СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
Использование станций альтернативной электроэнергии для частных владельцев, как и для предприятий, с возможностью продажи производимой электроэнергии, в последнее время стало достаточно популярно.
«Зеленый» тариф – это специальный тариф, по которому покупается электрическая энергия у населения или коммерческих структур, которые используют для ее производства альтернативные источники энергии – это может быть солнечная энергия, ветровая, геотермальная, гидротермальная, энергия волн и приливов, гидроэнергия, энергия биомассы, газа из органических отходов те другие.
Однако, на практике у производителей электрической энергии по зеленому тарифу часто возникают следующие проблемные вопросы:
Споры с оператором распределения при присоединении источников возобновляемой энергии для продажи по зеленому тарифу;
Споры при заключении соответствующих сделок на продажу электрической энергии по зеленому тарифу с поставщиками электрической энергии;
Споры по безосновательному прекращению статуса производителя электрической энергии по зеленому тарифу и (или) прекращению договорных отношений по продаже электрической энергии по зеленому тарифу;
Споры по задолженности выплат по зеленому тарифу;
Споры с поставщиками оборудования, подрядчиками, проектанты установки оборудования для производства электрической энергии по зеленому тарифу.
Высокая зарегулированность законодательными и нормативными актами правоотношений с Операторами распределения, Энергопоставщиками, Государственным Оператором покупки электрической энергии по зеленому тарифу с целью защиты прав Производителя электрической энергии по зеленому тарифу часто делает обращение за защитой своих прав к Адвокату крайне необходимым.
Адвокаты АБ «Ткачук и партнеры», имеющие большой опыт в судебных спорах, связанных с альтернативными источниками электроэнергии, защитят права инвесторов в зеленый тариф, владельцев СЭС и производителей (поставщиков) в судебном порядке, предоставив следующие правовые услуги:
Консультация по всем вопросам, связанным с альтернативными источниками электроэнергии и зеленым тарифом, анализ ситуации и просчет перспектив возможных судебных процессов;
Решение спорных вопросов с Операторами распределения на стадии проектирования и присоединения оборудования для производства электрической энергии по зеленому тарифу;
Решение спорных вопросов с Энергоснабжающими компаниями при заключении договора на продажу электрической энергии по зеленому тарифу;
Решение спорных вопросов с Операторами распределения и Энергоснабжающими компаниями при лишении статуса производителя электрической энергии по зеленому тарифу;
Решение спорных вопросов по выплате задолженности по зеленому тарифу;
Решение спорных вопросов с поставщиками, подрядчиками, проектантами при подключении оборудования для производства электрической энергии по зеленому тарифу;
Сбор доказательной базы и подготовка процессуальных документов-адвокатского запроса, иска, отзыва на иск, возражений, ходатайств и т.п.;
Знакомство с материалами дела, если дело по зеленому тарифу находится уже в суде;
Представительство интересов клиента во всех судебных инстанциях в спорах по зеленому тарифу;
Обжалование незаконных судебных решений в апелляционном и кассационном порядке.
ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ «ЗЕЛЕНЫЙ» ТАРИФ
Как отмечалось, «зеленым» называется тариф, при котором государство проводит закупку электроэнергии по повышенной цене у частных лиц и организаций, применяющих альтернативные источники энергии, к которым относятся ветряные установки, солнечные панели, биологическое топливо, небольшие гидростанции. При этом, солнечная энергия – самый популярный и доступный источник энергии в нашей стране.
То есть зеленым называется тариф, при котором государство производит закупку электроэнергии по повышенной цене у частных лиц и организаций, применяющих альтернативные источники энергии.
Действие программы «зеленого» тарифа рассчитано до 2030 года. В частности, согласно Государственной программе о зеленом тарифе на электрическую энергию для частных домовладений каждый желающий получает возможность подключить солнечную электростанцию и продавать электроэнергию по льготной ставке.
Соответственно, установив у себя солнечные батареи или ветряные установки, человек может не только обеспечить свой дом необходимой энергией, но продавать остаток государству.
Сегодня частные пользователи имеют разрешенную мощность до 30 кВт. Возможности предприятий более расширены, поскольку им разрешено использовать оборудование изготовителей из других стран.
Тарифы для предприятий
Процедура оформления и лицензирования для компаний, планирующих распространять энергию на условиях «зеленого» тарифа государству, достаточно сложна, поскольку включает несколько этапов:
Закупка и установка соответствующего стандартам оборудования;
Экспертизы на соответствие оборудования;
Получение лицензии для производителя электроэнергии;
Согласование тарифа;
Заключение договора продажи электрической энергии.
