Перейти к содержимому
Главная страница » СПОРЫ С ТЕПЛОЭНЕРГО (АДВОКАТ ПО СПОРАМ С ТЕПЛОЭНЕРГО)

СПОРЫ С ТЕПЛОЭНЕРГО (АДВОКАТ ПО СПОРАМ С ТЕПЛОЭНЕРГО)

 
Оставленная в наследство советская система теплоснабжения и поставки горячей воды и беспрерывный рост на них тарифов, а также неугомонное желание предприятий Теплоэнерго в получении максимальной прибыли на территории соответствующего обслуживания, принятие большого количества законодательного и нормативного регулирования этих правоотношений, порождает весомое количество споров и судебных дел, требующих юридической помощи относительно теплопоставки и поставки горячей воды. 

Типичные спорные ситуации, с которыми сталкиваются потребители услуг теплоснабжения и поставки горячей воды Теплоэнерго:      

  • ненадлежащее исполнение услуг со стороны Теплоэнерго, но при этом стоимость насчитывается в полном объеме;
  • завышенные счета за теплопоставку и поставку горячей воды (в том числе увеличение отапливаемой площади или площади, к которой потребитель не имеетт отношения);
  • начисление платы Теплоэнерго за теплопоставку и поставку горячей воды без показателей средств учета;
  • создание препятствий Теплоэнерго при подключении к сетям теплоснабжения и поставки горячей воды; 
  • создание препятствий Теплоэнерго по установлению средств учета сетей теплоснабжения и поставки горячей воды (не постановка на учет средств учета);
  • создание препятствий Теплоэнерго по отключению от услуг теплопоставки и поставки горячей воды

Постоянное отслеживание законодательства и судебной практики о поставке Теплоэнерго теплопоставки и горячей водопоставки позволяет клиентам АБ «Ткачук и партнеры» получить желаемый результат и отбиться от безосновательных претензий Теплоэнерго, урегулировать споры о начислении потребителю лишней стоимости платежа за потребленное тепло, ненадлежащее предоставление услуг, необеспечение температуры в батареях отопления, взыскания через суд безосновательной задолженности за теплоэнергию с начислением больших сумм пени и инфляционных выплат, что не является исчерпывающим перечнем незаконных действий теплоснабжающих компаний.

Адвокаты АБ «Ткачук и партнеры» могут представлять Ваши интересы по следующим категориям споров в сфере теплопоставки:

  • Споры о перерасчете излишне начисленной суммы платежа Теплоэнерго за потребленную тепловую энергию и горячую водопоставку;
  • Споры о заключении и исполнении договоров на предоставление услуг Теплоэнерго  по поставке тепловой энергии и горячей водопоставке;
  • Споры относительно предоставления некачественных услуг Теплоэнерго по теплопоставке и горячей водопоставке;
  • Представительство интересов клиента по искам Теплоэнерго о взыскании стоимости теплопоставки и горячей водопоставки;
  • Споры касательно учета потребленной тепловой энергии и горячей водопоставки;
  • Споры касательно отсоединения потребителя от тепловой сети;
  • Споры относительно поставки тепловой энергии, параметры которой не соответствуют утвержденным нормативам за тепловую энергию;
  • Споры относительно ценовой политики Теплоэнерго.

УСЛУГИ АДВОКАТА В СФЕРЕ ПОСТАВКИ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ

  • Получение консультации по Вашему вопросу;
  • Ведение переговоров от имени клиента по решению вопроса по поставке теплоэнергии;
  • Подготовка жалоб в Национальную комиссию, осуществляющюю государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг на неправомерные действия и решения теплопостачающих компаний и в Государственную службу Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей;
  • Составление адвокатских запросов по вопросам поставок теплоэнергии;
  • Ознакомление с материалами дела, если дело по поставке теплоэнергии находится уже в суде; 
  • Оценка Вашей ситуации и оценка перспектив возможных судебных процессов по спору по поставке теплоэнергии;
  • Подготовка претензий относительно спора по поставке тепловой энергии, подготовка ответа на претензию;
  • Подготовка процессуальных документов по спору по теплопостачанию – искового заявления, возражения на иск, ответа на возражение, ходатайства;
  • Обжалование судебных решений путем подготовки апеляционных и кассационных жалоб по спору по поставкам тепловой энергии;
  • Представительство интересов клиента в суде первой инстанции, апеляции, Верховном Суде по спорах по теплопостачанию;
  • Защита интересов клиента на стадии исполнительного производства.

