Перейти к содержимому
Главная страница » ПОМОЩЬ АДВОКАТА В СПОРАХ ПО АКЦИЗНОМУ НАЛОГУ

ПОМОЩЬ АДВОКАТА В СПОРАХ ПО АКЦИЗНОМУ НАЛОГУ


Акцизный налог – это особый вид налоговых вычетов, отнесенный к категории непрямых налогов. Акцизным налогом государство облагает продукцию массового потребления, что приносит высокие прибыли и одновременно наносит ущерб отдельному человеку, обществу или окружающей среде, такие как, например, алкоголь, табачные изделия, горючее и т.д. Роль сбора состоит в контроле государством спроса на товары, регулировании рынка и денежного оборота.


  Взыскание акциза делает продукцию более дорогой и уменьшает ее доступность для рядовых граждан, что, безусловно, наносит вред бизнесу. Несмотря на это, работники налоговых органов, проверяя соблюдение субъектами хозяйствования законодательства по акцизному налогообложению, манипулируют данными нормами права, налагая на них большие суммы штрафов за нарушения, которые на самом деле налогоплательщик не осуществлял.

Как правило, налоговики пытаются трактовать акцизное законодательство по своему усмотрению, пытаясь взыскать с налогоплательщика акцизный сбор, не предусмотренный действующим законодательством или предусмотренный в более низкой сумме, чем указывают контролирующие органы, и для урегулирования указанных конфликтных ситуаций субъекты хозяйствования вынуждены обращаться к суда.

Не меньше проблем у субъектов хозяйствования возникает и с таможенными органами, не принимающими таможенные декларации, в случае занижения или неуплаты, по их мнению, акцизного сбора.


  Таким образом, указанные решения контролирующих органов обжалуются в судебном порядке и для достижения положительного результата вам не обойтись от профессионального и опытного адвоката, разбирающегося в тонкостях законодательства, регулирующего уплату акцизного налога.

 

Опытные и профессиональные в решении таких судебных споров адвокаты АБ «Ткачук и партнеры» помогут обжаловать налоговые уведомления-решения по акцизному налогу и штрафы, наложенные по результатам проверки, а также неправомерные решения контролирующих органов, предоставив следующие правовые услуги:

  • Консультация по всем вопросам относительно уплаты акцизного налога, анализ сложившейся ситуации и определение перспектив будущих судебных процессов;

  • Правовое сопровождение при проведении контролирующими органами проверки относительно правильности уплаты налогоплательщиком акцизного налога;

  • Помощь в собрании доказательств и составлении процессуальных документов-адвокатского запроса, иска, отзыва, возражений, объяснений, ходатайств и т.п.;

  • Обжалование налоговых уведомлений-решений о нарушении налогоплательщиком законодательства, регулирующего уплату акцизного налога, требований об уплате долга и решении о применении штрафных санкций;

  • Обжалование неправомерных действий (решений, бездействия) налоговых органов и таможенных органов;

  • Ознакомление с материалами дела по спору по уплате акцизного налога, если дело уже находится в суде;

  • Участие во всех судебных инстанциях по делам по спору по уплате акцизного налога в защиту интересов клиента, в том числе по искам контролирующих органов;

  • Обжалование незаконных судебных решений в апелляционном и кассационном порядке;

  • Правовое сопровождение клиента на стадии исполнительного производства.


   Из опыта адвокатов нашего Бюро можно отметить, что судебные споры по акцизному налогу следует разделять в зависимости от продукции, которая облагается таким налогом, поскольку по каждому такому подакцизному товару существует большое количество постоянно меняющихся подзаконных актов и еще больше законодательных нюансов и правовых позиций судов.


