Перейти к содержимому
Главная страница » АДВОКАТ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ

АДВОКАТ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ

 
  

Приватизация – это передача по законным основаниям недвижимого имущества из государственной или коммунальной собственности в частное владение. Приватизировать возможно все недвижимое имущество – от квартиры, дома, земельного участка до предприятий.

Обычно в зависимости от объекта приватизации отличаются и правовые механизмы приобретения в частную собственность недвижимого имущества гражданами и юридическими лицами, имеющими свои тонкости и особенности.
Однако при приватизации имущества у граждан и субъектов хозяйствования возникают сложности не только с самим процессом ее проведения-сбора документов, проведения аукционов и т.п., но и столкновения с неправомерными действиями со стороны органов приватизации.
Последствиями незаконного отказа в приватизации, нарушений, допущенных в процессе приватизации, является лишение прав граждан и субъектов хозяйствования на владение принадлежащим им недвижимым имуществом, что в лучшем случае приводит к длительным судебным процессам, а в худшем – к потере недвижимого имущества.
 

Опытные адвокаты по спорам по приватизации АБ «Ткачук и партнеры» окажут квалифицированную правовую помощь гражданам и юридическим лицам приобрести в собственность недвижимое имущество путем процесса приватизации, предоставив следующие юридические услуги:

-Консультация по всем вопросам, связанным с процессом приватизации недвижимого имущества, оценка ситуации и определение перспектив возможных будущих судебных процессов;
-Правовое сопровождение клиента в процессе приватизации недвижимого имущества предприятий, учреждений, организаций, жилищного фонда, а также земельного участка, в т. ч. подготовка необходимых документов, представительство интересов клиента в органах приватизации, обжалование неправомерных действий и решений этих органов и т.п.;
-Помощь в сборе документов и подготовка процессуальных документов-адвокатского запроса, жалоб, претензий, ответов на претензии, исков, объяснений, возражений, ходатайств и т.п.;
-Представительство интересов клиента в судах всех инстанций, в том числе по искам органов приватизации и других лиц;
-Обжалование незаконных судебных решений в судах апелляционной инстанции и Верховном Суде;
-Правовое сопровождение клиента на стадии исполнения судебных решений.
 

Из опыта адвокатов АБ «Ткачук и партнеры» можно определить самые частые споры, возникающие в процессе приватизации недвижимого имущества:

1. Отказ в приватизации государственного и коммунального имущества, жилищного фонда (в т. ч. общежитий), земельных участков.
2. Нарушения, допущенные в процессе приватизации государственного и коммунального имущества:
-нарушения при подготовке проведения аукциона;
-не соответствие условиям аукциона действующему законодательству;
— отказ лицу в участии в аукционе;
-нарушения при определении победителя аукциона, в том числе не соответствие последнему условиям продажи объекта приватизации;
-несоответствие договора купли-продажи условиям продажи или действующему законодательству;
– нарушение законодательства при приватизации объектов незавершенного строительства государственной собственности.
3. Нарушения, допущенные в процессе приватизации государственного жилищного фонда:
-отказ в приватизации;
— нарушение прав лиц («не включение» в приватизацию жилья), которые по закону имеют право на приватизацию;
— не передача общежитий в территориальную громаду;
-отказ в переводе служебного помещения в статус «жилищное»;
-обретение права собственности путем приватизации на один объект (часть) несколькими лицами;
— признание недействительным решения органа о приватизации о передаче жилья в собственность.
4. Нарушение допущения в процессе приватизации земли.
5. Нарушение права наследников в завершение приватизации и регистрации права собственности на недвижимость.
6. Другие неправомерные решения и действия должностных лиц органов приватизации.
 
Данный перечень далеко не исчерпывающий, и он каждый день пополняется новыми спорами, в которых разобраться на высоком профессиональном правовом уровне помогут адвокаты нашего Бюро.
 

ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И КОММУНАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

 
Приватизация государственного или коммунального имущества – платное отчуждение физическим и юридическим лицам имущества государственной и коммунальной собственности, кроме объектов, перечень которых приведен в ст. 4 Закона Украины «О приватизации государственного и коммунального имущества» (объекты, необходимые для выполнения государством его функций обеспечения обороноспособности страны и т.п.).
Объекты приватизации делятся на:
— Объекты малой приватизации – это предприятия и имущество, стоимость которых не превышает 250 млн грн.;
-Объекты большой приватизации – это объекты государственной или коммунальной собственности (единые имущественные комплексы государственных предприятий и пакеты акций (долей) субъектов хозяйствования, в уставном капитале которых более 50 процентов акций (долей) принадлежат государству), стоимость активов которых превышает 250 миллионов гривен.
Как малая так и большая приватизация (в подавляющем большинстве) происходит через государственную систему электронных торгов ProZorro на аукционе.
 

МАЛАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ

 
Для продажи объектов малой приватизации государственными органами приватизации органом местного самоуправления в течение 10 дней со дня принятия решения о приватизации объекта образуется аукционная комиссия в составе не менее 5 человек.
  Аукционная комиссия разрабатывает условия продаж, утверждаемые органом приватизации и в течение 10 дней публикуют информационное сообщение в официальных печатных изданиях государственных органов приватизации, на официальном веб-сайте Фонда государственного имущества Украины или на официальном веб-сайте органа местного самоуправления и в электронной торговой системе ProZorro.
Аукционы через систему ProZorro проводятся не ранее чем через 20 дней, но не позднее 35 дней после опубликования информационного сообщения.
  Протокол результатов электронного аукциона формируется и обнародуется электронной торговой системой автоматически в день завершения аукциона в электронной форме.
В случае отказа победителя аукциона от подписания протокола аукциона или заключения договора купли-продажи, что подтверждается соответствующим актом, электронной торговой системой автоматически формируется и обнародуется новый протокол аукциона.
Обращаем внимание, что победитель аукциона, отказавшийся от подписания протокола аукциона или договора купли-продажи, лишается права на участие в последующих аукционах по продаже того же объекта.
 

БОЛЬШАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ

 
Порядок и условия продажи объектов крупной приватизации государственной собственности утверждены постановлением КМУ от 21.02.2023 № 183. Особенности продажи находящихся в коммунальной собственности объектов крупной приватизации могут быть установлены решением соответствующего местного совета.
Подготовка к крупной приватизации осуществляется с привлечением и с привлечением на конкурсной основе советников.
В течение 10 дней со дня принятия решения о приватизации объекта приватизации образуется аукционная комиссия, которая в течение 5 дней со дня получения рекомендаций государственного органа приватизации отчета советника проводит заседание, на котором разрабатывает условия продажи объекта приватизации. Условия продажи объекта приватизации утверждаются постановлением Кабинета министров Украины.
Информационное сообщение о приватизации объектов приватизации и итоги продажи объектов приватизации обнародуется на официальном сайте ФГИУ или на официальном сайте органа местного самоуправления и в электронной торговой системе ProZorro.
Аукцион по продаже объектов крупной приватизации проводится организатором аукциона не ранее чем через 30 дней, но не позднее 60 дней после опубликования информационного сообщения о приватизации объектов приватизации.
Для участия в аукционе потенциальный покупатель вместе с заявлением на участие в аукционе представляет организатору аукциона информацию и документы, определенные в законодательстве.
Обращаем внимание, что в случае отказа победителя аукциона от подписания протокола аукциона или заключения договора купли-продажи, подтверждаемого соответствующим актом, такой участник и его конечный бенефициар лишаются права на участие в последующих аукционах по продаже этого объекта. Гарантийный взнос ему не возвращается и подлежит перечислению в государственный бюджет. Покупателю, купившему объект приватизации и подписавшему договор купли-продажи, гарантийный взнос засчитывается при расчете за приобретенный объект приватизации.
 