Для избежания долгих и крайне эмоциональных  и неприятных судебных споров в будущем следует обратить внимание на некоторые законодательные акты и правовую позицию судов при рассмотрении дел по спорам с Теплоэнерго.

Основными законодательными актами, регулирующими правоотношения  в сфере поставки тепловой энергии являются Законы Украины «О теплопоставке», «О жилищно-коммунальных услугах», «О коммерческом учете тепловой энергии и водопоставки», «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме».

Централизованое отопление-услуга, направленая на удовлетворение потребностей потребителя в обеспечении нормативной температуры воздуха в помещениях квартиры (дома садового типа), которая предоставляется исполнителем с использованием внутридомовых систем теплопоставки.

НЕПРАВОМЕРНОЕ НАЧИСЛЕНИЕ ЗАВЫШЕНОЙ СУММЫ ЗА ПОТРЕБЛЕННУЮ ТЕПЛОЭНЕРГИЮ.

Наиболее «болезненные» вопросы  для потребителя теплоэнергии – это возникновение задолженности за тепло, начисление на нее пени и взыскание инфляционных затрат. При этом, когда приходят платежки вряд ли у кого хватает времени, желания или знаний разобраться почему именно такую сумму за потребленное тепло насчитано.

В данном случае существуют системные проблемы в сфере учета тепловой энергии, халатность со стороны сотрудников теплопоставляющих компаний и их безконтрольность.

Так, указанный вопрос регулируется Правилами предоставления услуги по поставке тепловой энергии, утвержденными Постановлением Кабинета Министров Украины от 21.08.2019 № 830 (с изменениями и дополнениями).

Услуга предоставляется потребителю согласно условий договора, заключенного в соответствии со ст.ст. 13, 14 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах».

Единицей измерения объема (количества) потребленной потребителем тепловой энергии есть гигакалория (Гкал). Для перевода единиц измерения тепловой энергии приборами учета применяются коэффициенты 1 Гкал = 1162,2 кВт•г, 1 кВт•г = 0,000859 Гкал, 1 Гкал = 4,1868 ГДж, 1 ГДж = 0,2388 Гкал.

Коммерческий учет услуги осуществляется узлом коммерческого учета, обеспечивающего общий учет потребления услуги в здании, его части (подъезде), оборудованном отдельным инженерным вводом, согласно с показаниями его средств измерительной техники. Если здание оснащено несколькими узлами коммерческого учета объем потребленной услуги и его распределение осуществляется за суммой показаний всех узлов.

Если здание не оснащено узлом коммерческого учета тепловой энергии объем потребления тепловой энергии определяется в соответствии с Методикой распределения между потребителями объемов потребленных в здании коммунальных услуг, утвержденной Приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22.11.2018 № 315 (с изменениями и дополнениями). В таких зданиях отопление расчитывается на основе тепловой нагрузки здания, которое зависит от фактического количества часов поставки тепловой энерги и фактической среднемесячной температуры наружного воздуха.

Распределение между потребителями объема потребленной в здании услуги осуществляется с учетом показаний узлов распределительного учета/ приборов-распределителей тепловой енергии, а в случае их отсутствия – пропорционально отапливаемой площади ( объема) помещения потребителя в соответствии с Методикой.

Следует обратить внимание, что объем тепловой энергии, потраченой на отопление мест общего пользования и вспомагательных помещений здания, а также на обеспечение функционирования внутредомовых систем отопления распределяется также на потребителей, помещения которых оборудованы индивидуальными системами отопления или отделены (отключены) от сети централизированого отопления.

Стоимость услуги-установленый согласно законодательства тариф на тепловую энергию для потребителя, который определяется как сумма тарифов на производство, транспортировку и поставку тепловой энергии, а для многоквартирных домов, оборудованых системой автономного теплоснабжения, как сумма тарифов на производство и поставку тепловой энергии.