Однако можно определить правовые вопросы, с которыми чаще всего обращаются клиенты в наше Бюро:

  • Какие товары являются подакцизными;

  • За какие товары не уплачивается акцизный налог;

  • Кто является плательщиком акцизного налога;

  • Какой размер акцизного налога и его расчет индивидуально для клиента;

  • Порядок уплаты акцизного налога и правильность отчетности (подачи декларации) в налоговые органы;

  • Обжалование решений таможенных органов об отказе в принятии таможенных деклараций в связи с занижением или неуплатой акцизного сбора;

  • Законность проведения налоговыми органами проверки относительно правильности уплаты (неуплаты) акцизного сбора, в том числе проверка обоснованности акта о выявленных нарушениях;

  • Обжалование налоговых уведомлений-решений, требований об уплате долга и штрафов, наложенных налоговыми органами за нарушение акцизного законодательства;

  • Неправомерные действия (решения, бездействие) работников контролирующих органов и т.п.


Многолетний опыт судебной практики адвокатов АБ «Ткачук и партнеры» дает возможность решения многих спорных вопросов, связанных с уплатой акцизного налога, в пользу клиента и достичь желаемого результата.


КТО ЯВЛЯЕТСЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОМ АКЦИЗНОГО НАЛОГА


Плательщиками сбора в Украине являются:

  • Компании и ФЛПы, производящие подакцизную продукцию на таможенной территории Украины. К этому виду плательщиков акцизного налога относятся как резиденты, так и нерезидентные субъекты, имеющие в стране филиал или представительство;

  • Импортеры — субъекты предпринимательской деятельности и физические лица, провозящие через границу соответствующую продукцию в объемах больших, чем это разрешено международным законодательством без уплаты налога;

  • Продавцы, основной деятельностью которых является розничная и оптовая торговля, а также субъекты, реализующие конфискованные подакцизные товары, считаются неистребованными или бесхозяйственными, перешли в собственность государства через наследование или на других законных основаниях;

  • Лица, нарушившие правила пользования налоговыми льготами;

  • Производители и поставщики электроэнергии;

  • Оптовые и розничные торговцы горючим;

  • Владельцы ввезенных на территорию государства транспортных средств, переоборудованных в легковые автомобили, с которых справляется акциз.


Исчерпывающий перечень плательщиков акцизного налога с подробным разъяснением изложен в статье 212 НКУ.


Следует обратить внимание, что налогообложение по упрощенной системе (III группа) не освобождает субъектов от уплаты обязательного акцизного сбора. Предприниматели и юридические лица платят 5% от выручки (включая акциз) или 3% + НДС в бюджет общин, на территории которых расположены точки продажи подакцизной продукции. В то же время ФЛПы, уплачивающие фиксированную сумму налога, не имеют права производить и реализовывать такие товары. Исключение — розничная продажа пива, сидра, столовых вин, а также горюче-смазочных материалов в канистрах до 20 л.


КАКИЕ ТОВАРЫ ЯВЛЯЮТСЯ ПОДАКЦИЗНЫМИ 

И СЛУЧАИ ОСВОБОЖДЕНИЯ ИХ ОТ АКЦИЗНОГО НАЛОГА


Так полный перечень подакцизных товаров приведен в статье 215 НКУ, в частности:

  • спирт, пиво, слабоалкогольные и алкогольные напитки;

  • табачные изделия — сигареты, сигары, сигариллы, табак трубочный, жевательный или нюхательный. Электронные сигареты не являются продукцией, за которую уплачивается акциз, однако жидкость и табак для них с 2022 года облагаются налогом;

  • горючее — нефтепродукты и сжиженный газ (за исключением реализованного на специальных аукционах для нужд населения);

  • легковые авто, автомобильные кузова, прицепы и полуприцепы, мототранспорт, грузовые и пассажирские ТС (рассчитаны более чем на 10 человек);

  • электроэнергия, кроме случаев выработки ее когенерационных установок или использования возобновляемых источников.


Важно, что акциз является косвенным налогом, включаемым в цену товара и компенсируемым покупателем.


Спиртные напитки, сигареты и табак обозначаются акцизной маркой, подтверждающей разрешение на производство или ввоз такого товара в Украину, а также реализацию в магазинах розничной торговли.


