Перейти к содержимому
Главная страница » АДВОКАТ ПО СПОРАМ С ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГОЙ

АДВОКАТ ПО СПОРАМ С ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГОЙ


Железная дорога – это очень удобное транспортное средство для перевозки крупногабаритного груза, а также партий товара в большом количестве или постоянной, систематической поставки предприятием груза в другую местность.


Вместе с тем, при перевозке груза по вине Железной дороги груз может быть поврежден, частично потерян или вообще исчез. От таких ситуаций грузоотправители (владельцы) товара страдают от миллионных !!! ущерба и вовлекаются в длительные, крайне сложные, судебные процессы на долгие годы и не всегда с успешным результатом.

 

Противостоять юристам железнодорожных предприятий юридически неосведомленным субъектам хозяйствования крайне тяжело, поэтому последние нуждаются в помощи квалифицированных, опытных в применении специального законодательства в сфере грузоперевозок железнодорожным транспортом юристов. 

 

Квалифицированные адвокаты АБ «Ткачук и партнеры» защитят права клиента и помогут возместить нанесенный Железной дорогой ущерб в судебном порядке, предоставив следующие юридические услуги: 

  • Консультация и разработка стратегии решения возникшей проблемы клиента в связи с потерей или повреждением при перевозке Железной дорогой груза, а также анализ перспектив возможных будущих судебных процессов.
  • Сбор доказательной базы и подготовка процессуальных документов-адвокатского запроса, претензии, иска, ходатайств и т.п.;
  • Знакомство с материалами дела по спору по потере или повреждению Железной дорогой при перевозке товара, если она находится в суде;
  • Обжалование незаконных судебных решений в апелляционном и кассационном порядке;
  • Участие в судах всех инстанций в защиту интересов клиента по делам по спору по потере или повреждению груза Железной дорогой при перевозке;
  • Юридическое сопровождение на стадии исполнительного производства. 

ПОМОЩЬ АДВОКАТА ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРОВ НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ С ЖЕЛЕЗНОЙ  ДОРОГОЙ

 

Согласно статьям 914 ГКУ, 307 ХКУ, ст. 8 Закона Украины «О железнодорожном транспорте» от 04.07.1996 № 273/96-ВР, ст. 17 Устава железных дорог Украины, утвержденного постановлением КМУ от 06.04.1998 № 457 перевозки грузов железнодорожным транспортом организуются на договорных началах.    Форма договора об организации перевозок грузов и проведении расчетов за перевозку и предоставленные железной дорогой услуги установлена Правилами расчетов за перевозку грузов, утвержденных приказом Министерства транспорта Украины от 21.11.2000 № 644. 

   В договоре определяются объемы, сроки и условия предоставления транспортных средств, порядок расчетов за перевозку и дополнительные услуги, а также ответственность за нарушение обязательств.

           

Обращаем внимание, что настоящий договор не заменяет договор на перевозку конкретного груза и его наличие не освобождает стороны от обязанности заключить договор об эксплуатации железнодорожных подъездных путей или 

подачу и забирание вагонов в предусмотренных Уставом случаях.

Также наличие договора об организации перевозок грузов не освобождает грузоотправителя от обязанности по представлению планов и заявок на перевозку грузов в порядке и в сроки, предусмотренные 

Правилами планирования перевозок грузов.

            Учитывая предписания ст.181 ХКУ и ГПКУ споры по поводу разногласий, возникающих при заключении соответствующих договоров, могут быть переданы на разрешение хозяйственного суда.

            

Важно, предписания статьи 22 ЗУ «О железнодорожном транспорте» и статьи 10 Закона Украины «О естественных монополиях», а также ч.6 ст. 179 ХКУ, согласно которым железные дороги, при наличии технической возможности, не имеющие права отказывать предприятиям в заключении указанных договоров.   Поэтому при наличии такого отказа предприятие не лишено права на обращение в хозяйственный суд с иском о признании соответствующего договора заключенным. 

Адвокаты нашего Бюро проведут анализ договоров, заключаемых предприятиями с Железной дорогой на предмет соответствия законодательству и предусмотрения в нем всех необходимых условий для избежания недоразумений в будущем.