Следовательно, плата за услугу рассчитывается исходя с размера установленного тарифа и объема потребленной услуги, определенного и распределенного в соответствии с законодательством.

Обращаю особое внимание, что несанкционированное вмешательство в работу узлов распределительного учета/ приборов-рапределителей тепловой энергии запрещено. Если установлено факт несанкционированого вмешательства (самовольный демонтаж, умышленное уничтожение, повреждение, раскомплектование, в часности нарушение целостности пломб) в работу узла распределительного учета/прибора-распределителя тепловой энергии, указаный узел/прибор считается вышедшим из строя. 

ПОРЯДОК РАСЧЕТА СТОИМОСТИ УСЛУГ ЦЕНТРАЛИЗОВАНОГО ОТОПЛЕНИЯ.

В случае наличия средств учета оплата коммунальных услуг осуществляется исключительно на основании их показателей на конец расчетного периода согласно с условиями договора, кроме случаев, предусмотренных законодателством. Плата за предоставление услуги вносится потребителем согласно с показаниями средств учета тепловой энергии на основании платежного документа (расчетной книжки, платежной квитанции и т.д.) или согласно с условиями договора на установление средств учета. Показания квартирных средств учета снимаются потребителем ежемесячно.

Порядок расчета стоимости услуг централизованого отопления в случае наличия домовых средств учета тепловой энергии.

Оплата за услуги насчитывается  согласно с показаниями домового средства учета тепловой энергии в таких случаях:

  • в случае отсутствия средств учета тепловой энергии, установленных в квартире (доме садового типа);
  • в случае неисправности квартирных средств учета, которые не подлежат устранению, с момента их выявления;
  • в случае отсутствия у исполнителя показаний квартирных средств учета тепловой энергии за расчетный период.

Показания домовых средств учета снимаются представителем исполнителя один раз в месяц в присутствии поставщика и представителя потребителей.

В случае  установления домовых способов учета тепловой энергии потребитель оплачивает услуги согласно с их показаниями пропорционально отапливаемой площади (объема) квартиры (дома садового типа).

Порядок расчета стоимости услуг централизованого отопления в случае отсутствия домовых и квартирных средств учета тепловой энергии.

В случае отсутствия в квартире (доме садового типа) и на вводах в квартирный дом  средств учета тепловой энергии плата за предоставленые услуги взимается согласно с установлеными нормативами (нормами) потребления с расчета за 1 кв.метр (куб. метр) отапливаемой площади (объема) квартиры (дома садового типа) и с учетом фактической температуры наружного воздуха и фактического колличества дней предоставления этой услуги в месяц, который является расчетным.

Размер ежемесячной платы (П) за услугу по централизованому отоплению для населения (физических лиц) в случае отсутствия в квартире (дома садового типа) и на вводах в многоквартирном доме средств учета тепловой энергии за расчетный период на протяжении отопительного сезона в случае применения одноставочного тарифа, определяется исполнителем по формуле:

П = ТО х S х Кi х (ni/nкi), 

где ТОодноставочный  тариф на услугу по централизованому отоплению для населения (физических лиц) жилых домов без домовых и квартирных средств учета тепловой энергии, гривен за 1 кв.метр (гривен за 1 куб. метр) за расчестный период на протяжении отопительного сезона (с налогом на добавленую стоимость); S-отапливаемая площадь (объем) квартиры (дома садового типа) потребителя, получающего услугу по централизованому отоплению и не имеющего домового или квартирного средства учета тепловой энергии, кв. метров (куб. метров); Кі-коэффициент, который учитывает отклонения в i -м месяце фактической температуры наружного воздуха и длительности отопительного сезона от показателей, учтенных во время расчета действующего тарифа; ni-длительность  отопительного периода в i-м месяце, которая учтена  в установленных тарифах на услугу по централизованому отоплению для населения (физических лиц) в случае отсутствия в квартире (доме садового типа) и на вводах в многоквартирном доме средств учета тепловой энергии; nкi-календарное колличество суток в і-м месяце.

