В современных реалиях не нарушать налоговое законодательство достаточно сложно, учитывая его сложность, а также учитывая неправомерные действия налоговиков, находящих нарушения там, где их нет. Как и за какие-либо нарушения за налоговые огрехи предусмотрена ответственность в виде штрафа.
Штрафные санкции по поводу нарушения налогового законодательства применяются не только по результатам проведенных налоговых проверок.
Штрафы могут начисляться за различные нарушения, например, за неуплату налогов вовремя, неправильный учет налогов или несвоевременную подачу отчетности и даже за самостоятельно исправленную ошибку в отчетности. При этом сверх этого за несвоевременную уплату штрафа начисляется пеня.
Размер штрафа может быть как в небольших размерах, так и до десятков, сотней тысяч или даже до миллионов гривен!
Вместе с тем нередко возникают ситуации, когда налоговиками незаконно налагаются штрафы на юридических и физических лиц. Поэтому важно отметить, что начисление штрафов и пени за нарушение налогового законодательства не автоматически. Это означает, что налогоплательщик имеет право оспорить начисление штрафов и пени, если он не согласен с ними.
Опытные и профессиональные в разрешении таких судебных споров адвокаты АБ «Ткачук и партнеры» помогут обжаловать штрафы, наложенные налоговыми органами, предоставив следующие правовые услуги:
Консультация по всем вопросам относительно привлечения налоговыми органами физических и юридических лиц в виде штрафов, анализ сложившейся ситуации и определение перспектив будущих судебных процессов;
Помощь в сборе доказательств и составлении процессуальных документов-адвокатского запроса, иска, отзыва, возражений, объяснений, ходатайств и т.п.;
Обжалование налоговых уведомлений –решений о наложении штрафов в судебном порядке;
Обжалование незаконных судебных решений о привлечении к административной ответственности лиц в виде наложения штрафа за нарушение налогового законодательства;
Обжалование неправомерных действий (решений, бездействия) налоговых органов при наложении штрафов;
Ознакомление с материалами дела по спору об обжаловании штрафов или их взыскании по искам налоговыми органами, если дело уже находится в суде;
Участие во всех судебных инстанциях по делам по спору о наложении налоговыми органами штрафа, в том числе по искам контролирующих органов;
Обжалование незаконных судебных решений;
Правовое сопровождение клиента на стадии исполнительного производства.
Из опыта адвокатов нашего Бюро можно определить круг вопросов, с которыми чаще всего обращаются клиенты к нашему Бюро:
За какие правонарушения налоговые органы налагают штраф;
Размеры налоговых штрафов;
Порядок наложения штрафов и порядок их обжалования;
Каким образом возможно избежать наложения штрафа;
Каким образом возможно уменьшить размер штрафа;
Споры с налоговыми органами о взыскании суммы наложенного штрафа;
Неправомерные действия (решения) работников контролирующих органов при наложении штрафа и т.д.
Многолетний опыт судебной практики адвокатов АБ «Ткачук и партнеры» дает возможность решения многих спорных вопросов, связанных с наложением налоговыми органами штрафов в пользу клиента и достичь желаемого результата.
ЗА КАКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ НАКЛАДЫВАЮТ ШТРАФЫ, ИХ РАЗМЕРЫ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НЮАНСЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ШТРАФОВ
Из опыта адвокатов нашего Бюро можно привести правонарушения, за которые налоговыми органами чаще всего налагаются штрафы:
1. Ответственность за нарушение предельного срока регистрации НН и РК в ЕРНН и за отсутствие регистрации (п.120-1 НКУ):
-нарушения плательщиками НДС предельных сроков регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки в налоговые накладные в ЕРНН, установленные ст. 201 НКУ. За такие правонарушения налагаются штрафы:-за нарушение срока регистрации до 15 календарных дней — 10% (2% — штрафы, применяемые временно, в течение действия военного положения, начиная с 16 января 2023 года и шести месяцев после месяца, в котором военное положение будет прекращено или отменено (п. 90 подр. 2 разд.
от суммы налога на добавленную стоимость, указанной в налоговых накладных/расчетах корректировки; от 16 до 30 дней — 20% (5%) от суммы НДС; от 31 до 60 дней – 30 % (10 %) от суммы НДС; от 61 до 365 дней — 40% (15%) от суммы НДС;
-отсутствия регистрации налоговой накладно/расчета корректировки, после истечения 10 дней, следующих за днем получения налогоплательщиком ППР- 50% от суммы налоговых обязательств по НДС, указанной в такой налоговой накладной/расчете корректировки или от суммы НДС, начисленного по операции с поставка товаров/услуг, если налоговая накладная на такую операцию не составлена.