Также юристы урегулируют возникший спор по заключению договора с Железной дорогой в судебном порядке в пользу клиента.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В СЛУЧАЕ УТРАТЫ ИЛИ ПОВРЕЖДЕНИЯ ГРУЗА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ 

 

Согласно ст. 22 ХКУ, убытками являются потери, понесенные лицом в связи с уничтожением или повреждением вещи, а также расходы, которые лицо сделало или должно произвести для восстановления своего нарушенного права (реальный ущерб). По правилам статьи 611 ГКУ возмещение убытков является установленным договором или законом правовым следствием, наступающим в случае нарушения обязательства.

Согласно ст. 909 ГКУ, статье 307 ХКУ по договору перевозки груза железная дорога обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю.

Статьей 908 ГК, корреспондируемой со статьей 307 ГК, и статьей 920 ГК установлено, что общие условия перевозки грузов отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются транспортными кодексами, транспортными уставами и другими нормативно-правовыми актами и правилами. То есть условия перевозки груза отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам устанавливаются договором, если иное не установлено кодексами, другими законами, транспортными кодексами (уставами), другими нормативно-правовыми актами и правилами.

Таким образом, права и обязанности сторон возникают как из условий заключенного сторонами договора, так и на основании норм, установленных актами законодательства, в том числе нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в определенных случаях.

Согласно статье 314 ГК перевозчик несет ответственность за утрату, нехватку и повреждение принятого к перевозке груза, если не докажет, что потеря, нехватка или повреждение произошли не по его вине.

 

Важно: именно лицо, нарушившее обязательство, несет гражданско-правовую ответственность, в частности, в виде возмещения ущерба и для применения такой меры необходимо наличие всех четырех общих условий ответственности, а именно:

1) противоправного поведения должника, заключающегося в неисполнении или ненадлежащем исполнении им обязательства;

2) наличия вреда (убытки – это денежное выражение вреда);

3) причинной связи между противоправным поведением и причиненным вредом;

4) вины должника.

 

Статьей 924 ГК установлено, что перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю, если не докажет, что потеря, недостаток, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. По содержанию статьи 110 Устава железная дорога несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи получателю.

Предприятия транспорта отвечают за потерю, недостачу, порчу и повреждение принятых для перевозки груза, багажа, почты в размере фактического ущерба.

В соответствии с требованиями ст.117 Устава железных дорог Украины отправитель или получатель вправе считать груз утраченным и возмещение утратой, если груз не был выдан получателю по его требованию в течение 30 суток с момента окончания срока доставки.

Вместе с тем, в статье 111 Устава приведен перечень обстоятельств, наличие которых освобождает железную дорогу от ответственности за потерю, недостачу, порчу или повреждение груза. В соответствии со статьей 113 Устава железная дорога может быть освобождена от ответственности, если она докажет и другие обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии ее вины.

Следует помнить, что, исходя из содержания статьи 909 ГКУ, статьи 307 ХКУ и статьи 6 Устава, железнодорожная накладная является обязательной двусторонней письменной формой соглашения на перевозку груза. В случае, когда в железнодорожной накладной указана железная дорога назначения груза, эта железная дорога является участником договора перевозки груза и, соответственно, является перевозчиком.

 

Статьей 131 Устава предусмотрено, что претензии, возникшие по поводу перевозки грузов, заявляются железной дорогой назначения груза.

Следует обратить внимание на ч. 1 п. 5 обзорного листа ВХСУ от 29.11.2007  N 01-8/917 «О некоторых вопросах судебной практики применения Устава железных дорог Украины, других норм транспортного законодательства», согласно которой право обращения в Железную дорогу с претензией или и с иском, по основаниям, вытекающим из Устава железных дорог Украины или договора перевозки груза, а пункт 130 Устава железных дорог Украины такое право предоставляет сторонам в договоре перевозки — грузоотправителю или грузополучателю в соответствующих случаях, предусмотренных Уставом. Владелец груза (если он не является отправителем или получателем груза) не имеет права от своего имени заявлять иск к железной дороге по поводу потери, нехватки, порчи или порчи груза во время перевозки.

При этом исковые требования к Железной дороге по поводу потери, недостачи, порчи или порчи груза во время перевозки не могут подтверждаться должным образом заверенными копиями накладной, квитанции о приеме груза, багажной и грузобагажной квитанции и коммерческого акта, поскольку оригиналы этих документов являются правоустанавливающими, такие иски по их копиям, даже надлежащим образом заверенным, нарушением требований статьи 34 ГПКУ (п. 7 Обзорного листа).

