Природный газ является преимущественным энергоносителем, обеспечивающим комфортные бытовые условия жизнедеятельности населения и производственных структур, а поэтому Государство регулирует вопрос надлежащей поставки потребителю этого топлива через принятие ряда законодательных актов.
В частности, правовые основы функционирования рынка природного газа Украины, надлежащей защиты прав потребителя и безопасности поставки природного газа, взаимоотношения оператора гозораспределительных систем с субъектами рынка природного газа, а также правовые, технические, организационные и экономические основы функционирования газораспределительных систем регулируются Кодексом газораспределительных систем, утвержденным Постановлением Национальной Комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энерегетики и коммунальных услуг № 2494 от 30.09.2015, Законом Украины «О рынке природного газа» от 09.04.2015 № 329-VІІІ и другими законодательными актами.
В то же время для надлежащего обеспечения работы механизма поставки потребителю природного газа последний должен платить за его фактическое потребление.
К сожалению случается неучтенное потребление газа, которое наносит Государству значительный ущерб. Потребители, допустившие неучтенное потребление газа несут ответственность, в частности, в виде доначисления им стоимости такого неучтенного потребления газа.
Так, поставка природного газа потребителям осуществляется по договору, соответствующего Типовому договору поставки природного газа бытовым потребителям, утвержденного Национальной Комиссией 30.09.2015 за № 2500, или присоеденением к договору согласно постановления Комиссии от 30.09.2015 № 2498 «Про утверждение Типового договора распределения природного газа».
Согласно пункта 1 главы 2 раздела ХІ Кодекса газораспределительных систем нарушения потребителем и несанкционированным потребителем, которые квалифицируются как несанкционированный отбор природного газа с газораспределительной сети (ГРС) (кража газа), последствием чего осуществляется начисление неучтенных объемов природного газа, следующие:
- наличие несанкционированного газопровода;
- несанкционированное восстановление газопотребления;
- несанкционированное вмешательство в работу средства измерительной
техники (СИТ) (коммерческого узла учета природного газа, в частности счетчика газа);
- несанкционированное подключение газовых приборов на объекты
потребителя, который учитывается по нормам потребления;
- несанкционированное подключение газовых приборов, результатом
чего превышается диапазон вычисления узла учета (суммарная номинальная мощность газовых приборов и устройств превышает диапазон вычисления узла учета);
6.использование природного газа потребителем при отсутствии или после разорвания договора распределения природного газа.
В пункте 2 глави 2 этого раздела Кодекса предусмотренно перечень нарушений, в результате которых оператор ГРС изменяет установленный режим начисления объемов распределенного природного газа. В частности, отказ в доступе к объекту потребителя, в результате чего представитель оператора ГРС не осуществил контрольное снятие показаний счетчика газа (СИТ) при наличии его на объекте потребителя; отказ в доступе к объекту потребителя, в результате чего представитель оператора ГРС не осуществил демонтаж счетчика газа, что привело к нарушениям срока проведения переодической проверки счетчика газа и/или его ремонта, или его монтажа после проведения переодической проверки и другие.
Согласно пункта 26 раздела ІІІ Правил поставки природного газа (утвержденного 30.09.2015 постановлением Национальной Комисии № 2496) про нарушения, допущенные потребителем во время поставки природного газа, ответственные представители поставщика составляют акт-претензию.
Главами 9,10 раздела Х Кодекса установлены правила проведения экспертизы счетчиков учета газа. При обнаружении признаков повреждения пломб (кроме факта их отсутствия или разорвания пломбированого материала, на котором установлено пломбу) и/или несанкционированного вмешательства в работу счетчика, повреждения счетчика газа, при условии отсутствия признаков несанкционированого вмешательства в работу средства учета, что должно быть указано в акте про нарушение, по договоренности сторон или по инициативе оператора газораспредилительной системы или потребителя может быть инициирована их экспертиза. Проведение экспертизы регулируется Положением «О проведении экпертизы счетчиков газа, установленных у потребителей и предназначеных для учета природного газа в быту», утвержденным приказом Министерства топлива и энергетики № 619 от 27 декабря 2005 года.
Потребитель обязан присутствовать во время проведения экспертизы, а в случае невозможности-может дать письменное согласие на проведение экпертизы без его присутствия или в присутствии уполномоченного им другого лица.
