Перейти к содержимому
Главная страница » ПОМОЩЬ АДВОКАТА В СПОРАХ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ

ПОМОЩЬ АДВОКАТА В СПОРАХ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ


Земельный налог – обязательный платеж, взимаемый с собственников земельных участков и земельных долей (паев), а также постоянных землепользователей.

В свою очередь, плата за землю – это одна из составляющих налога на имущество. Следовательно, земельный налог является местным, а не общегосударственным, как это было до 2015 года, до вступления в силу ЗУ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины о налоговой реформе».


  Несмотря на то, что законодательство определяет субъект и объект земельного налогообложения, размер, льготы и т.п., налоговые органы пытаются при проведении проверки выявить, якобы, правонарушения по уплате земельного налога, в то время как их не существует, или пытается взыскать больше сумму в качестве этого налога, чем в действительности должны платить физические и юридические лица.

  При этом, при расчете земельного налога налоговики неверно применяют проценты в зависимости от категории земли, берут за основу неверную (официально не подтвержденную) налогооблагаемую базу, учитывают неверный коэффициент индексации и другие составляющие формулы расчета земельного налога, а также оставляют без внимания имеющиеся у физических и юридические лица льгот.


  Такие действия налоговиков приводят к принятию неправомерных решений-уведомлений, требований к гражданам и юридическим лицам о задолженности у налогоплательщиков, а также налагаются штрафы за неуплату (несвоевременную уплату) земельного налога. Все это заставляет лиц защищать свои права в судебном порядке, и здесь не обойтись без юриста.


Следовательно, указанные решения-уведомления, штрафы контролирующих органов обжалуются в судебном порядке и для достижения положительного результата вам не обойтись от профессионального и опытного адвоката, разбирающегося в тонкостях законодательства, регулирующего уплату земельного налога.


Опытные и профессиональные в разрешении таких судебных споров адвокаты АБ «Ткачук и партнеры» помогут обжаловать налоговые уведомления-решения относительно земельного налога и штрафы, наложенные по результатам проверки, а также неправомерные решения (действия, бездействие) контролирующих органов, предоставив следующие правовые услуги:

  • Консультация по всем вопросам относительно уплаты земельного налога, анализ сложившейся ситуации и определение перспектив будущих судебных процессов;

  • Правовое сопровождение при проведении контролирующими органами проверки относительно правильности уплаты налогоплательщиком земельного налога;

  • Помощь в собрании доказательств и составлении процессуальных документов-адвокатского запроса, иска, отзыва, возражений, объяснений, ходатайств и т.п.;

  • Обжалование налоговых уведомлений-решений относительно нарушения налогоплательщиком законодательства, регулирующего уплату земельного налога, требований об уплате долга и решения о применении штрафных санкций;

  • Обжалование неправомерных действий (решений, бездействия) налоговых органов;

  • Знакомство с материалами дела по спору по уплате земельного налога, если дело уже находится в суде;

  • Участие во всех судебных инстанциях по делам по спору по уплате земельного налога в защиту интересов клиента, в том числе по искам контролирующих органов;

  • Обжалование незаконных судебных решений в апелляционном и кассационном порядке;

  • Правовое сопровождение клиента на стадии исполнительного производства.


Из опыта адвокатов можно определить правовые вопросы, с которыми чаще всего обращаются клиенты в наше Бюро:

  • Кто является плательщиком земельного налога, в том числе минимального налогового обязательства (МНС);

  • Кто освобождается от уплаты земельного налога, в том числе льготы по его уплате;

  • Какой размер земельного налога и его расчет индивидуально для клиента;

  • Порядок уплаты земельного налога и отчетности, в том числе особенности налогообложения субъектов хозяйствования на упрощенной системе налогообложения;

  • Какая ответственность за неуплату (несвоевременную уплату) земельного налога;

  • Законность проведения налоговыми органами проверки относительно правильности уплаты (неуплаты) земельного налога, в том числе проверка обоснованности акта о выявленных нарушениях;

  • Обжалование налоговых уведомлений-решений, требований об уплате долга и штрафов, наложенных налоговыми органами за нарушение законодательства по уплате земельного налога;

  • Неправомерные действия (решения, бездействие) работников контролирующих органов и т.д.