 

Важно: п. 12 Обзорного листа ВХСУ предусматривает, что дополнительный ущерб, инфляционные потери, 3% годовых и т.п. не подлежат взысканию с Железной дороги в случае потери, недостачи, порчи или повреждения груза по вине железной дороги. Железная дорога по договору перевозки несет ограниченную материальную ответственность и возмещает фактический (реальный) ущерб, возникший по ее вине при перевозке груза, а именно: 

-за утрату или недостачу — в размере действительной стоимости утраченного груза или их недостачи; 

-за потерю груза, сданного к перевозке с объявленной стоимостью в размере объявленной стоимости, а если железная дорога докажет, что объявленная стоимость превышает действительную – в размерах действительной стоимости; 

-за порчу и повреждение товара – в размерах той суммы, на которую была снижена его стоимость.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Верховного Суда в деле № 3-1106гс16.

 

КАКИЕ УБЫТКИ АДВОКАТ ПОМОЖЕТ ВОЗМЕСТИТЬ

СОБСТВЕННИКУ (ГРУЗООТПРАВИТЕЛЮ,ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЮ) 

В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОВРЕЖДЕННОГО ИЛИ  УТРАЧЕННОГО 

ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГОЙ ГРУЗА

 

Хозяйственный кодекс (ст.225) предусматривает исчерпывающий перечень реальных убытков, подлежащих возмещению лицом, допустившим хозяйственное правонарушение: 

  • стоимость утраченного, поврежденного или уничтоженного имущества, определенная в соответствии с требованиями законодательства;
  • дополнительные расходы (штрафные санкции, уплаченные другим субъектам, стоимость дополнительных работ, дополнительно израсходованных материалов и т.п.), понесенные стороной, понесшей ущерб вследствие нарушения обязательства второй стороной;
  • неполученная прибыль (упущенная выгода), на которую сторона, понесшая убытки, имела право рассчитывать в случае надлежащего исполнения обязательства второй стороной;
  • материальная компенсация морального вреда в вариантах, предусмотренных законом.

Адвокаты нашего Бюро помогут клиенту доказать наличие в действиях Железной дороги всех четырех необходимых для взыскания убытков составляющих и взыскать с последней нанесенные при перевозке груза убытки.

 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА В СПОРАХ О ВЗЫСКАНИИ С ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ УБЫТКОВ, ПРИЧИНЕННЫХ ПОВРЕЖДЕНИЕМ ИЛИ УТРАТОЙ ГРУЗА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ

 

Возможно привести ряд судебных решений по делам в спорах указанной категории, на примерах которых можно рассмотреть какими доказательствами подтверждается причинение Железной дорогой ущерба, ее вина, а также правила их (убытков) расчета.

 

1.Решением хозяйственного суда от 02.12.2021 удовлетворено иск ООО и взысканы с Железной дороги убытки из-за недостачу груза на сумму 113 363 грн.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

Согласно накладной из ст.   пункта 1 к ст. пункта 2 был направлен груз (кукуруза) массой 138350 кг. в 2 (двух) вагонах. Все вагоны были опломбированы запорно – пломбировочными устройствами о чем указано в накладной. В накладной указаны следующие стороны договора перевозки: отправитель груза – ООО 1 (истец), грузополучатель – ЧАО, продавец – ООО 2, экспортер (Покупатель) – ООО 3.

В дальнейшем, письмом «О выдаче груза» грузополучатель ЧАО сообщил начальнику станции пункта 2 о факте обнаружения при осмотре нижних разгрузочных люков вагона следов доступа к грузу (зажатые зерна в нижних разгрузочных люках и посторонние предметы). Было сообщено, что при первичной перегрузке вагона на брутто разницы с весом отправителя – в сторону уменьшения (нехватка груза). 

Представителями грузополучателя был составлен акт общей формы, которым зафиксировано перегрузка вагонов на 150-тонных весах, которым зафиксирован факт недостачи груза в вагоне в размере 14 000 кг.   по сравнению с накладной.

По поводу факта нехватки груза (зерна кукрудзы) в количестве 14 000 кг. соответствующей комиссией в составе ДСЗМ, ДСМ (замы начальника станции по грузовой работе), коммерческого агента, грузодержателя был составлен коммерческий акт с указанием соответствующих повреждений вагона и тары. 

Железная дорога отказала грузоотправителю в удовлетворении претензии о возмещении ущерба, нанесенного нехваткой товара.