В Украине акциз не оплачивается за продукцию, экспортированную за таможенную территорию государства или не реализованный за границей. Освобождаются от обложения акцизным налогом:


-импортные товары, для которых не предусмотрен НДС, ввозимые в количестве, что не превышает нормы для беспошлинного ввоза;

-гуманитарка и техническая международная помощь;

-автомобили специального назначения, приобретенные на средства государства;

-сырье для производства подакцизных товаров (кроме нефтепродуктов);

-алкоголь и табачные изделия, реализуемые в точках Duty Free, а также тестовые образцы табачной продукции.


СТАВКИ АКЦИЗНОГО НАЛОГА


Для определения суммы взимания акциза в соответствии с действующим налоговым законодательством применяются следующие типы ставок:


-Абсолютная (специфическая), предусматривающая фиксированный налог на каждую единицу товара. Индексация ставок происходит в порядке, определяемом ПК. Базой для налогообложения производимой в стране или импортируемой продукции является величина, выраженная в единицах (штуках), мерах объема, веса, объема цилиндров автомобильного двигателя;

-Относительная (адвалорная), начисляемая в процентном или кратном отношении к стоимостной величине налоговой базы. Примерами является уплата 5% за розничную продажу алкоголя и табачных изделий, а также 3,2% за производство и снабжение электрической энергией лицензированными предприятиями;

-Смешаная. Акцизный налог на табачные изделия объединяет как специфическую, так и адвалорную ставку. Адвалор составляет 12% от наибольшей розничной цены продукции по НДС.

Полная информация об актуальных ставках акцизного сбора, а также о дополнительных начислениях для отдельных видов продукции содержится в п. 215.3 ст. 215 НКУ.


СРОКИ УПЛАТЫ АКЦИЗНОГО СБОРА

Согласно нормам, установленным НК, акцизный сбор уплачивается субъектами хозяйственной деятельности в течение 10 календарных дней, начинающих истекать с момента окончания предельного срока подачи декларации, то есть до 30 числа следующего месяца.

Если речь идет о продукции, изготовленной из давальческого сырья, ее владелец платит акциз производителю (переработчику) не позднее дать отгрузку. При ввозе подакцизных товаров налог платится до или в день подачи таможенной декларации. Налоговые обязательства при импорте маркированных изделий выполняются в период приобретения акцизных марок, доплата возможна в день подачи таможенной декларации.

Адвокаты нашего Бюро помогут разобраться с тонкостями и нюансами в акцизном законодательстве и обжалуют в судебном порядке неправомерные доначисления и штрафы налоговыми органами.


СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА И ПРАВОВЫЕ ВЫВОДЫ СУДОВ ПРИ  

  РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ В СПОРАХ ПО АКЦИЗНОМУ НАЛОГУ


1. Определение ставки акцизного налога осуществляется по коду и описанию товара согласно УКТ ВЭД. Если соответствующий код содержится в двух строках таблицы ставок акцизного налога, превалирующим является описание товара (продукции)


ООО обратилось в суд в таможню о признании противоправными и отмене карт отказа в принятии таможенной декларации, таможенном оформлении выпуска или пропуска товаров, транспортных средств коммерческого назначения.

Постановлением Верховного Суда от 19.04.2022 оставлены по-прежнему судебные решения предыдущих инстанций об удовлетворении иска с учетом следующего.

Отказ мотивирован тем, что хозяйственное общество снизило ставку акцизного налога за ввоз алкогольных напитков.

Обосновывая исковые требования предприятие отметило, что товар, для которого им определен код УКТ ВЭД 2206 00 39 00, упоминается в двух разных колонках таблицы ставок акцизного налога: — 11,65 грн за 1 л (вина игристые и вина газированные, сброженные напитки); -8,02 грн за 1 л (смеси из сброженных напитков и смеси на основе сброженных напитков).

Так что вторая ставка определена истцом правомерно, поскольку импортируемый товар является смесью на основе загрязненных напитков.

Однако таможня считала, что подлежит применению ставки налога 11,65 грн, поскольку меньшая ставка применяется исключительно к товарам согласно коду УКТ ВЭД 2206 «в другом месте не указанном».