ПРИВАТИЗАЦИЯ ОБЪЕКТА НЕЗАКОНЧЕННОГО СТРОЕНИЯ

 
Приватизация объектов незавершенного строительства государственной и коммунальной собственности осуществляется органами приватизации, путем:
— продажи объектов на аукционе, в том числе с условиями или без условий; со снижением стартовой цены с последующим предоставлением ценовых предложений; по методу изучения ценовых предложений
-выкуп объектов приватизации.
Для нотариального удостоверения договора купли-продажи объекта несовершенного строительства органы приватизации представляют нотариусу документы, перечень которых приведен в ч.5 ст. 26 Закона Украины «О приватизации государственного и коммунального имущества».
Право собственности на объект приватизации переходит к покупателю после уплаты в полном объеме цены продажи объекта.
 
Адвокаты нашего Бюро обеспечат правовое сопровождение потенциальных покупателей объектов приватизации:
— Подготовят необходимый пакет документов для участия в аукционе;
— Обеспечат правовое сопровождение клиента во время проведения аукциона;
– Обжалуют результаты аукциона, принятые не в пользу клиента, в том числе путем признания недействительным договора купли-продажи в судебном порядке.
 
Следует привести правовые выводы судов при рассмотрении дел по спорам по вопросам приватизации государственного и коммунального имущества.
 
1.Верховный Суд 22.01.2021 по делу № 923/623/20 удовлетворил иск о признании недействительным решения горсовета о продаже объекта малой приватизации вне конкурса (аукциона) и признании недействительным договора купли-продажи.
Верховный Суд отметил, что сами по себе допущенные органами публичной власти нарушения при определении условий и порядка приватизации не могут быть безусловным основанием для признания приватизационных договоров недействительными, возврат приватизированного имущества государству в нарушение права собственности покупателя, если они не допущены в результате виновного, противоправного поведения самого покупателя.
Продажа имущества на неконкурентной основе нарушает такие основополагающие принципы приватизации, как равенство прав участия граждан Украины в процессе приватизации, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечение конкурентности продаж, предусмотренных статьей 2 Закона Украины «О приватизации государственного имущества».
Нарушения городским советом условий и порядка приватизации привели не только к возможным экономическим убыткам (несоблюдение территориальной общиной средств от открытой продажи имущества конкурентным способом), а лишили других заинтересованных физических и юридических лиц возможности приобрести коммунальное имущество на открытом конкурсе, создали для них и арендатора несправедливые условия конкуренции на рынке продаж коммунального имущества. При этом покупатель, соответственно, получил непредвиденные законом привилегии выкупить имущество неконкурентным способом.
2. Верховный Суд 23.04.2019 по делу 905/401/17 оставил по-прежнему судебные решения о признании договора купли-продажи имущества (по результатам приватизации) недействительным за невыполнение его условий.
При этом Верховный Суд отметил, что по общему правилу неисполнение или ненадлежащее исполнение сделки не влечет правовых последствий в виде признания сделки недействительной. В таком случае заинтересованная сторона имеет право требовать расторжения договора или применения других предусмотренных законом последствий, а не признания сделки недействительной. В то же время часть пятая статьи 27 Закона Украины «О приватизации государственного имущества» в редакции, действующей по состоянию на момент возникновения спорных правоотношений, предусматривает, что по требованию одной из сторон договор купли-продажи может быть расторгнут или признан недействительным по решению суда в случае неисполнения другой стороной обязательств, предусмотренным договором купли-продажи, в установленные сроки.
Избранный истцом способ защиты нарушенных прав и правовые основания иска, основанные на части пятой статьи 27 Закона Украины «О приватизации государственного имущества» в редакции, действующей по состоянию на момент возникновения спорных правоотношений, отвечают требованиям гражданского законодательства, поскольку положения Закона Украины «О приватизацию государственного имущества» определяют невыполнение другой стороной обязательств, предусмотренных договором купли продажи, основанием для признания договора недействительным, а положения указанного Закона являются специальными нормами, регулирующими спорные правоотношения по приватизации государственного имущества.
 

ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

 
Приватизация государственного жилищного фонда – это отчуждение в пользу граждан следующих объектов:
— квартиры многоквартирных домов;
— одноквартирные дома;
— жилых помещений в общежитиях, предназначенных для проживания семей и одиноких лиц (комнаты, жилые блоки, секции);
— комнат в квартирах и одноквартирных домах, где проживают два и более нанимателей, и принадлежащих хозяйственных сооружений и помещений (подвалов, сараев и т.д.).
 