В случае применения двуставочного тарифа на услугу по централизованому отоплению размер ежемесячной оплаты за услугу по централизованому отоплению для населения (физических лиц) в случае отсутствия в квартире (доме садового типа) и на вводах в многоквартирный дом средств учета тепловой энергии за расчетный период на протяжении отопительного сезона определяется исполнителем как сумма оплаты, расчитаная исходя из условно-постоянной части тарифа (ежемесячно на протяжении отопительного сезона).

В случае выявления нарушения исполнителем услуги установленного порядка расчета стоимости услуг централизованого отопления потребитель имеет право:

  • обратится в Национальную комиссию, осуществляющую регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НЕРЭКУ) как орган, который обеспечивает защиту прав потребителей товаров, услуг в сферах энергетики и коммунальных услуг относительно получения этих товаров и услуг надлежащего качества в достаточном колличестве по обоснованым ценам;
  • в Государственную службу Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей с просьбой провести соответствующую проверку и вынести субъекту хозяйствования предписание с требованием устранить нарушения, в частности уменьшить задолженность потребителя за услуги по централизованому отоплению;
  • подать иск о защите прав потребителей в суд.

О возможности решения спорного вопроса в внесудебном порядке путем подачи жалобы в Госпродпотребслужбу возможно привести на примере дела № 816/982/18. Спор в этом деле возник из-за того, что на основании обращений потребителей о неправомерности начисления уплаты за централизованую теплопоставку, ГУ Госпродпотребслужбы проведено внеплановую проверку исполнителя услуги, за результатами которой  последнему внесено предписание с требованием уменьшить потребителям задолженность за услуги по централизованому отоплению фактически на половину, поскольку им было начислено задолженость потребителям по акту с нарушениями требований действующего законодательства.  

Верховный Суд в указаном деле, оставил в силе судебные решения предыдущих инстанций, которыми отказано в удовлетворении иска об отмене указанного предписания ГУ Госпродпотребслужбы.

Также признать неправомерными действия исполнителя услуг по  поставке теплоэнергии о незаконном начислении задолжености за предоставление услуг возможно в судебном порядке. 

Так, в деле № 5928/613/17 (после отмены Верховным Судом решения апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении иска потребителя), апелляционный суд признал неправомерными дейстия поставщика тепловой энергии, которым потребителю безосновательно насчитано задолженность.

Таким образом, возможно самостоятельно контролировать объем потребленной теплоэнергии, и в связи с чем установить правильность выставленых сумм платежа за отопление.

В то же время обращение к адвокату поможет потребителю выяснить правильность насчитаных сумм и защитится от возможных безосновательных претензий теплоснабжающих компаний.

ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ОТКЛЮЧЕНИЕ ОТ ЦЕНТРАЛИЗОВАНОГО ОТОПЛЕНИЯ.

Согласно с п.12 ч.1 ст. 7 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» потребитель имеет право в установленом законодательством порядке отключится от систем централизованого отопления и поставки горячей воды.

Отключение от систем централизованого отопления и возможность установления индивидуального отопления в многоквартирных жилых помещениях регулируется Порядком отключения потребителей от сетей (систем) централизованого отопления (теплопоставки) и поставки горячей воды, утвержденного приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины 26.07.2019 № 169.

Порядок определяет процедуру отключения собственников (совладельцев) строений, в том числе жилых домов, квартир и нежилых помещений многоквартирных домов от сетей (систем) централизованого отопления (теплопоставки) и поставки горячей воды согласно с Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах.

Система индивидуальной теплопоставки (отопления и/или гарячей водоспоставки)- комплекс оборудования и материалов, размещенных в отдельном доме, квартире, нежилом помещении многоквартирного дома, являющимся самостоятельным объектом недвижимого имущества, предназначеного для производства тепловой энергии для потребностей отопления такого недвижимого имущества, а также для потребности приготовления горячей воды.

Порядок отключения собственников (совладельцев) строений, в том числе жилих домов от ЦО и/или ГВП.

