В последнее время хозяйственные суды рассматривают многие дела о взыскании с ГП «Гарантированный покупатель» долга как возмещение производителям альтернативной электроэнергии средств по «зеленому» тарифу.
ГП «Гарантированный покупатель» отмечает различные аргументы в свою защиту по поводу причин возникновения долга и, в частности, на наличие форс-мажорных обстоятельств – введение в стране военного положения и особенности расчетов по «зеленому» тарифу во время его действия.
Однако хозяйственные суды, как правило, становятся на сторону истцов, отклоняя аргументы ГП «Гарантированный покупатель».
Так, Верховным Судом 21.03.2024 оставлены без изменений судебные решения об удовлетворении иска ООО о взыскании с ГП «Гарантированный покупатель» 33 911 519 грн. основной задолженности, 535765 грн. 3% годовых, 2192190 грн. инфляционных утрат.
Возражая против иска ГП ссылалось на 1.1, 1.3 Приказа Министерства энергетики Украины от 28.03.2022 № 140 «О расчетах на рынке электрической энергии» и пункты 2,3 Приказа Минэнерго от 15.06.2022 № 206 «О расчете с производителями В частности, в отношениях между ГП «Гарантированный покупатель» и производителями электрической энергии при осуществлении расчетов по «зеленому» тарифу в условиях особого периода (военного положения). Указанными приказами Минэнерго установлены коэффициенты (процентные значения), из которых осуществляется оплата стоимости переданной электрической энергии с целью выполнения обязательства. Неучет положений приказов, по мнению ответчика, нарушает правовой порядок в условиях военного положения и возлагает дополнительное финансовое бремя на ответчика, как в виде взыскания суммы долга, так и неустойки, 3% годовых и инфляционных потерь за такие нарушения.
Ответчик утверждал о наличии оснований для освобождения его от ответственности вследствие наступления форс-мажорных обстоятельств (введения военного положения), а также об отсутствии у него задолженности в соответствии с положениями Приказов Минэнерго № 140 и № 206.
Отклоняя доводы ГП, Верховный Суд отметил, что судами доказано наличие задолженности по возмещению истцу средств по «зеленому» тарифу.
Учитывая требования статьи 65 ЗУ «О рынке электрической энергии», статьи 530 ГК Украины, п. 10.4 Порядка № 641, п. 3.3 Договора ГП обязан произвести оплату за приобретенную им электрическую энергию в объеме 100% в течение трех рабочих дней с момента утверждения размера стоимости услуг и получение акта.
Истцом были выполнены свои обязательства, что подтверждается направленными в адрес ответчика актами, а ответчик условия договора не выполнил, полученную электрическую энергию оплатил частично, ссылаясь на наступление форс-мажорных обстоятельств (введение военного положения).
Верховный Суд отметил, что Минэнерго был издан Приказ № 140 с целью обеспечения безопасности поставки электрической энергии и обязано ГП «Гарантированный покупатель» обеспечить перечисление средств на уплату авансовых платежей за приобретенную электрическую энергию, произведенную из альтернативных источников энергии, имеющим договорные производители. отношения с ГП, с соблюдением Порядка №641.
Приказом было установлено распределение денежных средств, имеющихся на текущем счете ГП «Гарантированный покупатель», в следующем порядке:
П.п. 1.1.1. По состоянию на 10 число расчетного месяца сумма, равная значению 15 процентов от среднезагруженного размера «зеленого» тарифа за 2021 год – для производителей, осуществляющих производство электрической энергии солнечного излучения;
П.п. 1.3. За последующие 10 дней расчетного месяца, а также по результатам расчетного месяца, распределение денежных средств, имеющихся на текущем счете ГП «Гарантированный покупатель» по состоянию на 20 число (или к концу) расчетного месяца, осуществляется таким образом, чтобы по результатам 20 дней расчетного месяца (или по результатам расчетного месяца) были сохранены показатели расчетов, предусмотренных, в частности, подпунктом 1.1.1.
Таким образом Минэнерго установило процентное соотношение распределения средств между производителями по «зеленому» тарифу с целью сохранения возможности для всех производителей осуществлять производство электрической энергии из альтернативных источников. Обязанность распределения была возложена именно на ГП и в зависимости от средств, имеющихся на его текущем счете и поступающих от продажи электрической энергии, производимой из альтернативных источников энергии.
Следовательно, в Приказе № 140 идет речь о распределении денежных средств на оплату авансовых платежей производителям из альтернативных источников энергии, имеющих договорные отношения с ГП. Приказ не освобождает ГП «Гарантированный покупатель» от полной оплаты приобретенного товара, а также не изменяет обязанность ГП осуществить окончательный расчет с продавцом с обеспечением ему 100% оплаты отпущенной электрической энергии за предыдущий расчетный период (месяц) с учетом авансовых платежей в течение трех рабочих дней. с даты обнародования решения НКРЭКУ об утверждении размера стоимости услуги по обеспечению увеличения доли производства электрической энергии из альтернативных источников, предоставленной гарантированным покупателем в расчетном месяце.
С 05.07.2022 года Приказ № 140 утратил силу, а вступил в силу Приказ № 206, целью которого определено обеспечение безопасности поставки электрической энергии потребителям и избежание рисков приостановки деятельности производителей электрической энергии из альтернативных источников энергии в условиях военного положения.