Многолетний опыт судебной практики адвокатов АБ «Ткачук и партнеры» дает возможность решения многих спорных вопросов, связанных с уплатой земельного налога, в пользу клиента и достичь желаемого результата.


КТО ЯВЛЯЕТСЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОМ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

Плательщиками налога являются:

  • Владельцы земельных участков — юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которые в соответствии с законом получили право собственности на землю в Украине, а также территориальные общины и государство относительно земель коммунальной и государственной собственности соответственно) и земельных долей (паев);

  • Землепользователи — юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), пользующиеся земельными участками государственной и коммунальной собственности:

-на праве постоянного пользования; 

-на условиях аренды;

  • Плательщики арендной платы – землепользователи (арендаторы) земельных участков государственной и коммунальной собственности на условиях аренды.


Обращаем внимание, что главой 1 раздела XIV НКУ предусмотрены особенности взимания налога субъектами хозяйствования, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.


МИНИМАЛЬНОЕ НАЛОГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО


   Законом Украины от 30 ноября 2021 года № 1914-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины по обеспечению сбалансированности бюджетных поступлений» для налогоплательщиков – физических лиц, у которых в собственности и/или пользовании (аренде, субаренде, эмфитевзисе, постоянном пользовании) есть земельные участки, отнесенные к сельскохозяйственным угодьям, введено понятие минимального налогового обязательства.

  Минимальное налоговое обязательство (МНС) – минимальная величина налогового обязательства по уплате налогов, сборов, платежей, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, связанные с производством и реализацией собственной сельскохозяйственной продукции и/или с собственностью и/или пользованием (арендой, субарендой, эмфитевзисом, постоянным пользованием) земельными участками, отнесенными к сельскохозяйственным угодьям, рассчитана в соответствии с Налоговым Кодексом.

Таким образом, украинцы с 1 января 2023 года (за 2022 год) уплачивают новый сбор – минимальное налоговое обязательство (МНС) в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения (в том числе паев), которые находятся за пределами населенных пунктов, а также в их пределах, но размером, превышающим 0,5 га, призванным уменьшить потери бюджета из-за уклонения от налогообложения путем детенизации аграрной деятельности.

Порядок уплаты минимального налогового обязательства, размеры, льготы и ответственность за неуплату (несвоевременную уплату) предусмотрены НКУ.


Таким образом, в случае нарушения прав, как собственника (арендатора) земельного участка (пая) относительно уплаты минимального налогового обязательства обращайтесь к адвокату нашего Бюро, который юридически грамотно поможет решить вопрос защиты прав клиента.


ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 

ЗЕМЕЛЬНЫМ НАЛОГОМ


Объектами обложения земельным налогом являются:

  • земельные участки, находящиеся в собственности;

  •  земельные частицы (паи), находящиеся в собственности;

  • земельные участки государственной и коммунальной собственности, состоящие во владении на праве постоянного пользования;

  • объекты налогообложения арендной платой – земельные участки государственной и коммунальной собственности, предоставленные в пользование на условиях аренды.


БАЗА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

И СТАВКИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА


Для расчета налога на землю есть:

  • Нормативно денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации. Ставки в зависимости от статуса земель установлены в п.п. 271.1.1 НКУ.

  • Площадь земельных участков, нормативная денежная оценка которых не проведена. Ставки установлены в п.п 271.1.1 НКУ.

  

Порядок индексации нормативной денежной оценки определен ст. 289 НКУ. Коэффициент индексации нормативной денежной оценки земель применяется кумулятивно в зависимости от даты проведения нормативной денежной оценки земель, указанной в технической документации по нормативной денежной оценке земель и земельных участков (п. 289.2 НКУ).

 

 Важно! Поскольку земельный налог исчисляется исходя из нормативной денежной оценки, цена приобретения земельного участка, указанная в гражданско-правовом договоре на его приобретение, не имеет значения.