Обращаем внимание, что в случае остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки согласно п. 201.16 НКУ штрафные санкции, предусмотренные настоящим пунктом, не применяются на период остановки такой регистрации до принятия решения о возобновлении регистрации таких налоговых накладных/расчетов корректировки согласно пп. 201.16.4 НКУ.
В случае регистрации налоговой накладной/расчета корректировки до начала проведения проверки, предметом которой является соблюдение требований НКУ о своевременности регистрации таких документов в ЭРПН, штрафные санкции, предусмотренные п. 120-1.2 НКУ, не применяются.
В случае регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в течение 10 дней, следующих за днем получения налогоплательщиком НПР, штрафные санкции, предусмотренные абзацем вторым настоящего пункта и пунктом 120-1.1 НКУ, не применяются.
Специальные штрафы действуют для следующих НН/РК, составленных: — на операции по поставке товаров/услуг, освобождаемых от налогообложения НДС; — на операции, облагаемые налогом по нулевой ставке; — в соответствии с пп. «а» — «г» п. 198.5 НКУ; — согласно ст. 199 НКУ; — в соответствии с абз.11 п. 201.4 НКУ.
В таких случаях нарушение плательщиками НДС предельных сроков регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки в налоговые накладные в ЕРНН, установленные ст. 201 НКУ — при наличии факта регистрации — штраф — 2% объема поставки (без НДС), но не более 1020 грн.;
-отсутствие регистрации в течение предельного срока, предусмотренного ст. 201 НКУ, налоговой накладной/расчета корректировки, указанной в НПР, составленном по результатам проверки – штраф 5% объема поставки (без НДС), но не более 3400 грн.
2. Ответственность поставщиков товаров/услуг за ошибки в обязательных реквизитах НН, выявленных по результатам документальной проверки.
Допущение продавцом товаров/услуг ошибок при указании обязательных реквизитов налоговой накладной, предусмотренных пунктом 201.1 НКУ, выявленных контролирующим органом по результатам документальной внеплановой выездной проверки, проведенной по заявлению покупателя – штраф на плательщика налога-продавца 170 грн. и обязательство исправить такие ошибки.
Невыполнение НПР с предупреждением о необходимости исправления налогоплательщиком – продавцом указанных в абз. 1 п. 120-1.3 НКУ ошибок в течение 10 дней – штраф в размере: в случае неисправления ошибок в течение 15 дней – 10% суммы НДС, указанной в такой налоговой накладной; 30 дней-20%; до 60 дней – 30%; до 90 дней – 40%; до 120 дней – 50%; до 150 дней – 60%; до 180 дней – 70%; после 181 дней – 100%.
3. Ответственность за нарушение сроков хранения первичных документов (ст. 121 НКУ).
Необеспечение налогоплательщиком хранения первичных документов, учетных и других регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, других документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов в течение установленных ст. 44 НКУ сроков их хранения и/или непредоставления налогоплательщиком контролирующим органам оригиналов документов (кроме документов, полученных из Единого реестра НН) или их копий при осуществлении налогового контроля-штраф 1020 грн. (безобразно в течение года – 2040 грн.).
Непредоставление ответа на запрос, неподача или представление не в полном объеме налогоплательщиком, финансовым агентом или другим лицом документов или иной информации по запросу контролирующего органа, отправленному в соответствии с основаниями, предусмотренными подпунктами 6-8 пп. 73.3.1 НКУ-штраф 5 размеров минзарплаты за каждый такой факт.
Непредставление или представление не в полном объеме налогоплательщиком документов или иной информации по запросу контролирующего органа в других случаях, предусмотренных ст. 73 НКУ-1 размера минзарплаты за каждый такой факт.
4. Ответственность за нарушение по уплате налогов и сборов.
Неуплата (неперечисление) физическим лицом — плательщиком единого налога авансовых взносов единого налога в порядке и в сроки, определенные ст. 295 НКУ-штраф 50% от ставки налога.
Если контролирующий орган самостоятельно определяет сумму налогового обязательства, уменьшение суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость налогоплательщика по основаниям, определенным пп. 54.3.1, 54.3.2 (кроме случаев уменьшения суммы НДФЛ, задекларированной к возврату из бюджета в связи с использованием права на налоговую скидку), 54.3.6 НКУ: — если нарушение непреднамеренно — штраф 10% суммы определенного налогового обязательства и/или иного обязательства.
Если это нарушение умышленно — 25 % суммы определенного налогового обязательства, завышенной суммы бюджетного возмещения (за повторное, в течение 1095 дней — 50% от этой суммы).
Использование налогоплательщиком (должностными лицами налогоплательщика) сумм, не уплаченных в бюджет вследствие получения (применения) налоговой льготы, не по назначению и/или вопреки условиям или целям ее предоставления по закону по вопросам соответствующего налога, сбора (обязательного платежа) ) дополнительно к штрафам, предусмотренным п. 123.1 НКУ- взыскания в бюджет суммы налогов, сборов (обязательных платежей), подлежащих начислению без применения налоговой льготы, если нарушение непреднамеренно, а если умышленное — в двойном размере не использованных сумм по назначению и/или вопреки условиям или целям предоставления таких льгот.
