Перейти к содержимому
Главная страница » ИСК В ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД — ПОМОЩЬ АДВОКАТА

ИСК В ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД — ПОМОЩЬ АДВОКАТА

В хозяйственные суды обращаются юридические лица и физические лица — предприниматели, физические лица, не являющиеся предпринимателями, государственные органы местного самоуправления с исковыми заявлениями о защите своих нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав и законных интересов по делам, отнесенным законом к юрисдикции таких судов, а также для принятия предусмотренных законом мер, направленных на предотвращение правонарушений.

Хозяйственные суды на общих основаниях разрешают все споры между субъектами хозяйственной деятельности, а также споры, связанные с:

— приватизацией государственного и коммунального имущества (кроме споров о приватизации государственного жилищного фонда), в том числе споры о признании недействительными соответствующих актов органов местного самоуправления и органов приватизации, а также споры по делам, возникающим из корпоративных отношений (в том числе в случаях если сторонами в судебном процессе выступают физические лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности), в частности, между юридическими лицами и их участниками (учредителями, акционерами, членами), в том числе выбывшими участниками, а также между участниками (учредителями, акционерами) , членами) юридического лица, связанных с созданием, деятельностью, управлением и прекращением деятельности такого лица. Предметом соответствующих исков могут являться требования о признании недействительными: актов органов управления юридического лица; ее учредительных документов; сделок, заключенных юридическим лицом, если истец обосновает свои требования нарушением его корпоративных прав или интересов и т.п. Исключение составляют трудовые споры с ролью юридического лица;

— образованием субъектов хозяйствования, их реорганизацией и ликвидацией, включая споры о признании недействительными учредительных документов, прекращении деятельности юридического лица и отмене его государственной регистрации;

— защитой права собственности, в том числе с признанием этого права;

— использованием в хозяйственном обороте объектов интеллектуальной собственности, включая споры по искам субъектов хозяйствования в органы государственной власти о признании недействительными актов о выдаче документов, удостоверяющих право интеллектуальной собственности, и отказом в регистрации объектов промышленной собственности;

— заключением, изменением, исполнением и расторжением всех хозяйственных договоров между субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, включая договоры, заключаемые путем проведения конкурса, биржевых торгов, аукционов и т.д. К числу таких договоров относятся, в частности, об отчуждении объектов приватизации (кроме приватизации государственного жилищного фонда); передачу государственного или коммунального имущества в аренду; закупку товаров (работ, услуг) для государственных нужд;

— признанием недействительными договоров, заключенных субъектами хозяйствования или между субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления путем проведения публичных торгов (аукциона), в том числе договоров купли-продажи и аренды земли, а так же признание недействительными актов о проведение соответствующих торгов (аукциона), даже если приобретателем имущества, реализуемого на таких торгах (аукционе), являются предприятия, учреждения, организации, другие юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и приобрели статус субъекта такой деятельности;

— требованиями о возмещении вреда, причиненного противоправными решениями, действиями или бездействием субъекта властных полномочий или иным нарушением прав, свобод и интересов субъектом публично-правовых отношений, — при условии, что такие требования не объединяются с требованием решить публично- правовой спор и по своему субъектному составу подпадают под действие статьи 1 ХПК;

— обжалованием в соответствии с частью первой статьи 60 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» решений (распоряжений) органов Антимонопольного комитета Украины и взысканием с субъектов хозяйствования сумм штрафов и пени в связи с нарушением конкурентного законодательства;

— сферой градостроительства, в том числе с участием центрального органа исполнительной власти, что обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере строительства, градостроительства и архитектуры;

— взысканием просроченной задолженности субъекта хозяйствования перед государством (территориальной общиной) по кредиту (ссуде), привлеченному государством (территориальной общиной) или под государственную (местную) гарантию, а также по кредиту из бюджета, включая плату за пользование такими кредитами (ссудами) и пеню (часть девятая статьи 17 Бюджетного кодекса Украины), в том числе по искам органов государственной налоговой службы Украины, поскольку имущественные отношения по соответствующим делам основаны на юридическом равенстве сторон;

— взысканием с органов местного самоуправления и специально уполномоченных государственных органов, являющихся распорядителями бюджетных средств, сумм убытков, связанных с перевозками пассажиров льготных категорий.

Общая исковая давность в хозяйственном процессе устанавливается в три года с момента, когда лицо узнало или могло узнать о нарушении своего права или о лице, которое его нарушило. Специальная же давность устанавливается в случаях прямо предусмотренных законом, в частности, для исков, вытекающих из поставки товаров ненадлежащего качества (6 месяцев), исков о возмещении заказчику ущерба, вызванного недостатками проекта (в течение 10 лет), а в случае причинения ущерба противоправными действиями подрядчика , повлекшие разрушения, аварии, обрушения — в течение 30 лет со дня принятия построенного объекта, и т.д.

Форма и содержание хозяйственного иска должны удовлетворять требованиям, неисполнение которых становится основанием для оставления иска без движения или возврата. Важным этапом подготовки иска является формирование доказательной базы для обоснования исковых требований.

В зависимости от заявленных исковых требований и сложности дела иски в порядке хозяйственного судопроизводства рассматриваются в формах приказного производства (взыскание денежных сумм незначительного размера в отношении которых отсутствует спор или его наличие заявителю неизвестно), в исковом производстве по правилам упрощенного производства (малозначные дела, дела незначительной сложности) , и другие дела, которые в приоритете быстро решить), а также общего искового производства в случаях, в которых из-за сложности или других обстоятельств дела нецелесообразно его рассматривать в упрощенном порядке. Опытный адвокат очертит клиенту перспективу, определит оптимальную стратегию быстрого и результативного разрешения существующего хозяйственного спора.

За подачу иска взимается судебный сбор в размерах, определенных Законом Украины «О судебном сборе», который определяется в зависимости от характера спора (имущественный/неимущественный) и цены иска с учетом прожиточного минимума для трудоспособных лиц в текущем году.

Все эти вопросы поможет урегулировать опытный адвокат Адвокатского бюро Ткачук и партнеры с учетом индивидуальных нюансов конкретной ситуации клиентов.