Одной из опций для увеличения дохода бизнеса является получения заказов, которые финансируются за счет государственного бюджета (бюджетов органов местного самоуправления), а также природных монополий.
Практически все заказы для покупки товаров, работ и услуг (даже допороговых) заказчики должны размещать на площадке электронных торгов Prozzoro.
Работать в Прозорро необходимо через личный кабинет площадки Прозорро – на сегодняшний день это 12 площадок — Public Bid ООО «ІТ Контракт», SmartTender.biz ООО «СМАРТТЕНДЕР, Newtend ООО «НЬЮТЕНД», E-tender ООО «Е-Тендер», Zakupivli.Pro ООО «ЗАКУПІВЛІ.ПРО», Держзакупівлі.Онлайн ТОВ «Держзакупівлі.Онлайн» zakupki.com.ua, ТОВ «ЗАКУПІВЛІ:ЮА «Українська універсальна біржа ООО «Українська універсальна біржа»,ТЕНДЕР — online ЧП «ТЕНДЕР ОНЛАЙН», GOV.AUCTION ТБ «ПУБЛІЧНІ АУКЦІОНИ», IZI.TRADE ООО «ІЗІ.Трейд», “PlayTender” ООО “Плейтендер”.
Какую информацию должен разместить Заказчик на торговой площадке – если это упрощенная процедура:
- данные о Заказчике – наименование и другие данные;
- Что именно закупается – товары, работы, услуги, классификатор предмета закупок;
- Информация о существенных технических и другая существенная информация о предмете тендера;
- Количество и объем товара, место выполнения работ;
- Сроки выполнения заказа или выполнения работ;
- Оплата и условия оплаты;
- Окончательный срок размещения предложений; другие существенные условия – критерии осуществления оценки тендера, возможное обеспечение, условия понижения цены и прочее.
Для проведения упрощенной закупки с применением электронного аукциона должно быть представлено не менее двух предложений.
В случае, если было подано одно предложение, электронная система закупок по истечении срока подачи предложений автоматически переходит к этапу рассмотрения на соответствие условиям, определенным в объявлении о проведении упрощенной закупки, и требованиям к предмету закупки предложения участника.
Предложения представляются участниками по истечении срока периода уточнения информации, указанной заказчиком в объявлении о проведении упрощенной закупки, в электронном виде путем заполнения электронных форм и загрузки необходимых документов через электронную систему закупок, подтверждающих соответствие требованиям, определенным заказчиком.
Участник имеет право внести изменения или отозвать свое предложение до истечения срока его представления без утраты своего обеспечения предложения.
Однако основной процедурой публичных торгов именно открытые торги с особенностями на период действия военного положения, установленными Постановлением Кабинета Министров Украины от 12.10.2022 № 1178. Течение процедуры в военное время происходит в более короткие сроки и проще как для заказчика, так и для участника.
Информация о проведении открытых публичных торгов должна иметь следующую информацию:
- Полная информация о Заказчике
- Предмет закупки – товар, работа, услуга;
- Цена, сроки поставки товаров, выполнение работ;
- Возможное обеспечение;
- время и дата раскрытия тендерных предложений;
- Процедура понижения цены и возможная формула понижения цены.
Также вместе с объявлением Заказчик обнародует тендерную документацию.
Тендерной документацией определяются все требования к участнику и его документам. Для правильного понимания требований тендерной документации участнику сначала следует ознакомиться с ее положениями, всеми ее приложениями, а также инструкцией по подготовке тендерных предложений.
Единого подхода к требованиям, которые должны содержать тендерные документации, кроме общих, не существует. Каждый тендер особенный, как и требования к разным предметам закупки. Даже к одному и тому же предмету закупки разные заказчики могут предъявлять разные требования и по-разному описывать технические требования, в зависимости от специфики предмета закупки.
Тендерная документация может содержать описание и примеры формальных (несущественных) ошибок, допущение которых участниками не приведет к отклонению предложений.
В соответствии с Особенностями, утвержденными постановлением КМУ № 1178, тендерное предложение подается в электронной форме через электронную систему закупок с указанием информации о цене, другие критерии оценки (в случае их установления заказчиком), информации от участника процедуры закупки о его соответствии квалификационным (квалификационным) критериям (в случае их (его) установления наличие/отсутствие оснований, установленных в пункте 47 Особенностей и в тендерной документации, и путем загрузки необходимых документов, требуемых заказчиком в тендерной документации.
В связи с постоянными изменениями тендерного законодательства, часто возникает множество вопросов и сомнений на этапе подготовки и размещения тендерного предложения, ответы на которые сложно найти самостоятельно.
Следует не забывать о праве участников процедуры закупки обратиться к Заказчику за разъяснениями по тендерной документации или с требованием по устранению нарушения при проведении тендера в соответствии с Особенностями, утвержденными постановлением КМУ № 1178.
Участник имеет право не позднее чем за три дня до истечения срока подачи тендерного предложения обратиться через Прозорро к заказчику за разъяснениями по тендерной документации и/или обратиться к заказчику с требованием устранения нарушения во время проведения тендера. Все обращения автоматически обнародуются в Прозорро без идентификации обратившегося к заказчику лица.
Заказчик обязан ответить заявителю в течение трех дней с даты обнародования и разъяснить обращение, обнародовав его в Прозорро.
Также участники процедуры закупки имеют право внести изменения в свое тендерное предложение или отозвать его до истечения срока его подачи.
Важно знать, что не может являться основанием для отклонения Заказчиком тендерного предложения отсутствие в его составе документов, не предусмотренных законодательством.