Перейти к содержимому
Главная страница » Отказ в назначении льготной пенсии по списку № 2 (аттестация рабочих мест)

Отказ в назначении льготной пенсии по списку № 2 (аттестация рабочих мест)

Відмова в призначенні пільгової пенсії

Реформирование пенсионной сферы в Украине продолжается уже довольно долгое время. Но отказ в назначении льготной пенсии не становятся реже. Изменения касаются повышения пенсионного возраста, порядка назначения различных видов пенсии, перерасчета размера выплат и увеличение оснований для отказа в назначении. И как результат — пополнение судебной практики новыми делами.
Одним из проблемных вопросов является право лица выйти на пенсию со снижением пенсионного возраста, то есть получение льготной пенсии. Такая возможность предусмотрена статьей 114 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», с обязательным условием осуществления трудовой деятельности на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по списку № 1 и на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных Кабинетом Министров Украины.
Чаще всего в данной категории дел отказывают территориальные органы ПФУ по основаниям отсутствия документов со следующей информации:
— реорганизационные мероприятия на предприятии, учреждении или организации;
— изменение названия учреждения, предприятия, организации;
— характер работ, что выполнялись;
— ошибки по дате или номера приказа о назначении или увольнении от должности;
— проведение аттестации рабочих мест работодателем или страхователем, и так далее.
Более подробно хотелось бы остановиться на последнем основании для отказа — порядок проведения аттестации рабочих мест работодателем или
страхователем, ведь в 2020 году суды в корне изменили подход в рассмотрении такой категории дел. И это имеет существенное значение.
Действительно, согласно требованиям действующего законодательства право на пенсию по возрасту на льготных условиях по списку № 2 имеют работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденному Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест. Отказ в назначении льготной пенсии тут не уместен.
В свою очередь, пунктом 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 01.08.1992 года, аттестация проводится в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже, чем один раз в пять лет. В случае, предусмотренном законом, допускается внеочередная аттестация рабочих мест. Такая аттестация осуществляется по инициативе работодателя, профсоюзного комитета, трудового коллектива или территориальных органов Гоструда. Но, самым главным в данном случае является обязанность по контролю за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, возложена на территориальные органы Гоструда. Такой контроль направлен на выявление нарушений работодателем обязанности по проведению аттестации. С соответствующего контроля установлена и мера ответственности именно работодателя в данной сфере, которая четко урегулирована на законодательном уровне, а именно:
согласно части первой статьи 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях, за нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения предусмотрено штраф. В более сложных случаях — возможна даже уголовная ответственность.
В данном случае внимание направлено именно на работодателя, его обязанности и меру ответственности в случае их нарушения. В связи этим и произошли изменения в правовых позициях Верховного суда Украины, на которые стоит обратить внимание.

Важным судебным делом по данному критерию является дело № 640/9049/19 от 30.04.2020 года, где Истец А обратилась в Окружной административный суд города Киева с иском к территориальному управлению ПФУ о признании противоправным отказа последнего в назначении пенсии по возрасту на льготных условиях по списку № 2 и обязательства назначить и выплатить Истцу А соответствующую пенсию с момента первичного обращения к Ответчику Б. Основание для отказа в назначении пенсии Ответчиком Б — отсутствие у Истца А необходимого льготного стажа. Причиной для неучета трудового стажа Истцу А в должности съемника-смывальника красок и лаков послужило несвоевременное проведение аттестации рабочего места. В своем отзыве Ответчик Б ссылается на правовую позицию Верховного суда Украины от 25.11.2014 года, которая и основана на вышеуказанных основаниях для отказа. Однако, Суд признал отказ Ответчика Б с таким основанием в назначении Истцу А пенсии по возрасту на льготных условиях по списку № 2 незаконным и обязал выплатить пенсию Истцу А с момента его обращения с надлежащим образом оформленными документами. В свою очередь суд обращает внимание, что Большая Палата Верховного Суда отошла от заключения Верховного Суда Украины, указанного в постановлении от 25.11.2014 года по рассмотрению дела № 21-519а14. На сегодняшний день правовая позиция Верховного суда Украины по рассмотрению соответствующей категории дел изложена в заключении Большой Палаты Верховного Суда — постановление от 19.02.2020 года № 520/15025/16-а.
Большая Палата Верховного Суда пришла к выводу, что лица, занятые на работах с вредными и тяжелыми условиями труда по списку № 2, но по
вине владельца на таких предприятиях не была проведена аттестация рабочего места, имеют право на зачисление стажа работы на таких
должностях в специальный стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту на льготных условиях по списку № 2. Непроведение или
несвоевременное проведение аттестации рабочих мест владельцем предприятия не может быть основанием для отказа в назначении пенсии по
возрасту на льготных условиях. Ответственность за непроведение или несвоевременное проведение аттестации рабочих мест возлагается на
владельца предприятия, а не на работника. При этом контролирующую функцию в отношениях по проведению аттестации рабочих мест на
предприятии выполняет государство в лице соответствующих контролирующих органов, а не работник.

Также, достойным внимания каждого юриста, работника территориального органа ПФУ и лица, имеющего право на пенсию по возрасту на льготных условиях, является образцовое дело № 360/3611/20 от 21.04.2020 года, где решением Верховного суда Украины в составе коллегии судей Кассационного административного суда, отказ территориального управления ПФУ в назначении пенсии на льготных условиях с основания отсутствия аттестации рабочего места, признано незаконным. Основания для принятия такой позиции полностью совпадают с предыдущим решением суда: то есть работник не может нести ответственность за нарушение работодателем порядка проведения аттестации рабочих мест, и такое нарушение не может быть основанием для отказа в назначении пенсии по возрасту на льготных условиях по списку № 2. Это решение суда является образцовым для дел, в которых предметом спора является обжалование действий территориального органа ПФУ по решению вопроса о назначении пенсии на льготных условиях, для работников, занятых полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда.
Таким образом, мы видим положительную тенденцию развития правовых позиций судов Украины по восстановлению нарушенных прав лиц, достигших пенсионного возраста, и которые имеют право на такого рода выплаты, как пенсия. Это дает надежду на обеспечение достойной старости людей пенсионного возраста в Украине. Отказ в назначении льготной пенсии звоните нам мы поможем.