Во время новейших технологий человек может покупать товары не тратя на шопинг лишнее время. Но часто это может создать недоразумение, а также трудности у человека, который не всегда знает, как правильно себя уберечь от разного рода проблем, которые могут появиться в результате такого заказа.
Современные социальные сети создают платформу для развития бизнеса для всех желающих работать и обеспечивать себя с помощью этой сферы, ведь нынешние возможности не препятствуют этому. Но инновации не только реализуют новые достижения, но создают новые нюансы и вопросы для решения.
Государство обеспечивает потребителям защиту их прав, предоставляет возможность свободного выбора продукции, получения знаний и квалификации, необходимых для принятия самостоятельных решений при приобретении и использовании продукции в соответствии с их потребностями, и гарантирует приобретение или получение продукции другими законными способами в объеме, обеспечивающем уровень потребление, достаточное для поддержания здоровья и жизнедеятельности.
В соответствии с Законом Украины «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на продукцию надлежащего качества. В связи с этим есть ряд требований к продавцу, а именно:
- продавец (производитель, исполнитель) обязан передать потребителю продукцию надлежащего качества, а также предоставить информацию об этой продукции.
- продавец (производитель, исполнитель) по требованию потребителя обязан предоставить ему документы, подтверждающие надлежащее качество продукции.
- требования к продукции по безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей, а также окружающей природной среды устанавливаются нормативно-правовыми актами, в том числе техническими регламентами.
- запрещается введение в обращение фальсифицированной продукции.
- производитель (исполнитель) обязан обеспечить использование продукции по назначению в течение срока ее службы, предусмотренного нормативно-правовым актом или установленного им по договоренности с потребителем, а в случае отсутствия такого срока – в течение десяти лет.
Производитель (исполнитель) обязан обеспечить техническое обслуживание и гарантийный ремонт продукции, а также ее выпуск и поставку для предприятий, производящих техническое обслуживание и ремонт, в необходимом объеме и ассортименте запасных частей на протяжении всего срока ее производства, а после снятия с производства — в течение срока службы, в случае отсутствия такого срока – в течение десяти лет.
В случае обнаружения в течение установленного гарантийного срока недостатков потребитель в порядке и в сроки, установленные законодательством, имеет право требовать:
1) пропорционального уменьшения цены;
2) безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
3) возмещение затрат на устранение недостатков товара.
В случае обнаружения в течение установленного гарантийного срока существенных недостатков, возникших по вине производителя товара (продавца, исполнителя), или фальсификации товара, подтвержденных при необходимости заключением экспертизы, потребитель, в порядке и в сроки, установленные законодательством и на основании обязательных для сторон правил или договора, имеет право по своему выбору потребовать от продавца или производителя:
1) расторжение договора и возврат уплаченной за товар денежной суммы;
2) требовать замены товара на такой же товар или аналогичный, из числа имеющихся у продавца (производителя), товар.
Также законодатель защитил право потребителя на обмен или возврат товара в случае, если товар не удовлетворил его по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам не может быть им использован по назначению.
Потребитель имеет право на обмен товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня покупки, если более длительный срок не объявлен продавцом.