Отчуждение налогоплательщиком имущества, находящегося в налоговом залоге, без предварительного согласия контролирующего органа, если получение такого согласия является обязательным согласно НКУ-штрафу в размере стоимости отчужденного имущества.
5. Ответственность за нарушение правил уплаты (перечисления) денежного обязательства (ст. 124 НКУ).
Если нарушение неумышленное: при задержке до 30 дней включительно-штраф 5% погашенной суммы налогового долга; более 30 дней – 10 %; нарушение налогоплательщиком срока уплаты в бюджет суммы акцизного налога, предусмотренного абз. 2 пп. 222.1.2 НКУ – 10 % от суммы такого акцизного налога.
При умышленном нарушении: штраф 25% от суммы неуплаченного (несвоевременно уплаченного) денежного обязательства; повторное в течение 1095 дней или если просрочка более 90 дней – штраф 50% от неуплаченной суммы.
Обращаем внимание, если контролирующий орган не направил (не вручил) физлицу НПР по налогу на имущество в сроки, установленные соответствующими нормами НКУ, физлица освобождаются от ответственности, предусмотренной НКУ за несвоевременную уплату налогового обязательства (п. 124.5 НКУ).
6. Ответственность за нарушение правил начисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов у источника выплаты (ст. 125-1 НКУ).
Неначисление и/или неудержание, и/или неуплата (неперечисление), и/или начисление, уплата (перечисление) не в полном объеме налогов налогоплательщиком, в том числе налоговым агентом, до или при выплате дохода в пользу нерезидента или иного налогоплательщика , а также нерезидентом, на которого возложена обязанность уплачивать налог в порядке:
-за непреднамеренное нарушение — штраф 10% процентов суммы налога, подлежащего начислению и/или уплате в бюджет;
-за умышленное нарушение- штраф 25% от указанной суммы; повторное в течение 1095 дней — штраф-50%, третий и более в течение 1095 дней — штраф в размере 75%.
Обращаем внимание, что ответственность за погашение суммы налогового обязательства или налогового долга, возникающая в результате совершения таких действий, и обязанность по погашению такого налогового долга, в том числе пени, возлагается на налогового агента. При этом налогоплательщик – получатель таких доходов освобождается от обязанности погашения такой суммы налоговых обязательств или налогового долга, кроме случаев, установленных разделом IV НКУ.
В то же время, налоговый агент освобождается от ответственности, если неначисление, неудержание и/или неперечисление налога на доходы физических лиц самостоятельно оказывается налоговым агентом при проведении перерасчета этого налога, предусмотренного пунктом 169.4 НКУ, и исправляется в последующих налоговых периодах в течение налогового (отчетного) года согласно нормами НКУ.
7. Ответственность за нарушение взятия на учет (регистрация) в контролирующих органах, непредставление документов и деклараций в налоговый орган, а также нарушение порядка представления и исправления ошибок в них.
-Непредставление в сроки и в случаях, предусмотренных НКУ, заявлений или документов для взятия на учет в соответствующем контролирующем органе, регистрации изменений местонахождения или внесения других изменений в свои учетные данные, неподачи исправленных документов для взятия на учет или внесения изменений, представления с ошибками или в неполном объеме, непредставление сведений относительно лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета и/или составление налоговой отчетности: — на самозанятых лиц штраф 340 грн. (повторно в течение года или в случае неустранения предыдущих нарушений-680 грн.); на юридических лиц – 1020 грн. (повторно-2040 грн.).
-Ведение нерезидентом (иностранной юридической компанией, организацией) деятельности через обособленное подразделение, в том числе постоянное представительство, без взятия на налоговый учет в порядке, предусмотренном НКУ-штраф на нерезидента 100 000 грн.
— Осуществление лицом-нерезидентом операций по поставке на таможенной территории Украины электронных услуг физическим лицам, в том числе ФЛП, не зарегистрированным как плательщики НДС, без регистрации такого лица-нерезидента как плательщика НДС в соответствии со статьей 208-1 НКУ-штраф на нерезидента 30 размеров мзп.
-Непредставление, представление с нарушением установленного срока, представление не в полном объеме либо с недостоверными сведениями, либо с ошибками финансовыми агентами отчета о подотчетных счетах в соответствии с требованиями п. 69.8 НКУ- штраф в 100 размеров мзп.