Вместе с тем, Верховный Суд отметил, что НКУ среди основных принципов налогового законодательства предусматривает принцип презумпции правомерности решений налогоплательщика, суть которого сводится к тому, что в случае если норма закона или иного нормативно-правового акта, выданного на основании закона, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов предполагают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа. Презумпция сформулирована как принцип ст. 4 НК Украины (п. 4.1.4). Именно таким образом установлена самая высокая степень ее императивности.

Для применения презумпции необходимо достаточно выявления двух или более альтернативных вариантов правомерного поведения, выбрав самый выгодный для себя из которых плательщик должен чувствовать себя защищенным от возможных негативных последствий как со стороны контролирующего органа, так и суда.

Этим положением закона охватываются не только ожидания плательщика, введением в налоговом законодательстве этой презумпции как принципа (основного принципа) налагается соответствующая таким ожиданиям обязанность выбора определенного ею варианта поведения и контролирующим органом и судом. При этом бремя доказывания ложности (отсутствия правовых оснований) избранного плательщиком варианта поведения возлагается законом на контролирующий орган.

ВС также указал, что существование нечеткого, противоречивого нормативного регулирования обуславливает возникновение у истца состояния правовой неопределенности.

Следовательно, принцип правовой определенности должен применяться не только на этапе нормотворческой деятельности, но и при непосредственном применении существующих норм права, что позволит лицу в разумных пределах предусматривать последствия своих действий, а также последовательность действий государства относительно возможного вмешательства в охраняемые Конвенцией о защите прав человека и свобод и Конституцией Украины права и свободы этого лица.

ВС указал, что фактически положения подпункта 215.3.1 пункта 215.3 статьи 215 НК Украины отсылают для целей определение ставки налога к коду и описанию товара согласно УКТ ВЭД.

При этом в случае если соответствующий код содержится в двух строках таблицы, превалирующим является описание товара (продукции).

Суды предыдущих инстанций установили, что наиболее точное описание этого товара для целей налогообложения акцизным налогом – это другие сброженные напитки (в том числе смеси из сброженных напитков и смеси на основе сброженных напитков), фактическая прочность которых выше 1,2 процента объемных единиц этилового спирта, но не выше 22 процентов объемных единиц этилового спирта.

ВС признал обоснованным заключение судов о правильности определения истцом ставки акцизного налога за импортированный товар в соответствии с товарной подкатегорией по коду УКТ ВЭД 2206 00 39 00, учитывая, что акцизный налог по ставке 8,02 грн за 1 л подлежит применению другие сброженные напитки без добавления этилового спирта в другом месте не указаны.

Таким образом, по этому делу суды применили презумпцию правомерности решений налогоплательщика, избравшего более низкую ставку акцизного налога при импортировании товара.


2. Об уменьшении налога на прибыль при уплате акцизного налога в составе цены на потребленное топливо Плательщик налога на прибыль, который является потребителем топлива и использует в хозяйственной деятельности транспортные средства товарной подкатегории 8602 10 00 00, 8707 10 10 10 согласно УКТ ВЭД, при уплате акцизного налога в составе цены на потребленное топливо вправе уменьшить налог на прибыль, подлежащий уплате в государственный бюджет за соответствующий налоговый (отчетный) период на сумму акцизного налога, уплаченного в цене товара за такой соответствующий налоговый (отчетный) период


ПАО обратилось в суд с иском в налоговый орган о признании противоправным и отменить налоговое уведомление-решение об увеличении суммы денежного обязательства по налогу на прибыль в размере 171 888 786 грн, из которых 114 592 524, грн по налоговым обязательствам, 57 296 262 грн за штрафными (финансовыми) санкциями, по мотивам безосновательности их принятия.

Верховный Суд 21.07.2020 оставил по-прежнему судебные решения предыдущих инстанций об удовлетворении иска с учетом следующего.

Так, суды исследовали обстоятельства относительно наличия у ПАО транспортных средств соответствующей товарной подкатегории, приобретения дизельного топлива, классифицируемого в товарных подкатегориях 2710 19 43 00 согласно УКТ ВЭД, уплаты суммы акцизного налога в цене товара, учета ТМЦ, декларирования налога на прибыль и пришли к выводу о безосновательности увеличения контролирующим органом истцу суммы денежного обязательства по уплате налога с прибыли.