В частности, на основании договора государственное поощрение предприятий выражается в применении особых тарифных условий для наземных солнечных электростанций со снижением до 2030 года, а именно — до 2020-0, 15 евро/кВт.ч, крышных солнечных электростанций -0, 164 евро/кВт .ч; к 2025 году-0, 141/0, 152 кВт.ч; к 2030 году-0,127/0,139 евро/кВт.ч
Тарифы для частных домовладельцев
Система получения тарифа для частных домовладельцев проще, чем для юридических лиц, поскольку им не требуется лицензия для коммерческих производителей и результаты комиссии по местной составляющей, а подключение составляет до 2 месяцев.
Тарифная сетка основана на сроки ввода систем в эксплуатацию (евро / кВт.ч): до 2020 г. – 0,18; к 2025 г. – 0,16; к 2030 г. – 0,145.
Ставки «зеленого» тарифа на электрическую энергию установлены Постановлением НКРЭКУ от 29.03.2024 №622 «Об установлении «зеленых» тарифов на электрическую энергию, произведенную генерирующими установками частных домохозяйств». Однако «зеленые» тарифы постоянно меняются и НКРЭКУ довольно часто принимает новые постановления по этому вопросу.
Процесс получения «зеленого» тарифа включает в себя:
Закупку и установку на фасаде или кровле дома солнечных панелей;
Подготовка и предоставление сообщения и схемы для подключения;
Согласование схемы и получение счета подключения;
Ввод в эксплуатацию узла счетчиков;
Заключение сделки (купля-продажа).
Адвокаты нашего Бюро проконсультируют клиента по всем вопросам, связанным и с установкой, использованием и продажей альтернативной электроэнергии и, в случае необходимости, защитят права клиента в судебном порядке.
ПОМОЩЬ АДВОКАТА ПРЕДПРИЯТИЯМ-ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В РЕШЕНИИ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С «ЗЕЛЕНЫМ» ТАРИФОМ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ
Возможно рассмотреть, с учетом судебной практики, решение наиболее распространенных проблемных вопросов, возникающих в спорах по зеленому тарифу, в том числе по инвестированию, использованию альтернативных источников электроэнергии, поставке ее производителями и взысканию задолженности.
В последнее время выросло количество судебных споров по искам производителей «зеленой» электроэнергии к государственному предприятию «Гарантированный покупатель» о взыскании задолженности за отпущенную электроэнергию.
ГП «Гарантированный покупатель» — это предприятие, созданное в июне 2019 года во исполнение постановления КМУ от 17.04.2019 № 324 для выполнения функций гарантированного покупателя электрической энергии из возобновляемых источников, миссией которого является обеспечение общедоступных интересов рынка электроэнергии. Реализация миссии предполагает стимулирование развития отрасли альтернативной электроэнергетики Украины и предоставления услуг доступности электрической энергии для бытовых потребителей. ГП функционирует в 3 основных направлениях: закупка электроэнергии по «зеленому» тарифу, обеспечение функционирования PSO и организации аукционов для возобновляемой генерации. Одной из стратегических целей ГП – покупка всей электрической энергии у производителей по «зеленому» тарифу.
Рост таких исков, по мнению ГП, обусловлен ростом задолженности Частного акционерного общества «Национальная энергетическая компания «Укрэнерго» перед Гарантированным покупателем.
Однако Верховный Суд 01.09.2021 оставил в силе судебные решения предыдущих инстанций о взыскании задолженности в пользу ООО с ГП «Гарантированный покупатель» за отпущенную электроэнергию по «зеленому» тарифу в размере 7 234 192 грн.
Верховный Суд отметил, что правоотношения между сторонами возникли на основании договора, согласно которому истец обязуется продавать, а ответчик покупать всю отпущенную электроэнергию по «зеленому» тарифу.
Верховный Суд отклонил доводы Гарантированного покупателя по применению Закона «О рынке электрической электроэнергии» и Порядка покупки гарантированным покупателем электрической энергии, произведенной из альтернативных источников энергии, утвержденного постановлением НКРЭКУ № 641 от 26.04.2019 и согласился с выводами предыдущих инстанций о том, что оплата стоимости электрической энергии по «зеленому» тарифу не зависит от поступления средств от НЭК «Укрэнерго» , которое ненадлежащим образом выполняет свои денежные обязательства перед ответчиком, поскольку именно на ответчика возложена обязанность покупать всю отпущенную электрическую энергию, произведенную истцом по «зеленому» тарифу, и осуществлять ее оплату в соответствии с условиями Договора и законодательства Украины, в том числе , Порядка №641.
При этом Договор и Порядок №641 не вменяют в обязанность Гарантированному покупателю оплачивать стоимость купленной у производителя электрической энергии от выполнения НЭК «Укрэнерго» возложенных на него специальных обязанностей. Поэтому несоблюдение НЭК «Укрэнерго» своих обязанностей не является основанием для освобождения ответчика от выполнения обязательств по оплате стоимости объема приобретенной электрической энергии по «зеленому» тарифу в соответствии с Договором.
