Нередко действия и решения Заказчиков при осуществлении тендерных процедур вместо покупки за публичные средства высококачественных товаров, работ, услуг по оптимальным ценам пытаются добиться прямо противоположного результата – получить товары, работы, услуги сомнительного качества за не рыночно высокое качество у «своих» поставщиков и идут на следующие нарушения:
-Безосновательный выбор победителя;
-Незаконное устранение участника (часто на основании надуманных и формальных соображений);
-Заключение Заказчиком договора с компанией, которая даже не участвовала в тендере;
-Внесение изменений после опубликования тендерной документации;
-Безосновательная отмена торгов Заказчиком;
-Прочие нарушения Заказчика в целях недопущения честного и прозрачного тендера.
Согласно ст. 18 Закона «О публичных закупках» органом обжалования является Антимонопольный комитет Украины.
Подавать жалобу можно при проведении сверхпороговых закупок, к которым относятся:
-открытые торги;
-конкурентный диалог;
-переговорная процедура закупки;
-торги с ограниченным участием;
-рамочная сделка.
Также участники могут подать жалобу и на этапе подготовки предложения на условия и требования документации, если они считают, что она не отвечает принципам и требованиям публичных закупок.
Жалобу может подать участник закупки (любого юридического статуса), который подал свое тендерное предложение и считает, что заказчик нарушил их права и интересы во время проведения торгов и обязательно имеет личный кабинет на электронной площадке Прозорро.
Если подана жалоба, дальнейшее проведение торгов в таком случае не допускается.
Жалоба подается исключительно в электронном виде через личный кабинет (поскольку в бумажном виде она не принимается). За ее подачу взимается сбор в размере, установленном Кабинетом Министров Украины.
После оплаты за подачу жалобы она автоматически вносится в реестр жалоб, где в дальнейшем формируется регистрационная карточка, после чего жалоба не может быть отозвана.
Информация, которую должна содержать жалоба указана в ч. 5 ст. 18 Закона Украины «О публичных закупках».
Важно, уплаченные средства за поданную жалобу могут быть возвращены в случае:
-принято решение в пользу жалобщика;
-если истек срок для подачи жалобы;
-сумма средств уплаченных за подачу жалобы не соответствует стоимости для данной закупки (излишне уплаченные средства).
Сроки подачи жалобы установлены ч.8 ст. 8 Закона Украины «О публичных закупках.
В случае нарушения сроков, определенных в абзацах первом – четвертом настоящей части, жалобы автоматически не принимаются электронной системой закупок.
В электронной системе закупок автоматически обнародуются принятые органом обжалования решения и рассылаются уведомления субъекту обжалования и заказчику.
Обращаем внимание, что нередки случаи, когда АМКУ по формальным основаниям не рассматривает по существу жалобу на нарушение требований законодательства во время проведения тендера по публичным закупкам. В этом случае такое решение АМКУ может быть оспорено в судебном порядке.
Так, Верховный Суд 24.03.2023 оставил без изменений судебные решения предыдущих инстанций об удовлетворении иска Консорциума о признании противоправным и отмене решения АМКУ о прекращении рассмотрения жалобы истца на отказ тендерной комиссии в участии в торгах на государственные закупки.
Удовлетворяя исковые требования суды, с которыми согласился Верховный Суда, пришли к выводу, что у ответчика не было оснований для прекращения рассмотрения жалобы истца на основании частей 12, 13 статьи 18 Закона, поскольку жалоба истца содержала (вопреки доводам ответчика) соответствующие обоснования нарушения его прав и интересов относительно решения заказчика об отклонении тендерного предложения Консорциума. В частности, жалоба в АМКУ содержит обоснование наличия у Консорциума нарушенных прав и охраняемых законом интересов, поскольку он является участником процедуры Закупки, а обжалованное ответчику решение Заказчика, лишило его права на дальнейшее участие в Закупке.
При этом Верховный Суд обратил внимание, что п.4 ч. 5 статьи 18 Закона не требует установления заранее действительности нарушения прав жалобщика, а содержит требования только об указании таких обстоятельств в жалобе, что истцом и было сделано.
Следовательно, для того чтобы жалоба была принята к рассмотрению, надлежащим выполнением требований указанной нормы права Закона является формальное наличие в жалобе соответствующего обоснования наличия у субъекта обжалования нарушенных прав и охраняемых законом интересов, а фактическое выяснение наличия нарушенных прав и охраняемых интересов. жалобщика осуществляется органом обжалования при рассмотрении жалобы по существу и соответствующая оценка доводам жалобщика предоставляется именно в решении об удовлетворении или об отказе в удовлетворении жалобы.
Если при планировании участия или в процессе участия в закупках возникает потребность в квалифицированном сопровождении и помощи по обжалованию требований такой закупки или в результате принятого Заказчиком решения обращайтесь к опытным адвокатам АБ «Ткачук и партнеры», которые помогут Вам подать в АМКУ юридически грамотно составленную жалобу.