Если за результатами экспертизы и/или внеочередной или экспертной проверки подтверждено наличие нарушения составляется акт про нарушение.
До получения результатов экпертизы или внеочередной или экспертной проверки расчет неучтенного или учтенного частично объема природного газа в результате нарушений не осуществляется (п.7 главы 9 раздела Х Кодекса).
Акт о нарушении должен быть рассмотрен комиссией по рассмотрению актов о нарушениях, которая определяет его правомерность и принимает соответствующее решение (п.8 главы 5 раздела ХІ Кодекса), в частности доначисление суммы стоимости неучтенного потребленного объема природного газа.
Правила начисления убытков зависит от типа обнаруженного нарушения. Так, в случае обнаружения несанкцтонированного газопровода или несанционированного вмешательства в работу счетчика газа расчет объема неучтенного природного газа осуществляется по предельным объемам потребления природного газа населением с учетом всех газовых приборов и устройств потребителя за период с дня последнего контрольного снятия показателей счетчика (контрольного осмотра узла учета или его проверки) до дня выявления нарушения (или не больше чем за 6 месяцев) и с учетом срока на его устарнение.
Если же несанкционированный газопровод проложен путем скрытых действий или физическим лицом, являющимся несанкционированным потребителем, то начало периода, за который определяется объем неучтенного природного газа, начинается с дня приобретения потребителем (физическим лицом) права собственности/пользования на жилые (подсобные) помещения, но не больше 3 лет, предшевствовавших дню обнаружения нарушения.
При несанкционарованном вмешательстве в работу СИТ, осуществленном путем скрытых способов, начало периода, за который определяется объем неучтенного природного газа, определяется с дня установления соответствующего СИТ и/или пломбы, которая повреждена (ее установление должно подтверждатся соответствующим актом), но не больше 12 месяцев (п.1 главы 3 раздела ХІ Кодекса).
Если обнаружен позаштатный режим работы счетчика газа, следствием чего расход (потребление) природного газа счетчиком газа не учитывается или учитывается некоректно (не в полном объеме), то при условии отсутствия несанкционированного вмешательства в работу счетчика газа определение объема потребленного природного газа осуществляется в зависимости от среднемесячного (среднесуточного) объема потребления газа за аналогичный период (отапливаемым или межотапливаемый) предыдущего года или фактический период потребления (отапливаемый или межотапливаемый), если он составляет меньше шести месяцев за период со дня последнего контрольного снятия показаний счетчика (контрольного осмотра или его проверки) до дня обнаружения нарушения (но не больше чем за 6 месяцев) и с учетом срока на его устранение ( пункт 8 главы 3 раздела ХІ Кодекса).
В случае обнаружения у бытового потребителя повреждений счетчика газа и/или пломб на нем расчет по акту про нарушения не осуществляется за период после даты прострочки переодической проверки счетчика в случае несоблюдения по вине Оператора ГРС сроков переодической проверки счетчика газа (пункт 11 главы 3 раздела ХІ Кодекса).
Следует обратить внимание, что в соответствии с положениями главы 7 раздела VІ Кодекса Оператор ГРС в установленном законодательством порядке имеет право прекратить/ограничить газопоставку на объект потребителя (в том числе бытового потребителя) с соблюдением Правил безопасности систем газопоставки, утвержденных Министертсвом энергетики и угольной промышленности Украины от 15.05.2015 № 285, в частности в случае несанкционированного отбора природного газа или вмешательства в работу средства измерительной техники или газораспределительной сети.
В случае своевременного (до выявления нарушения представителем Оператора ГРС ) письменного уведомления потребителем Оператора ГРС о повреждении счетчика газа или пломбы (кроме ее отсутствия) при условии отсутствия несанкционированного вмешательства в работу счетчика газа и повреждения пломбы скрытыми способами процедура изменения режима начисления объемов природного газа не применяется.
Подпункт 9 п.5.1 раздела 5 Типового договора предусматривает, что потребитель имеет право оспаривать какие-либо несанкционированные, неправомерные или другие действия поставщика, нарушающие права потребителя, и принимать участие в рассмотрении этих жалоб. Статьей 58 Закона Украину «Про рынок природного газа» предусмотрена возможность оспаривания решения комиссии по рассмотрению актов о нарушениях. Субъектом, рассматривающим жалобы на такие акты является территориальный орган Национальной Комиссии.