Верховный Суд согласился с выводами судов предыдущих инстанций о том, что уплатив поставщику стоимость подакцизного товара, в цену которого включена сумма акцизного налога, и получив от поставщика зарегистрированную акцизную накладную, ПАО, использующее подакцизное дизельное топливо, классифицируемое в товарных подкатегориях1 00 согласно УКТ ВЭД целиком на собственные нужды эксплуатации транспортных средств, классифицируемых в товарных подкатегориях 8602 10 00 00, 8707 10 10 10 согласно УКТ ВЭД и является конечным потребителем такого подакцизного товара, приобретает право применения нормы пункта 1Х подразделения «Переходные положения» Налогового кодекса Украины, не содержащей требования об уплате акцизного налога плательщиком налога на прибыль, применяющего указанную льготу, непосредственно в Государственный бюджет.


3. Для импортированных алкогольных напитков законодательством регламентирован специальный порядок определения ставки акцизного налога, а именно – ее размер определяется по состоянию на дату подачи таможенной декларации в соответствующий контролирующий таможенный орган, а не на дату разлива продукции

Повреждение акцизной марки на пачке табачных изделий при ее открытии для торговли поштучно, не свидетельствует о ее (марках) отсутствии вообще


ФЛП обратился в суд с иском о признании противоправными и отмене решений о применении финансовых санкций в виде штрафа в общем размере 34 000 грн.

В обоснование исковых требований истец указал на безосновательность утверждений ответчика относительно ненадлежащей маркировки импортированной алкогольной продукции из-за несоответствия сумм акцизного налога на марке акцизного сбора импортированной алкогольной продукции сумме такого налога, определенной по ставкам, действующим на дату разлива продукции, а акцизна марка, , была повреждена при открытии пачки для продажи одной сигары поштучно.


Верховным Судом 03.04.2020 оставлены без изменений судебные решения предыдущих инстанций об удовлетворении иска с учетом следующего.

Согласно подпункту 213.1.3 пункта 213.1 статьи 213 НКУ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) объектами налогообложения акцизным налогом являются, в частности, операции по ввозу подакцизных товаров (продукции) на таможенную территорию Украины.

Подпунктом 222.2.2 п. 222.2 ст. 222 НКУ предусмотрено, что в случае ввоза маркированной подакцизной продукции на таможенную территорию Украины налог уплачивается при приобретении марок акцизного налога с доплатой (при необходимости) на день подачи таможенной декларации.

Аналогично и согласно пункту 216.4 ст. 216 НКУ датой возникновения налоговых обязательств при ввозе подакцизных товаров (продукции) на таможенную территорию Украины является дата представления контролирующему органу таможенной декларации для таможенного оформления или дата начисления такого налогового обязательства контролирующим органом в определенных законодательством случаях.

Согласно п. 226.2 статьи 226 НКУ наличие наклеенной в установленном порядке марки акцизного налога установленного образца на бутылке (упаковке) алкогольного напитка и пачке (упаковке) табачного изделия является одним из условий для ввоза на таможенную территорию Украины и продажи таких товаров потребителям. подтверждением уплаты налога и легальности ввоза товаров.

Согласно п. 226.9 ст. 226 НКУ считаются немаркированными алкогольные напитки и табачные изделия с поддельными марками акцизного налога; алкогольные напитки и табачные изделия, маркированные с отклонением от требований положения, утвержденного КМУ, согласно которому производятся изготовление, хранение, продажа марок акцизного налога и маркировка алкогольных напитков и табачных изделий, и/или марками, не выдаваемыми непосредственно производителю или импортеру указанной продукции ; алкогольные напитки с марками акцизного налога, на которых указание суммы акцизного налога, уплаченного за единицу маркированной продукции, не соответствует сумме, определенной с учетом действующих на дату разлива продукции ставок акцизного налога, прочности продукции и емкости тары.