 

 Адвокаты нашего Бюро проверят правильность расчета налоговиками обязательства по земельному налогу и при выявлении ошибок в расчете или не подтверждении его надлежащими официальными документами, обжалуют по этим основаниям налоговое уведомление решения в судебном порядке.


ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, КОТОРЫЕ НЕ ПОДЛЕЖАТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ


Перечень земельных участков, не подлежащих налогообложению, предусмотрены ст. 283 НКУ, к которым, в частности, относятся:

  • с/х угодья зон радиоактивно загрязненных территорий и химически загрязненных с/х угодий, на которые введены ограничения по ведению сельского хозяйства;

  • земли с/х угодий, находящиеся во временной консервации или в стадии сельскохозяйственного освоения;

  • земельные участки государственных сортоиспытательных станций и сортоучастков, которые используются для испытания сортов с/х культур;

  • земли дорожного хозяйства автомобильных дорог общего пользования, в том числе расположенными в пределах полос отвода дорожными сооружениями и оборудованием, а также земли, находящиеся за пределами полос отвода, если на них размещены сооружения, обеспечивающие функционирование автомобильных дорог;

  • земельные участки с/х предприятий всех форм собственности и ФСГ, занятые молодыми садами до вступления их в пору плодоношения, а также гибридными насаждениями, генофондовыми коллекциями и питомниками многолетних плодовых насаждений;

  • земельные участки кладбищ, крематориев и колумбариев;

  • земельные участки, на которых расположены дипломатические представительства;

  • земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания культовых и других зданий, необходимых для обеспечения деятельности религиозных организаций Украины. порядка.


Обращаем внимание, что 06.05.2023 вступил в силу ЗУ № 3050-ІХ, согласно которому не уплачивается земельный налог за земельные участки: — загрязнены взрывоопасными предметами; — непригодны для использования в связи с потенциальной угрозой их загрязнения взрывоопасными предметами, в случае принятия сельскими, поселковыми, городскими советами, военными администрациями и военно-гражданскими администрациями решений об установлении налоговых льгот по уплате местных налогов и/или сборов в порядке, определенном Кодексом. При этом дополнена статьей 283-1 Кодекса об особенностях определения земельного налога за земельные участки, находящиеся в консервации, либо загрязнены взрывоопасными предметами, либо непригодны для использования в связи с потенциальной угрозой их загрязнения взрывоопасными предметами.


ЛЬГОТЫ ПО ОПЛАТЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ


В ст. 281 НКУ приведены категории граждан, которые освобождаются от уплаты земельного налога, в частности, это :

  • лица с инвалидностью первой и второй группы;

  • физические лица, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет;

  • пенсионеры (по возрасту);

  • ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты;

  • физические лица, признанные законом лицами, пострадавшими в результате Чернобыльской катастрофы;

  • владельцы земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, передавшие эти участки и паи в аренду плательщику единого налога четвертой группы.


Вместе с тем, согласно п.2 ст. 281 НКУ освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для соответствующей категории физических лиц, распространяется на земельные участки по каждому виду использования в пределах предельных норм:

  • для ведения личного с/х — в размере не более 2 га;

  • для строительства и обслуживания жилого дома (приусадебный участок): в селах – не более 0,25 га, в поселках – не более 0,15 га, в городах – не более 0,10 га;

  • для индивидуального дачного строительства – не более 0,10 га;

  • для строительства индивидуальных гаражей – не более 0,01 гектара;

  • для ведения садоводства – не более 0,12 гектара.


Важно! В указанные земли, не включены земельные участки, образовавшиеся за счет переданных по решению соответствующего совета земельных долей (паев).

При этом следует иметь в виду, что освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для указанных категорий физических лиц, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в пределах предельных норм.


Обратите внимание! Некоторые дополнительные льготы по уплате земельного налога могут устанавливаться местными органами власти.

  Физические лица, относящиеся к перечисленным категориям плательщиков, могут получить льготу по уплате земельного налога только в пределах установленного лимита площади земельного участка.


