автомобильным транспортом. В частности, осуществляя перевозку груза (молочной продукции), ответчик не придерживался определенного в заявке температурного режима, в результате чего продукция замерзла, потеряла товарный вид и была утилизирована заказчиком перевозки.
Суды исходили из того, что истцом к ответу на отзыв приобщена копия Заявки на перевозку и распечатку с электронной почты о ее отправке ответчику. В Заявке присутствует указание на необходимость соблюдения температурного режима плюс два градуса.
В свою очередь, ответчиком к отрицанию ответа на отзыв приобщена распечатка с электронной почты о получении Заявки, в которой четко видно, что отсутствует указание на необходимость соблюдения температурного режима плюс два градуса.
Поскольку ни истцом ни ответчиком не представлены в суд оригинала указанной Заявки, суды отметили отсутствие возможности установить какая именно Заявка является действительной и предоставлялась истцом ответчику.
Решение суда не может основываться на предположениях, выводы суда об установленных обстоятельствах и правовых последствиях должны быть исчерпывающими, соответствовать действительности и подтверждаться достоверными доказательствами. по установке температурного режима в Заявке.
Кроме того, единственным доказательством, подтверждающим повреждение груза (товар замерз), является акт об утилизации, который в свою очередь не является надлежащим и достоверным доказательством подтверждения факта порчи товара и невозможности его реализации.
Поскольку, представленные доказательства точно не подтверждают факт повреждения товара перевозчиком, суд лишен права утверждать о том, что истец понес убытки в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязанностей как перевозчика в части соблюдения температурного режима плюс два градуса.
Следовательно, истцом не доказана прямая причастность ответчика к повреждению товара, следовательно и причинно-следственной связи между действиями ответчика и убытками истца нет. Указанное в свою очередь свидетельствует об отсутствии полного состава гражданского правонарушения, а затем и отсутствии оснований для взыскания с ответчика (перевозчика) убытков заявленных истцом.
Таким образом, если Вы попали в такую ситуацию как потеря, недостаток, порча или повреждение груза, который Вам принадлежит, обращайтесь к адвокатам АБ «Ткачук и партнеры», которые на высоком профессиональном уровне помогут в судебном порядке возместить нанесенный Вам ущерб.
Также адвокаты нашего Бюро помогут клиенту-перевозчику доказать в суде отсутствие его вины в повреждении или потере груза и доведут дело до постановления решения об отказе в удовлетворении требований к перевозчику.