Обращаем внимание, что данный штраф не применяется в случае, если недостоверные сведения или ошибки в отчете о подотчетных счетах возникли по независимым от финансового агента причинам и/или в связи с представлением владельцем финансового счета недостоверной информации, при условии, что финансовый агент:
-принимал обоснованные и надлежащие в соответствующих условиях (обстоятельствах) меры для проведения проверки статуса налогового резидентства владельцев финансовых счетов и конечных бенефициарных владельцев (контролеров) таких владельцев финансовых счетов;
-своевременно, в срок, установленный пунктом 69.8 НКУ, сообщил центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, о предоставлении владельцем финансового счета недостоверных данных.
-Несообщение ФЛП и лицами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность, о своем статусе банка, другом финансовом учреждении, небанковском предоставлении платежных услуг/эмитента электронных денег при открытии счета/электронного кошелька-680 грн за каждый случай несообщения.
-Непредставление, представление с нарушением установленных сроков, представление не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу налогоплательщика, суммы удержанного из них налога, а также суммы, начисленные (выплаченные) физическим лицам за товары (работы, услуги), если такие недостоверные сведения или ошибки привели к уменьшению и/или увеличению налоговых обязательств налогоплательщика и/или изменению налогоплательщика — 1020 (повторно в течение года-2040).
-Оформление документов, содержащих информацию об объектах налогообложения физических лиц или об уплате налогов без указания регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, в случае, когда законодательство требует от лица-резидента получения такого номера, или с использованием недостоверного регистрационного номера учетной карты плательщика налогов, кроме случаев, определенных п. 119.1 НКУ-штраф 340 грн.
Обращаем внимание, что штрафы, предусмотренные п. 119.1 и 119.2 НКУ, не применяются в случаях, если:
-недостоверные сведения или ошибки в налоговой отчетности о суммах доходов, начисленные (уплаченные) в пользу налогоплательщика, суммы удержанного из них налога, а также суммы, начисленные (выплаченные) физическим лицам за товары (работы, услуги), возникли в связи с исполнением налоговым агентом требований п. 169.4 НКУ и были исправлены в соответствии с требованиями ст. 50 НКУ;
-ошибки по регистрационному номеру учетной карточки налогоплательщика в налоговой отчетности о суммах доходов, начисленные (уплаченные) в пользу налогоплательщика, суммы удержанного из них налога были исправлены налоговыми агентами самостоятельно, в том числе в течение 30 календарных дней со дня поступления сообщений об ошибках, обнаружены контролирующим органом.
-Непредставление (кроме случаев, если налоговая декларация не подается в соответствии с п. 49.2 НКУ) или несвоевременная подача налогоплательщиком или другими лицами, обязанными начислять и уплачивать налоги и сборы, налоговых деклараций (расчетов), а также другой отчетности- 340 грн . (повторное –1020 грн.).
-Невыполнение налогоплательщиком требований, предусмотренных абз.3-5 п. 50.1 НКУ, об условиях самостоятельного внесения изменений в налоговую отчетность-5% от суммы самостоятельно начисленного занижения налогового обязательства (недоплаты).
-Непредставление налогоплательщиком отчета о контролируемых операциях и/или документации по трансфертному ценообразованию, и/или глобальной документации по трансфертному ценообразованию (мастер-файлу), и/или отчету в разрезе стран международной группы компаний, и/или уведомления об участии в международной группе компаний в соответствии с требованиями ст. 39 НКУ влечет наложение штрафа (штрафов) в размере:
-в случае неподачи отчета о контролируемых операциях — 300 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица;
-за все незадекларированные контролируемые операции; 1 % суммы контролируемых операций, незадекларированных в представленном отчете о контролируемых операциях, но не более 300 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица; 1% суммы дохода (выручки) участника международной группы компаний, информация о котором в нарушение требований НКУ не отражена в отчете в разрезе стран международной группы компаний, но не более 1000 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица.
Также налоговые органы штрафуют за другие правонарушения, касающиеся неподачи отчетности или предоставления недостоверной информации, предусмотренной в п. 120.3-120.7 НКУ.
Обращаем внимание, что при самостоятельном доначислении суммы налоговых обязательств другие штрафы, предусмотренные НКУ, не применяются (абз. 3 п.120.2 НКУ).
8. Штрафы, связанные с акцизным налогом.
Осуществление субъектами хозяйствования операций по реализации горючего или спирта этилового без регистрации таких субъектов плательщиками акцизного налога в порядке, предусмотренном НКУ- штраф 100% стоимости реализованного горючего или спирта этилового.
Нарушение плательщиками акцизного налога предельных сроков регистрации акцизных накладных/расчетов корректировки в акцизные накладные в ЕРАН: штрафы в зависимости от просрочки – более 120 дней -50% суммы акцизного налога с соответствующих объемов горючего, на которые налогоплательщик обязан составить такую расчет корректировки
Обращаем внимание, что сумма акцизного налога для целей применения штрафа определяется по ставке, установленной на дату реализации горючего, и курсу НБУ, действующему на первый день квартала, в котором осуществляется реализация горючего, а для спирта этилового — по ставке, установленной на дату реализации этилового спирта (п. 120-2.3 НКУ).
