Конституционный Суд Украины 03.04.2024 принял Решение № 4-р(І) 2024 о признании неконституционным части третьей статьи 54 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» от 28.02.1991 № 79, внесенными пунктом 2 раздела I Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» о повышении уровня пенсионного обеспечения отдельных категорий лиц» от 29.06.2021 № 1584-ІХ).
Этими предписаниями установлены минимальные размеры пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания вследствие Чернобыльской катастрофы. В частности, согласно ч. 3 ст. 54 № 796-ХІІІ (с изменениями) установлено, что во всех случаях размеры пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания вследствие Чернобыльской катастрофы, не могут быть ниже: для I группы инвалидности – 6000 гривен; для II группы инвалидности – 4800 гривен; для III группы инвалидности – 3700 гривен; для детей с инвалидностью – 3700 гривен.
Конституционный Суд отметил, что согласно решению КС от 11.10.2005 № 8-рп/2005 Конституция и законы Украины выделяют определенные категории граждан Украины, требующие дополнительных гарантий социальной защиты со стороны государства.
Для граждан Украины, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, на конституционном уровне установлены особые гарантии их социальной защиты и возмещения причиненного вреда их жизни и здоровью. В частности, статьей 54 Закона № 796 регламентированы виды и порядок назначения государственной пенсии лицам, отнесенным к категории 1 и в связи с потерей кормильца в результате Чернобыльской катастрофы.
Таким образом, конституционно-правовой статус указанной категории граждан обусловлен специфическим характером последствий Чернобыльской катастрофы, преодоление которых требует неукоснительного исполнения государством своего долга по возмещению ущерба за причиненные физические, моральные и материальные потери лицам, которым назначена пенсия по инвалидности, наступившая в результате увечья. или заболевание вследствие Чернобыльской катастрофы.
Пенсия по инвалидности, наступившая в результате увечья или заболевания вследствие Чернобыльской катастрофы, назначается лицам исходя из императивных требований Конституции Украины как особая форма возмещения причиненного им вреда и не может быть отменена или уменьшена, поставлена в зависимость от имеющихся финансовых ресурсов или любой -каких других обстоятельств. Отмена, ограничение или уменьшение пенсии для лиц с инвалидностью, наступившей в результате увечья или заболевания вследствие Чернобыльской катастрофы, приведет к нарушению сущностного содержания конституционных основ, которыми человеческая жизнь и здоровье признаны самыми высокими социальными ценностями.
В Решении КС от 16.09.2021 № 6-р(ІІ) 2021 Верховная Рада Украины, принимая законы, должна гарантировать надлежащую защиту и реализацию прав и свобод человека, что является одним из условий обеспечения человеческого достоинства как природной ценности.
Решением КС от 07.04.2021 № 1-р(ІІ) 2021 признана неконституционной часть 3 статьи 54 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» от 28. 02.1991 № 796-XII внесение изменений и признания утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28 декабря 2014 года № 76-VIII относительно уполномочия Верховной Радой Украины Кабинета Министров Украины определять своими актами минимальные размеры пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, и пенсии в связи с потерей кормильца в результате Чернобыльской катастрофы.
В этом Решении отмечалось, что выделение законодателем из категории лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, лиц, требующих особого отношения государства – лиц с инвалидностью из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также из числа пострадавших от Чернобыльской катастрофы – и именно для этой категории лиц государственной пенсии и установления на уровне закона ее минимальных размеров следует рассматривать как проявление со стороны государства мер поддерживающего действия для этих лиц.
В то же время, несмотря на наличие Решения КС от 07. 04. 2021 года Верховная Рада Украины Законом № 1584 повторно ввела правовое регулирование с тем же недостатком, а именно определила в части третьей статьи 54 Закона № 796 минимальные размеры государственной пенсии по наступившей инвалидности увечья или заболевания, и пенсии в связи с потерей кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы в размерах меньших, чем они были гарантированы Законом № 796 в редакции Закона Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О статусе и социальной защите пострадавших граждан в результате Чернобыльской катастрофы» от 06.06.1996 № 230/96-ВР.
Повторно введя правовое регулирование с тем же недостатком, Верховная Рада Украины нарушила требование части второй статьи 8 Основного Закона Украины, согласно которой законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей (Решение КС от 20.12.2018 № 13- р/2018).
Следовательно, Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что частью третьей статьи 54 Закона № 796 в очередной раз нарушен надлежащий уровень социальной защиты и основная обязанность государства по возмещению причиненного вреда лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы, что не соответствует ч.1 ст.3, ч.2 ст. 8, ст. 16, ч.3 ст.22, ч.1 ст. 46, ч.1 ст.50 Конституции Украины.
Признанная неконституционной норма права теряет силу через три месяца со дня прекращения или отмены военного положения введенного Указом Президента Украины «О введении военного положения в Украине» от 24.02.2022 № 64/2022 с изменениями.