Кроме этого, решения комиссии по рассмотрению актов о нарушении и решения Национальной Комиссии могут быть оспорены в судебном порядке.
Изучение судебной практики по этой категории дел засвидетельствовало, что не всегда указанные акты о нарушении и соответствующие решения Комиссии являются законными, а поэтому предлагается рассмотреть этот вопрос с учетом судебной практики касательно позиции судов при рассмотрении дел этой категории.
Так, расспространенным нарушением потребителя, которое квалифицируется как несанкционированный отбор природного газа из газораспределительной сети (кража газа) и осуществляется начисление неучтенных объемов природного газа является вмешательство в работу средства измерительной техники.
При рассмотрении дел данной категории суд исследует не только вопрос установления экспертизой повреждений (вмешательства в работу) счетчика, но обязательно выясняет соблюдение требований действующего законодательства при направлении на експертизу счетчика и проведение самой экспертизы.
Ярким примером многочисленных нарушений допущенных оператором ГРС при изъятии счетчика и проведения экспертизы, что привело к отмене судом решения о доначислении стоимости потребления неучтенного газа является дело № 922/4351/19.
Так, Верховный Суд 08.09.2020 по делу № 922/4351/19 оставил в силе судебные решения об отмене решение АО «Харьковгоргаз», которым начислено частному предпринимателю объем неучтенного природного газа на
общую сумму 913 374 грн., в связи с вмешательством в работу счетчика.
Судебные решения мотивированы тем, что ответчиком не предоставлено надлежащих доказательств на подтверждение фактов вмешательства в работу счетчика, поскольку акт о нарушении потребителем правил Кодекса может быть надлежащим доказательством совершения правонарушения только в том случае, когда его составлено с соблюдением установленного порядка и вручения потребителю.
Как установлено во время судебного рассмотрения предоставленная ответчиком видеозапись не содержит ссылку на то,что представителями АО «Харьковгоргаз» в присутствии потребителя проводилась экспертиза именно принадлежащего ему счетчика, он распакован, пломба отсутствует, номер счетчика не зафиксирован, а поэтому с видеозаписи усматривается не соблюдение предусмотренных Кодексом требований при направлении на экспертизу СИТ.
Кроме этого, судами из видеозаписи установлено, что лицами, проводившими экспертизу, не оглашено сведения: о присутствующем потребителе; акт о правонарушении, протокол направления спорного счетчика на экспертизу; предмет экспертизы, его идентификационные данные и другие. Также потребителю, которая привезла счетчик на проверку в АТ «Харьковгоргаз», не разьяснено, что она присутствует не на проверке счетчика, а при проведении его экспертизы, не оглашен и состав комиссии, которой проводилась экспертиза (не зафиксировано, что ее состав изменялся).
Судами также установлено ряд других нарушений, в частности то, что проведению экспертизы не предшествовало не составление акта о нарушении, не составление протокола о направлении СИТ на экпертизу; осмотр СИТ проводился ужев распакованом виде; видеозапись не подтверждает того факта, что истец оставила экспертизу до ее окончания, что опровергает достоверность записи в акте о нарушении и протокле направления счетчика на експертизу; акт о нарушении составлен представителями Оператора ГРС при отсутствии потребителя; факт отказа потребителя от подписи акта о нарушении не подтверждено видеозаписью; материалы дела не содержат надлежащих и допустимых доказательств уведомления потребителя (истца) о составлении работниками ответчика и вручения акта о правонарушении и протокола о направлении СИТ на экспертизу.
Таким образом суды пришли к выводу, что имеющиеся в деле доказательства, на основании которых было проведено экспертизу (в частности, наличие записи в акте о нарушениях, протоколе о направлении счетчика на экпертизу не подтверждаются видеозаписью), составлены со множественными нарушениями требований действующего законодательства, которые делают невозможным учитывать ее выводы в качестве надлежащих доказательств факта несанционированного вмешательства в работу счетчика истца и факта искривления данных учета потребленного истцом природного газа.