9. Ответственность за нарушение правил учета, производства и обращения горючего или спирта этилового на акцизных складах и/или местах производства отдельных видов продукции (ст. 128-1 НКУ).
-Необорудование и/или отсутствие регистрации в ЕГР расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков уровня горючего в резервуаре равномерно-счетчика на введенном в эксплуатацию резервуаре, расположенном на акцизном складе, и/или расходомера-счетчика на месте отпуска горючего наливом закци на акцизном составе, а также необорудование и/или отсутствие регистрации в ЕГР расходомеров-счетчиков объема производимого спирта этилового расходомера-счетчика этилового спирта, и/или массового расходомера на месте получения и отпуска спирта этилового, расположенного на акцизном составе, и/или месте получения /отпуска этилового спирта в производство продукции, определенной в подпунктах «д»-«ж» пп. 229.1.1 НКУ- штраф 20000 грн. за каждый необорудованный резервуар и/или незарегистрированный равномер-счетчик, а также за каждое необорудованное место отпуска горючего наливом из акцизного состава или за каждое место получения и отпуска этилового спирта, и/или незарегистрированный расходомер-счетчик/расходомер-счетчик спирта этилового, и/ или массовый расходомер (за повтор — 50 000 грн.)
-Отсутствие по вине налогоплательщика регистрации акцизных складов в системе электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового налогоплательщиком — распорядителем акцизного состава- штраф 1 000 000 грн. (повторное – 2 000 000 грн.).
10.Штраф при самостоятельном исправлении ошибки.
Налогоплательщик, самостоятельно (в том числе по результатам электронной проверки) выявляющий факт занижения налогового обязательства прошлых налоговых периодов, обязан, за исключением случаев, установленных пунктом 50.2 НКУ:
— или прислать уточняющий расчет и уплатить сумму недоимки и штраф в размере 3% от такой суммы до представления такого уточняющего расчета — 3% от суммы недоимки
— или отразить сумму недоимки в составе декларации по этому налогу, подаваемому за налоговый период, следующий за периодом, в котором выявлен факт занижения налогового обязательства, увеличенную на сумму штрафа в размере 5% от такой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы денежного обязательства по этому налогу- 5% от суммы недоимки.
Обращаем внимание, что в случае самостоятельного исправления налогоплательщиком с соблюдением порядка, требований и ограничений, определенных статьей 50 НКУ, ошибок, приведших к занижению налогового обязательства в отчетных (налоговых) периодах, приходящихся на период действия военного положения, такие плательщики освобождаются от начисления и уплаты штрафных санкций, предусмотренных п. 50.1 НКУ, и пени (п. 69.1, п. 69.38 подр. 10 разд. ХХ НКУ).
Также контролирующим органом начисляется пеня за каждый календарный день просрочки уплаты:
-суммы денежного обязательства (включая сумму штрафных санкций при их наличии и без учета суммы пени), определенного контролирующим органом по результатам проверки или налогового обязательства, определенного контролирующим органом в установленных НКУ случаях, не связанных с проведением проверки, расчета 120% годовых учетной ставки НБУ, действующей на каждый такой день (включая день погашения);
-суммы денежного обязательства, (включая сумму штрафных санкций при их наличии и без учета суммы пени), определенного налогоплательщиком или налоговым агентом, в том числе в случае внесения изменений в налоговую отчетность вследствие самостоятельного выявления налогоплательщиком ошибок начиная с 91 календарного дня , следующего за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства, включая день погашения, из расчета 100% годовых учетной ставки Национального банка, действующей на каждый такой день.
Кроме того, за неподачу или несвоевременное представление должностными лицами предприятий, учреждений и организаций платежных поручений на перечисление подлежащих уплате налогов и сборов (обязательных платежей) предусмотрена административная ответственность согласно ст. 163-2 КУоАП.
Таким образом, законодательство содержит достаточно большой спектр нарушений налогового законодательства, за которые налоговыми органами налагаются штрафы, а также применяется пеня, которая может быть обжалована в судебном порядке, в чем помогут адвокаты нашего Бюро.
Кроме того, юристы нашего Бюро обжалуют незаконные судебные решения о наложении административного взыскания в виде штрафа за нарушение налогового законодательства.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО РАССМОТРЕНИЮ ДЕЛ ПО СПОРАМ ОБ ОБЖАЛОВАНИИ ШТРАФОВ, НАЛОЖЕННЫХ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ
1. Верховным Судом 03.11.2023 рассмотрено дело по вопросу применения субъектами хозяйствования в своей деятельности различных аппаратов программного обеспечения, интегрирующих РРО и банковский платежный терминал в одном устройстве.