Собственник (совладельцы) строения, в том числе жилого дома, подает (подают) в орган местного самоуправления заявление об отключении строения, в том числе жилого дома, от ЦО и/или ГВП, которое составляется в вольной форме, с указанием причин отключения, а также информации о намерениях установить в строении систему индивидуальной или автономной теплопоставки. Для многоквартирного дома к заявлению дополнительно прилагается протокол собрания совладельцев многоквартирного дома (выписки из протокола) о принятии совладельцами решения про отключение дома от ЦО и/или ГВП. 

Заявление про отключение строения, в том числе жилого дома, от ЦО и/или ГВП передается на рассмотрение Комиссии, которая на ближайшем заседании рассматривает соответствующее заявление при участии заявителя или его уполномоченого представителя. Комиссия передает решение в орган местного самоуправления на протяжении пяти рабочих дней со дня его принятия. Копия решения Комиссии предоставляется заявителю.

Для отключения строения собственник (совладельцы) обеспечивает разработку проекта отключения строения от ЦО и/или ГВП, который должен соответствовать требованиям действующих государственных строительных норм и правил, и проекту системы индивидуальной или автономной теплопоставки строения, который разрабатывается с учетом схемы теплопоставки населенного пункта.

Отлючение строения от ЦО и/или ГВП осуществляется исполнителем соответствующей коммунальной услуги, или оператором внешних инженерных сетей, если он не является исполнителем коммунальной услуги, или привлеченным собственником (совладельцем) субъектом хозяйствования, которые в случаях, предусмотренных законодательством, имеют лицензию на проведение соотвествующей хозяйственной деятельности.

Отключение строения от ЦО и/или ГВП осуществляется только в межотопительный период, но не позднее 1 сентября.

После окончания  работ по отключению строения от ЦО и/или ГВП составляется соответствующий акт об отключении строения-по одному экземпляру для собственника/представителя совладельцев и каждого исполнителя соответствующей коммунальной услуги, а также для оператора внешних инженерных сетей или другого субъекта хозяйствования (в случае их привлечения). Такой акт подписывается всеми присутствующими во время отключениями сторонами.

Порядок отделения (отключения) собственников квартир и нежилых помещений многоквартирных домов от ЦО и ГВП.

Собственники квартир и нежилых помещений многоквартирного дома, присоединенного к ЦО и ГВП, имеют право отделить (отключить) свою квартиру или нежилое помещение от ЦО или ГВП в случае, если на день вступления в законную силу Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» (10.12.2017 ) не меньше половины квартир и нежилых помещений этого дома отсоединена (отключена) от ЦО и ГВП, и обустроил систему индивидуальной теплопоставки (отопления и/или гарячей водопоставки) в такой квартире или нежилом помещении.

Информация о перечне многоквартирных домов, в которых не меньше чем половина квартир и нежилых помещений отсоединена (отключена) от ЦО и ГВП, размещается на официальных веб-сайтах органов местного самоуправлния, исполнителей определенных коммунальных услуг.

Для отсоединения (отключения) от ЦО и ГВП собственник квартиры или нежилого помещения многоквартирного дома обращается в орган местного самоуправления  с письменным заявлением в свободной форме с указанием причин отсоединения (отуключения) и подает информацию о намерениях оборудовать систему индивидуальной теплопоставки (отопления и/или гарячей водопоставки) такой квартиры или нежилого помещения.

Это заявлени рассматривает Комиссия при участии заявителя или его уполномоченного представителя. Комиссия предоставляет заявителю рекомендации о возможных вариантах устройства системы индвидуальной теплопоставки (отопления и/или гарячей водопоставки) в такой квартире или нежилом помещении и относительно сбора исходящих данных и технических условий для изготовления соответствующей проекной документации. Выписка из протокола Комиссии за результатми рассмотрения обращения предоставляется заявителю на протяжении 10 рабочих дней.

Комиссия в месячный срок принимает решение. Если Комиссия приняла позитивное решение, то заявитель получает перечень организаций, к которым стоит обратится для получения технических условий для разработки проекта индивидуальной (автономной) теплопоставки и отсоединения от сетей централизованого отопления.

Главным основанием для отказа в разрешении на отключение является невозможность обеспечения, в случае отсоединения помещения даного потребителя (секции, подъезда) от внутридомовых сетей централизованого отопления, беспрерывной работы инженерного оборудования соседних помещений или дома  в целом.