Также постановлением Львовского апеляционного суда от 13.08.2019 по делу № 466/9968/116-ц (после отмены Верховным Судом и направления на новое рассмотрение в суд апеляционной инстанции) оставлено в силе решение суда первой инстанции о признании неправомерным решения ПАО «Львовгаз» о доначислении лицу объема неучтенного потребления газа на сумму 38 796 грн.
Удовлетворяя исковые требования местный суд исходил из того, что ответчик надлежащими и допустимыми доказательствами не доказал, что именно истец осуществлял действия по вмешательству в работу счетчика, поскольку в акте экспертизы и прилагаемых к нему документах обнаружены грубые нарушения при их оформлении.
Также ПАО «Львовгаз» не было направлено истцу акт-претензию, в котором должно описываться допущенное потребителем нарушение, приведен расчет и размер нанесенных убытков, действия, которые должен сделать истец, последствия их неисполнения. К тому же акт о обнаруженых нарушениях, который является основанием для проведения экспертизы не содержит подписи представителя гозопостачальной организации, в нем не приведено признаки нарушений, что, собственно, есть основанием для его составления.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства по поводу того, каким способом было транспортировано счетчик для проведения экспертизы. В акте экспертизы счетчика газа отсутствует подпись одного из членов комиссии, а сама экспертиза проведена без потребителя без ее письменного согласия на это.
Приведенные обстоятельства в их сукупности, по мнению колегии судьев, неоспоримо свидетельствуют о допущенных существенных нарушениях требований закона работниками ответчика ПАО «Львовгаз» в пределах проведенных действий по установлению соответсвующих нарушений допущенных потребителем, демонтажа счетчика и проведения экспертизы.
Кроме этого, согласно вывода экпертизы касательно целостности отсчетного механизма, установлены повреждения защитного покрытия под крышкой, механические царапины, то есть выявлено вмешательство в работу СИТ. При этом, комиссией установлено, что целостность заводской пломбы и поверненного клейма не нарушена, что свидетельствует о недоказанности вмешательства истца в работу счетчика.
Верховный Суд 17.03.2020 по делу № 127/14593/17 оставил в силе судебные решения о признании противоправным решение комиссии ПАО «Винницагаз» о доначислении стоимости объема неучтенного газа в размере 37 626 грн.
Судом решения мотивированы тем, что оспариваемое решение является незаконным, поскольку ответчиком не был составлен акт о нарушении, а також представитель ответчика не составил протокол направления счетчика на експертизу перед ее проведением.
Кроме этого 25.09.2019 Запорожским апеляционным судом (оставленным в силе Верховным Судом) по делу № 328/872/19 оставлено в силе решение суда первой инстанции, которым признано противоправным решение комиссии АО «Запорожгаз» о доначислении лицу объемов неучтенного потребленного газа стоимостью 42 707 грн.
Суд указал, что Оператором ГРС во время демонтирования счетчика, его экспертизы не приведено ни одного факта повреждения счетчика газа, пломб, индикаторов действия воздействия постоянного магнитного поля на нем, нарушения целостности или повреждения поверненного клейма, а также действия, которые приводят к занижение показаний счетчика, что свидетельствовало бы о вмешательстве в работу последнего и было бы основанием для направления его на экспертизу. Также из пяти присутствующих при экпертизе членов комиссии акт подписано тремя.
Также в судебных решениях указанной категории суды указывают на необходимость надлежащего доказывания именно вмешательства потребителя в работу счетчика.
Так, Верховным Судом 14.02.2020 оставлены в силе судебные решения в деле № 335/2576/19, которыми признано неправомерным решение ПАО «Запорожгаз» о начислении лицу стоимости неучтенного потребления газа на сумму в размере 201 860 грн.
Судебные решения мотивированы тем, что несмотря на то, что проведенной комиссией ПАО «Запорожгаз» экспертизой выявлено несанкционированное вмешательствов работу СИТ, истицей надлежащими доказательствами доказано отсутствие несанкционированного вмешательства в работу СИТ, а именно: судебной трассологической экспертизой, согласно которой на частях отсчетного устройства счетчика газа отсутствуют какие-либо следы, которые свидетельствуют о вмешательстве в его работу с целью искривления показателей.