В частности, в некоторых случаях РРО и терминал могут быть отдельными. Применение разделенной системы приводит к выдаче двух чеков, что, по утверждению налоговой, незаконно и нарушает законодательство об РРО, следствием чего является наложение штрафов в больших размерах.
Однако Верховный Суд согласился с выводами судов предыдущих инстанций, что использование двух отдельных устройств и выдача двух чеков являются законными и не являются нарушением, а применение штрафов является противоправным.
Так, Верховный Суд 03.11.2023 оставил в силе судебные решения предыдущих инстанций, которыми удовлетворен иск ООО о признании противоправным и отменил налоговое уведомление-решение, принятое ГУ ГНС в части применения штрафных санкций в размере 16 475 003 грн.
Основанием для наложения на ООО налоговыми органами штрафа было нарушение истцом пунктов 1, 2, 11, 12 статьи 3 ЗУ «О применении РРО в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 6.07.1995 265/95-ВР. В частности, в акте проверки указано, что истец производит расчетные операции в безналичной форме с использованием электронного платежного средства (платежной карты) платежного терминала соединенного или соединенного с регистратором расчетных операций с распечаткой и выдачей покупателю расчетных документов неустановленной формы.
Отменяя налоговое уведомление-решение суды, с которыми согласился Верховный Суд исходили из того, что в соответствии с Положением о форме и содержании расчетных документов/электронных расчетных документов, Порядка представления отчетности, связанной с использованием книг учета расчетных операций (расчетных книг), формы № ЗВР-1 Отчета об использовании книг учета расчетных операций (расчетных книг), утвержденного приказом Минфина № 13 от 21.01.2016, строки 10 — 17 фискального чека заполняются при применении при проведении расчетов с использованием электронного платежного средства (платеже терминала, соединенного или соединенного с РРО, в связи с чем пришли к выводу, что финансовая санкция, определенная в п.1 ст. 17 Закона № 265/95-ВР, примененная к истцу на общую сумму проведенных расчетных операций 16 050 360 грн противоправна.
Также, суды отметили противоправность применения к истцу штрафных (финансовых) санкций из статьи 20 Закона № 265/95-ВР , которая применяется к субъектам хозяйствования, осуществляющих реализацию товаров, которые не учтены в установленном порядке, и/или не предоставили во время проведения проверки документы, подтверждающие учет товаров, находящихся в месте продажи (хозяйственному объекту), поскольку истцом к проверке были предоставлены накладные и товарно-транспортные накладные на товар (алкогольные и табачные изделия), копии которых истцом приобщены к материалов дела,
Верховный Суд по результатам рассмотрения дела изложил следующую правовую позицию: предприятие при осуществлении расчетной операции в расчетном документе указывает строки 10-17, указанные в пунктах 2, 4, 5 раздела II Положения №13 только в случае применения при проведении расчетов электронного платежного средства (платежной карты) платежного терминала, соединенного или соединенного с регистратором расчетных операций. В случае если платежный терминал не соединен с РРО, хозяйствующий субъект не обязан указывать эти реквизиты в расчетном документе. В таком случае нет оснований расценивать не соответствие (не распечатку, не выдачу) расчетного документа установленным требованиям, как нарушение п.п.1,2 ст. 3 Закона №265/95-ВР. Действующим законодательством не установлена обязанность использовать только платежные терминалы, соединение или сочетание с РРО/ПРРО.
2. У налоговых органов отсутствуют основания для начисления авансовых взносов и финансовых санкций за их не уплату, если отсутствует налоговый долг и есть переплата по налогу на прибыль.
Так, по результатам налоговой проверки ГФС в отношении Компании приняты налоговые уведомления-решения, которым применена штрафная санкция за нарушение предельного срока уплаты налога на прибыль в размере 10% в сумме 63 909 грн; штрафную санкцию нарушение предельного срока уплаты налога на прибыль в размере 20% в сумме 14 930 грн.
Компания считает ошибочным заключение контролирующего органа, изложенного в акте проверки о нарушении истцом требований подпункта 153.3.4 пункта 153.3 статьи 153 НКУ, что привело к занижению начисленной суммы авансового взноса в связи с выплатой дивидендов и уменьшения налога на прибыль за счет уменьшения аванса при выплате дивидендов.
Позиция ответчика сводилась к тому, что сумма авансового взноса по налогу на прибыль при выплате дивидендов в отчетном периоде засчитывается в уменьшение сумм начисленного налогового обязательства по налогу на прибыль (с учетом зачисленного авансового взноса) в соответствии со ст. 57 НКУ в декларации по итогам отчетного периода с переносом суммы превышения в следующие налоговые периоды. При этом сумма не учтенного в уменьшение начисленной суммы налоговых обязательств налога на прибыль остатка авансовых взносов по налогу на прибыль при выплате дивидендов в отчетном периоде не формирует излишне уплаченную сумму налога в отчетном периоде согласно подпункту 14.1.115 п. 14.1. ст. 14, пп. 153.3.4. п.153.3 ст. 153 НКУ, а аккумулируется в декларации отчетного периода и переносится на уменьшение налоговых обязательств по налогу на прибыль последующих налоговых периодов.