В статье 2 Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» приведен перечень помещений, не подлежащих приватизации — квартиры (комнаты, дома), отнесенные к числу служебных, квартиры (дома, расположенные на территориях закрытых военных поселений, национальных парков, помещения, помещений находятся в аварийном состоянии или расположены в зоне безусловного (обязательного) отселения, загрязненной в результате аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.
Каждый гражданин Украины имеет право приватизировать занимаемое им жилье безоплатно в пределах нарицательной стоимости жилого чека или с частичной доплатой один раз.
Безвозмездно передается жилое помещение из расчета санитарной нормы 21 кв. м. общей площади на съемщика и каждого члена его семьи (которые постоянно там или за которыми сохраняется право на жилье) и дополнительно 10 кв. м на семью.
Если общая площадь помещения превышает указанную площадь, наниматель производит доплату ценными бумагами, полученными для приватизации государственных предприятий или земли, а в случае их отсутствия – деньгами, и оплата может производиться в рассрочку (при внесении 10% суммы первоначального взноса). Вспомогательные помещения передаются бесплатно и отдельно приватизации не подлежат.
Важно, право на приватизацию квартир (домов) с использованием жилищных чеков (приватизационные бумаги, получаемые всеми гражданами Украины и используемые при приватизации государственного жилищного фонда) имеют граждане, постоянно проживающие в этих квартирах (домах) или состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий к введению в действие указанного Закона.
Перед приватизацией нужно собрать ряд документов, в чем помогут юристы нашего Бюро.
В частности, в органы приватизации, кроме заявления от всех лиц, прописанных в квартире (согласие или отказ в письменной форме), подается ряд определенных законодательством документов, подтверждающих личность, его регистрацию, право на жилье (ордер, договор найма), техническая документация на квартиру и другие.
При этом при необходимости органы приватизации могут пригласить другие необходимые документы, например, документы из органов опеки и попечительства, если в квартире прописаны несовершеннолетние, свидетельство о смерти лица, имеющего отношение к недвижимости и другое.
Вместе с тем орган приватизации не имеет права требовать документы, не предусмотренные законодательством или не имеющие никакого отношения к приватизации, а потому отказ в приватизации по основаниям непредоставления таких документов обжалуется в судебном порядке.
Орган приватизации принимает решение о передаче помещений в собственность граждан и выдает свидетельство о праве собственности, которое подлежит обязательной государственной регистрации прав.
 
В зависимости от объекта обычно есть особенности процедуры приватизации.
 

ПРИВАТИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ОБЩЕЖИТИЯХ

Приватизация жилых помещений в общежитиях, предназначенных для проживания семей и одиноких (комнаты, жилые блоки, секции) осуществляется с учетом Закона Украины «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий».
Вопрос приватизации жилых помещений в общежитиях, в соответствии с указанным Законом, может рассматриваться после передачи общежития в собственность территориального общества и принятия решения соответствующим советом по дальнейшему его использованию, а именно: оставить жилой комплекс общежития в статусе «общежития» и разрешить приватизацию его жилых и нежилых помещений.
Право на приватизацию жилых помещений в общежитии с использованием жилищных чеков получают граждане, на законных основаниях проживающие в них.
 Воспользоваться правом на приватизацию комнаты в общежитии граждане, которые более пяти лет на законных основаниях зарегистрированы по месту жительства в общежитии, фактически проживают в нем и не имеют собственного жилья.
Передача в собственность помещения в находящемся в аварийном состоянии общежитии запрещена.
 Таким образом, в итоге можно заключить: если гражданин более пяти лет на законных основаниях зарегистрирован в определенной комнате общежития и фактически проживает в ней, а целостный имущественный комплекс, в свою очередь, передан в собственность территориальной общины, остается в статусе «общежитие» ”, тогда житель такого общежития имеет право приватизировать в нем площадь в размере 21 м2 общей площади на съемщика и каждого члена его семьи, дополнительно 10 м2 на семью.
Для реализации своего права на приватизацию житель общежития обращается в орган приватизации со следующим пакетом документов: копия документа, удостоверяющего личность; оформленное заявление на приватизацию жилого помещения в общежитии; справка о составе семьи и занимаемых помещениях; копия ордера о предоставлении жилой площади (копия договора найма жилой площади в общежитии); документ, подтверждающий неиспользование им жилых чеков для приватизации государственного жилищного фонда.
 

