В
хозяйственные суды обращаются юридические лица и физические лица —
предприниматели, физические лица, не являющиеся предпринимателями,
государственные органы местного самоуправления с исковыми заявлениями о защите
своих нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав и законных интересов по
делам, отнесенным законом к юрисдикции таких судов, а также для принятия
предусмотренных законом мер, направленных на предотвращение правонарушений.
Хозяйственные
суды на общих основаниях разрешают все споры между субъектами хозяйственной
деятельности, а также споры, связанные с:
—
приватизацией государственного и коммунального имущества (кроме споров о
приватизации государственного жилищного фонда), в том числе споры о признании
недействительными соответствующих актов органов местного самоуправления и
органов приватизации, а также споры по делам, возникающим из корпоративных
отношений (в том числе в случаях если сторонами в судебном процессе выступают
физические лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности), в
частности, между юридическими лицами и их участниками (учредителями,
акционерами, членами), в том числе выбывшими участниками, а также между
участниками (учредителями, акционерами) , членами) юридического лица, связанных
с созданием, деятельностью, управлением и прекращением деятельности такого
лица. Предметом соответствующих исков могут являться требования о признании
недействительными: актов органов управления юридического лица; ее учредительных
документов; сделок, заключенных юридическим лицом, если истец обосновает свои
требования нарушением его корпоративных прав или интересов и т.п. Исключение
составляют трудовые споры с ролью юридического лица;
—
образованием субъектов хозяйствования, их реорганизацией и ликвидацией, включая
споры о признании недействительными учредительных документов, прекращении
деятельности юридического лица и отмене его государственной регистрации;
—
защитой права собственности, в том числе с признанием этого права;
—
использованием в хозяйственном обороте объектов интеллектуальной собственности,
включая споры по искам субъектов хозяйствования в органы государственной власти
о признании недействительными актов о выдаче документов, удостоверяющих право
интеллектуальной собственности, и отказом в регистрации объектов промышленной
собственности;
—
заключением, изменением, исполнением и расторжением всех хозяйственных
договоров между субъектами хозяйствования и органами государственной власти и
местного самоуправления, включая договоры, заключаемые путем проведения
конкурса, биржевых торгов, аукционов и т.д. К числу таких договоров относятся,
в частности, об отчуждении объектов приватизации (кроме приватизации
государственного жилищного фонда); передачу государственного или коммунального
имущества в аренду; закупку товаров (работ, услуг) для государственных нужд;
—
признанием недействительными договоров, заключенных субъектами хозяйствования
или между субъектами хозяйствования и органами государственной власти и
местного самоуправления путем проведения публичных торгов (аукциона), в том
числе договоров купли-продажи и аренды земли, а так же признание
недействительными актов о проведение соответствующих торгов (аукциона), даже
если приобретателем имущества, реализуемого на таких торгах (аукционе),
являются предприятия, учреждения, организации, другие юридические лица,
граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без создания
юридического лица и приобрели статус субъекта такой деятельности;
—
требованиями о возмещении вреда, причиненного противоправными решениями,
действиями или бездействием субъекта властных полномочий или иным нарушением
прав, свобод и интересов субъектом публично-правовых отношений, — при условии,
что такие требования не объединяются с требованием решить публично- правовой
спор и по своему субъектному составу подпадают под действие статьи 1 ХПК;
—
обжалованием в соответствии с частью первой статьи 60 Закона Украины «О
защите экономической конкуренции» решений (распоряжений) органов
Антимонопольного комитета Украины и взысканием с субъектов хозяйствования сумм
штрафов и пени в связи с нарушением конкурентного законодательства;
—
сферой градостроительства, в том числе с участием центрального органа
исполнительной власти, что обеспечивает формирование и реализует
государственную политику в сфере строительства, градостроительства и
архитектуры;
—
взысканием просроченной задолженности субъекта хозяйствования перед
государством (территориальной общиной) по кредиту (ссуде), привлеченному
государством (территориальной общиной) или под государственную (местную)
гарантию, а также по кредиту из бюджета, включая плату за пользование такими
кредитами (ссудами) и пеню (часть девятая статьи 17 Бюджетного кодекса
Украины), в том числе по искам органов государственной налоговой службы
Украины, поскольку имущественные отношения по соответствующим делам основаны на
юридическом равенстве сторон;
—
взысканием с органов местного самоуправления и специально уполномоченных
государственных органов, являющихся распорядителями бюджетных средств, сумм
убытков, связанных с перевозками пассажиров льготных категорий.
Общая
исковая давность в хозяйственном процессе устанавливается в три года с момента,
когда лицо узнало или могло узнать о нарушении
своего права или о лице, которое его нарушило. Специальная же давность
устанавливается в случаях прямо предусмотренных законом, в частности, для
исков, вытекающих из поставки товаров ненадлежащего качества (6 месяцев), исков
о возмещении заказчику ущерба, вызванного недостатками проекта (в течение 10 лет),
а в случае причинения ущерба противоправными действиями подрядчика , повлекшие
разрушения, аварии, обрушения — в течение 30 лет со дня принятия построенного
объекта, и т.д.
Форма
и содержание хозяйственного иска должны удовлетворять требованиям, неисполнение
которых становится основанием для оставления иска без движения или возврата.
Важным этапом подготовки иска является формирование доказательной базы для
обоснования исковых требований.
В
зависимости от заявленных исковых требований и сложности дела иски в порядке
хозяйственного судопроизводства рассматриваются в формах приказного
производства (взыскание денежных сумм незначительного размера в отношении
которых отсутствует спор или его наличие заявителю неизвестно), в исковом
производстве по правилам упрощенного производства (малозначные дела, дела
незначительной сложности) , и другие дела, которые в приоритете быстро решить),
а также общего искового производства в случаях, в которых из-за сложности или
других обстоятельств дела нецелесообразно его рассматривать в упрощенном
порядке. Опытный адвокат очертит клиенту перспективу, определит оптимальную
стратегию быстрого и результативного разрешения существующего хозяйственного
спора.
За
подачу иска взимается судебный сбор в размерах, определенных Законом Украины «О
судебном сборе», который определяется в зависимости от характера спора
(имущественный/неимущественный) и цены иска с учетом прожиточного минимума для
трудоспособных лиц в текущем году.
Все
эти вопросы поможет урегулировать опытный адвокат Адвокатского бюро Ткачук и
партнеры с учетом индивидуальных нюансов конкретной ситуации клиентов.