Аналогичные выводы изложены Верховным Судом 12.05.2021 по делу с подобными правоотношениями.
Также решением хозяйственного суда от 25.09.2023 (после отмены судебных решений ВС 07.04.2023) удовлетворен иск ООО (поставщика электроэнергии по «зеленому» тарифу) и взыскано с ГП «Гарантированный покупатель» пеню — 113 501 грн., 3 13 911 грн. за несвоевременное погашение задолженности.
При этом, Верховный Суд сделал выводы об обязанности Гарантированного покупателя осуществлять окончательный расчет с производителями на основании п. 10.4 Порядка № 641 за периоды, по которым наступил срок полной оплаты. Так, ВС отметил, что Гарантированный покупатель обязан производить оплату в каждом расчетном месяце за купленную электрическую энергию у производителя по «зеленому» тарифу в три этапа (два авансовых и один – по факту окончания расчетного месяца), а именно: первый (авансовый) ) — до 15 числа (включительно) расчетного месяца; второй (авансовый) — до 25 числа (включительно) расчетного месяца; третий (окончательный, в размере 100%) — в течение трех рабочих дней с даты обнародования решения НКРЭКУ об утверждении размера стоимости услуги по обеспечение увеличения доли производства электрической энергии из альтернативных источников, предоставленной Гарантированным покупателем в расчетном месяце.
В частности, 14.03.2023 принято постановление НКРЭКУ № 473, которым утвержден размер стоимости услуги по обеспечению увеличения доли производства электрической энергии из альтернативных источников энергии, предоставленной Гарантированным покупателем в августе 2022 года. Таким образом, до 20 марта 2023 г. Гарантированный покупатель должен был осуществить с производителями «зеленой» электроэнергии окончательный в размере 100% расчет за отпущенную электроэнергию в августе 2022 года.
В связи с этим суды пришли к выводу, что ответчик просрочил срок выполнения денежного обязательства (погасил долг только после предъявления истцом иска в суд), а потому должен уплатить пеню и 3% годовых.
Постановлением апелляционного хозяйственного суда от 22.11.2023 (дело в ВС не рассмотрено) оставлено по-прежнему решение первой инстанции о взыскании с ГП «Гарантированный покупатель» 1 928 145 грн. задолженности за поставку электроэнергии по «зеленому» тарифу, 40643 грн.-3% годовых, 143783 грн. инфляционных утрат.
По данному делу возражая против иска ответчик отметил, что в период действия военного положения в Украине расчеты с производителями осуществляются с учетом положений приказов Минэнергетики № 140 от 28 марта 2022 года и № 206 от 15 июня 2022 года – в процентном отношении к средневзвешенному размеру » тарифа за 2021 год, и у Гарантированного покупателя отсутствует обязанность осуществлять окончательный полный расчет в соответствии с п. 10.4 Порядка (т.е. в течение трех рабочих дней с даты обнародования решения НКРЭКУ об утверждении размера стоимости услуги по обеспечению увеличения доли производства электрической энергии из альтернативных) источников, предоставленной Гарантированным покупателем в расчетном месяце).
Вместе с тем суды отклонили доводы ответчика, отметив, что Приказ Министерства энергетики Украины от 15.06.2022 «О расчете с производителями по «зеленому тарифу» № 206, как и предыдущий Приказ Министерства энергетики Украины от 28.03.2022 «О расчетах на рынке энергии» № 140], никак не ограничивает право истца на получение полной стоимости проданной электрической энергии, установленной заключенным сторонами по делу договором, а также не изменяет сроки возникновения и выполнения денежных обязательств по проведению окончательных расчетов по договору и согласно пункту 10.4 Порядка.
Этим приказом только ограничен размер выплат, предусмотренных пунктом 10.1 Порядка. Однако данный нормативно-правовой акт не ограничивает размер выплат, подлежащих перечислению продавцам энергии по «зеленому тарифу» при осуществлении окончательных расчетов согласно пункту 10.4 Порядка.
Аналогичное заключение указано в постановлении апелляционного хозяйственного суда от 01.11.2023.
Если у Вас как производителя и поставщика электроэнергии по «зеленому» тарифу возникли проблемы по оплате покупателем предоставленных услуг, адвокаты нашего Бюро помогут взыскать эту задолженность в судебном порядке вместе со штрафными санкциями за просрочку выполнения хозяйственного обязательства.
Также нередки споры производителей, поставщиков альтернативной электроэнергии из НКРЭКУ относительно неверной установки/неустановки «зеленого» тарифа (его коэффициента) и его перерасчета.
Постановлением Верховного Суда 20.09.2023 оставлены в силе судебные решения предыдущих инстанций об удовлетворении иска ООО к НКРЭКУ:
-признание противоправным бездействие НКРЭКУ по неисполнению обязательств, предусмотренных частями 29 и 30 ст. 9-1 ЗУ «Об альтернативных источниках энергии», пункта 1.5 Порядка установления, пересмотра и прекращения действия «зеленого» тарифа на электрическую энергию для субъектов хозяйственной деятельности, потребителей электрической энергии, в том числе энергетических кооперативов, и частных домохозяйств, генерирующие установки которых производят электрическую энергию из альтернативных источников энергии, утвержденного постановлением НКРЭКУ № 1817 от 30.08.2019.
-обязательство НКРЭКУ принять решение о перечислении в национальную валюту по среднему курсу гривны к евро за последние 30 календарных дней, предшествующих дате последнего в предыдущем квартале заседания НКРЭКУ, минимального размера «зеленого» тарифа за второй и третий кварталы 2022 года в соответствии с ч .29 ст.9-1 указанного Закона и пункта 1.4 Порядка;
-обязательство НКРЭКУ принять решение об установлении «зеленого» тарифа на электрическую энергию, производимую субъектами хозяйствования на объектах электроэнергетики, использующих альтернативные источники энергии, и надбавки к «зеленому» тарифу за соблюдение уровня использования оборудования украинского производства за второй и третий кварталы 2022 года согласно части 30 в. 9-1 Закона и п. 1.5 Порядка.
Суды отметили, что на НКРЭКУ возложена обязанность осуществления ежеквартально перерасчета «зеленого» тарифа с приведением его размера в соответствие в национальной валюте по среднему официальному валютному курсу Национального банка Украины за последние 30 календарных дней, предшествующих дате такого заседания.
Ключевым вопросом по этому делу было определение в условиях военного положения пределов полномочий НКРЭКУ при исполнении обязанности, возложенной на Регулятора статьей 9-1 Закона по осуществлению перерасчета «зеленых» тарифов и законности в способ издания постановления НКРЭКУ, остановки на период действия военного положения такого обязательна связи.
ВС пришел к выводу, поскольку начиная с 31.03.2022 перерасчет «зеленого» тарифа ответчиком в порядке, определенном ст. 9-1 Закона за второй и третий кварталы 2022 года, не осуществлялся, указанное свидетельствует о совершении НКРЭКУ противоправного бездействия.
Учитывая, что правовой режим военного положения не предусматривает никаких ограничений по вопросам тарифообразования, введение ограничений по установленным тарифам и «зеленому» тарифу, поэтому необходимо обязать ответчика принять решение о перечислении в национальную валюту по среднему курсу гривны к евро за последние 30 календарных дней , предшествующие дате последнего в предыдущем квартале заседания НКРЭКУ, минимального размера «зеленого» тарифа за второй и третий кварталы 2022 года и установить «зеленый» тариф на электрическую энергию, производимую субъектами хозяйствования на объектах электроэнергетики, использующих альтернативные источники энергии и надбавки к «зеленому» тарифу за соблюдение уровня использования оборудования украинского производства за второй и третий кварталы 2022 года.
Также Верховный Суд 15.12.2022 сформулировал вывод о порядке установления и изменения «зеленого» тарифа на электрическую энергию.
Так, ООО обратилось в суд с иском НКРЭКУ о признании противоправным применения в постановлении НКРЭКУ от 13 октября 2020 года N 1878 коэффициента — 2.16 (вместо должного — 3,24) «зеленого» тарифа на электрическую энергию, производимую на объектах энергетики используют альтернативные источники энергии ООО для Шумской ГЭС; — обязать ответчика установить с 13.10.2020 для ООО «зеленый» тариф на электрическую энергию, с коэффициентом 3,24, как для объекта, введенного в эксплуатацию 16.05. 2016.
Истец отмечал, что из-за установления заниженного «зеленого» тарифа в размере 3 грн 83 коп. вместо 5 грн. 75 коп. за 1 кВт нарушены его права как пользователя этой ГЭС и созданы предпосылки для нанесения ущерба. Истец считал, что регулятор при установлении «зеленого» тарифа неправомерно применил размер коэффициента, действовавшего для микрогидроэлектростанции на момент окончания ее строительства в 2010 году. По его убеждению, должен быть применен другой коэффициент — действовавший на день регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации в 2016 году.
Ответчик же пояснил, что впервые «зеленый» тариф с коэффициентом 2,16 был установлен для предыдущего владельца Шумской ГЭС – ЧП, а ООО, которое позже на основании договоров аренды получило право пользования на этот объект электроэнергетики, предоставило документы по упрощенной процедуре (в связи с изменением права собственности), что делает невозможным решение вопроса об изменении коэффициента.
Верховный Суд 15.12.2022 оставил решение суда предыдущих инстанций об удовлетворении иска, отметив, что «зеленый» тариф устанавливается для каждого субъекта хозяйствования, производящего электрическую энергию из альтернативных источников энергии, по каждому виду альтернативной энергии и для каждого объекта электроэнергетики или для каждой очереди строительства электростанции (пускового комплекса), как указано в статьях 9-1, 9-2 и 9-4 Закона Украины «Об альтернативных источниках энергии».
То есть предприятие взаимосвязано с объектом энергетики и видом альтернативной энергии. В случае изменения хотя бы одной из этих составляющих возникает основание для установления/пересмотра «зеленого» тарифа, поскольку за каждым предприятием закреплен вид альтернативной энергии и определенный объект электроэнергетики.
Также суд обратил внимание, что в зависимости от того, когда введенный в эксплуатацию объект электроэнергетики, напрямую зависит размер «зеленого» тарифа (коэффициент) на электрическую энергию. Датой ввода в эксплуатацию объекта электроэнергетики есть: или дата выдачи уполномоченным органом сертификата, что подтверждает соответствие законченного строительством объекта проектной документации и подтверждает его готовность к эксплуатации, или дата регистрации согласно законодательству декларации о готовности объекта к эксплуатации.
Суды разъяснили, что окончание строительства объекта не означает его пригодности к безопасной эксплуатации и началу производственного процесса. Поэтому признали, что датой ввода в эксплуатацию объекта Шумской ГЭС как электростанции 16.05. 2016, когда Департамент ГАСИ в области зарегистрировал декларацию о готовности объекта к эксплуатации.
Следовательно, ВС согласился с выводами судов предыдущих инстанций, что датой ввода в эксплуатацию Шумской ГЭС следует считать дату регистрации декларации, которая согласуется с требованиями ст. 9-1 Закона «Об альтернативных источниках энергии». Следовательно, нет оснований для отказа в установлении коэффициента «зеленого» тарифа 3,24, действовавшего на момент регистрации декларации.
ПОМОЩЬ АДВОКАТА СОБСТВЕННИКАМ УСТАНОВОК ПРОИЗВОДСТВА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ЧАСТНОГО ДОМОХОЗЯЙСТВА В РЕШЕНИИ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С «ЗЕЛЕНЫМ»
ТАРИФОМ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ
Споры, возникающие между бытовым потребителем и поставщиком универсальных услуг (ПУП) при заключении договора и купли-продажи электрической энергии, произведенной из альтернативных источников энергии генерирующей установкой (генерирующими установками) частного домохозяйства, разрешаются, в частности, в судебном порядке.
Конечно спорных ситуаций, которые могут возникнуть в указанной сфере правоотношений множество, но можно определиться с наиболее распространенными из них:
1. Безосновательный отказ ПУП в заключении с бытовым потребителем договора купли-продажи альтернативной электроэнергии по «зеленому» тарифу;
2.Лишение Облэнерго бытового потребителя права на получение компенсации по «зеленому» тарифу, например за допущенные нарушения.
Так, источником для выплаты компенсации «зеленого» тарифа домашним СЭС является тариф на услуги Облэнерго по передаче электроэнергии по магистральным сетям, основными должниками по уплате которого являются поставщики универсальных услуг (ПУП). Для выплаты компенсации ПУПы предоставляют Облэнерго расчет ее стоимости, составленный на основе данных коммерческого учета частных домохозяйств.
Есть множество случаев, когда Облэнерго не согласовывает предоставленные ПУПами акты, мотивируя это выявлением многочисленных нарушений в расчетах объемов электроэнергии. Например, наиболее распространенными нарушениями, отмечаемыми Облэнерго, это:
-СЭС более мощная, чем разрешено законодательством для частных домохозяйств (более 30 кВт), поэтому они не имеют права на выплату компенсации по «зеленому» тарифу;
-Солнечные электростанции производят электроэнергию ночью и по мнению облэнерго источником энергии являются лунный свет и фонари, а потому расчеты на основе таких данных являются некорректными;
– Частное домохозяйство, которому принадлежит СЭС, вообще не потребляет электроэнергию из сети облэнерго и такие домохозяйства не имеют права получать компенсацию «зеленого» тарифа.
Вместе с тем указаны и другие, так называемые, «нарушения», в результате которых Облэнерго не выплачивает компенсацию владельцам СЭС по «зеленому» тарифу в подавляющем большинстве голословны и ничем не доказаны, а значит, вполне возможно решить вопрос о взыскании задолженности по «зеленому» тарифу в судебном порядке.
3. Отказ ПУПа в погашении задолженности перед потребителями по договорам купли-продажи альтернативной электроэнергии по «зеленому» тарифу.
Указанный перечень далеко не исчерпывающий и между ПУП и владельцами генерирующих установок частных домохозяйств возникает много других конфликтных ситуаций в сфере «зеленого» тарифа, которые помогут решить адвокаты нашего Бюро в судебном порядке.
Из опыта адвокатов нашего Бюро можно отметить, что наиболее распространенными спорами, рассматриваемыми в судебном порядке, это взыскание задолженности поставщиком альтернативной электроэнергии с ПУП.
Так, Верховным Судом 14.02.2023 оставлены по-прежнему судебные решения предыдущих инстанций о взыскании с ЧУП в пользу потребителя задолженность за электрическую энергию, произведенную по «зеленому» тарифу, в размере 1 654 221 грн., пеню в размере 36 167 грн., 3 % годовых в размере 6646 грн., инфляционные потери в размере 11 450 грн.
Судебные решения мотивированы тем, что истцом (потребителем) и ответчиком ООО (ПУП) заключены договоры по поставкам электрической энергии ЧУП.
Согласно пункту 3.3.4. ПРРЭЭ, поставщик универсальных услуг одновременно с исполнением обязанности по покупке электрической энергии по «зеленому» тарифу у частных домохозяйств предоставляет оператору системы передачи услуг по обеспечению увеличения доли производства электрической энергии из альтернативных источников энергии. Такая услуга предоставляется ПУП исходя из фактических объемов покупки электроэнергии по «зеленому» тарифу у частных домохозяйств.
На основании существующих договоров о поставках электрической энергии ПУП между ответчиком и истцом заключен ряд договоров о купле-продаже электрической энергии по «зеленому» тарифу частным домохозяйством. Предметом указанных договоров, идентичных по содержанию, является обязательство потребителя продавать ПУПу электрическую энергию, произведенную из энергии солнечного излучения объектами электроэнергетики (генерирующими установками) частного домохозяйства, величина установленной мощности составляет: из энергии солнечного излучения 30 кВт, а ПУП берет на себя обязательство покупать у потребителя электрическую энергию по «зеленому» тарифу, установленному НКРЭКУ, в объеме, превышающем месячное потребление электрической энергии частным домохозяйством, в сроки, предусмотренные этими договорами. Оплата за проданную электрическую энергию, произведенную в объеме, превышающем месячное потребление электрической энергии частным домохозяйством, производится поставщиком универсальных услуг до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
По результатам производимой электроэнергии между сторонами подписывались отчеты о показах приборов учета, объемах и направлениях перетоков принятой-передаваемой электрической энергии по каждому договору и лицевому счету. В дальнейшем между сторонами подписаны акты купли-продажи электрической энергии по каждому отдельному заключенному договору, в которых определен объем и стоимость электроэнергии, произведенной из альтернативных источников энергии генерирующими электроустановками частного домохозяйства, что превышает месячное потребление электроэнергии и подлежит оплате по «зеленому» тарифу , подписанные сторонами без возражений и замечаний.
Однако ответчик не выполнил свои обязательства по уплате задолженности, поэтому сумма задолженности подлежит взысканию, как и пеня, 3% годовых и инфляционные выплаты за просрочку выполнения договорного обязательства.
При этом Верховный Суд отклонил доводы кассатора о наличии оснований для уменьшения пени, поскольку к ООО обратилась НКРЭКУ, которым сообщила общество о немедленном приведении своих действий к требованиям действующего законодательства, в частности путем прекращения покупки электрической энергии по «зеленому» тарифу, произведенной генерирующими установками потребителя. — истца вследствие выявления отсутствия частных домохозяйств ( в том числе по адресу истца). Выполняя требования НКРЭКУ, общество не могло осуществлять покупку электрической произведенной генерирующими установками частных домохозяйств, в соответствии с договорами о купле-продаже электрической энергии по «зеленому» тарифу частным домохозяйством, заключенным истцом, поскольку по сведениям, содержащимся в новых приложениях 2 «Паспорт точки ( точек) распределения электрической энергии объекта (объектов) потребителя», стало известно, что отсутствуют такие частные домохозяйства.
Поскольку договоры купли-продажи электрической энергии не оспорены, действуют, то сам по себе факт отсутствия домохозяйств по вышеуказанным адресам не имеет значения при решении вопроса о взыскании средств за полученную электроэнергию.
Размер неустойки может быть уменьшен по решению суда, если он значительно превышает размер ущерба, и при наличии других обстоятельств, имеющих существенное значение (ч.3 ст. 551 ГКУ), однако судами таких оснований не найдено.
Аналогично постановлением суда апелляционной инстанции от 17.02.2020 (Верховным Судом дело не рассматривалось) удовлетворен иск потребителя о взыскании с ПУП задолженности по договору купли-продажи электрической энергии по «зеленому» тарифу в размере 114 337 грн., 3% годовых в размере 5549 грн., инфляционные потери в размере 11 129 грн. и пеню в размере 57842 грн., а всего 188859 грн.
Таким образом, судебные споры по делам, связанным с «зеленым» тарифом являются крайне сложными, поскольку требуют проработки большого количества постоянно меняющихся нормативных документов и их правильного применения к конкретной спорной ситуации.
Итак, если у Вас возникла спорная ситуация, связанная с «зеленым» тарифом, обращайтесь к профессиональным и опытным адвокатам АБ «Ткачук и партнеры», которые защитят права клиента в судебном порядке.
МЕХАНИЗМ САМОПРОИЗВОДСТВА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И ПРИОБРЕТЕНИЕ СТАТУСА АКТИВНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ
В последнее время принято ряд законодательных актов по регулированию вопроса установления, выработки, потребления и продаж альтернативной электроэнергии. Да, 27.07. 2023 вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно восстановления и “зеленой” трансформации энергетической системы Украины» № 3220-ІХ, который содержит массу новелл относительно регуляции рынка возобновляемой энергетики (ВИЭ) и является трансформирующим отрасль в целом. Данный Закон позволяет потребителям устанавливать генерацию для собственных нужд, остальную часть непотребляемой электроэнергии продавать своему поставщику. Приказом НКРЭКУ от 29.12.2023 № 2651 утвержден Порядок продажи и учета электрической энергии, произведенной активными потребителями, и расчет за нее.
Вопрос обретения статуса «активного потребителя» для многих участников солнечного рынка остается достаточно сложным для понимания. Изменения, внесенные в Правила рынка, дают совершенно новые механизмы и возможности – как для потребителей, так и для поставщиков, операторов системы распределения.
Для потребителей электрической энергии, имеющих генерирующие установки из альтернативных источников энергии и/или установки хранения энергии, при этом не получили право купли-продажи электрической энергии по «зеленому» тарифу, законодателями определены понятия «активный потребитель» и «механизм самопроизводства».
Активный потребитель – это физическое или юридическое лицо, которое является потребителем электрической энергии и осуществляет генерацию электрической энергии из альтернативных источников энергии и/или сохраняет электрическую энергию, а также продает избыток электрической энергии при условии, что это не ее основной вид деятельности.
То есть, имея в собственности генерирующие установки или установки по хранению электрической энергии, которые используются на собственные нужды, потребители вправе осуществлять продажу излишек электроэнергии поставщику электрической энергии. Процесс продажи избытка электрической энергии производимым активным потребителем определяется как «механизм самопроизводства», позволяющий потребителям устанавливать генерацию для собственных нужд, остальную часть непотребляемой электрической энергии продавать своему электропоставщику.
Купля-продажа электрической энергии по механизму самопроизводства осуществляется путем выкупа объема электрической энергии, произведенной генерирующими установками активного потребителя и в соответствии с договором, заключенным активным потребителем с электропоставщиком или поставщиком универсальных услуг, являющимся приложением к договору о поставке электрической энергии поставщиком универсальных услуг/потребителю.
Необходимо отметить, что потребители электрической энергии, не имеющие в собственности генерирующих установок или установок по хранению электроэнергии, но получающих электрическую энергию, производимую из альтернативных источников энергии, от третьих лиц также имеют право осуществлять продажу излишка и получить статус «активный потребитель».
КТО МОЖЕТ ПРИОБРЕСТИ СТАТУС АКТИВНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ
Приобрести статус активного потребителя могут как бытовые, так и небытовые владельцы генерирующих установок, но с определенными ограничениями по установленной мощности.
Критерии установленной мощности для генерирующих установок электрической энергии из альтернативных источников энергии, подпадающих под действие договора о купле-продаже электрической энергии по механизму самопроизводства, следующие:
— для генерирующих установок частных домохозяйств, установленная мощность которых не превышает величину разрешенной (договорной) мощности электроустановок такого потребителя, предназначенных для потребления электрической энергии, но не более 30 кВт;
— для генерирующих установок малых небытовых потребителей, установленная мощность которых не превышает величину разрешенной (договорной) мощности электроустановок такого потребителя, предназначенных для потребления электрической энергии, но не более 50 кВт;
– для генерирующих установок других небытовых потребителей, установленная мощность которых не превышает величину разрешенной (договорной) мощности электроустановок такого потребителя, предназначенных для потребления электрической энергии;
— для генерирующих установок других небытовых потребителей, предназначенных для производства электрической энергии и введенных в эксплуатацию до 31 декабря 2029 года, присоединенных к электроустановкам, предназначенным для потребления электрической энергии непосредственно или через сети такого потребителя, при условии, что установленная мощность таких электроустановок не превышает величину разрешенной (договорной) мощности электроустановок такого потребителя, предназначенных для потребления электрической энергии;
— для генерирующих установок, принадлежащих третьим лицам и подключенных к электрическим сетям активного потребителя с установленной мощностью, не превышающей величину разрешенной (договорной) мощности электроустановок такого активного потребителя за минусом величины установленной мощности собственных генерирующих установок такого активного потребителя и при условии, что весь объем электрической энергии, производимой такими генерирующими установками, принадлежащими третьим лицам, приобретается активным потребителем;
— для энергетических кооперативов и заказчиков энергосервиса (как до, так и после перехода к заказчику по энергосервисному договору право собственности на имущество, образованное (установленное) по энергосервисному договору), при условии, что весь объем произведенной такими генерирующими установками электрической энергии приобретается активным потребителем.