Кроме указанного, свои законодательные особенности имеют также: 

Приватизация жилого помещения без ордера
Нередко случается, что копию такого ордера невозможно найти ни в одном органе власти, архиве, коммунальных предприятиях и т.д. Конечно, это документ строгой отчетности и вышеперечисленные органы несут ответственность за их сохранность. Однако в настоящее время Вам нужно приватизировать жилье, а не заниматься привлечением к ответственности органов, что можно сделать позже, поскольку гражданин при вселенной в предоставленную квартиру сдает ордер в ЖЭК или соответствующему предприятию, учреждению, организации, как документ строгой отчетности.
В таком случае Вам помогут юристы нашего Бюро, которые в судебном порядке докажут Ваше законное право пользования жилым помещением.
При этом юристы помогут собрать необходимые документы, подтверждающие правомерное проживание в жилом помещении: время вселения и регистрацию в это жилье; о Вашем месте работы и получении жилья согласно протоколу, решению и т.п. организации; договор найма с обслуживающим предприятием; техническая документация на квартиру; акт обслуживающей организации о месте жительства; справка о составе семьи; домовая книга и т.д. Чем больше у Вас таких документов, тем легче Вам доказать свое право на приватизацию без ордера о предоставлении жилой площади.
 
Приватизация служебного помещения. Служебное жилье – это квартиры, принадлежащие конкретной организации или государственному учреждению и предоставляемые сотрудникам для временного проживания на период выполнения трудовых или служебных обязанностей.
В статье 2 Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» закрепляется запрет на приватизацию служебных жилых помещений. Получить такое жилье в частную собственность можно только после снятия этого статуса.
Для этого необходимо обратиться с заявлением к руководству предприятия учреждения, организации в ведомстве которого находится помещение, после чего предприятие ходатайствует перед соответствующим советом, решением которого данное жилье исключается из списков служебного.
В случае, если указанные действия не принесли положительного результата, адвокаты нашего Бюро помогут решить этот вопрос в судебном порядке.
 
Приватизация гаража в гаражном кооперативе. Любой гражданин Украины имеет право приобрести и приватизировать гараж, чтобы распоряжаться им по своему усмотрению.
В то же время приватизация необязательна, но без этой процедуры Вы не сможете распоряжаться вашей собственностью в полном объеме, то есть Вы можете спокойно пользоваться своей собственностью, но продать свой гараж вы не имеете права.
В общем, порядок приватизации в таком случае состоит из двух шагов:
-Оформление права собственности (дает право распоряжаться строительством на земельном участке).
-Приватизация земли под гаражом в гаражном кооперативе.
 
 

Приватизация вспомогательных помещений в многоквартирном доме.

Вспомогательными помещениями многоквартирного дома являются помещения, предназначенные для обеспечения эксплуатации дома и бытового обслуживания его жильцов (колясочные, амбары, мусорокамеры, чердаки, подвалы, шахты и машинные отделения лифтов, вентиляционные камеры и другие подсобные и технические помещения).
При этом обращаем внимание, что вспомогательные помещения следует отличать от нежилых помещений – это изолированные помещения в многоквартирном доме, не принадлежащем к жилому фонду и являющиеся самостоятельными объектами недвижимого имущества.
Вспомогательные помещения становятся объектами права совместной собственности совладельцев многоквартирного дома, т.е. их общим имуществом, одновременно с приватизацией гражданами квартир, что удостоверяется единственным документом – свидетельством о праве собственности на квартиру. Для подтверждения приобретенного таким образом права не требуется совершение каких-либо других дополнительных юридических действий.
 
Адвокаты нашего бюро проконсультируют Вас по всем вопросам приватизации государственного жилищного фонда, помогут собрать необходимый пакет документов, и в случае необходимости обжалуют неправомерные действия, бездействие, решения органов приватизации в судебном порядке.
 

ПРАВОВЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СУДЕЙ ПРИ РАССМОТРЕНИИ СПОРОВ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

 
1. Судом кассационной инстанции в деле № 752/12075/15 оставлено в силе решение апелляционного суда об удовлетворении иска о признании недействительным распоряжение органа приватизации и свидетельство о праве собственности на право собственности на 46/100 части квартиры.
Судебные решения мотивированы, что распоряжение было выдано с нарушением требований ч. 2 ст. 8 Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда», согласно которой передача занимаемых квартир (домов) осуществляется в общую совместную, или частичную собственность по письменному согласию всех совершеннолетних членов семьи, постоянно проживающих в этих квартирах, в том числе временно отсутствующих членов, за которыми сохраняется право на жилье.
Поскольку в спорной квартире проживает малолетний сын истца, а она не давала согласия на приватизацию жилых помещений, иск подлежит удовлетворению.
 
2. Постановлением апелляционного суда 01.04.2021 по делу № 296/4642/19 (после отмены решения этого суда Верховным Судом) удовлетворен иск лица о признании действий горсовета об отказе в приватизации квартиры незаконными и обязательства провести приватизацию квартиры.
Иск мотивирован тем, что истец из временного разрешения горсовета сроком 1 год проживал в спорной квартире с обязательным проведением расчетов за коммунальные услуги и по квартирной плате. Ордер на указанное жилое помещение истцу не предоставлялся. лет, обратился в горсовет с заявлением о предоставлении разрешения на приватизацию спорного жилого помещения, в удовлетворении которого отказано из-за отсутствия ордера на вселение в указанную квартиру.
Долгое время проживания человека в жилье, независимо от его правового режима, является достаточным основанием для того, чтобы считать соответствующее жилье принадлежащим такому лицу в смысле статьи 8 Конвенции.
В спорную квартиру истец вселился вместе с семьей на законных основаниях — с разрешения горсовета в 2005 году и с тех пор постоянно в нем проживает, а в 2013 году на основании решения горсовета ему предоставлено разрешение на постоянную регистрацию в указанной квартире, он несет расходы по ее содержание.
Законность проживания истца в спорной квартире ответчиком не оспорена, требования об устранении препятствий в пользовании указанным жильем ответчик в течение всего времени проживания истца не заявлял. Другого жилья истец не имеет, что говорит о том, что он имеет достаточные и продолжающиеся связи с конкретным местожительством, а указанное жилое помещение является в целом его «жильем» в смысле статьи 8 Конвенции.
Согласно положениям части 10 статьи 8 в привязке к пункту 2 статьи 2 Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» перечень оснований для отказа в приватизации квартиры исчерпывающий и расширенному толкованию не подлежит, а потому ссылка ответчика на то, что истец не имеет права на приватизацию, поскольку не предоставил ордеру, безосновательны.
Таким образом, действия горсовета нарушают конституционное право истца на приватизацию жилья в установленном законом порядке.
 
3. Судом апелляционной инстанции 09.12.2021 в деле № 750/2176/17 (после отмены решения этого суда Верховным Судом) удовлетворен иск лица о признании права на приватизацию жилья и обязать облсовет выполнить полный объем всех предусмотренных действующим законодательством юридически значимых направленных на передачу безвозмездно в собственность истца жилого помещения.
Иск мотивирован тем, что на основании ордера она вселилась в общежитие и зарегистрировала свое и родившегося сына место жительства по этому адресу. Указывала, что неоднократно обращалась к ответчику с заявлениями о передаче квартиры в собственность путем ее приватизации, которые оставались без удовлетворения.
Отказ мотивирован тем, что общежитие находится в оперативном управлении медицинского колледжа, который имеет статус государственного учебного заведения, что делает невозможным приватизацию жилых помещений этого общежития.
Удовлетворяя исковые требования, суд отметил, что решением судов признано незаконным и отменено решение облсовета, которым передано в оперативное управление учебного заведения – медицинского колледжа спорное здание общежития.
Таким образом, поскольку решение органа местного самоуправления, на основании которого спорное общежитие было передано в оперативное управление учебному заведению, отменено в судебном порядке, основания утверждать, что спорное жилое помещение не может быть приватизировано, учитывая, что общежитие находится в оперативном управлении учебного заведения. заведения, отсутствуют.
С учетом указанного, а также того, что ответчик получила право на приватизацию квартиры в общежитии в соответствии с требованиями Закона Украины «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий», суд удовлетворил исковые требования в полном объеме.
 
