Перейти к содержимому
Главная страница » КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ УКАЗАЛ, ЧТО ВВЕДЕННОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ЧЕРНОБЫЛЬСЬКОЙ ПЕНСИИ НАРУШАЕТ СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННЫХ ГАРАНТИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ УКАЗАЛ, ЧТО ВВЕДЕННОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ЧЕРНОБЫЛЬСЬКОЙ ПЕНСИИ НАРУШАЕТ СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННЫХ ГАРАНТИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН

Решением Конституционного Суда Украины от 20.03.2024 по делу №2-р(ІІ)/2024 признано неконституционными предписание статьи 2 Закона Украины «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» от 08.07.2011 № 3668-VI с изменениями действие на Закон Украины „О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы“ от 28.02.1991 № 796–XII с изменениями, предписание первого предложения части третьей статьи 67 Закона Украины „О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы“ от 28.02 .1991 № 796–XII с изменениями.

Согласно оспариваемым предписаниям ст.2 Закона «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» от 8.07.2011 №3668-VI, максимальный размер пенсии (кроме пенсионных выплат, осуществляемых из Накопительного пенсионного фонда) (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющих особые заслуги перед Родиной), назначенных (перечисленных) в соответствии с Законом «О статусе и социальная защита граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» не может превышать 10 прожиточных минимумов, установленных для лиц, потерявших трудоспособность.

Аналогичные ограничения установлены предписанием первого предложения ч.3 ст.67 Закона «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» от 28.02.1991 №796-XII.

В решении Конституционный Суд указал, что ст.67 закона №796-XII в первичной редакции не содержала предписаний по ограничению максимального размера пенсии. Вместо этого содержалось требование ежегодного повышения конкретных размеров всех доплат, пенсий и компенсаций в соответствии с изменением индекса стоимости жизни и ростом минимальной заработной платы.

Такое требование содержит и ч.1 ст.67 закона №796-XII в редакции Закона от 06.06.1996 №230/96-ВР, действующей на время рассмотрения этого дела, а именно: конкретные размеры всех доплат, пенсий и компенсаций повышает Кабинет Министров в соответствии с изменением индекса стоимости жизни и ростом минимальной заработной платы.

Следовательно, сохранив требование повышения для лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, размеров всех доплат, пенсий и компенсаций в соответствии с изменением индекса стоимости жизни и ростом минимальной заработной платы, законодатель предписаниями ст.2 закона №3668-VI и первого предложения ч.3 ст. .67 закона №796-XII ограничил максимальный размер государственной пенсии этих лиц.

Более того, анализ п.2 разд.II «Заключительные и Переходные положения» Закона №3668-VI свидетельствует об остановке повышения размера пенсии для пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы лиц.

На государство возложена обязанность обеспечить лицам с инвалидностью из числа пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы усиленную социальную защиту, а введенное ограничение максимального размера пенсии является нарушением обязательств государства, вытекающих из содержания вв. стст.1, 3, 16, ч.3 ст.22, ч.1 ст.50 Конституции Украины в их взаимосвязи.

Кроме того, лица, которым назначена Чернобыльская пенсия до внесения оспариваемых изменений в законодательство, имели все основания рассчитывать на стабильность законодательства и правомерно надеяться, что право на установленный им уровень социальной защиты является гарантированным, а потому оспариваемые предписания противоречат также требованиям чч.1, 2 ст. .8, ч.1 ст.41 Конституции Украины.

Предписания законов, признанных неконституционными, утрачивают силу со дня принятия этого решения Конституционного Суда Украины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *