Главная страница » Полезные статьи » Незаконный перерасчет пенсии

Незаконный перерасчет пенсии

Незаконный перерасчет пенсии

Пенсионное обеспечение является гарантией социальной защиты гражданина, который достиг определенного возраста и приобрел такого права по иным основаниям, а незаконный перерасчет пенсии это правонарушение. Система пенсионного законодательства нашей страны на сегодняшний день требует больших изменений, и правительство Украины активно работает над соответствующим реформированием.
Однако, статистика судебной практики говорит о больших пробелах в пенсионном законодательстве Украины, что дают широкое поле для манипуляций со стороны территориальных органов ПФУ. Одним из таких манипуляций является перерасчет пенсии. Большинство привыкли понятие «перерасчет» ассоциировать с понятием «увеличение». Но те, кто знаком с другой «стороной медали» прекрасно знают, что перерасчет, особенно
инициированный территориальными органами ПФУ, имеет положительный результат, но не для пенсионера.

Незаконный перерасчет пенсии судебное дело.

Показательным в данном случае является судебное дело № 420/617/21, где только по решению суда от 23.03.2021 года удалось восстановить нарушенные территориальными органами ПФУ права Истца А. Суть вопроса заключается в следующем.
Впервые Истцу А была назначена пенсия в 2003 году по выслуге лет, согласно нормам Закона Украины «О пенсионном обеспечении». Фактически пенсию Истец А не получила, так как уже через три дня после назначения продолжила свою трудовую деятельность в должности учителя начальных классов — была принята на работу в школу.
В связи с достижением необходимого пенсионного возраста в 2020 году Истец А обратилась в территориальный орган ПФУ о назначении пенсии по возрасту, в порядке, предусмотренном Законом Украины «Об общеобязательном пенсионном обеспечении».
Позиция ответчика Б — Истца А было переведено с одного вида пенсии на другой: с пенсии за выслугу лет на пенсию по возрасту. Именно поэтому, территориальным органом ПФУ был осуществлен перерасчет пенсии. Следует отметить, что за основу был взят показатель средней заработной платы по Украине за 2002 год (показатель на момент назначения пенсии за выслугу лет), согласно статье 40 Закона Украины «Об общеобязательном пенсионном
обеспечении».

С таким утверждением Истец А категорически не согласна. Ведь, в случае назначения пенсии по возрасту применяется показатель средней заработной платы за 2017, 2018 и 2019 годы так, как это предусмотрено частью второй статьи 40 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».
Суд пришел к выводу, что показатель средней заработной платы при переводе на другой вид пенсии должен быть неизменным, то есть таким, каким он был на момент назначения пенсии, предусмотренной Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», если перевод произошел в пределах соответствующего закона. Данное утверждение изложено в части третьей статьи 45 вышеуказанного закона.
Таким образом, при назначении Истцу А в 2020 году пенсии по возрасту в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» подлежит применению средняя заработная плата (доход) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии по возрасту.
Такую же позицию высказал Верховный суд Украины в решении от 29.11.2016 года по делу № 21-6331а15 и в решении от 22.02.2018 года по делу № К / 9901/16/17.