4. Верховный Суд 18.05.2021 по делу № 420/6019/19 оставил по-прежнему постановление апелляционной инстанции об удовлетворении иска жителей общежития о признании противоправным бездействие Министерства по непринятию решения о передаче спорного жилого дома общежития, обязано ФД к коммунальной собственности вместе с объектами инженерной инфраструктуры, обслуживающими это здание, а также обязаны горсовет принять, предусмотренные действующим законодательством меры по принятию спорного дома в коммунальную собственность.
Удовлетворяя исковые требования, суды пришли к выводу, что противоправным бездействием ответчиков нарушены права истцов на приватизацию государственного жилищного фонда.
 
5. Верховный Суд, рассмотрев 04.03.2020 дело №636/1514/19, оставил в силе судебные решения об удовлетворении иска военнослужащего о признании права на исключение квартиры из числа служебных для обеспечения семьи постоянным жильем, приватизировав его.
Постановление мотивировано тем, что истец является военнослужащим, находится на военной службе, имел к моменту обращения в суд выслугу на военной службе более 20 лет, принимал непосредственное участие в антитеррористической операции, является участником боевых действий, находится на квартирном учете в гарнизоне в общей очереди 2007 года и первоочередной (УБД (АТО)) с 2015 года, а значит, имеет право на обеспечение жильем, в частности право на исключение жилья из числа служебного и обеспечение им для постоянного проживания (т.е. приобретение в собственность)
По таким основаниям Верховный Суд отметил, что немотивированное бездействие квартирно-эксплуатационного отдела ограничивает права истца на обеспечение жильем, гарантированные Законом Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей», а ссылка ответчика на необходимость соблюдения очередности при решении вопроса по исключению жилья из числа служебного и обеспечения им для постоянного проживания коллегия судей считает необоснованным, поскольку истец уже обеспечен служебным жильем в порядке очередности, но не может его приватизировать.
 

ПРИВАТИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

 
Гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка в пределах норм безвозмездной приватизации, находящегося в его пользовании, в том числе земельного участка, на котором расположены жилой дом, хозяйственные здания, находящиеся в его собственности сооружения, подает ходатайство в соответствующий орган исполнительной власти или органа местного самоуправления, передающий земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 Земельного Кодекса Украины.
К ходатайству добавляется разработанная соответственно ЗУ «О землеустройстве» техническая документация по землеустройству по установлению (восстановлению) границ земельного участка в натуре (на местности), который заказывается гражданином без предоставления разрешения на его разработку. Техническая документация подлежит регистрации в Государственном земельном кадастре.
Согласно ст. 121 ЗКУ по упрощенной процедуре лицо может приватизировать:
-для ведения личного крестьянского хозяйства – не более 2,0 гектара;
-для ведения садоводства – не более 0,12 га;
-для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в селах — не более 0,25 га, в поселках — не более 0,15 га, в городах — не более 0,10 га;
-для индивидуального дачного строительства – не более 0,10 га;
-для строительства индивидуальных гаражей – не более 0,01 га.
О передаче земельного участка в собственность органа местного самоуправления принимает соответствующее решение, основанное для регистрации прав в государственном реестре.
Основанием для отказа в передаче земельного участка в собственность может являться несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно -территориальных единиц, проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.
 
В зависимости от того, на каком основании вы пользуетесь землей, существуют отличия в ее приватизации.
 

Приватизация дачных участков в составе кооперативов.