ЛЬГОТЫ ПО ОПЛАТЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

 ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ


В статье 282 НКУ приведен перечень категорий юридических лиц, освобождаемых от уплаты земельного налога, к которым относятся:

  • санаторно-курортные и оздоровительные учреждения общественных объединений лиц с инвалидностью; предприятия и организации, основанные такими ГО, которые являются их полной собственностью;

  • базы олимпийской и параолимпийской подготовки; государственные и коммунальные центры олимпийской подготовки, школы высшего спортивного мастерства, центры физического здоровья населения, центры по развитию физической культуры и спорта лиц с инвалидностью детско-юношеские спортивные школы и т.п.;

  • дошкольные и общеобразовательные учебные заведения независимо от формы собственности, учреждения культуры, науки, финансируемые из государственного и коммунального бюджета, государственные и коммунальные детские санаторно-курортные заведения и т.д.


ПОРЯДОК СПЛАТИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА


Базовым налоговым (отчетным) периодом для земельного налога является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно.

Для вновь созданных предприятий, а также для лиц, приобретающих право собственности и/или пользования на новые земельные участки, отчетный период может быть менее 12 месяцев.

Уплата земельного налога может быть 2-х вариантов:

Годовой вариант. Плательщики (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года представляют в соответствующий контролирующий орган по местонахождению земельного участка декларацию на текущий год. В декларации годовая сумма земельного налога разбивается равными частями по месяцам.

Если плательщик отчитывался по годовой декларации, земельный налог он платит ежемесячно равными частями. Срок – 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца.

Месячный вариант. В этом случае декларацию плательщики подают в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным.

Если плательщик отчитывался по месячной декларации, земельный налог также уплачивается ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца.


Что касается физических лиц, то сумму налога начисляет контролирующий орган. Он отмечает эту сумму в специальном налоговом уведомлении-решении, которое посылает плательщику до 1 июля текущего года. Непосредственно налог физические лица уплачивают в течение 60 дней со дня, когда им было вручено налоговое уведомление-решение.


ВАЖНО! Законодательством установлено, что в случае неуплаты согласованной суммы земельного налога в течение установленного срока такой плательщик налога привлекается к ответственности в виде штрафа в размере:

-10 процентов непогашенной суммы налогового долга – при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства;

-20 процентов погашенной суммы налогового долга – при задержке более 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства.

  Если контролирующий орган не направил (не вручил) такое налоговое уведомление-решение вместе с подробным расчетом суммы налога в указанный срок, физическое лицо освобождается от расчета минимального обязательства и ответственности за несвоевременную уплату такого годового налогового обязательства.

  Таким образом, если контролируя органы нарушили указанные выше требования законодательства, регулирующего отношения в сфере уплаты земельного налога (МНС), адвокаты нашего Бюро помогут клиенту решить данную проблему в суде, применяя при этом существующую судебную практику по делам с подобными правоотношениями.


СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА И ПРАВОВЫЕ ВЫВОДЫ СУДОВ ПРИ   

РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ПО СПОРУ О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ

Учитывая опыт судебной практики адвокатов нашего Бюро, можно привести определенные судебные правовые выводы при рассмотрении дел, связанных с уплатой земельного налога.

   Если налоговые органы при расчете земельного налога взяли за основу ее площадь и оценку, то есть налогооблагаемую базу не подтверждена надлежащими законодательно предусмотренными официальными документами (ведомостями), уведомления-решения и требование об уплате долга являются противоправными и подлежат отмене.

Решение суда первой инстанции от 09.12.2023 (определениями апелляционной и кассационной инстанции отказано налоговому органу в принятии жалоб на данное решение суда) удовлетворен иск физического лица в налоговый орган признан противоправными и отменены налоговые-сообщения решения, которыми определены налоговые обязательства налог с физических лиц и требование о наличии налогового долга на сумму 55 352 грн.

   Иск мотивирован тем, что по договору купли-продажи истец купил нежилое помещение и получил разрешение на оформление в аренду земельного участка под складское помещение, однако не завершил оформление и уехал работать за границу. Однако в апреле 2023 года он узнал от жены, что поступило налоговое требование об уплате долга по земельному налогу за указанный земельный участок в размере 55 352 грн.