Удовлетворяя иск, суд исходил из того, что согласно ч.2 ст.924 ГКУ и ст. 314 ХКУ перевозчик отвечает за потерю, недостачу, порчу или повреждение принятых к перевозке груза, багажа, почты в размере фактического ущерба, если не докажет, что это произошло не по его вине. Железная дорога несет ответственность за сохранность груза со времени его принятия для перевозки и до момента выдачи получателю или передачи согласно правилам другому предприятию (ч. 1 п. 110 Устава железных дорог Украины).

Согласно ч. ч. 1, 2 п. 129 Устава железных дорог Украины обстоятельства, являющиеся основанием для материальной ответственности железной дороги, грузоотправителя, грузополучателя, пассажиров во время железнодорожной перевозки, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы, составляющими станции железных дорог. Коммерческий акт составляется, в частности, для удостоверения обстоятельств несоответствия наименования, массы и количества мест груза, багажа или грузобагажа натурой с данными, указанными в транспортных документах.

Частью 2 статьи 623 ГК Украины предусмотрено, что размер ущерба, причиненного нарушением обязательства, доказывается кредитором и суд исходил из следующего.

ООО 2 (продавец) выставило счет ООО 3 (покупателю) для оплаты стоимости товара по накладной, который платежным поручением уплачен последним в размере 918 644,44 грн. (80% от стоимости партии товара согласно условиям договора). Уже после обнаружения факта нехватки части груза, Покупателем произведена доплата (20% от стоимости партии Товара), но с вычетом стоимости товара, который был потерян из вагона. Поставка Товара ООО 2 ООО 3 подтверждается расходной накладной.

В счете, расходной накладной и договоре поставки указывается цена товара за 1 тонну – 6 916,67 грн. без НДС, а учитывая, что размер НДС в данный период составляет 20%, цена с НДС составляет – 8300 грн. 

В соответствии с п.27 Правил №644 груз считается доставленным без потери, если разница между массой, указанной в пункте отправления в железнодорожной накладной, и массой, определенной на станции назначения, не превышает нормы естественной потери и предельного различия в определении массы нетто.

Зерно относится к категории «других грузов», для которых согласно п.27 указанных Правил устанавливается норма естественной утраты и различия в определении массы нетто в размере 0,5%, а 14 000 кг потерянного зерна значительно превышает 0,5 % от массы, указанной в пункте отправления в железнодорожной накладной, которая для поврежденного вагона равна 68 350 кг, ведь норма естественной потери, допускаемая в таком случае, составляет лишь 341,75 кг. (68 350 кг *0,5%), что обычно меньше, чем 14 000 кг.

Учитывая допустимые нормы потерь (0,5%) и ввиду фактических потерь груза (14 000 кг), подтвержденных коммерческим актом, масса потерянного груза, оставшегося после вычета нормы недостатка груза, составляет 13 658,25 кг. (14 000 кг – 341,75 кг), ведь согласно п. 114 Устава железных дорог Украины недостача массы груза, за которую возмещаются убытки, во всех случаях исчисляется с учетом предельного расхождения определения массы груза и естественной потери груза при перевозке.

Поскольку кукуруза продана по цене 8 300грн. с НДС за 1 тонну, то за 1 кг. такая цена будет составлять 8,3 грн. Учитывая вышеизложенное, потери в денежном выражении составляют 113 363,48 грн. (13 658,25 кг. * 8,3 грн.).

Так как грузоотправителем (заказчиком) доказана вина Железной дороги в потере части товара, суд удовлетворил исковые требования на сумму 113 363 грн.

 

2. Постановлением апелляционного хозяйственного суда от 13.12.2022 оставлено по-прежнему решение первой инстанции о частичном удовлетворении иска ЧП и взыскания с Железной дороги 18 190 грн. (из заявленных 18 458 грн.)

Судебные решения мотивированы тем, что материалами дела подтвержден факт неисполнения ответчиком своей обязанности по сохранению вверенных ему в перевозку 78 бегов бегов груза, в результате чего 2 из них были утрачены, а потому Железная дорога должна возместить истцу убытки в размере стоимости нехватки груза.

В частности, истцом, как поставщиком и ЧП, как покупателем заключен договор поставки минеральных удобрений и другую химическую продукцию. Товар поставляется фасованным в полипропиленовых мешках и (или) мягких специализированных контейнерах типа биг-бег и (или) насыпью и (или) наливом в соответствии со спецификацией добавленной в договор.