Судебными решениями предыдущих инстанций поддержана позиция налогоплательщика и удовлетворен иск. Верховный Суд 04.07.2023 оставил данные судебные решения в силе с учетом следующего.
Пунктом 57.1 ст. 57 НКУ предусмотрена обязанность предприятий осуществлять авансовый платеж налога на прибыль
Согласно Абзацам 5 и 6 пункта 57.1 статьи 57.1 Налогового Кодекса предусмотрено, что сумма авансовых взносов уменьшается на сумму налога на прибыль при выплате дивидендов. Также согласно п. 153.3 ст. 153 Налогового Кодекса превышенная сумма относится к уменьшению авансовых взносов.
Для уплаты налогового обязательства по налогу на прибыль и авансовым платежам в соответствии с содержанием п. 87.1 ст. 87 Налогового Кодекса есть любые излишне уплаченные средства в любые бюджеты.
Авансовый взнос должен уплачиваться одновременно с выплатой дивидендов, с уменьшением суммы предварительно уплаченного авансового взноса. И такое уменьшение по уплате авансовых платежей разрешается производить до полного погашения переплаты авансового взноса.
Таким образом ВС пришел к выводу, что налогоплательщику предоставлено право учитывать сумму уплаченных авансовых взносов по налогу на прибыль при выплате дивидендов и уменьшать в соответствующем размере сумму авансовых взносов по налогу на прибыль. Учитывая, что НКУ предусмотрено определение суммы ежемесячных авансовых взносов исключительно в декларации за предыдущий отчетный год и не предусмотрен механизм корректировки (уменьшения) такой суммы в течение года, у плательщиков есть возможность осуществить зачет уплаченных в течение 2013 года сумм авансовых взносов по налогу на прибыль при выплате дивидендов в уменьшение ежемесячных авансовых взносов по результатам декларирования.
Следовательно, предприятие при оплате авансовых платежей и при образовании суммы превышения авансовых платежей по налогу на прибыль имеет право уменьшать размер взносов по этому налогу в последующих периодах до ее полного погашения.
3. Для импортированных алкогольных напитков законодательством регламентирован специальный порядок определения ставки акцизного налога, а именно ее размер определяется по состоянию на дату подачи таможенной декларации в соответствующий контролирующий таможенный орган, а не на дату разлива продукции.
ФЛП обратился в суд с иском о признании противоправными и отмене решений о применении финансовых санкций в виде штрафа в общем размере 34 000 грн.
В обоснование исковых требований истец указал на безосновательность утверждений ответчика относительно ненадлежащей маркировки импортированной алкогольной продукции из-за несоответствия сумм акцизного налога на марке акцизного сбора импортированной алкогольной продукции сумме такого налога, определенной по ставкам, действующим на дату разлива продукции, а акцизна марка, была повреждена при открытии пачки для продажи одной сигары поштучно.
Верховным Судом 03.04.2020 оставлены без изменений судебные решения предыдущих инстанций об удовлетворении иска с учетом следующее.
Согласно подпункту 213.1.3 пункта 213.1 статьи 213 НКУ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) объектами налогообложения акцизным налогом являются, в частности, операции по ввозу подакцизных товаров (продукции) на таможенную территорию Украины.
Подпунктом 222.2.2 п. 222.2 ст. 222 НКУ предусмотрено, что в случае ввоза маркированной подакцизной продукции на таможенную территорию Украины налог уплачивается при приобретении марок акцизного налога с доплатой (при необходимости) на день подачи таможенной декларации.
Аналогично и согласно пункту 216.4 ст. 216 НКУ датой возникновения налоговых обязательств при ввозе подакцизных товаров (продукции) на таможенную территорию Украины является дата представления контролирующему органу таможенной декларации для таможенного оформления или дата начисления такого налогового обязательства контролирующим органом в определенных законодательством случаях.
Согласно п. 226.2 статьи 226 НКУ наличие наклеенной в установленном порядке марки акцизного налога установленного образца на бутылке (упаковке) алкогольного напитка и пачке (упаковке) табачного изделия является одним из условий для ввоза на таможенную территорию Украины и продажи таких товаров потребителям. подтверждением уплаты налога и легальности ввоза товаров.