  Удовлетворяя иск суд исходил из того, что площадь земельного участка, взятого ответчиком из электронных реестров органов ГНС для расчета — составляет 0,1433 га.

В то же время, из информации из Реестра вещных прав на недвижимое имущество и Реестра прав собственности на недвижимое имущество следует, что истец владелец нежилого здания, общей площадью 196,4 кв.м.

Из решений поселкового совета ответчиком взята нормативно денежная оценка, установленная для земельных участков коммерческого назначения. Однако доказательств, что указанный земельный участок относится к таким, ответчиком не предоставлено.

Надлежащим источником данных о нормативно денежной оценке земельного участка является выписка из технической документации из нормативной денежной оценки земельного участка, выданный территориальным органом Госгеокадастра по месту расположения земельного участка, или сведения из Государственного земельного кадастра о нормативно денежной оценке земельного участка.

Следовательно, ответчик, для определения истцу земельного налога, должен получить выписку из технической документации из нормативной денежной оценки земельного участка или сведения из Государственного земельного кадастра о нормативно денежной оценке земельного участка.

Верховного Суда в постановлении от 21.01.2021 указал, что выписки о нормативной денежной оценке земельного участка формируются с помощью программного обеспечения Государственного земельного кадастра на основании актуальных сведений о земельных участках, внесенных в Государственный земельный кадастр, а формирование выписки из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка осуществляется автоматически в режиме «реального времени», в связи с чем программным обеспечением и действующим законодательством не предусмотрено формирование указанных подъемников на определенную дату, которая уже прошла.

По этому делу Верховный Суд также указал, что для реализации контролирующим органом полномочий по администрированию земельного налога законодательством установлен порядок и способы получения необходимых сведений для осуществления соответствующих функций, в частности, относительно площади земельного участка, нормативно-денежной оценки, коэффициентов. Выписка из технической документации о денежной оценке земли составляется на основе рассчитанных в установленном порядке показателей (коэффициентов), которые определены в технической документации, утверждаемой решением соответствующего сельского, поселкового или городского совета. С моментом вступления в силу решения совета об утверждении нормативной денежной оценки связывается возможность применения самой нормативной денежной оценки.

Судом установлено, что в распоряжении ответчика на момент вынесения обжалуемых налоговых уведомлений-решений отсутствовали выписки из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка (на соответствующий год), а также ответчик не предоставил доказательств того, что налоговые органы обращались в органы Госгеокадастра с запросом о предоставлении выписки о нормативной денежной оценке земельного участка, необходимого для исчисления и взимания земельного налога за этот земельный участок.

Следовательно, суд не согласился с расчетом налога, поскольку ответчиком не предоставлены надлежащие доказательства в подтверждение правильности определения базы налогообложения нормативной денежной оценки земельного участка. Кроме того, ответчиком не предоставлено доказательств на подтверждение сведений о земельном участке, о его размере, правовом режиме, категории и целевом назначении, коэффициенты индексации, подлежащие применению в зависимости от даты проведения нормативной денежной оценки земель, указанной в технической документации по нормативной денежной оценке земель и земельных участков, как это предусмотрено статьей пп.14.1.42 п.14.1 ст.14, п.289.1 ст.289 ТК Украины, п.4 Порядка №1386, пп.14 п.24 Порядка ведения Государственного земельного кадастра.

Учитывая приведенное, суд пришел к выводу, что земельный налог за 2015, 2018-2023 год за земельный участок начислен истцу вопреки требованиям пункта 286.1 статьи 286, статьи 289 ТК Украины, при отсутствии каких-либо соответствующих данных государственного земельного кадастра, прав на недвижимое имущество; данных государственных актов, которыми удостоверено право собственности или право постоянного пользования земельным участком (государственные акты на землю); данных других правоустанавливающих документов, которыми удостоверяется право собственности или право пользования земельным участком, право на земельные доли (паи) и т.п., а также данных о нормативно-денежной оценке земельного участка. Поэтому спорные налоговые уведомления-решения и требование противоправны, а иск об их отмене следует удовлетворить.


   Применение налоговыми органами неверного (необоснованного) локального коэффициента при расчете налогового обязательства по земельному налогу является основанием для признания противоправным и отмены налогового уведомления-решения.