Минэнерго изменило процентное соотношение распределения средств между производителями по «зеленому» тарифу с целью сохранения возможности для всех производителей осуществлять производство электрической энергии из альтернативных источников. Обязанность распределения была возложена на ГП в зависимости от средств, имеющихся на его текущем счете, и поступают от продажи электрической энергии, производимой из альтернативных источников энергии.
В частности, подпунктом 1 пункта 2 Приказа установлено, что по результатам продаж электрической энергии за первые 10 дней расчетного месяца распределение денежных средств, имеющихся на текущем счете ГП (за исключением необходимых для обеспечения хозяйственной деятельности ГП) по состоянию на 10 число расчетного месяца, осуществляется соответственно: сумма, равная 18 процентам от средневзвешенного размера «зеленого» тарифа за 2021 год, – для производителей, осуществляющих производство электрической энергии из энергии солнечного излучения.
По результатам продаж электрической энергии за последующие 10 дней расчетного месяца, а также по результатам расчетного месяца, распределение денежных средств, имеющихся на текущем счете ГП по состоянию на 20 число (или на конец) расчетного месяца, осуществляется таким образом, чтобы по результатам 20 дней расчетного месяца месяца (или по результатам расчетного месяца) были сохранены показатели расчетов, предусмотренных подпунктами 1 – 5 пункта 2 настоящего приказа (п. 3).
Следовательно, в Приказе №206 речь идет о распределении денежных средств на оплату авансовых платежей производителям из альтернативных источников энергии, имеющих договорные отношения с ГП. Приказ не освобождает ГП от полной оплаты приобретенного товара, а также не изменяет обязанность ГП осуществить окончательный расчет с продавцом с обеспечением ему 100% оплаты отпущенной электрической энергии предыдущего расчетного периода (месяца) с учетом авансовых платежей в течение трех рабочих дней с даты оглашения решения НКРЭКУ об утверждении размера стоимости услуги по обеспечению увеличения доли производства электрической энергии из альтернативных источников, предоставленной гарантированным покупателем в расчетном месяце.
Правовой анализ названных подзаконных правовых актов дает основания для вывода о том, что на время военного положения на ГП «Гарантированный покупатель» была возложена обязанность пропорционального расчета с производителями электрической энергии из альтернативных источников с учетом имеющихся на его текущем счете средств и поступают от продажи электрической энергии, производимой из альтернативных источников энергии.
Вместе с тем, ГП не предоставил суду надлежащие и допустимые доказательства отсутствия на счетах средств, необходимых для расчета с производителями электрической энергии из альтернативных источников.
По таким основаниям, Верховный Суд еще раз обратил внимание, что соответствующий подзаконный нормативный акт принят в рамках и во исполнение предписаний законодательства и, в частности, во избежание рисков приостановления деятельности производителей электрической энергии из альтернативных источников энергии в условиях военного состояния, а следовательно, не может толковаться вопреки цели его принятия.
Учитывая изложенное, а также обстоятельства установленные судами предыдущих инстанций по непредоставлению ответчиком расчетов и доказательств отсутствия на текущем счете средств, позволяющих оплатить полную стоимость полученной продукции, Верховный Суд пришел к выводам об отсутствии оснований для толкования норм Приказа №206 как меняющего или прекращает обязанность ГП осуществить своевременный расчет в соответствии с действующим законодательством, Порядком № 641 и Типовым договором, утвержденным НКРЭКУ.
Ссылка ответчика на наступление форс-мажорных обстоятельств (введение военного положения) не свидетельствует о уважительности причин ненадлежащего исполнения обязательства и необоснованными ввиду части второй ст. 218 ХКУ, согласно которой основанием для освобождения от ответственности является только непреодолимая сила, одновременно имеющая признаки чрезвычайности и неотвратимости.
Следовательно, для освобождения от ответственности за нарушение обязательства лицо должно доказать: наличие обстоятельств непреодолимой силы; их чрезвычайный характер; невозможность предупредить при данных условиях причинения вреда; причинная связь между этими обстоятельствами и понесенным ущербом. Для освобождения от ответственности сторона также должна доказать невозможность альтернативного исполнения обязательства. Аналогичное заключение изложено в постановлении ВС от 01.10.2020.
Кроме того, частью первой статьи 14-1 ЗУ «О торгово-промышленных палатах в Украине» ТППУ и уполномоченных ею региональных торгово-промышленных палатах свидетельствуют форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы) и выдают сертификат о таких обстоятельствах в течение семи дней со дня обращения субъекта хозяйственной деятельности по себестоимости Указанный сертификат является документом, подтверждающим возникновение форс-мажорных обстоятельств и срок их действия.
Однако в нарушение предписаний действующего законодательства в подтверждение форс-мажорных обстоятельств ответчик не предоставил соответствующего документа, поэтому суды пришли к выводу, что предоставленное ГП сообщение ТППУ несет рекомендательный характер и не является надлежащим и допустимым доказательством, подтверждающим наличие обстоятельств непреодолимой силы.
Таким образом, Верховный Суд согласился с выводами судов предыдущих инстанций о наличии оснований удовлетворения иска.