Для отключения квартиры собственник обеспечивает разработку проекта отсоединения (отключения) квартиры от ЦО и ГВП, который изготовляется согласно с государственными строительными нормами и правилами и должен обеспечить изоляцию транзитных стояков, а также, в случае необходимости, перенесения транзиттных стояков. При необходимости, собственник обеспечивает изготовление проекта установления системы индивидуальной теплопоставки в такой квартире. Все затраты, связанные с отделением (отключением) квартиры или нежилого помещения от ЦО и ГВП, осуществляются за счет собственника.

Для исполнения работ по отсоединению от ЦО и ГВП собственник квартиры или нежилого помещения уведомляет исполнителя соответствующей коммунальной услуги и исполнителей работ с обслуживания внутридомовых систем теплопоставки и поставки гарячей воды о своем решении о отсоединении (отключении) от ЦО и ГВП путем подачи  письменного заявления в свободной форме, в которой указывает наличие оснований для такого решения согласно с Законом Украины «О жилищно-комунальных услугах», к заявлению прилагается копия выписки из протокола заседания Комиссии о рассмотрении вопроса об отсоединении (отключении) такой квартиры или нежилого помещения от ЦО и ГВП, а также  копыи проекта такого отсоединения (отключения).

После завершения работ по отсоединению (отключению) квартиры или нежилого помещения от ЦО и ГВП составляется соответствующий акт- по одному экземпляру для собственника, представителя исполнителя коммунальной услуги по поставке гарячей воды, исполнителя работ по обслуживанию внутридомовых систем поставки гарячей воды, исполнителя работ с обслуживания внутридомовых систем теплопоставок, исполнителя работ с обслуживания внутридомовых систем поставки гарячей воды, а также субъекта хозяйствования в случае привлечения его собственником для исполнения работ по отсоединению. Такой акт подписывается присутствующими во время отсоедиения сторонами.

Не допускается принудительное отсоединение (отключение) от ЦО и ГВП собственников квартир и нежилых помещений, подключеных к ЦО и ГВП, в многоквартирных домах в случае отсоединения (отключения) от ЦО и ГВП других собственников квартир и нежилых помещений.

Решение органов местного самоуправления об отказе в предоставлении разрешения на отключение от централизованого отопления и оборудования индивидуальной системы отопления может быть обжаловано в судебном порядке.

Обращаю внимание! Законодательством не предусмотренно отключение индивидуальных потребителей тепловой энергии, проживающих в многоэтажных домах, от сетей централизованого отопления. Такое отключение возможно исключительно отдельных жилых домов, при наличии согласия всех собственников квартир, размещенных в доме и с учетом технических возможностей газопоставки, електропоставки, водопоставки даного населенного пункта при обеспечении питания предложеной собственником системы теплопоставки. 

По этому поводу следует привести позицию Верховного Сула в деле № 703/69/16-ц, а именно: самовольное отключение потребителей от сетей централизованного отопления с нарушением установленного законодательством порядка не освобождает потребителей от обязанности оплачивать соответствующие услуги. Верховный Суд указал, что установив, что ответчики самовольно отключили свою квартиру от сетей централизованного отопления, не решили в предусмотренном действующим законодательством порядке вопрос о получении разрешения на такое отключение, суды пришли к обоснованному решению о взыскании с них задолженности, поскольку отсутствуют основания для отмены начислений за тепловую энергию и снятие ответчиков с учета как потребителей услуги, которую они не получают. Аналогичная позиция сформулирована в постановлениях Верховного Суда в делах№ 456/2222/16-ц, № 629/367/17, № 522/401/15-ц.

С учетом изложенного, в случае принятия решения про отключение от централизованной теплопоставки, с целью избежания негативных последствий такого отключения, обращайтесь к адвокату, который проконсультирует как быстро, в пределах правового поля решить этот вопрос.

Таким образом, адвокаты по спорам о поставке тепловой энергии АБ «Ткачук и партнеры» проконсультируют относительно решения спорного вопроса клиента, подготовят жалобу и исковое заявление касательно нарушений Ваших прав в сфере теплопоставок, а также будут представлять интересы клиента в суде.