Таким образом, для импортированных алкогольных напитков законодательством регламентирован специальный порядок определения ставки акцизного налога, а именно – ее размер определяется по состоянию на дату подачи таможенной декларации в соответствующий контролирующий таможенный орган, а не на дату разлива продукции, как ошибочно считает ответчик.

Суды отметили, что продукция, которая исследовалась при проверке налоговым органом, импортирована и завезена на таможенную территорию Украины. Алкогольная продукция была маркирована акцизными марками установленного образца, а суммы акцизного налога, указанные на акцизных марках, соответствовали установленным на указанную дату ставкам акцизного налога на момент оформления грузово-таможенных деклараций.

Кроме того, основанием для привлечения предприятия к ответственности является также установление факта реализации им табачных изделий без марок акцизного налога установленного образца.

Однако истцом осуществлялась поштучная реализация сигар, поэтому во время проведения проверки налоговым органом обнаружена акцизная марка, которая повредилась при открытии пачки.

 Суды отметили, что поврежденная при открытии пачки сигар марка акцизного налога не свидетельствует об отсутствии такой марки.

Таким образом, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для привлечения истца к ответственности в виде штрафа.


4.ФЛП на общей системе налогообложения может отнести в состав расходов суммы акцизного налога, включенные в цены подакцизных товаров


ФЛП обратился в суд в налоговые органы о признании неправомерными и отмене налогового уведомления-решения, требовании об уплате долга (недоимки), решения о применении штрафных санкций

В обоснование исковых требований истцом указано, что им правомерно не учитывался к доходу акцизный налог, поскольку ФЛП на общей системе налогообложения может отнести в состав расходов суммы акцизного налога, включенные в цены подакцизных товаров. Сумма акцизного налога не является и не может признаваться доходом физического лица-предпринимателя на общей системе налогообложения, поскольку такая сумма не увеличивает экономические выгоды для предпринимателя, а следовательно, не соответствует основному критерию понятия «доход», а требование о включении акцизного налога в доход физического лица-предпринимателя прямо противоречит таким принципам налогового законодательства как единый подход к установлению налогов и сборов и нейтральность налогообложения. При этом отметил, что точно установить и объяснить, в связи с отнесением каких именно сумм к валовым расходам образовались обнаруженные в ходе проверки расхождения (отклонения) на общую сумму 123 358 грн. невозможно.

Суды первой и апелляционной инстанции согласились с доводами иска и удовлетворили его в полном объеме.

Верховный Суд 04.10.2021, оставляя указанные судебные решения, без изменений указал, что НДС и акцизный налог имеют одинаковую правовую природу, а именно: оба этих налога являются косвенными. Однако норма п. 177.3 НКУ не делала исключения для ФЛТ относительно не включения акцизного налога в доход.

В данном случае имело место неравенство в порядке определения дохода от хозяйственной деятельности ФЛП и юридических лиц, а включение акцизного налога в доход ФЛП негативно влияет на конкурентоспособность такого предпринимателя по сравнению с юридическими лицами — плательщиками налога на прибыль, являющимися нарушением ст. 42 Конституции Украины.

Акцизный налог с реализуемых субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров является доходом Госбюджета, а не предпринимателя, поскольку расходы по его уплате не являются относящимися к перечню расходов, непосредственно связанных с получением доходов от хозяйственной деятельности. Это свидетельствует о безосновательности доначисления контролирующим органом НДФЛ, уплачиваемым физлицами по результатам годового декларирования.

О приведенном свидетельствует и дальнейшее усовершенствование законодателем правового регулирования вопроса об налогообложении доходов, ФЛП на общей системе путем дополнения п. 177.3 НКУ пп 177.3.1 согласно Закону № 1797, где определено, что не включают в доход ФЛП суммы акцизного налога с реализованных суб’ ектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров.

Таким образом, если у вас возникли конфликтные ситуации с налоговыми, таможенными органами по уплате акцизного налога, обращайтесь к опытным в разрешении таких споров адвокатам АБ «Ткачук и партнеры», которые защитят права клиента в судебном порядке с положительным для него результатом.