Согласно п. 226.9 ст. 226 НКУ считаются немаркированными алкогольные напитки и табачные изделия с поддельными марками акцизного налога; алкогольные напитки и табачные изделия, маркированные с отклонением от требований положения, утвержденного КМУ, согласно которому производятся изготовление, хранение, продажа марок акцизного налога и маркировка алкогольных напитков и табачных изделий, и/или марками, не выдаваемыми непосредственно производителю или импортеру указанной продукции ; алкогольные напитки с марками акцизного налога, на которых указание суммы акцизного налога, уплаченного за единицу маркированной продукции, не соответствует сумме, определенной с учетом действующих на дату разлива продукции ставок акцизного налога, прочности продукции и емкости тары.
Таким образом, для импортированных алкогольных напитков законодательством регламентирован специальный порядок определения ставки акцизного налога, а именно ее размер определяется по состоянию на дату подачи таможенной декларации в соответствующий контролирующий таможенный орган, а не на дату разлива продукции, как ошибочно считает ответчик.
Суды отметили, что продукция, которая исследовалась при проверке налоговым органом, импортирована и завезена на таможенную территорию Украины. Алкогольная продукция была маркирована акцизными марками установленного образца, а суммы акцизного налога, указанные на акцизных марках, соответствовали установленным на указанную дату ставкам акцизного налога на момент оформления грузово-таможенных деклараций.
Кроме того, основанием для привлечения субъекта хозяйствования к ответственности является также установление факта реализации им табачных изделий без марок акцизного налога установленного образца. время открытия пачки.
Суды отметили, что поврежденная при открытии пачки сигар марка акцизного налога не свидетельствует об отсутствии такой марки.
Таким образом, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для привлечения истца к ответственности в виде штрафа.
4. Специальным субъектом ответственности по ч. 1 ст. 163 КУоАП – исключительно должностное лицо
В суд от ГНС поступил административный материал, составленный в отношении руководителя ООО за совершение админправонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 163-2 КУоАП.
В соответствии с протоколом при проведении проверки ООО установлено, что руководитель ООО совершил правонарушение, а именно, несвоевременную подачу/непредставление в учреждение банка платежных поручений на перечисление согласованной суммы налогового обязательства по налогу на добавленную стоимость в соответствии с самостоятельно поданной декларацией по НДС за июнь 2023 г. года от 20.07.2023 года, на сумму 7 745 грн., предельный срок уплаты 31.07.2023 года (по состоянию на 10.08.2023 года задолженность по данной декларации составила 7745) соответственно, что повлекло возникновение налогового долга, чем нарушены требования. 16.1.4 п. 16.1 ст. 16, п. 203.2 ст. 203, п. 57.1 ст. 57 НКУ.
Постановлением суда первой инстанции от 09.11.2023 (в апелляционном порядке дело не рассматривалось) производство по делу закрыто, в связи с отсутствием в действиях руководителя ООО события и состава административного правонарушения с учетом следующего.
Согласно ч. 1 ст. 163-2 КУоАП неподача или несвоевременная подача должностными лицами предприятий, учреждений и организаций платежных поручений на перечисление подлежащих уплате налогов и сборов (обязательных платежей) — влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 нмдг.
То есть субъект административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 163-2 КУоАП специальный (должностные лица предприятий, учреждений и организаций).
Вместе с тем доказательств того, что Личность является должностным лицом — руководителем ООО и был ответственным за представление платежных поручений на перечисление подлежащих уплате налогов и сборов (обязательных платежей) суду не предоставлено, а следовательно, не доказано, что он является суб объектом указанного административного правонарушения.
В другом деле суд 19.11.2023 закрыл дело об административном правонарушении о наложении административного взыскания на Личность по ч. 1 ст. 163-2 КУоАП при отсутствии состава административного правонарушения.
Так, согласно протокола об админправонарушении Лицо, работая руководителем ООО, являясь должностным лицом указанного предприятия, допустил несвоевременную уплату налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость от 18.09.2023 за август 2023 года в сумме 50 637 грн., с предельным сроком уплаты 02.10.2023, чем нарушил п. 57.1 ст. 57 главы 4 раздела II НКУ.
Постановление суда обосновано тем, что согласно ч. 1 ст. 163-2 КУоАП административная ответственность по диспозиции этой нормы наступает за неподачу или несвоевременное представление должностными лицами предприятий, учреждений и организаций платежных поручений на перечисление подлежащих уплате налогов и сборов (обязательных платежей).
Следовательно, объективная сторона предусмотренного ч. 1 ст.163-2 КУоАП административного правонарушения не охватывает такого признака противоправного поведения лица, как несвоевременная уплата налоговой декларации, вменяемой в вину Лицо согласно протоколу об админправонарушении.
Таким образом, если у вас возникли конфликтные ситуации с налоговыми органами по наложению штрафа, обращайтесь к опытным в разрешении таких споров адвокатам АБ «Ткачук и партнеры», которые защитят права клиента в судебном порядке с положительным для него результатом.