Например, ниже приведены судебные решения, в которых подтверждена защита прав потребителей законом:
- 08.02.2021 Богодуховским районным судом Харьковской области было вынесено решение в пользу покупателя, законные права которого были нарушены. В обоснование исковых требований покупатель объяснил, что он сделал заказ на интернет-платформе у физлица-предпринимателя на покупку обуви в количестве 7 пар. 17 июля 2020 года им был получен от ФЛП счет на оплату, в котором указан покупатель, товар, количество и стоимость. Истец отметил, что товар был им оплачен в соответствии с квитанциями. Таким образом, после отправки ответчиком счета и оплаты его истцом в смысле ст.202, ст. 205, ст. 638, ст. 640, ст. 641, ст. 642 ГК Украины между сторонами был заключен договор купли-продажи. После чего ответчиком был направлен товар по средствам почтовой связи ООО «Новая почта. После поступления товара было обнаружено, что товар не отвечает по количеству и ассортименту по размерам, согласованным сторонами. в котором были взысканы с физического лица-предпринимателя в пользу покупателя денежные средства в соответствующем размере, в котором были оплачены за товар и моральный ущерб в определенном размере, а также взысканы с физического лица-предпринимателя расходы на юридическую (правовую) помощь в сумме, которую отметил покупатель. Суд пересмотрел эти аргументы и решил вернуть расходы и возместить моральный ущерб. Кроме того, в результате указанных нарушений условий договора истцу был причинен моральный вред, заключающийся в душевных страданиях, которые истец испытал в связи с невыполнением условий договора, в результате виновных действий ответчика он испытал стресс, испытывал негативные эмоции, потерял сон, чувствовал себя неудобно, дискомфортно, был вынужден прилагать дополнительные усилия для восстановления его нарушенных прав. При этом для восстановления своих нарушенных прав истец был вынужден оплачивать юридические услуги, в связи с чем потратил средства, предназначенные на отдых в отпуске для себя и своей семьи, и его семья была лишена отдыха. Учитывая изложенное, ссылаясь на ст. 22 Закона Украины «О защите прав потребителей», ст. 23 ГКУ, ч.ч.1, 2 ст.137 ГПК Украины утверждает о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца морального вреда и расходов на юридическую помощь.
- Решением Белоцерковского горрайонного суда Киевской области от 16 ноября 2020 года исковые требования еще одного потребителя были удовлетворены. В данном случае истец приобрел электронный прибор, в котором обнаружил существенные недостатки работы, в результате чего обратился к продавцу в гарантийный срок об устранении неполадок этого электронного прибора, а именно смарт-часов марки Samsung Galaxy Watch 4 мм Gold. Продавец не отказал в устранении неполадок, но кроме них были обнаружены еще некоторые неисправности этого устройства, ставшие известными покупателю. В связи с этим покупатель решил расторгнуть договор купли-продажи в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, которые до этого были ему не известны. Однако продавец не согласился с этим, аргументируя, что законный срок возврата товара составляет 14 дней, а прошло уже больше времени, чем две недели. Только срок ремонта составлял 19 дней. Также по результатам диагностики заявленный недостаток не подтвержден, нарушений условий гарантии не обнаружено. Однако истец провел диагностику электронного прибора за собственные средства, чем было подтверждено нерабочее состояние часов вопреки заявленным гарантиям продавца, что и стало доказательством того, чтобы суд встал на сторону покупателя и принял расторжение публичного договора купли-продажи.
- 23.01.2020 года Сиховский районный суд Львова также вынес решение в пользу потребителя, который столкнулся с прямым грубым нарушением своего законного права вернуть товар в связи с несоответствием между описанием его характеристик и реальными качествами. В обоснование исковых требований истец ссылается с тем, что 08.12.2017 года у продавца приобрела товар за определенную сумму. Указанный выше товар был приобретен в кредит, при этом уплачен аванс. После приобретения товара, попробовав его использование в домашних условиях, было обнаружено, что данный товар не соответствует его качественным характеристикам, в связи с чем решено вернуть такому продавцу в сроки, предусмотренные Законом Украины «О защите прав потребителей». Однако когда товар вернулся в магазин, продавец отказался принимать товар и возвращать аванс, чем грубо нарушил нормы действующего законодательства. Истец неоднократно пыталась вернуть приобретенный товар, однако такие попытки были тщетными. После неудачных попыток вернуть его, истец обратилась с жалобой в Главное управление Госпродпотребслужбы во Львовской области, а также с заявлением о совершении уголовного правонарушения в Лычаковское ОП ГУ ЧП во Львовской области. По состоянию и сейчас ответчик не принимает приобретенный товар, вопреки нормам действующего законодательства Украины. В связи с противоправными действиями ответчика, истцу также причинен моральный ущерб, поскольку таковой постоянно находился в стрессовом состоянии, постоянно был расстроен, был нарушен нормальный уклад жизни, связанный с регулярными поездками к ответчику с попытками вернуть товар, жалобам в контролирующие и правоохранительные органы Суд в данном случае также обеспечил защиту прав потребителя в соответствии с законом и вынес решение в его пользу.
Эти три судебных спора разные, но суд всегда на стороне закона и законных интересов в данном случае сторон договора купли-продажи, что можно увидеть в данных решениях.