Граждане Украины имеют право на безвозмездную передачу им земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в размере не более 0,10 га.
Для того чтобы член кооператива мог реализовать свое право на собственность, нужно выделить участок из кооператива путем его выделения и приватизации.
Выделение участка кооператива – это процедура отчуждения земельного участка из общей массы земли кооператива по согласованию этого же кооператива и получение разрешения органов местного самоуправления или органов исполнительной власти на отведение его в собственность гражданина. То есть, если лицу необходимо выделить участок из кооператива, необходимо сначала получить согласование кооператива.
Приватизация земельного участка гражданином — членом садоводческого общества осуществляется без согласия других членов этого общества. Для приватизации земли гражданину нужно:
-получить разрешение органов местного самоуправления на разработку проекта землеустройства. Отказ уполномоченного органа в выдаче разрешения может быть обжалован в суд;
-обратиться к землеустроительной организации для разработки проекта
землеустройства;
— с готовой технической документацией обратиться в местный орган самоуправление с заявлением об утверждении проекта землеустройства;
— обратиться к государственному регистратору для регистрации права собственности.
 

Приватизация земли членами фермерского хозяйства.

Закон Украины «О фермерском хозяйстве» позволяет членам фермерского хозяйства получить безвозмездно в собственность из земель государственной и коммунальной собственности земельных участков с ранее предоставленных им в пользование земельных участков в размере земельной доли (пая) члена сельскохозяйственного предприятия, расположенного на территории соответствующего совета. Земельные участки, на которых расположены жилые дома, хозяйственные постройки и сооружения фермерского хозяйства, безвозмездно передаются в частную собственность в счет земельной доли (пая).
Однако указанное не распространяется на граждан, ранее использовали свое право на получение безвозмездно в собственность земельной доли (пая) из земель коллективной собственности или в результате приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий.
Фермерское хозяйство на основании решения общего собрания своих членов обращается в территориальный орган Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра с ходатайством о приватизации земель хозяйства.
В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры и прилагаются необходимые документы, в частности заявление члена фермерского хозяйства о передаче ему в собственность земельного участка из земель этого хозяйства.
Отказ Госгеокадастра в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства обжалуется в судебном порядке.
Право собственности на земельный участок регистрируется в государственном реестре прав.
 
Адвокаты нашего бюро помогут Вам в порядке устранить возникшие препятствия для приватизации земли, а также обжалуют в суд безосновательный отказ в приватизации.
 
Следует обратить внимание, что возможные случаи, когда при оформлении наследственных прав на земельный участок нотариус устанавливает, что наследодатель не завершил процедуру приватизации земельного участка, не получил соответствующий документ на право собственности в связи с чем отказывает в переходе права собственности на земельный участок в порядке наследования и принимает решение об отказе в совершении нотариального действия.
В таких случаях можно подать в суд исковое заявление о признании права на завершение приватизации земельного участка в порядке наследования, в чем Вам помогут юристы нашего Бюро.
Так, Верховный Суд 21.10.2021 по делу № 137/731/17 оставил в силе судебные решения, которым признано по истцу право на земельный участок в порядке наследования по завещанию после смерти матери.
Верховный Суд согласился с выводом судов предыдущих инстанций, что в случае если наследодатель при жизни начал процедуру приватизации земельного участка, однако не получил на него право собственности в связи со смертью, наследники в порядке наследования приобретают право на завершение приватизации.
Поскольку истца является единственным наследником по завещанию, получившей часть наследства после смерти матери, поэтому имеет право на оформление после его смерти наследства, в состав которого входит спорный земельный участок.
Подобные выводы изложены Большой Палатой Верховного Суда по делу №350/67/15, Верховным Судом по делам №128/1911/15-ц, №723/1061/17, №623/633/17, №158/1672/17, №723/1061/17, №554/1195/17, №545/1631/19, №343/1341/20.
 
Следовательно, процесс приватизации государственного и коммунального имущества, государственного жилищного фонда и земельных участков сложен и имеет множество законодательных нюансов.
Обращайтесь к адвокатам АБ «Ткачук и партнеры», которые проконсультируют Вас по всем вопросам, касающимся приватизации недвижимого имущества и, при необходимости, помогут разрешить возникшие споры в пользу клиента в судебном порядке.