Верховный Суд 18.09.2019 по делу № 922/1573/18 оставил в силе судебные решения о признании неправомерным решение ПАО «Харькогоргаз» о доначислении ПАО «Элеватормлинмаш» неучтенных объемов газа на сумму 5 589 960 грн.
Судебные решения мотивированы тем, что основанием для доначисления объема природного газа стал установленный факт эксплуатации СИТ газа с нарушениями правил применения такого способа измерительной техники вопреки требованиям законодательства про метрологию и метрологическую деятельность относительно к ГРС. Вместе с тем согласно с главой 5 раздела ХІ Кодекса основанием для доначисления объема природного газа является несанкционированное вмешательство потребителем в работу СИТ, которое не было доказано ответчиком при рассмотрении этого дела.
При рассмотрении дел данной категории суды придерживаются критерия, что при рассмотрении дела необходимо доказать не только вмешательство в работу СИТ, но и то, что это привело к искривлению показаний счетчика.
Верховным Судом 05.11.2019 по делу № 922/137/19 оставлено в силе судебные решения, которыми признано неправомерным решение АО «Харьковгоргаз» о доначислении ООО «БМВ Лизинг» объема нучтенного газа стоимостью 4 180 923 грн.
Суд пришел к выводу, что согласно п.4 главы 1 раздела 1 Кодекса несанкционированное вмешательство в работу СИТ это вмешательство в работу или конструкцию или составляющие коммерческого узла учета ( в том числе счетчика газа), в том числе путем их подделки, повреждения или повреждения на них пломб, воздействия направленного постоянного магнитного поля или изменения конфигурации данных вычислителя/корректора объема газа (первичного програмирования или протокола параметризации), в следствии чего расходы (потребление) природного газа коммерческим узлом учета не учитывается (учитывается частично или с нарушением законодательства), и другие действия, которые приводят к искривлению данных учета природного газа.
Проанализировав содержание указанного положения, Верховный Суд посчитал правильным выводы судов первой и апеляционной инстанций, что несанкционированным вмешательством является не только доказательство факта повреждения конструкции СИТ, в частности, повреждения пломб, а и установление факта искривления данных учета природного газа (когда расходы природного газа коммерческим узлом учета не учитываются, учитываются частично или с нарушениями).
По аналогичным основаниям судами признаны неправомерными решения газоснабжающих компаний о начислении потребителям объемов неучтенного газа, с которыми согласился Верховный Суд в делах № 922/4351/19 (сумма доначисления 913 273 грн.), № 914/375/18 (407 400 грн.), № 914/2108/19 (1 936 197 грн.), № 914/2384/17 (32 840 548 грн.).
Кроме этого, Верховный Суд 24.05.2022 по делу № 914/2920/20 оставил без изменений судебные решения которыми признано неправомерными действия АО «Львовгаз» по изменению режима начисления оплаты за потребление газа и начиление ЗАО «Эролигал Партнерз» объемов природного газа на сумму 64 826 грн.
Судами указано, что предписаниями главы 2 раздела ХІ Кодекса определено виды нарушений, следствием которых осуществляется перерасчет (доначисление) объемов природного газа или изменение их режима начисления. К таким нарушениям (которое имело место в данном случае) относится отказ в допуске к объекту потребителя, следствием чего представитель Оператора ГРС не осуществил контрольное снятие показателей счетчика газа при их наличии на объекте потребителя.
Однако, истец является юридическим лицом и согласно с пунктом 4 главы 1 раздела ХІ Кодекса не принадлежит к бытовым. В то же время, порядок определения неучтенных объемов природного газа и изменения их режима начисления потребителю (несанкционированному потребителю), который не является бытовым урегулировано главой 4 раздела ХІ Кодекса, предписания которой не предусматривают такого основания для изменения режима начисления, как отказ в доступе к объекту потребителя, следствием чего представитель Оператора ГРС не осуществил контрольное снятие показаний счетчика газа.Учитывая указанную судебную практику возможно сделать вывод, что во время рассмотрения дел данной категории для принятия позитивного решения для потребителя имеет значение не только установление факта нарушения, но и такие нюансы как надлежащее его доказывание, а поэтому при начислении газоснабжающей компанией стоимости неучтенного объема потребленного природного газа, следует обратится к адвокату, который поможет собрать доказательства для решения спора в пользу потребителя.