   Решением суда первой инстанции от 26.04.2023 (не пересматривалось в апелляционном и кассационном порядке) удовлетворен иск лица и признано противоправным и отменено налоговое уведомление решение о долге по уплате земельного налога на сумму 10 671 грн.

  В обоснование исковых требований истец отметил, что обжалуемым налоговым уведомлением-решением начислен земельный налог за 2020 год. При этом ответчиком был использован в формуле при начислении земельного налога обобщающий локальный коэффициент, не соответствующий действительности, что привело к начислению истцу недостоверной суммы земельного налога.

   Как свидетельствуют материалы дела, ответчиком был использован обобщающий локальный коэффициент 1,5 — в соответствии с решением Киевского городского совета от 03.07.2014 №23/23 «Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель города Киева» (с изменениями) и с учетом требований приказа Министерства аграрной политики и продовольствия Украины от 25.11.2016 №489 (с изменениями и дополнениями);

Ставка земельного налога в 2020 году исчисляется в соответствии с п. 5 приложения 3 «Положения о плате за землю в городе Киеве» до решения Киевского городского совета от 23.06.2011 №242/5629 с изменениями и дополнениями и составляет – 3%.

Соответственно, сумма земельного приложения за 2020 год была рассчитана истцу за земельный участок, расположенный по адресу: АДРЕС_1 площадью — 0,00377 га в размере 355720,77х3% = 10671,62 грн.

Вместе с тем, согласно справке Департамента земельных ресурсов ВО КГС о размере нормативной денежной оценки земельного участка, нормативная денежная оценка земельного участка составляет 45009529,40 грн. При этом, обобщающий локальный коэффициент имеет значение 1,00, отличающийся воз коэффициент 1,5, который был использован ответчиком при начислении истцу земельного налога.

Суд обратил внимание, что, применяя при определении налогового обязательства локальный коэффициент — 1,5, что составляет максимальный размер, предусмотренный действующим законодательством, ответчик никоим образом не обосновывает основания применения коэффициента в максимальном размере со ссылкой на надлежащие и допустимые доказательства.

Следовательно, учитывая изложенное, суд пришел к выводу о непредоставлении ответчиком доказательств в подтверждение правильности расчета суммы денежного обязательства, определенного в оспариваемом налоговом уведомлении-решении, что является основанием для признания его противоправным и отмены.

Аналогичная позиция изложена в постановлениях Верховного Суда от 27.02.2018г., 26.04.2021г.

В случае непредоставления налоговым органами официальных документов в подтверждение площади земельного участка, исходя из которого произведен расчет земельного налога, суд не может проверить правильность такого расчета и налоговое уведомление-решение подлежит отмене.

Постановлением Верховного Суда от 05.02.2021 оставлены по-прежнему судебные решения предыдущих инстанций об удовлетворении иска ФЛП о признании недействительным налогового уведомления-решения о доначислении земельного налога.

Постановление Верховного Суда мотивировано отсутствием в расчете к спорному решению сведений об общей площади земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, из которого была определена пропорциональная доля земельного участка, принадлежащего истцу (за которую начислен земельный налог).

В кассационной жалобе ответчик отмечал, что общая площадь многоэтажного жилого дома согласно информации, предоставленной райгосадминистрацией составляет 10609,40 кв.м. Соответствующие доказательства получения этой информации судам ответчик не предоставил вопреки предписаниям части второй статьи 77 КАС Украины. Обстоятельств, исключающих предоставление указанной информации, жалобщик также не приводит.

Отсутствие таких данных не позволяет суду проверить соблюдение ответчиком требований пункта 286.6 статьи 286, пункта 287.8 статьи 287 НК Украины и правильность расчета суммы налогового обязательства, а следовательно, оспариваемое налоговое уведомление – решение подлежит отмене.


Таким образом, если у вас возникли конфликтные ситуации с налоговыми органами по уплате земельного налога, обращайтесь к опытным в разрешении таких споров адвокатам АБ «Ткачук и партнеры», которые защитят права клиента в судебном порядке с положительным для него результатом.