По прибытии вагона на станцию назначения составлен коммерческий акт, которым установлено, что фактически обнаружен груз, покрытый непрозрачным упаковочным материалом, следов повреждения нет, доступа к грузу нет. Груз карбамид (мочевина искусственная) верхний ряд 37 биг-бегов, нижний ряд 39 биг-бегов, всего 76 биг-бегов. Вес одного биг-бега, указанного на упаковке, составляет нетто 700 кг +/- 1%, общий вес груза в вагоне составляет 53200 кг, согласно нанесенному трафарету на биг-бегах. Согласно данным, указанным в документах, не хватает 2 (двух) биг-бегов, а согласно нанесенному нетто на каждом биг-беге общий вес нетто больше указанного в документах на 2344 кг. Перевешивание биг-бегов не производилось. Бег-беги, которых не хватает по перевозочному документу, в вагоне поместиться могли.

 

Согласно ст. 37 Устава тарные и искусственные грузы перевозятся с указанием в накладной массе и количестве грузовых мест. Масса этих грузов определяется до сдачи их для перевозки и указывается на грузовых местах. Грузы, перевозимые насыпью и наливом, а также другие грузы, взвешивание которых на грузовых весах невозможно, взвешиваются на вагонных весах. Список грузов, которые могут перевозиться насыпью и наливом, устанавливается Правилами перевозки грузов. Общая масса груза определяется путем взвешивания на весах или подсчетом массы на грузовых местах по трафарету или стандарту. Масса отдельных грузов может определяться расчетным методом, по обмеру или условно (нефтепродукты в цистернах, животные, лесоматериалы и т.п.). Масса грузов определяется отправителем. Способ определения массы указывается в накладной.

Согласно ст. 24 Устава железная дорога имеет право проверить правильность сведений о грузе, указанных отправителем в накладной, на станции отправления, во время перевозки и на станции назначения.

Статьей 129 Устава предусмотрен конкретный перечень случаев, при которой составляется именно коммерческий акт, к которым в том числе относится потеря груза, несоответствие количества мест груза, которое имело место в спорном случае.

Согласно ст. 37 Устава масса груза может определяться как путем взвешивания на весах, так и путем подсчета массы на грузовых местах по трафарету или стандарту.

При этом, в спорном случае (обнаружение отсутствия 2 мест груза при том, что в железнодорожной накладной указана масса нетто и брутто предоставленных к перевозке биг-бегов) использование второго метода неуместно.

Указанное в совокупности свидетельствует, что указанный коммерческий акт по установлению отсутствия 2 биг-бегов по форме и содержанию соответствует требованиям Устава и Правилам составления актов, а потому является надлежащим и допустимым доказательством подтверждения факта несоответствия количества доставленного груза, количества, указанного в железнодорожной накладной.

В соответствии с пп. «а» п. 111 Устава железная дорога освобождается от ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза в случае, когда груз поступил в неповрежденном вагоне (контейнере) с неповрежденными пломбами отправителя или без пломб, когда такая перевозка разрешена Правилами, а также если груз прибыл в неповрежденном открытом подвижном составе, загруженном средствами отправителя, если нет признаков потери, порчи или повреждения груза во время перевозки.

Однако, поскольку спорный вагон принят железной дорогой для перевозки без замечаний к грузоотправителю по массе единицы — брутто 652 кг, нетто 650 кг, а также количеству биг-бегов (78) ответственность за сохранность груза с момента его принятия к перевозке и до момента выдачи грузополучателю в силу п. 110 Устава железных дорог Украины возлагается на Железную дорогу, то есть на ответчика.

Кроме того, с учетом п. 27 Правил выдачи грузов, учитывая то, что утраченным грузом по спорным железнодорожным накладным был карбамид (минеральное удобрение), норму естественной утраты следует определять в размере 1,5% от массы груза при расчете убытков.

С учетом норм естественной утраты (1,5% или 19,5 кг), суды уменьшили размер заявленных исковых требований, поскольку истец при расчете применил неверный коэффициент допустимых потерь для данного вида продукции.

 

Следовательно, указанные судебные решения свидетельствуют, что доказать вину Железной дороги в повреждении или потере груза и взыскать нанесенный этим ущерб можно только при надлежащей доказательной базе.

 

Таким образом, в случае потери или повреждения груза Железной дорогой при перевозке, обращайтесь к опытным по таким делам адвокатам АБ «Ткачук и партнеры», которые на высоком профессиональном уровне защитят права клиента в судебном порядке.