Итак, общие характеристики обретения статуса «активный потребитель»:
1. Бытовые потребители – генерирующие установки которых присоединены к распределительным сетям, и мощность инверторного оборудования которых не превышает величину разрешенной мощности для потребления электрической энергии, но не более 30 кВт;
2. Малые небытовые потребители – генерирующие установки которых подключены к распределительным сетям, и мощность инверторного оборудования которых не превышает величину разрешенной мощности для потребления электрической энергии, но не более 50 кВт;
3. Небытовые потребители – генерирующие установки которых присоединены к распределительным сетям и мощность инверторного оборудования которых не превышает величину разрешенной мощности для потребления электрической энергии, но разрешенная к отпуску (продаже) в сеть мощность не может одновременно превышать 50% от величины разрешенной мощности электроустановки, что предназначена для потребления электрической энергии.
КАК СТАТЬ АКТИВНЫМ ПОТРЕДИТЕЛЕМ
Для того чтобы стать активным потребителем электроэнергии необходимо:
обратиться в специализированную организацию для установки генерирующей установки ВИЭ (восстановительной энергетики);
согласовать с оператором системы распределения техническое задание по установлению средства учета на генерирующих установках;
установить АСКОЭ и дополнительный учет на генерирующей установке;
подписать акт ввода в эксплуатацию АСКОЭ;
заключить договор с поставщиком услуг коммерческого учета;
получить паспорт точки распределения с указанием генерирующего оборудования, его мощности, ЭИС-кода генерации и местом установки;
найти ответственного поставщика для продажи излишков электрической энергии;
подписать договор о купле-продаже электрической энергии по механизму самопроизводства, являющегося приложением к договору о поставке электрической энергии поставщиком универсальных услуг или приложением к договору о поставке электрической энергии потребителю;
проверить оплату распределения через поставщика.
Статус активного потребителя приобретается с момента заключения соответствующего договора.
Но до этого, потребитель электроэнергии, имеющий в собственности генерирующую или установку по хранению электрической энергии, которые введены в эксплуатацию, согласно строительным нормам, должен осуществить присоединение указанных электрических установок к электрическим сетям оператора систем распределения или малой системы распределения, устроить соответствующий коммерческий учет электрической энергии и получить паспорт точки распределения с исходными параметрами для генерирующей установки или установки для хранения электроэнергии. При этом в таком случае присоединение генерирующих установок или установок для хранения электроэнергии к распределительным сетям осуществляется без получения услуги по присоединению.
Необходимо отметить, что генерирующие электроустановки частного домохозяйства и крышные солнечные электростанции не требуют получения разрешительной документации и принятия их в эксплуатацию в соответствии со строительными нормами.
В случае, если потребитель желает подсоединить генерирующую установку или установку по сохранению электроэнергии мощностью мощностью инверторного оборудования большей, чем ему разрешено, то придется увеличивать разрешенную мощность и заказывать услугу по присоединению в соответствии с Кодексом систем распределения.
Помните! Одновременное действие договора купли-продажи электрической энергии по механизму самопроизводства и договора купли-продажи по «зеленому» тарифу на одну и ту же генерирующую установку активного потребителя запрещается.
Также Постановлением НКРЭКУ от 10.01.2024 № 3 утверждены изменения к Правилам розничного рынка электрической энергии. В частности, раздел XI Правил дополнен главой 11.5, определяющей особенности прав и обязанностей активного потребителя на розничном рынке электрической энергии.
В связи с указанными нововведениями на рынке электрической энергии, связанной с использованием альтернативных источников электроэнергии безусловно возможно возникновение множества конфликтных ситуаций, нарушающих права, как потенциальных активных потребителей, так и приобретших такой статус.
В частности, возможно возникновение таких неправомерных действий по отношению к потенциальным активным потребителям, как безосновательный отказ в заключении договора купли-продажи электрической энергии по механизму самопроизводства, неверное применение тарифов при оплате таких услуг, неправомерное лишение статуса активного потребителя, задолженность перед активными потребителями за проданную электроэнергию. и многие другие спорные ситуации, помощь в решении которых предоставят профессиональные адвокаты АБ «Ткачук и партнеры».
Таким образом, при возникновении конфликтных ситуаций в сфере производства и купли-продажи альтернативной электроэнергии обращайтесь к профессиональным и опытным по этим вопросам адвокатам АБ «Ткачук и партнеры», которые проконсультируют клиента и при необходимости защитят его права в судебном порядке.