Решением Конституционного Суда Украины от 20.03.2024 по делу №2-р(ІІ)/2024 признано неконституционными предписание статьи 2 Закона Украины «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» от 08.07.2011 № 3668-VI с изменениями действие на Закон Украины „О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы“ от 28.02.1991 № 796–XII с изменениями, предписание первого предложения части третьей статьи 67 Закона Украины „О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы“ от 28.02 .1991 № 796–XII с изменениями.
Согласно оспариваемым предписаниям ст.2 Закона «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» от 8.07.2011 №3668-VI, максимальный размер пенсии (кроме пенсионных выплат, осуществляемых из Накопительного пенсионного фонда) (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющих особые заслуги перед Родиной), назначенных (перечисленных) в соответствии с Законом «О статусе и социальная защита граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» не может превышать 10 прожиточных минимумов, установленных для лиц, потерявших трудоспособность.
Аналогичные ограничения установлены предписанием первого предложения ч.3 ст.67 Закона «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» от 28.02.1991 №796-XII.
В решении Конституционный Суд указал, что ст.67 закона №796-XII в первичной редакции не содержала предписаний по ограничению максимального размера пенсии. Вместо этого содержалось требование ежегодного повышения конкретных размеров всех доплат, пенсий и компенсаций в соответствии с изменением индекса стоимости жизни и ростом минимальной заработной платы.
Такое требование содержит и ч.1 ст.67 закона №796-XII в редакции Закона от 06.06.1996 №230/96-ВР, действующей на время рассмотрения этого дела, а именно: конкретные размеры всех доплат, пенсий и компенсаций повышает Кабинет Министров в соответствии с изменением индекса стоимости жизни и ростом минимальной заработной платы.
Следовательно, сохранив требование повышения для лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, размеров всех доплат, пенсий и компенсаций в соответствии с изменением индекса стоимости жизни и ростом минимальной заработной платы, законодатель предписаниями ст.2 закона №3668-VI и первого предложения ч.3 ст. .67 закона №796-XII ограничил максимальный размер государственной пенсии этих лиц.
Более того, анализ п.2 разд.II «Заключительные и Переходные положения» Закона №3668-VI свидетельствует об остановке повышения размера пенсии для пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы лиц.
На государство возложена обязанность обеспечить лицам с инвалидностью из числа пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы усиленную социальную защиту, а введенное ограничение максимального размера пенсии является нарушением обязательств государства, вытекающих из содержания вв. стст.1, 3, 16, ч.3 ст.22, ч.1 ст.50 Конституции Украины в их взаимосвязи.
Кроме того, лица, которым назначена Чернобыльская пенсия до внесения оспариваемых изменений в законодательство, имели все основания рассчитывать на стабильность законодательства и правомерно надеяться, что право на установленный им уровень социальной защиты является гарантированным, а потому оспариваемые предписания противоречат также требованиям чч.1, 2 ст. .8, ч.1 ст.41 Конституции Украины.
Предписания законов, признанных неконституционными, утрачивают силу со дня принятия этого решения Конституционного Суда Украины.